МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Клиника интеллектуальных нарушений при деменции





ЛЕКЦИЯ № 5

В зависимости от этиопатогенеза различают два вида дементных состояний. В одном случае речь идет об органическом заболе­вании мозга (в результате повреждения, сосудистых заболеваний и т.д.), в другом — к деменции приводит текущее психическое заболевание (например, шизофрения, эпилепсия).

При повреждении незрелого мозга изменяются не только раз­личные психические функции, но поражаются и потенциальные возможности, нарушается динамика развития мозга и всего орга­низма. Следствием такого «двойного удара» яв­ляется сложность клинической картины резидуального состоя­ния. В ней можно выделить две основные группы синдромов: син­дромы дефектного состояния, являющиеся прямым выражением ущерба, причиненного болезнью, и синдромы задержанного и нарушенного развития — косвенные последствия того же цереб­рального поражения. Синдромы дефектного состояния могут про­являться либо в деградации всей психической деятельности (раз­личные варианты деменции), либо в преимущественном пораже­нии ее определенной сферы — эмоционально-волевые расстрой­ства в форме психопатоподобных, апатико-абулических состоя­ний, необратимых церебрастенических синдромов. Г. Е. Сухарева выделяет две формы органической деменции у детей.

Первый вариант деменции — следствие церебральных поражений, перенесенных в школьном возрасте. Основанием для диагноза деменции в таких случаях является явный контраст меж­ду наличием знаний и навыков, отражающих уровень развития, достигнутый ребенком до заболевания, и его познавательными возможностями, обнаруженными во время обследования.

При знакомстве с такими больными обращают на себя вни­мание фонетически полноценная, грамматически и синтакси­чески правильная речь с удовлетворительным запасом слов, вла­дение рядом бытовых и школьных навыков, манера держать ка­рандаш и ручку, техника чтения и письма, определенный запас знаний, усвоенных в школе. Между тем психологическое обсле­дование выявляет крайнюю пестроту ответов: наряду с преобла­данием элементарных, предметно-конкретных суждений неожи­данно можно услышать полноценные обобщения и даже элемен­ты абстракции, отражающие уровень интеллектуального разви­тия ребенка до заболевания. Ущерб, нанесенный заболеванием, не только препятствует приобретению новых знаний, но и ли­шает больного возможности использовать полученные ранее све­дения, которые у него еще сохранились. Продуктивность мыш­ления снижается также и в связи с неустойчивостью, трудностью концентрации внимания, ухудшением памяти, повышенной истощаемостью.

Интеллектуальная недостаточность почти всегда сочетается с выраженными аффективными расстройствами и снижением пси­хической активности. При этом степень и темп деградации лично­сти обычно опережают интеллектуальное снижение. С течением времени круг интересов все больше сужается, стимулы деятель­ности угасают. Сохраняется лишь стремление к удовлетворению элементарных потребностей, но иногда и оно ослабевает и оста­ется только апатическое состояние.

Автоматизированные формы поведения и деятельности, ко­торые у взрослых больных с деменцией в известной мере заме­няют целенаправленную деятельность, маскируя психическую деградацию, у детей и подростков еще не выработаны и не за­креплены. Поэтому несформировавшаяся личность распадается быстрее.



Второй вариант деменции чаще наблюдается у детей, перенесших мозговое заболевание в дошкольном или еще более ран­нем возрасте. Центральное место в ней занимает резко выражен­ное психомоторное возбуждение. Сначала такие больные могут по­казаться возбудимыми, аффективно лабильными, но в действи­тельности их эмоциональная жизнь очень скудна, они ни к кому не привязаны, не тоскуют по родным, безразлично относятся к окружающим, похвала и порицание не производят на них ника­кого впечатления. В то же время повышены элементарные влече­ния: наблюдаются прожорливость, сексуальность. Часто отмеча­ется слабость инстинкта самосохранения — отсутствие страха пе­ред чужими людьми, незнакомым местом, опасной для жизни ситуацией. Обращает на себя внимание крайняя нечистоплотность и неряшливость таких больных: нежелание умываться, опрятно есть, пользоваться уборной и т.п.

Интеллектуальная деятельность нарушена во всех элементах: восприятия расплывчаты, неопределенны и неточны; суждения поверхностны и случайны, в их построении ведущая роль при­надлежит несущественным, побочным ассоциациям; грубо рас­строено внимание. Особенно ярко внутренняя дезорганизованность проявляется в играх, которые большей частью заключаются в бес­цельной беготне, валянии по полу, бросании и разрушении ве­щей. Больные не могут участвовать в общих играх, так как не усва­ивают правил, не подчиняются регламенту.

Симптомы деменции у взрослых широко варьируют как от од­ного случая к другому, так и у одного и того же пациента в раз­ные периоды и зависят от этиологии, течения, интенсивности расстройства и преморбидных черт личности. За исключением ко­нечных состояний тяжелой глобальной деменции не приходится говорить о наличии «типичного» дементного больного.

Клиника во многом определяется топографией пораженных мозговых структур и, в частности, их отношением к доминантно­му полушарию. Преимущественное вовлечение лобных долей ха­рактеризуется нарушением абстрактного мышления, концентра­ции внимания, контроля влечений, а также определенными на­рушениями моторики. При преобладающем поражении верхних отделов лобных долей доминируют апато-депрессивные проявле­ния, при большей вовлеченности орбитальных отделов на первый план выступают импульсивность, расторможенность, психопатоподобное поведение. Поражения височных долей связаны с нару­шениями памяти, аффективными расстройствами и изменения­ми личности. При поражении теменных долей наблюдаются агнозии, апраксии и парестезии.

Для постановки диагноза по МКБ-10 в клинике должен отме­чаться ряд общих для всех деменции признаков:

1) снижение памяти, отчетливее всего проявляющееся при
усвоении новой информации, а в особенно тяжелых случаях и
при вспоминании ранее усвоенной — вербальной и невербаль­ной;

2) снижение других функций переработки информации, вклю­чая абстрактное мышление;

3) снижение контроля над эмоциями, побуждениями или социальным поведением, проявляющееся по меньшей мере в од­
ном из следующих признаков: а) эмоциональной лабильности,
б) раздражительности, в) апатии, г) огрублении социального
поведения. Эти признаки должны объективно верифицироваться
анамнестическими данными, а также, по возможности, данными
нейропсихологического или экспериментально-психологическо­го обследования.

Диагноз, кроме того, подтверждается такими признаками на­рушения высших корковых функций, как афазия, агнозия и апраксия. Необходимой предпосылкой доказательства когнитивного дефицита является стабильное восприятие окружающего мира (т.е. отсутствие помрачений сознания). Для отграничения от сходных обратимых клинических картин иного генеза снижение когнитив­ных функций должно отмечаться не менее 6 месяцев.






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.