Тестовая оценка знаний юношеской психологии Применяется для оценки знаний специалиста или испытуемого в области психологических особенностей подростков. Инструкция: испытуемому предлагают ответить на вопросы используя следующие ответы: «+» — согласен, «—» — несогласен, «?» — затрудняюсь ответить. 1. Поверхностность — характерная черта юношей. 2. По сравнению со взрослыми юноши более склонны к теоретизированию. 3. Если юноши думают в большей степени о действительном (о том. что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем). 4. Юношескому возрасту присуща категоричность суждений. 5. Взрослые в большей степени, чем юноши, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей. 6. Юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные возможности. 7. К детям в большей степени, чем к юношам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании. 8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность — характерные черты юношеского возраста. 9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем юношеском возрасте. 10. Дети в большей степени, чем юноши, склонны к «праздным» разговорам и спорам об отвлеченных предметах. 11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди юношей. 12. В произведениях художественной литературы юношей больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями. - 578 - 13. Детям в большей степени, чем юношам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей. 14. «Чувство одиночества» — характерное переживание юношеского возраста. 15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется. 16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют юношей, чем детей. 17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще юноше, чем ниже уровень его интеллектуального развития. 18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (на неустойчивость, подверженность влиянию и т.п.) — характерная черта юношеской самооценки. 19. Юноши ценят в педагоге его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность. 20. Юноши склонны предъявлять максималистские требования к коллективу. 21. Юноши обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги. 22. Трудности коммуникативного характера у юношей проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых. 23. Юноши обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой. 24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем юношам. Обработка: При обработке результатов тестирования — за каждый совпадающий с «ключом» ответ испытуемому приписывается 1 балл, за каждое несовпадение — 0 баллов. Полученные по каждому обследованному тестовые результаты («сырые единицы») переводятся в стандартные (Т-единицы). -579- КЛЮЧ № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | | + | | — | | — | | + | | — | | + | | — | | — | | + | | + | | — | | + | | — | | — | | — | | + | | + | | + | | — | | — | | — | | + | | + | | — | Таблица перевода «сырых» единиц в стандартные | "сырые единицы" | Т единицы | "сырые единицы" | т единицы | "сырые единицы" | Т единицы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Интерпретация: Высокий уровень знаний юношеской психологии — более 60 Т-единиц, средний — 40-60 Т-единиц, низкий — менее 40 Т-единиц. -580- ОТВЕТЫ к программированному контролю Глава 1. «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ» № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | | д | | а | | б | | г | | б | | в | | г | | в | | г | | г | | в | | г | | а | | а | | г | | г | | д | | б | | в | | а | | | Глава 2. «КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ» № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | | в | | а | | в | | а | | г | | б | | д | | б | | б | | б | И | в | | б | | а | | б | | д | | д | | г | | а | | б | | а | | | -581- Глава 3. «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ» № вопроса | ответ | N° вопроса | ответ | N° вопроса | ответ | | б | | б | | б | | б | | в | | Д | | в | | в | | а | | д | | а | | б | | г | | б | | б | | г | | б | | д | | б | | в | | а | | а | | Д | | г | | г | | б | | б | | в | | г | | в | Глава 4. «ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗ-ЛИЧИЙ» № вопроса | ответ | N° вопроса | ответ | N° вопроса | ответ | | | Д | | б | | а | | | в | | д | | в | | | а | | в | | а | | | б | | д | | а | | | а | | а | | а | | | а | | г | | д | | | б | | б | | | | Глава 5. «ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО» | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | | а | | г | | в | | б | | а | | б | | Д | | г | | г | | б | | в | | а | | б | | г | | г | | б | | Д | | б | | а | | б | | д | | д | | в | | в | | в | | г | | б | | б | | д | | б | | | | | | | | | | | | | |