ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Преподаватель психологии как индивидуальность  | Алексей Николаевич Леонтьев был выдающимся психологом, крупным деятелем психологической науки, под руководством которого развивался факультет психологии Московского университета. Кроме того, он вел большую педагогическую работу в качестве профессора. Он читал основной курс «Обшая психология» (чередуясь с А. Р. Лурией). Долгое время считалось, что никто, кроме них, не может читать этот курс, поскольку он был авторским в полном смысле этого слова, направленным не на информирование о фактах, а прежде всего на формирование у студентов деятельностного подхода к решению всех вопросов психологии. Кажется, только Ю. Б. Гиппенрейтер впервые доказала, что такой курс может прочитать другой профессор кафедры, и первая успешно осуществила это (Ждан, 1995, с. 142). Каждую лекиию Алексей Николаевич читал ярко, с большим подъемом и вдохновением, сопровождая изложение выразительными жестами. Его устная речь, как и письменная, не была простой для восприятия. Особенно трудно было понимать его леший студентам младших курсов. Но это не только не отталкивало, а, наоборот, еше больше привлекало слушателей. Аудитория была всегда переполнена; его слушали студенты разных курсов, сотрудники, аспиранты и даже посторонние люди. Лекции были глубоки по содержанию и изящны по форме изложения. Алексей Николаевич отличался артистичностью: обычно он обращался к кому-нибудь из аудитории, близко подходил к нему, смотрел своим глубоким сверкающим взглядом, спрашивая время от времени: «Понятно?», после чего весело смеялся и быстро отходил в сторону (Ждан, 1995, с. 142). 5. Уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами. 6. Уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала. 7. Обладать требовательностью к знаниям и умениям студентов. 8. Обладать коммуникативными и организаторскими способностями и педагогическим тактом. 9. Владеть логикой и иметь хороший словарный запас. 10. Владеть выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями. 11. Обладать наблюдательностью и умением понять студента. 12. Быть способным к рефлексии собственной преподавательской деятельности. Конечно, дефицит определенных умений и качеств не является противопоказанием для преподавательской деятельности. Существуют разные индивидуальные стили преподавания. Например, у одного преподавателя могут быть ярко выражены артистические и ораторские способности, у другого — способность к логичному и систематическому изложению учебного материала. Как и в других видах профессиональной психологической работы, в преподавательской деятельности психологу важно учитывать индивидуальные особенности своей личности. Некоторые из перечисленных выше качеств и умений были рассмотрены в предыдущих главах. Теперь мы более подробно рассмотрим остальные. Знание предмета.В высших учебных заведениях, особенно на психологических факультетах, традиционно ценится научная компетентность преподавателя и его 10.3. Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии 223 знание предмета. Преподавательские должности рассматриваются как научно-педагогические. Учебный курс обычно преподает старший преподаватель, доцент или профессор, который сам проводит исследования в данной научной области или ведет практическую психологическую работу. Это традиционная практика в университетах многих стран. К сожалению, в России в условиях нынешнего «рыночного образования» многие преподаватели из-за мизерных зарплат вынуждены подрабатывать тем, что читают курсы и спецкурсы, в которых мало разбираются. Им приходится превращаться в «попугаев-шабашников», пересказывающих наспех прочитанные учебники и книги и не успевающих даже вникнуть в те или иные проблемы (Пряжников, Пряжникова, 2001, с. 286). Снижение научного уровня преподавания — серьезная проблема высшего психологического образования. Тем не менее психологов-специалистов в своей области студенты по-прежнему уважают как преподавателей. Следует отметить, что педагогические умения и способности также значительно повышают эффективность их преподавательской деятельности. В средних учебных заведениях большее значение придается методическим умениям. Преподавательские должности рассматриваются в первую очередь как педагогические. Как показывает приведенный в предыдущих разделах обзор, психология в школах преподается психологами или преподавателями других дисциплин. Конечно, знания психолога отличаются большей глубиной, но дефицит педагогических умений порой мешает ему правильно отобрать учебный материал, ясно и доступно объяснить его. Преподаватели других предметов, возможно, недостаточно глубоко знают психологию, но зато умеют выбрать необходимый материал из имеющихся источников и обучить ему учащихся, сделав процесс обучения увлекательным и доступным. Задача психологов — повысить уровень психологической компетентности учителей психологии. Интеллект.Интеллектуальные качества имеют огромное значение не только для ученого, но и для преподавателя. Умный человек — одна из характеристик, наиболее часто упоминаемых студентами, когда они оценивают уважаемого ими преподавателя. Очень примечательно высказывание В. Н. Дружинина: «Нет успешного психолога без высокого интеллекта» (2001, с. 33). В контексте нашей книги это высказывание могло бы звучать следующим образом: «Без высокого интеллекта не может быть успешного преподавателя психологии». Чтобы понятно объяснять учебный материал студентам, преподаватель прежде всего должен сам ясно понимать его. Именно в отношении преподавателя особенно справедлива крылатая истина: «Кто ясно мыслит — тот ясно излагает». Неясность мысли преподавателя приводит к туманности его речи и, как следствие, к непониманию со стороны студентов. Неправильно поступают те преподаватели, которые пытаются скрыть бедность мысли за наукообразными и красивыми формулировками неопределенного содержания. Артистизм и ораторские умения.От преподавателей часто ждут «интересного» и даже «артистического» изложения материала по учебному курсу. Небольшой импровизированный опрос нескольких групп студентов-психологов показал, что «самым важным качеством» у преподавателей психологии многие студенты считают «остроумие и веселый нрав». Возможно, это объясняется тем, что большинство студентов-психологов — это девушки... (Пряжников, Пряжникова, 2001, с. 287). Но вот что писал по этому поводу С. И. Гессен: «Ораторское искусство профессора заключается не в легкости и отделанности стиля его речи, но в способности его мыслить во время речи, открывать на лекции новые доказательства и оттенки 224 Глава 10. Профессиональная подготовка и Деятельность преподавателя психологии |