ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Таксономия учебных задач при изучении психологии Учебные задачи представляют собой конкретизацию целей обучения, необходимую для подбора соответствующих методов и приемов. С их помощью определяется, чему именно должны научиться учащиеся, операционализируется усваиваемое содержание. Интересный и конструктивный подход к классификации учебных задач был предложен Д. А. Толлингеровой (1981); применительно к обучению психологии этот подход был пересмотрен В. Я. Ляудис (1989). Учебные задачи делятся на шесть классификационных групп согласно когнитивным характеристикам: 1) первую группу составляют задачи, требующие воспроизведения знаний; 2) вторую — задачи, требующие простых мыслительных действий (описание и систематизация фактов); 3) третью — задачи на сложные мыслительные операции (аргументация, объяснение); 4) четвертую — задачи, предполагающие порождение определенных речевых высказываний для выражения продуктивного мыслительного акта (реферат, сочинение, оригинальный научный текст)) 5) пятую — задачи на продуктивное мышление (решение проблем). Внутри каждой группы выделены подгруппы задач; 6) шестую — рефлексивные задачи. Таксономия учебных задач по психологии 1. Задачи, предполагающие воспроизведение знаний | 1.1. Задачи на узнавание | 1.2. Задачи на воспроизведение отдельных фактов (данных, понятий) | 1.3. Задачи на воспроизведение определений (норм, правил и т. д.) | 1.4. Задачи на воспроизведение текста • | 2. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции | 2.1. Задачи на определение фактов (измерение, решение простых задач и т. п.) | 2.2. Задачи на перечисление и описание фактов (список, перечень) | 2.3. Задачи на перечисление и описание процессов и приемов деятельности | 2.4. Задачи на анализ и синтез | 7.1. Таксономия учебных задач при изучении психологии 147 | 2.5. Задачи на сравнение и различение (компарация, дискриминация) | 2.6. Задачи на упорядочивание (классификация, категоризация) | 2.7. Задачи на определение отношений (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, польза, способ и т. п.) | 2.8. Задачи на абстрагирование, конкретизацию, обобщение | 2.9. Задачи на решение простых заданий, предполагающие манипуляции с неизвестными величинами и их поиск по правилам | 3. Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции | 3.1. Задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах) | 3.2. Задачи на интерпретацию (объяснение смысла, значения и т. п.) | 3.3. Задачи на индукцию | 3.4. Задачи на дедукцию | 3.5. Задачи на аргументацию (доказательство верности, верификация) | 3.6. Задачи на оценку | 4. Задачи, предполагающие обобщение знаний и порождение определенных речевых высказывании | 4.1. Задачи на составление обзора (конспекты, резюме и т. п.) | 4.2. Задачи на составление доклада, отчета и т. д. | 4.3. Задачи на самостоятельные письменные работы, проекты и т. д. | 5. Задачи, предполагающие продуктивное мышление | 5.1. Задачи на применение на практике | 5.2. Задачи на решение проблемных ситуаций | 5.3. Задачи на целеполагание и постановку вопросов | 5.4. Задачи на эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных | 5.5. Задачи на эвристический поиск на базе логического мышления | 5.6. Речевое оформление в письменном тексте решения проблемных задач | 5.7. Задачи на анализ и обобщение эмпирических данных, феноменов | 5.8. Групповые решения проблем с открытой структурой | 6. Рефлексивные задачи | 6.1. Задачи, позволяющие студентам освоить рефлексивные процедуры по отношению к структурам действия опознания, запоминания, припоминания | 148 Глава 7. Методы обучения психологии Окончание таблицы | 6.2. Рефлексивные процедуры по отношению к разным видам эвристик | 6.3. Рефлексивные действия, связанные с построением письменного текста.(разных типов научного текста) | 6.4. Задачи на построение стратегий совместного и индивидуального решения тех или иных проблем | 6.5. Задачи на выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач | 6.6. Задачи па выработку «чувства ситуации», поиск интуитивных решений в сложной конфликтной ситуации | Данная таксономия может быть продуктивно использована для типологии учебных задач по психологии. В. Я. Ляудис предложила расширить некоторые группы задач применительно к преподаванию психологии, в частности 4-ю и 5-ю группы. Задачи 4-й группы интересны тем, что в них объединяются репродуктивные и продуктивные формы мыслительной деятельности. В этой связи можно выделить разные типы психологических описаний и объяснений (Ляудис, 1989, с. 17-19). Так, описания могут иметь форму повествования, форму проекции логических взаимосвязей, могут создаваться с использованием метафор и других приемов художественного мышления. Объяснения могут строиться с использованием аппарата понятийного логического мышления (интерпретация символов, использование символических аналогов — притча, миф, художественный образ). Пятая группа задач была дополнена новыми подгруппами, связанными со спецификой психологии как учебного предмета. В. Я. Ляудис дополнила таксономию Толлингеровой еще одной группой — рефлексивные задачи. Эти задачи обеспечивают переход к метапознавательной деятельности, т. е. к осознанному использованию собственных приемов построения эвристик, алгоритмов, способов анализа открытых задач (Ляудис, 1989, с. 18). Особенность 6-й группы задач состоит в том, что для их решения необходимо создать особую ситуацию учебного взаимодействия. Такая ситуация характеризуется тем, что учащиеся ставятся перед необходимостью осознания и выделения собственных способов когнитивных действий и сознательной разработки когнитивных стратегий решения всех типов проблем. От установки предметного знания учащиеся переходят к установке на выявление способов собственной мыслительной деятельности. Перечисленные задачи решаются с помощью различных методов обучения. |