Характеристика систем дошкольного образования в Европе. Германия. Управление образованием в Германии осуществляется земельными правительствами, что, однако, не исключает общего руководства со стороны центра: Министерство образования разрабатывает концепцию образовательной политики, выделяет средства на расширение системы. Действия федеральных органов и земель в области образования согласованы с точки зрения продолжительности обучения, каникул, учебных программ, взаимного признания дипломов. Ответственность за отдельные детские сады лежит на управляющих органах (например, церквях, социальных организациях, местных властях, родительских ассоциациях и т.д.). Традиционные детские сады Германии до сих пор работают по модели, созданной Ф. Фребелем. Сложилось пять основных типов дошкольных образовательных учреждений: — детские сады с полным и неполным пребыванием; — группы-сады для детей одной возрастной группы; — пришкольные группы; — подготовительные классы начальной школы; — интернаты. В детских садах, предназначенных для детей 3—6 лет с полным и неполным пребыванием, имеют место уход, воспитание, обучение детей. За каждой группой следят, как минимум, один обученный преподаватель и помощник. Пришкольные группы и подготовительные классы начальной школы посещают пятилетние дети, недостаточно зрелые и, наоборот, уже подготовленные к обучению в школе. Интернаты предназначены для здоровых детей 3—6 лет или же для детей с различного рода нарушениями психофизического развития. Дошкольное образование представлено в основном детскими садами, работающими с детьми до момента, когда им необходимо идти в школу. По достижении шестилетнего возраста дети обязаны посещать начальную школу. Но в некоторых землях существуют условия по уходу за детьми от 4 мес. до 12 лет. В Германии существуют государственные, частные и церковные детские сады. Учреждения по дневному уходу за детьми до шести лет также имеют частную основу. Один ребенок или несколько детей находятся под присмотром няни в частном доме. Выделяются функционально-ориентированные детские сады (в которых с детьми много занимаются) и ситуационно-ориентированные (где дети по большей части предоставлены сами себе). Последних в Германии больше. Время пребывания ребенка в детском саду может варьироваться в зависимости от нужд семей в их округах. В землях Восточной Германии практикуется пребывание ребенка в детском саду в течение пяти рабочих дней не менее чем по 4 ч в день. В некоторых случаях предоставляется два или три часа надзора за детьми по вечерам и, если необходимо, в обеденное время. В большинстве дошкольных учреждений дети находятся половину дня (с 8.00 до 12.00 ч), но есть детские сады, работающие полный день. Некоторые дети проводят в детском саду половину дня, другие — целую неделю. Незначительная часть детей до трех лет имеет возможность посещать ясли (считается, что туда попадают дети из социально неблагополучных семей). В землях Восточной Германии практически все дети остаются в детском саду на целый день, хотя родители могут отводить их туда только на полдня. Многие дошкольные учреждения очень серьезно относятся к требованиям семей и выстраивают свой график так, как желают родители, и, если это необходимо, работают рано утром или в обеденное время для отдельных детей. Надзор за детьми предоставляется и в период школьных каникул. На карантин группы не закрывают. Просто у входа вывешивается объявление для родителей, чтобы те обратили внимание на своих детей. В Германии простуда и вовсе не считается заболеванием, достойным больничного листа. А к температуре относятся с осторожностью, если она превысила 38С. Во всех остальных ситуациях ребенок может оставаться в группе. Одевают детей намного легче, чем в России. Шапки признаются немцами только при пятиградусном морозе и то не всегда. Распорядок дня в детских садах, работающих с разновозрастными группами, носит гибкий характер. Дети меняют свою деятельность, объединяясь в разные группы. Часть из них может заниматься свободной игрой, рисованием, конструированием, другая — участвовать в работе под руководством воспитателя. Франция Систему дошкольного образования представляют как государственные, так и частные учебные заведения. Большинство французских детей посещают детские сады с 2—3 лет, поскольку государство предоставляет немалые льготы матерям, в том числе большой отпуск по уходу за ребенком. Во Франции существует единая государственная образовательная программа, выполнение которой обязательно для всех учреждений. Работа учреждений тщательно контролируется. Особое внимание уделяется негосударственным образовательным структурам. Французы строго следят за соблюдением интересов и прав детей. Конкретные технологии реализации этой общей программы разрабатываются методистами, поэтому всегда вариативны. Группы в детских садах образованы по возрастному признаку. В образовательных учреждениях запрещен любой акцент на принадлежность к той или иной религии: не только платки для мусульман, но и ярко выраженная демонстрация принадлежности к христианской церкви (ношение креста). Обучение в детских садах не является обязательным. Но тот факт, что первый и основной циклы обучения преподаются детям в детских садах, начиная с двухлетнего возраста, является для родителей главным. Поэтому практически все дети во Франции посещают детские сады. Основными критериями для обучения считаются: становление личности, выработка любви к обучению, посещению школы. В таком детском саду дети знакомятся со следующей тематикой: — «Умение жить в обществе»; — «Умение разговаривать и строить правильную речь»; — «Освоение грамоты»; — «Изучение окружающего мира и правил поведения в нем»; — «Открытие нового в окружающем мире»; — «Рисование»; — «Изучение ощущений». Чтобы помочь с изучением предметов, описанных выше, предусматривается масса активностей, в числе которых находятся: — физкультура; — наука и технология; — общение (написание и разговорная речь); — артистизм и эстетика. Обучение проводится по 26 ч в неделю. Прогресс детей определяется педагогами. Родители регулярно могут видеть результаты успеваемости детей, отраженные в дневниках. В них еженедельно ставится подпись родителей. Великобритания Сложившись много веков назад, английская система образования и сегодня не претерпела глобальных изменений. Детские сады в Англии посещают дети в возрасте от 3 до 5 лет. В Северной Ирландии — от 2 до 4, в Уэльсе — от 2 лет до обязательного школьного возраста (5 лет). Дети распределяются в группы в соответствии с возрастом, в зависимости от количества детей и размеров групповых комнат. Кроме детских, садов существует большое количество «поставщиков» дошкольного образования. Они включают школы (детские сады или классы для детей в начальных школах) и группы родительских, добровольных и частных органов. Частное образование этой ступени представлено дневными детскими комнатами, частными детскими садами и детскими классами в независимых школах. Ирландский ребенок начинает школьную жизнь обычно с 4 лет (детских садов как таковых в Ирландии нет, до этого возраста принято воспитывать детей в семье). Хотя можно и не отдавать ребенка в школу до 6 лет. Кроме этого, в Ирландии зарегистрированы семьи, проживающие в передвижных городах и специальных районах. Министерство образования поддерживает дошкольные образовательные учреждения для детей из таких семей. Эти учреждения расположены в городах, на территории начальных школ или в местных центрах. Их целью является подготовка детей к посещению начальной школы. Здесь дети получают социальную подготовку и основные навыки в чтении, письме и арифметике. В таких детских школах работают как учителя, так и работники, специализирующиеся в заботе о детях. Всего же в Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или «малышовых центрах». Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, учреждаемые добровольными организациями и родителями. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей, с 7 лет переходят в младшую школу. Наиболее организованными воспитательными учреждениями для таких детей являются «ясельные школы»и классы, создаваемые и финансируемые отделами образования. Как правило, их посещают дети в возрасте от 3 до 5 лет. Дети находятся в таких школах 2,5 ч. Меньшее количество детей (1%) охвачено яслями с пребыванием в течение всего дня. Подведомственны они местным органам социального обеспечения и предназначены для детей из крайне неблагоприятных семей или для детей с отклонениями в развитии. Примерно треть детей пятого года жизни посещает специальные «приемные классы» при школах. Государственная система Великобритании представлена тремя указанными типами дошкольных воспитательных учреждений. Около 22% детей до 5 лет получают дошкольное воспитание частным образом — в «игровых группах» с 2—3-часовым пребыванием или под присмотром «детских охранительниц». Незначительный процент детей посещают «ясельные школы», создаваемые некоторыми фирмами при крупных предприятиях. Но более 60% детей до 5 лет воспитываются дома и не посещают никаких дошкольных учреждений. В последние годы в Великобритании развернулось движение «домашних посещений». Их цель — содействие развитию детей дошкольного возраста путем педагогического просвещения родителей. Обычно посещения осуществляют учителя и студенты педагогических учебных заведений, а также добровольцы — матери, получающие соответствующее инструктирование. Движение «домашних посещений» не имеет центрального управления и зависит от инициативы местных органов образования и отдельных университетов. Испания В настоящее время система начального образования в Испании представляет две ступени: — детское образование от рождения до 6 лет (разделено на два цикла — от рождения до 3, и с 3 до 6 лет, по желанию родителей); — начальное образование: от 6 до 12 лет (разделено на три цикла, по два курса, обязательно для всех). Дошкольное образование является добровольным и делится на два этапа: детский сад (от 2 до 3 лег) и начальная школа (от 4 до 5 лет). Детские сады зависят от фондов, обеспечивающих их поддержку, или от частной инициативы. В государственных учреждениях дошкольное образование бесплатное и финансируется государством. Родители имеют право на выбор детского сада. Единственное условие — возраст ребенка (от 3 лет). Если родители отправляют ребенка в частный детский садик, то они могут рассчитывать па специальную финансовую поддержку от государства, ежегодно возрастающую по мере взросления ребенка. Испания представляется радужной, веселой и шумной страной. Первое, к чему привыкают маленькие испанцы, — постоянный шум, поскольку разговоры, как правило, чересчур громкие и эмоциональные. Семьи постоянно гуляют и развлекаются на свой вкус и, кажется, что совсем не спят, а малыши при этом привыкают спокойно посапывать в своих колясках. Испанцы очень открытые и непосредственные, эмоционально выражают свою радость при встрече, могут занести многочасовой разговор с незнакомцем, даже не узнав его имени. По сути они лишены комплексов и учат этому своих детей. Поскольку для малышей эмоциональное развитие очень важно, то именно испанские дети получают его сполна, наблюдая с первых дней радостные лица родителей, выразительную мимику и жесты. Как следствие, подросшие малыши — компанейские ребята, легко находят себе друга и дело по душе. Принято обращение на «ты». Даже в школах ученики зачастую обращаются так к своим учителям. И это не панибратство, просто форма «вы» может даже обидеть испанца, душой вечно молодого. Дети, равно как и взрослые, обладают искусством жизни. Заметно отличает испанцев и то, что они никогда ничего четко не планируют и не учат этому своих детей. Испанская система образования чем-то перекликается с российской: учителя прививают детям определенные учебные умения и навыки, приветствуя творчество и самостоятельность. Дания Датское общество характеризуется весьма высоким уровнем образования. Система воспитания и преподавания ориентирована на каждого отдельного ребенка. В то же время только 15% датских детей в возрасте до 2 лет ходят в ясли и почти половина детей в возрасте от 3 до 6 лет посещают детский сад. Имеется несколько видов детских садов: — ясли для детей от 6 мес. до 3 лет (наполняемость 30—60 чел.); — детские сады для детей от 3 до 6—7 лет (наполняемость 40— 80 чел.); — расширенные детские сады для всех возрастных групп (наполняемость до 150 чел.); — муниципальные группы по присмотру за детьми; — по контракту с муниципалитетом, преподаватель имеет право наблюдать за детьми в группах по 5—10 детей. Подготовительные классы, работающие при средней школе, не входят в систему обязательного образования и посещаются на добровольной основе. Принимаются дети с шести-семилетнего возраста. С 6 лет дети начинают учиться в подготовительном классе, посещение которого является добровольным. Подготовительный класс рассчитан на приучение детей к школе, а не на систематическое обучение. Учителя свободны в выборе программы и методов обучения детей. Ориентировочный план занятий дается муниципалитетом, а учительский совет контролирует работу педагогов. Нет формальных классов или уроков, все построено на играх и различного рода мероприятиях, повышающих интерес к занятиям и познанию нового. Существуют частные детские сады, но стоимость получения частного образования достаточно высокая. Финансирование детских садов и планирование количества мест производится муниципалитетами. Закон гласит: каждый ребенок должен иметь место в детском саду, если того желают его родители. Детские сады открыты круглый год, за исключением выходных и дней национальных праздников, с 7.00 до 17—18.00. В дошкольных учреждениях, детских садах и центрах при народных школах, где дети постигают азы подвижных игр, общеразвивающих упражнений с предметами и без них, эстафет, у детей закладываются основы физического воспитания. Большое внимание в играх уделяется коллективизму и взаимопомощи. Главное — участие, а не обучение тем или иным упражнениям. Нa занятиях физической культурой дети с большим желанием осваивают упражнения на гимнастических снарядах, занимаются акробатикой, плаванием, легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми. Датская система преподавания характеризуется тремя основными достижениями — неавторитарной методикой, правом участвовать в принятии решения и равенством. Основополагающий принцип ее состоит в том, что процесс так же важен, как и окончательный результат, а интересами отдельной личности нельзя пренебрегать ради требований системы. Результат работы в группе зависит от того, насколько педагог способен опереться на имеющийся у детей опыт и выбрать оптимальные методы достижения поставленных целей. Демократические принципы системы образования и воспитания Дании обогащают российских педагогов опытом поддержки каждой растущей личности, создания условий для ее нравственного и физического развития, предоставляя каждому свободу в выборе направлений образовательной и профессиональной деятельности в условиях реформирования российской системы образования. Болгария Дошкольное образование в Болгарии имеет общественный характер и рассчитано на детей в возрасте от 3 лет до момента поступления в школу (7 лет — официальный возраст для начала обучения в школе). Оно осуществляется главным образом в детских садах, куда дети могут ходить по желанию родителей. Дошкольная подготовка в течение одного года перед школой обязательна и проводится в подготовительных группах детских садов или подготовительных классах в школе, где дети обучаются по специальным образовательным программам. Существуют общественные, муниципальные и частные детские сады. Они работают весь день, полдня и по целым неделям. Наиболее многочисленны муниципальные детские сады, посещаемые 90% детей. Помимо этого есть общественные детские сады, так называемые оздоровительные и для детей с особыми нуждами (слепые и с поврежденным слухом), а также учреждения по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, лишенных родительской опеки. Частные детские сады принимают детей из более состоятельных семей в небольшие группы. Большинство частных детских садов предлагают хорошие условия для обучения детей, высококвалифицированных учителей, а также медицинские услуги, в том числе логопеда и психолога, возможности для индивидуального обучения, обучения иностранным языкам на раннем этапе, спортивную и творческую деятельность. По всей стране таких детских садов немного. Система общественного дошкольного образования в Болгарии представлена четырьмя формами организации обучения: на полный день, полдня, оздоровительные и специализированные детские сады. Детские сады на полный рабочий день наиболее популярны, там пребывают дети шестилетнего возраста с утра на протяжении целого дня. Детей объединяют в возрастные группы, в которых они воспитываются и обучаются. Там они питаются 3 раза в день и спят. Эти услуги родители должны оплачивать. Такие детские сады находятся в специально выстроенных или перестроенных для этой цели зданиях. В большинстве из них имеются актовый зал и бассейн. Оздоровительные детские сады предназначены для детей, которые не могут посещать обычные детские сады: с сердечно-сосудистыми, легочными, неврологическими, эндокринными заболеваниями и т.д. Сюда дети принимаются только после специального медицинского обследования. Они обучаются по специальным программам, в зависимости от степени и сложности заболевания. Специализированные детские сады принимают детей, которые не могут обучаться или воспитываться в обычных детских садах. Происходит это только по желанию родителей. Детские сады на основе полудневного обучения очень часто имеют место в школах и предназначены для детей из школьной подготовительной группы. Их учреждают в регионах, где нет необходимого количества детей для открытия детских садов на полный рабочий день, чтобы обеспечить необходимую подготовку к школе. Такие детские сады дети посещают по утрам или вечерам, без питания. Родители не должны ничего платить. Сезонные детские сады существуют в некоторых сельских местностях, главным образом летом, когда родители заняты сельскохозяйственными работами. Их очень мало, и их открывает мэр по требованию родителей. Посещение ребенком детского сада зависит от желания родителей, за исключением посещения дошкольной подготовительной группы, что является обязательным условием за год до начала обучения в первом классе школы. Помимо возраста не существует иных ограничений для допуска ребенка в детский сад. Детские сады принимают детей от 2 до 6 лет. Дети распределяются по группам в зависимости от возраста. Детей в детских садах делят на четыре возрастные группы. В первую входят дети от 3 до 4 лет, во вторую — от 4 до 5, в третью — от 5 до 6 лет. Дети 6-летнего возраста обучаются в подготовительной группе по специальной программе. В зависимости от возрастной группы выбираются соответствующие содержание и методы обучения. Возрастное деление необязательно, иногда формируются группы с детьми разных возрастов, если это необходимо. Группы включают в себя от 10 до 25 чел. Время, отведенное на обучение детей, — 20 мин для 1 и 2 групп, 20—25 — для 3 и 4 групп. В течение остального дня дети занимаются играми, танцами, плаванием, гуляют и спят. Формы организации педагогического процесса имеют свою специфику и зависят от конкретной школы и преподавателя. Они соотносятся с возрастными особенностями и способностями детей. Система общественного дошкольного образования в Болгарии имеет в своем распоряжении твердую материальную базу, способную обслуживать всех детей, посещающих детские сады на полный рабочий день. Но это, к сожалению, не распространяется на отдаленные населенные пункты. Из-за переселений и демографических процессов, происходящих в стране, детские сады в настоящее время испытывают определенные трудности, например, дефицит мест в одних городах, в других — недостаточное количество детей. Несмотря на эти трудности, каждый ребенок имеет возможность посещать детский сад. Частные детские сады — те, что были открыты или реконструированы по просьбе болгарских физических или юридических лиц. Они не финансируются ни национальным, ни муниципальным бюджетами и располагаются в их собственных или арендуемых зданиях. Оплата в них больше, чем в муниципальных и государственных детских садах. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современная ситуация в отечественном образовании характеризуется интенсивными поисками путей обновления его содержания, созданием оригинальных методов и средств воспитания и обучения, применением новых форм организации педагогического процесса. Хорошо известно, что зарубежный опыт не может быть механически перенесен на отечественную почву: он требует анализа на основе достоверной информации. Анализ литературы по проблеме дошкольного образования в США и Европе позволяет сделать следующие выводы. Характерной особенностью дошкольного образования является разнообразие подходов к воспитанию и обучению детей. Это во многом объясняется позицией государственных органов в отношении дошкольных учреждений: они определяют основные направления государственной политики в области образования, разрабатывают стандарты и выдвигают общие требования к дошкольным учреждениям, желающим получить лицензию и дополнительное государственное финансирование; дают общие рекомендации и определяют основные положения программ обучения дошкольников, однако эти рекомендации не являются жесткими и могут быть наполнены разнообразным содержанием. Детские сады и дошкольные учреждения других типов имеют возможность разрабатывать и реализовывать свои собственные учебные планы. Программы дошкольного воспитания и обучения ставят своей целью подготовку детей к начальной школе. Они разнообразны, гибки по сути и демократичны по содержанию, нацелены на обучение самостоятельности, инициативности, навыкам взаимного общения. При этом дошкольные учреждения поддерживают тесный контакт c родителями. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Веракса Н.Е. Современные подходы к обучению дошкольников в США// Народное образование. – 2004. - № 3 2. Гильманов Д. Структурные изменения и возможные модели шкoл// Педагогика. – 2002. - № 8 3. Онищенко Э.В., Никольская А.С. Основные подходы к организации образовательного пространства ребенка-дошкольника в американском детском саду. – М., 2005 4. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. – М., 2001 5. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония: актуальные проблемы и пути развития. – М., 1998 6. Стародворцева Н. Средняя школа США: модернизация образования// Педагогика. – 2004. - № 3 7. В.А. Зебзеева «Дошкольное образование за рубежом.История и современность.» - М.;ТЦ Сфера, 2007 г. 8. А.И.Пискунов «История педагогики и образования» - М.; ТЦ Сфера, 2004г. |