Обеспечить функционирование следующих Информационных технологий Автоматизированные системы в управлении движением АСУ СТ АСУ-СТ управляющая система, которая решает следующие задачи: - сменно-суточное планирование погрузки/выгрузки по станциям линейного района, клиентам, подъездным путям с учетом обеспечении погрузки подвижным составом; -текущее планирование составообразования на опросной станции; подготовка плана отправления поездов( с привязкой локомотивов и локомотивных бригад) -текущее планирование развоза местного груза и порожних, передаточного движения в узле, сбора погруженных вагонов; -диспетчерское руководство ведением планов, ведение графиков исполненной работы с оперативным расчетом показателей работы; подсчет итогов работы смен и комплексных бригад. Функциональный состав задач информационно-планируещего уровня. Функциональный состав задач, решаемых информационно планирующим уровнем, может быть разделен на два класса: 1- информационно-управляющие задачи; 2- задачи информатизации технологических операций. Для решения этих классов задач с системой взаимодействуют соответствующий состав сотрудников. Информационно-управляющие задачи. Информационно-управляющие задачи решаются руководством опорной станции, в том числе зам.ДС по оперативной и грузовой работе, а также диспетчерским аппаратом опорного центра. Для всех указанных категорий сотрудников созданы соответствующие автоматизированный места. Обеспечивающие решение задач управления. Задачи информатизации технологических операций. Задачи информатизации технологических операций решаются работниками массовых профессий в соответствии с установленной технологией организации перевозочного процесса. Все указанные работники обеспечиваются соответствующими АРМ для решения задач информатизации технологических операций. В основной состав задач данного класса входит информатизация следующих технологических операций: - организация поездной работы; - организация поездообразования; - организация грузовой и коммерческой работы; - контроль подготовки вагонов по погрузку; - учет вагонов нерабочего парка; - организация работы локомотивов и локомотивных бригад; - оперативно-статистический учет. Функциональные подсистемы информатизации технологических операций. Можно выделить следующие подсистемы, используемые для решения основных задач комплекса информатизации технологических операций. ГИД «УРАЛ» В 1989 году были начеты работы по автоматизации оперативного управления эксплуатационной работой. В 1991 году задействовано АРМ поездного диспетчера на основе ручного ввода информации без съема данных с устройств СЦБ. В 1992 году на Горьковской дороге ввели в эксплуатацию АРМ дорожного диспетчера, и система получила название ГИД «Урал-92». В 1999году система была переименована в ГИД «Урал-ВНИИЖТ» Система ГИД «Урал-ВНИИЖТ» содержит функции прогнозирования, планирования, контроля, регулирования, учета и анализа. Для работы системы используются следующие виды оперативной входной информации: • Данные АСОУП в виде соответствующих сообщений; • Сведения о состоянии сигналов с устройств СЦБ; • Данные ручного ввода с рабочих мест ГИД (АРМов поездного диспетчера и дежурных по станциям). Система формирует сообщения об операциях с поездами и передает их автоматически в базу данных АСОУП. Сигналы используются для автоматической генерации графика исполненного движения поездов, который является основным выходным документом системы. В нем движение поездов отображается в форме и цветом, наиболее удобными для восприятия и использования. На машинном графике размещается вся информация о выполненной работе: движение поездов, задержки и сбои, обработка и закрепление составов и отдельных вагонов, наличие действующих предупреждений, предоставляемые «окна» и др. Система содержит оперативные данные о поездах, локомотивах и локомотивных бригадах за текущие и истекшие сутки. Дополнительно на основе натурных листов поездов возможно предоставление информации о вагонах и перевозимых в них грузах. С помощью АРМа системы можно реализовать следующие укрупненные функции: · Вести сокращенный график исполненного движения поездов на основе информации АСОУП и подробный — на основе информации с устройств СЦБ, упрощенный станционный график - с помощью значков; • Контролировать нагоны и увеличение опозданий поездов; • Разрабатывать вариантные графики на периоды предоставления «окон» для ремонтно-путевых работ; • Отражать на табло диспетчерского контроля движение поездов и локомотивов по стрелочным секциям станций и бдок-учаеткам перегонов; • Вести поездное положение на объекте управления, контролировать обмен поездами по внешним и внутренним стыковым пунктам за любой установленным пользователем период времени в течение последних двух-трех суток; • Контролировать ншшчие и дислокацию локомотивов и локомотивных бригад, прохождение локомотивами технического обслуживания и различных видов ремонта, пробег локомотивов после последнего вида ремонта; • Контролировать ход развоза и передачи местного груза; • Вводить сообщения на операции с поездами и локомотивами; • Осуществлять поиск поездов, локомотивов н вагонов в базах системы; • Вводить заявки на предупреждения, автоматически отражать их на графике поездного диспетчера, получать из системы готовые бланки предупреждений на поезда. Важной функцией системы является анализ выполнения графика движения поездов, веса и скорости движения поездов, формирования неполновесных и неполносоставных поездов, простоев поездов на технических станциях, нарушений специализации приемо-отправочных путей станций при пропуске поездов, использования локомотивов и пометок, введенных дежурным персоналом, и предупреждений на поезда. На основе фактических данных о прибытии, отправлении и преследовании поездами раздельных пунктов и выполнении с поездами различных операций с учетом категорий поездов, рода подвижного состава и других признаков ведется график исполненного движения. Он дополняется данными о составах поездов и локомотивах; локомотивных бригадах; пометками об «окнах» на станциях и перегонах, сбоях вработе и задержках поездов, закреплении составов закрытии путей станции для движения. В графике отражаются также действующие предупреждения, ход обработки составов поездов в парках станций, наличие локомотивов и локомотивных бригад, данные о развозе местного грузам отправлении и поступлении местных вагонов, фамилии дежурного персонала и все другие пометки, ввод которых необходим для правильного отображения хода перевозочного процесса на участке. СПРАВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ СИРИУС Сетевая интегрированая российская информационно–управляющая система - ("СИРИУС") - работает в режиме реального времени и предназначена для анализа, прогноза и принятия решений по организации перевозочного процесса по управлению вагонным и локомотивным парками, погрузкой и выгрузкой подвижного состава. Система разрабатывалась как воплощение качественно новой концепции управления перевозочным процессом, следствием ее внедрения будет совершенствование плана формирования поездов, развитие инфраструктуры железных дорог, увеличение веса и длины грузового поезда, повышение эффективности эксплуатации подвижного состава. В основу планирования и регулирования вагоно - и грузопотоков положен метод ситуационного моделирования взаимосвязанных между собой объектов управления. Он учитывает сложившуюся ситуацию - наличие на объектах управления погрузочных ресурсов, грузов, заявок, отправок, вагонов, поездов, локомотивов и бригад, положение на местах погрузки и темпы продвижения транспортных потоков. Метод универсален и может быть применен для любых объектов (в том числе, для транспортных коридоров, морских портов, сухопутных погранпереходов, регионов массовой погрузки угля, руды и т.д). "СИРИУС" при организации планирования и управления эксплуатационной работой использует долгосрочные и среднесрочные маркетинговые прогнозы, представленные в виде грузопотоков, которые готовит система фирменного транспортного обслуживания (СФТО) ОАО "РЖД". Задача "СИРИУС" – минимизировать расходы. Система на основе сводного плана рассчитывает технические нормы эксплуатационной работы и обеспечивает исполнение каждой согласованной заявки на перевозку, включая импорт и транзит через территорию России. ДИСПАРК Автоматизированная система пономерного учета, контроля дислокации, анализа использования и регулирования перевозками грузов (ДИСПАРК) включает комплекс задач управления парком грузовых вагонов. Этот комплекс позволяет: 1 Осуществлять контроль за: · использованием вагонов стран СНГ и Балтии; · за соблюдением сроков доставки грузов; · за работой межгосударственных стыков; · наличием вагонов на подъездных путях; · за дислокацией порожних вагонов. Обеспечить функционирование следующих Информационных технологий Технология машинного учета вагонов резерва МПС России (РЕЗЕРВ) Технология машинного учета вагонов запаса МПС России (ЗАПАС) Технология машинного учета неисправных вагонов (Неисправность) Контроль наличия и состояния парка грузовых вагонов (Наличие) Обеспечение оперативного контроля и анализа нарушений сроков доставки грузов на базе пономерного учета (КНСД) Автоматизированное проставление кода станции выгрузки в натурном листе на порожние вагоны (АПСВ) Организация ремонта грузовых вагонов по фактически выполненному объёму работ (пробег в км) (ПРОБЕГ Анализ использования порожних вагонов рабочего парка на основе пономерного слежения (АПВ) Информационная технология машинного учёта наличия и работы с неисправными вагонами (в разрезе ВО), с выделением информации по собственным и арендованным вагонам, с учётом их дислокации и состояния (ТУННВ) Информационная технология по пономерному прикреплению полувагонов, цистерн к заявкам на погрузку Автоматизированная система регистрации, учёта и контроля за использованием арендованных вагонов. (АРЕНДА) Комплекс технологий и программного обеспечения межгосударственного и междорожного обмена, обеспечение взаиморасчетов и выверки баз данных дорожного и сетевого уровней ( ППВ ) Обеспечение согласованной выдачи учетных данных о передаче вагонов по МДС (УПВ СОГ). Возможными сферами использования системы ДИСПАРК на железнодорожном транспорте являются дороги России, СНГ и Балтии, а также других стран. Разработка представляет интерес как для аппарата МПС, регионов, дорог, станций (департаментов движения, вагонного хозяйства, грузовой и коммерческой работы, статистики, системы фирменного транспортного обслуживания), так и собственников вагонов, грузоотправителей, грузополучателей, арендаторов вагонов, операторских компаний, участвующих в перевозочном процессе. Расходы на внедрение зависят от функционального состава, и на один объект их диапазон составит: от 500$ до 20000 $ Эффективность системы ДИСПАРК складывается из следующих показателей: Сокращение порожнего пробега вагонов за автоматизированного пономерного прикрепления их к заявкам на погрузку; Доходы от информирования грузоотправителей и грузополучателей о месте нахождения, времени прибытия вагонов; Увеличение доходов от предоставления вагонов в аренду и компаниям операторам; Сокращение потерь от нарушения сроков доставки; Сокращение потерь от несохранных перевозок; Сокращение объема капитальных вложений в приобретение новых вагонов за счет улучшения использования существующего парка (сокращение времени оборота); Сокращение платы за использование «чужих» вагонов в результате оптимальной регулировки парка вагонов. Условия приобретения определяются Генеральным заказчиком. – ОАО «РЖД», являющимся правообладателем этой разработки. ДИСКОН Автоматизированная система управления контейнерными перевозками (ДИСКОН) в качестве информационной основы имеет размещенные на всех уровнях управления взаимоувязанные базы данных о каждом контейнере по его номеру. Эффективность системы определяется практически 100-процентной гарантией сохранности численности инвентарного парка контейнеров, высокой точностью расчетов за пользование контейнерами как с администрациями - пользователями контейнеров, так и с экспедиторами за время нахождения контейнеров в их пользовании, а также оперативностью, полнотой и качеством информации, используемой в управлении контейнерными перевозками. Система ДИСКОН позволяет решать следующие задачи: · учёт операций погрузки/выгрузки, завоза/вывоза, изменения группы учета контейнеров; · учет перехода контейнеров по междорожным стыкам; · формирование и выдачу справок о дислокации контейнера по его номеру, группы контейнеров, вагона с контейнерами как на данной дороге, так и, при необходимости, на других дорогах; · учет наличия контейнеров на дороге; · информирование станций о подходе вагонов с контейнерами. · выдача аналитических данных о работе с контейнерами для анализа: перехода контейнеров через стыки ; операций погрузки/выгрузки, контейнеров; операций завоз/вывоз, перечисление в резерв, неисправные; транзита контейнеров через Россию; отправления другими администрациями контейнеров российских железных дорог; по невозвращенным в течение 2, 3, 6 месяцев российским контейнерам, сданным по межгосударственным стыкам; наличия на дорогах контейнеров инвентарного парка принадлежности стран СНГ и Балтии; использования контейнеров, приписанных к отдельным станциям и узлам железных дорог. Кроме того, система ДИСКОН включает: · систему контроля за продвижением ускоренных контейнерных поездов; · информационную технологию по исключению из обращения на сети дорог контейнеров с искаженной нумерацией и без трафаретов принадлежности; · дорожный и сетевой архивы операций с контейнерами; · систему учета контейнеров парка МПС, передаваемых в пользование-аренду экспедиторским фирмам; систему выверки информации о передаче контейнеров по межгосударственным стыковым пунктам на основе дорожных архивов передаточных ведомостей. Для пользователей дорожного уровня системы ДИСКОН разработан специализированный АРМ работника отдела по организации контейнерных перевозок (АРМ НКП). АРМ НКП обеспечивает автоматизацию функций контроля использования контейнерного парка на дороге. Имеет современный «дружественный» интерфейс с пользователем. Реализация осуществлена с применением WEB-технологий. Применение АРМ сокращает трудозатраты на рутинные трудоемкие операции по сбору, обработке и оформлению в виде справок данных об использовании контейнерного парка. АРМ НКП предназначен для использования в оперативной работе. Источниками эффективности системы ДИСКОН являются следующие факторы: · Сокращение потерь физического парка контейнеров за счет номерного учета и слежения за использованием контейнеров; · Увеличение доходов от информирования грузоотправителей и грузополучателей о месте нахождения, времени прибытия контейнеров; · Увеличение доходов от предоставления контейнеров экспедиторам или грузоотправителям контейнеров МПС за счет своевременности и точности расчетов за пользование контейнерами. · Сокращение потерь времени от нарушения сроков доставки; · Сокращение потерь от несохранных перевозок; · Сокращение объема капитальных вложений в приобретение новых контейнеров за счет улучшения использования существующего парка (сокращение времени оборота). · Сокращение платы за использование «чужих» контейнеров в результате оптимальной регулировки использования парка контейнеров. ЭТРАН Целью создания системы «ЭТРАН» является переход на использование электронного документооборота при взаимодействии с пользователями услуг железнодорожного транспорта при организации перевозок грузов. В рамках системы «ЭТРАН» должны быть решены вопросы подготовки и оформления перевозочных документов в системе электронного документооборота. При разработке системы должны быть учтены требования по защите конфиденциальной информации. Интеграция и оптимизация решений в области обработки перевозочных и других технологических и финансовых документов в процессе оформления перевозок приводит к созданию Автоматизированной системы нового поколениядляцентрализованной подготовки и оформления перевозочных документов на принципах электронного документооборота с сохранением и развитием функций действующих АРМ ТВК (всех видов), АС ТехПД, ЕК ИОДВ дорожного и сетевого уровней. Внедрение системы «ЭТРАН» прежде всего должно решить вопросы повышения качества, полноты подготовки перевозочных документов и расчетов за перевозки во всех видах сообщений за счет единства требований. Одновременно должны быть исключены затраты за счет электронизации документооборота, однократности ввода информации и многократности ее использования, затраты ручного труда работников массовых профессий (товарных кассиров, агентов СФТО, работников станций перехода вагонов, работников ТехПД) по проверке и внесению изменений в расчеты, в перевозочные и электронные документы, на устранение ошибок и взаимодействие с плательщиками (экспедиторами), грузоотправителями и грузополучателями. При разработке системы «ЭТРАН» предусматривается: · внедрение электронного документооборота с использованием внутренней и внешних сетей передачи данных; · обеспечение защиты конфиденциальной информации сертифицированными или рекомендованными (одобренными) средствами ФАПСИ и Гостехкомиссии; · обеспечение режима реального времени: не более 3-5 сек на одну технологическую операцию; · обеспечение однократности ввода информации и минимальное число корректировок; · обеспечение решения новых задач в системе; · обеспечение решения действующих задач в новой постановке; · обеспечение своевременности (по моменту осуществления операций погрузки, выдачи или приема (сдачи) груза на границах) и точности расчетов (качество первичной информации, ведение электронной базы тарифов и централизованные расчеты провозных платежей) за перевозки грузов; более глубокая интеграция с автоматизированными системами оперативного управления перевозками (АСУПГ) и автоматизированной системой управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР); · включение грузоотправителей и экспедиторов в технологический процесс на основе решений в области электронного документооборота; сохранение и развитие на переходный период существующих комплексов по обработке перевозочных документов (ЕК-ИОДВ, АС ТехПД, АРМ ТВК, АСУ СПВ) и интерфейсов с АСУПГ, ЕК-АСУФР. ЭКСПРЕСС-3 АСУ«Экспресс» - автоматизированная система управления резервированием мест и билетно-кассовыми операциями, предназначенная для бронирования мест в поездах дальнего следования. В настоящее время представляет собой современный программно-аппаратный комплекс, построенный на базе высокопроизводственных ЭВМ, с широко развитой сетью продажи билетов. «Экстпресс-3» - с 2005 года по настоящее время. Платформа : AlphaServer 1200. Вычислительная сеть по обслуживанию пассажиров для автоматизации продажи билетов и резервирования мест в поездах и оперативного управления пассажирскими перевозками со сроком резервирования от 45 дней до отправления. Поезда. Система действует на территории РФ, СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Функции системы: 1. продажа проездных документов во внутригосударственном и международном сообщениях; 2. информационно-справочное обслуживание пассажиров ; 3. оформление перевозок багажа, грузобагажа и почты; 4. управление парком пассажирских вагонов , включая эх эксплуатацию и ремонт, на базе подсистемы АСУ ПВ; 5. Финансово-статистический учет и взаиморасчеты за пассажирские перевозки во всех видах сообщений; 6. анализ результатов перевозок, прогноз спроса, снижение убыточности и расходов; 7. реализация билетов во внутреннем и международном высокоскоростном сообщении( поезд «Сапсан», «Аллегро»); 8. поддержка информационных систем контроля посадки пассажиров в поездах дальнего следования; 9. информационное обслуживание деятельности различных перевозчиков пассажиров в дальнем и пригородном сообщении; 10. поддержка различных каналов сбыта билетов ( кассы перевозчика, кассы агентов продажи, транзакционные терминалы самообслуживания, интернет-ресурсы, платежные терминалы, мобильные устройства продажи); 11. поддержка программ лояльности и управления доходами. |