МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ТЕХНОЛОГИЯ СОКРАТОВСКОГО СПОРА





Отличительной чертой ведения диалога древнегреческим фило­софом Сократом была ирония. Как свидетельствуют историки, со­кратовская ирония была скрытой насмешкой над самоуверенностью тех, кто мнил себя "многознающим". Мудрец прикидывался просто­душным простачком и беспрерывно задавал самые разные вопросы, порой приводя своих собеседников в тупиковое положение, обна­руживавшее их невежество.

Ирония Сократа отличалась тем, что ее целью было не просто ра­зоблачить и уничтожить кого-либо, а помочь человеку узнать себя, стать свободным, проявить свои творческие возможности. Как от­мечают Л. А. Введенская и Л. Г. Павлова в книге "Культура и искус­ство речи", "наивные" вопросы Сократа были рассчитаны на то, чтобы не только вызвать смятение в душе человека, но и заставить его задуматься над своей жизнью, над ее смыслом. Конечной целью сократовских диалогов и бесед было выяснение истины. Философ называл свой метод ведения диалога с помощью умело поставлен­ных вопросов и полученных ответов МАЙЕВТИКОЙ, считая, что такая форма разговора облегчает рождение истины, приводит собе­седника к истинному знанию. Знаменитое высказывание Сократа "Я знаю, что ничего не знаю" является его коммуникативным кредо, выражением его взгляда на познание.

Диоген Лаэртский рассказывает, что Сократ в спорах был, как правило, сильнее своих оппонентов, поэтому его нередко колотили и таскали за волосы, а зачастую и осмеивали. Он принимал все это стоически, но когда однажды получил публично пинок и стерпел его, один из наблюдавших эту сцену удивился такому поведению. И тогда Сократ ответил: "Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?"

Сократ рассказывает, как он стал искателем мудрости. Однажды его друг Херефонт, прибыв в Дельфы, осмелился обратиться к ора­кулу с вопросом: есть ли кто на свете мудрее Сократа. И тот отве­тил, что никого мудрее нет. Услышав про это, Сократ, не считая се­бя мудрым, решил разобраться, в чем же смысл слов оракула. Он направился к известному государственному деятелю Афин и, когда побеседовал с ним, понял, что тот "только кажется мудрым". По­пробовав доказать ему, что он лишь "мнит себя мудрым, а на самом деле этого нет", он вызвал ненависть к себе не только государствен­ного деятеля, но и всего его окружения. Однако, уходя, он решил, что сам он намного мудрее, так как в ситуациях, когда он чего-то не знает, он и не воображает, будто знает.

Сократ после этого не раз беседовал с поэтами, философами, ре­месленниками и понял, что, хотя они и хороши в своем собственном деле "...каждый из них считал себя самым мудрым также и во всем прочем, даже в самых важных вопросах, и это заблуждение засло­нило собою мудрость, какая у них была". После этих походов и рас­спросов одни афиняне его возненавидели, другие стали действи­тельно считать мудрецом. Но сам Сократ не претендовал на звание мудреца. Он понял раньше, чем другие, что не является обладателем истины.

Как известно, жизнь философа закончилась трагически. Несмот­ря на огромную популярность, он был привлечен к суду, на котором его обвинили в том, что он не признает богов, которых чтит весь город, а также вводит других, новых богов. Афиняне не простили ему то, что он постоянно "испытывал" людей, обнаруживая их не­вежество, что по его примеру молодые люди тоже "испытывали" старших и подвергали их авторитет сомнению, ставя их в неловкое положение. Власти не выдержали "добродушной" иронии Сократа и приговорили его к смерти. Хотя у него и была возможность бежать из тюрьмы, он все же остался до конца верен своим принципам и выпил предназначенную ему чашу с цикутой (ядовитое растение). Когда Сократ взял чашу с ядом, ученик спросил его:

- Учитель, зачем ты умираешь невиновным? На это Сократ отвечал:

- Глупец! Разве ты хочешь, чтобы я умирал виноватым?..

Кроме недругов у ироничного Сократа было много преданных уче­ников, друзей, постоянных слушателей и восторженных почитателей.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.