Психофизиологические механизмы просодической стороны речи Немаловажное значение для произношения имеет речевая просодия, включающая просодические единицы (параметры) потока речи: целостные слоги, ритмические слоговые структуры, синтагмы (минимальные по смыслу высказывания) и фразы, динамические единицы целостного текста. Ритм входит в такой сложный комплекс просодических элементов, который называется интонацией. Интонация — сложное единство речевой мелодии, фразового ударения, ритма и качества голоса, а также временных характеристик (длительность высказывания, темп, паузирование) реализации высказывания. Одним из основных компонентов интонации является мело- ____________________________ Глава 1__________________________ дика, т.е. тональный контур речи — модуляции высоты основного тона голоса при произнесении частей предложения, предложений и текста. Мелодика речи служит для выражения различных смысловых, синтаксических и эмоционально экспрессивных значений. Она организует фразу, расчленяя ее на части, выделяет наиболее важный отрезок высказывания, а также служит для выражения эмоций. Темп, или скорость речи, зависит от смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания и сгиля произношения. Темп имеет значение в противопоставлении важного и неважного. За нормальный темп речи принимается произнесение 9-14 фонем в секунду. Интонация тесно связана с ритмом речи. Ритм — это периодическое повторение соизмеримых речевых единиц. Мельчайшая единица ритма (ритмическая группа) — это ударный слог с примыкающими безударными слогами. Простая ритмическая группа включает один ударный слог. В сложную ритмическую группу входят два и более ударных слога. Характер семантической связи в определенной степени влияет на характер ритма, который органически связан с семантико-синтаксической структурой предложения. Основными функциями интонации являются: • различение части высказывания соответственно их смыс ловой важности; . оформление высказывания в единое целое; • расчленение высказывания на ритмические группы и синтагмы; > выражение конкретных эмоций; . вскрытие подтекста высказывания; • характеристика говорящего и ситуации общения. Формирование таких просодических единиц, как ритмические слоговые структуры, связано с механизмом формирования двигательных навыков, которые являются навыками кинетического артикуляторного праксиса и обеспечиваются функциональными интеграциями премоторной коры доминантного полушария. Формирование функциональных единиц артикуляторного праксиса или артикулем обеспечивается выработкой навыков постцентрального артикуляторного праксиса. Взаимодействие артикуляторных навыков премоторного и постцентрального праксиса является одним из важнейших механизмов речи. При его расстройстве нарушается _____ Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции__________ как внятность звуков речи, так и ее просодическая организация. Таким образом, изложенное показывает сложность функциональной системы речи, управление которой осуществляется центральной нервной системой. Для внятной четкой фонетически нормативной речи необходимо полноценное функционирование многих мозговых структур: стволово-подкорковые ядра и их связи, мозжечок, его ядра и проводящие системы, структуры лимбико-ретикулярной системы, проводящие системы, обеспечивающие проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (ядрам периферических двигательных нервов в стволе мозга и спинном мозге) структуры мозговой коры. 1.5. Общие неврологические механизмы параличей Отклонение от нормального функционирования нервной системы сопровождается разными патологическими состояниями, в том числе параличами. Нередко нарушение функций какого-либо отдела нервной системы проявляется в виде совокупности симптомов. Например, повреждение кортиконуклеарных (пирамидных) путей проявляется повышением мышечного тонуса, нарушением произвольных движений и т.д. Симптом — отклонение от нормального функционирования нервной системы или какого-либо органа, представляет собой признак или симптом патологического состояния. Один и тот же симптом может быть признаком разных заболеваний или патологических состояний. Стойкое сочетание симптомов, характерное для определенной болезни или патологического состояния, называется синдромом. Синдромы двигательных нарушений Полная утрата движения называется параличом, неполная утрата движения — парезом (например, ограничение объема и силы движения). Моторные функции организма регулируются несколькими системами мозга. Периферический паралич наблюдается при поражении двигательного нерва или ядра двигательного нерва. Глава 1 Известно, что к моменту рождения ребенка ствол мозга, спинной мозг и продолговатый мозг являются достаточно зрелыми для сохранения жизни, остальные структуры мозга созревают в периоды младенческого и в более старшем возрасте. Движения, которые обеспечиваются мотонейронами спинного мозга и ствола мозга, позволяют совершать хаотические движения и иметь высокий тонус мышц. Через некоторое время после рождения созревают стриопаллидарный уровень регуляции движений и движения становятся более пластичными, точными. Патологические изменения этих нервов характеризуются следующими основными симптомами: отсутствием рефлексов или их резким снижением (гипорефлексия, арефлексия), отсутствием или снижением мышечного тонуса (атония, гипотония), утрата рефлексов и атония на стороне поражения. При периферическом параличе могут быть изолированно поражены голосовые складки, и в этих случаях будет страдать не только фонация, но и четкость произнесения разных речевых звуков. Может также изолированно ухудшаться эффект резонанса. Естественно, что наиболее выраженные нарушения разборчивости устной речи будут связаны с расстройством движений языка и губ. Клиническая симптоматика связана с уровнем нарушения иннервации периферического речевого аппарата. При поражении двигательного нейрона в стволе, спинном мозге или нарушении проводимости периферического нерва, возникает периферический паралич, при котором движения и безусловные рефлексы отсутствуют. Периферические параличи являются, как правило, односторонними. Примером периферического паралича являются параличи, возникающие при полиомиелите. Односторонние периферические параличи не вызывают существенных изменений артикуляции. При периферическом параличе диафрагмы и межреберных мышц возникают нарушения дыхания. Они могут касаться в целом респираторной системы (диафрагма, легкие, глотка) и тогда будет нарушено главным образом голосообразование, в особенности в тех случаях, когда к этим патологическим нарушениям присоединен уровень голосовых складок. Синдром поражения лицевого нерва На стороне поражения лицевого нерва наблюдаются сглаженность складки в области лба, несколько опущена бровь, глазная щель не смыкается, щека свисает, сглажена носо- _____ Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции_________ губная складка, опущен угол рта. Особенно ярко нарушение иннервации мышц проявляется при плаче и смехе и других мимических реакциях. Звукопроизношение страдает незначительно. Синдромы поражения тройничного нерва Наибольшее значение для артикуляции имеет 2-я и 3-я ветвь тройничного нерва. Вторая ветвь (верхнечелюстной нерв) выходит из полости черепа под скуловой костью и ин-нервирует кожу нижнего века, наружного угла глаза, слизистые оболочки носовой полости, верхней части щек, нижней губы, верхней челюсти и ее зубов. Третья ветвь (подчелюстной нерв) выходит из черепа через овальное отверстие нижней челюсти и иннервирует кожу нижней части щеки, нижнюю губу, нижнюю челюсть и ее зубы, слизистую оболочку щек, нижнюю часть ротовой полости и языка, а также жевательные мышцы. Наблюдение 1 (Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов, 1989) Больная К., 17 лет. Перенесла тяжелую травму с переломом основания черепа и грубым повреждением обоих тройничных нервов, вследствие чего у нее развился полный двусторонний паралич мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Эти мышцы были атрофичны, а в процессе исследования электровозбудимости и хроноксии в них обнаруживалась реакция перерождения. Больная не могла жевать, а рот закрывала только пассивно с помощью рук. Артикуляция звуков характеризовалась невнятностью, причем прежде всего были сглажены различия гласных по подъему (звук У походил на О, звук И на Э, а звуки О и Э мало отличались от А). Через два года после травмы не было восстановления проводимости тройничных нервов, парализованные мышцы оставались атрофированными. Однако больная стала открывать рот и активно его удерживать закрытым без помощи рук за счет гипертрофированных мышц губ, особенно круговой мышцы рта. Бывшая невнятность артикуляции исчезла, но гипертрофия мышц сказалась в подчеркнутой огубленности гласных и согласных звуков как в изолированном произношении, так и в связной речи. Общая разборчивость речи больной от этой особенности ее артикуляции не страдала. Данный пример иллюстрирует не только значение агро-фии мышц нижней челюсти, но и компенсаторные процессы, которые развились в круговой мышце рта, за счет чего развилась ее гипертрофия. ____________________________ Глава 1__________________________ Синдром поражения подъязычного нерва На стороне поражения наблюдается атрофия мышц языка (истончение парализованной половины языка). Язык тонкий, распластанный, удлиненный, отклонение языка при его высовывании в сторону паралича, отмечаются фибриллярные подергивания. Наблюдается нередко нарушение звукопроизношения, которое со временем компенсируется. Нарушения движений при поражении центральной нервной системы. Органические нарушения центральной нервной системы у взрослых связаны с инсультами (кровоизлияниями), опухолями, травмами, инфекциями и т.п. При повреждении пирамидного пути на любом его участке нарушается проведение импульса из коры больших полушарий или от моторных нейронов ствола мозга и спинного мозга к мышце. Мускулатура в этих случаях оказывается парализованной. При поражении центрального двигательного нейрона (двигательная область коры головного мозга) или кортико-нукле-арного пути развивается центральный паралич. Бульварный паралич связан с поражением ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Это вялый паралич, т.е. паралич, при котором мышца теряет свою упругость, возбудимость, питание. При этом параличе мышцы истончаются, утрачивают силу и способность к сокращению. Все безусловные рефлексы резко снижены. Буль-барные параличи, которые обуславливают дизартрию, как правило, двусторонние. Центральный паралич возникает при поражении центрального двигательного нейрона на любом его участке: двигательная зона коры больших полушарий или пирамидальный путь на всем его протяжении. Этот паралич является спастическим: мышцы напряжены, на ощупь плотноваты, при пассивном движении ощущается их «сопротивление». Все безусловные рефлексы резко повышены. Поражение, как правило, двустороннее. В зависимости от распространенности параличей различают: • моноплегия (нарушения движений в одной конечности); • гемиплегия (нарушения движений в конечностях на од ной стороне); _____ Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции_________ • параплегия (паралич обеих рук или конечностей); • тетраплегия (параличи всех четырех конечностей). Клиническая картина и психолого-педагогическая характеристика лиц с дизартрией у детей и взрослых существенно различается. У взрослых дизартрия развивается на фоне сформированных механизмов речевой деятельности. Она является приобретенным в постнатальном онтогенезе речевым нарушением. Если у взрослых дизартрия, как правило, выражается нарушением артикуляции и просодической стороны речи, специфическим для поражения определенных отделов мозга или периферической нервной системы, то у детей, наряду с этими компонентами речи, может наблюдаться недоразвитие речи, а общая картина нейромоторных нарушений бывает мозаичной, что связано с диффузным поражением ЦНС. Эти соображения обуславливают необходимость освещения проблемы дизартрии в первую очередь у взрослых. ГЛАВА 2_________ Дизартрии у взрослых лиц Дизартрии представляют собой сложные нарушения речи, включающие расстройства звукопроизношения и просодики. Эти явления связаны с патологией нейромоторного аппарата мышц, обеспечивающих процессы производства устной речи. |