МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Психофизиологические механизмы просодической стороны речи





Немаловажное значение для произношения имеет речевая просодия, включающая просодические единицы (параметры) потока речи: целостные слоги, ритмические слоговые струк­туры, синтагмы (минимальные по смыслу высказывания) и фразы, динамические единицы целостного текста. Ритм вхо­дит в такой сложный комплекс просодических элементов, ко­торый называется интонацией. Интонация — сложное единс­тво речевой мелодии, фразового ударения, ритма и качества голоса, а также временных характеристик (длительность вы­сказывания, темп, паузирование) реализации высказывания. Одним из основных компонентов интонации является мело-


____________________________ Глава 1__________________________

дика, т.е. тональный контур речи — модуляции высоты ос­новного тона голоса при произнесении частей предложения, предложений и текста. Мелодика речи служит для выраже­ния различных смысловых, синтаксических и эмоционально экспрессивных значений. Она организует фразу, расчленяя ее на части, выделяет наиболее важный отрезок высказыва­ния, а также служит для выражения эмоций.

Темп, или скорость речи, зависит от смысла речи, эмоцио­нального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания и сгиля произношения. Темп имеет значение в противопоставлении важного и неважного. За нормальный темп речи принимается произнесение 9-14 фонем в секунду.

Интонация тесно связана с ритмом речи. Ритм — это пери­одическое повторение соизмеримых речевых единиц. Мель­чайшая единица ритма (ритмическая группа) — это ударный слог с примыкающими безударными слогами. Простая рит­мическая группа включает один ударный слог. В сложную ритмическую группу входят два и более ударных слога. Ха­рактер семантической связи в определенной степени влияет на характер ритма, который органически связан с семантико-синтаксической структурой предложения.

Основными функциями интонации являются:

• различение части высказывания соответственно их смыс­
ловой важности;

. оформление высказывания в единое целое;

• расчленение высказывания на ритмические группы
и синтагмы;

> выражение конкретных эмоций; . вскрытие подтекста высказывания;

• характеристика говорящего и ситуации общения.

Формирование таких просодических единиц, как ритми­ческие слоговые структуры, связано с механизмом формиро­вания двигательных навыков, которые являются навыками кинетического артикуляторного праксиса и обеспечиваются функциональными интеграциями премоторной коры доми­нантного полушария. Формирование функциональных еди­ниц артикуляторного праксиса или артикулем обеспечивает­ся выработкой навыков постцентрального артикуляторного праксиса.

Взаимодействие артикуляторных навыков премоторного и постцентрального праксиса является одним из важней­ших механизмов речи. При его расстройстве нарушается


_____ Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции__________

как внятность звуков речи, так и ее просодическая органи­зация.

Таким образом, изложенное показывает сложность фун­кциональной системы речи, управление которой осущест­вляется центральной нервной системой. Для внятной четкой фонетически нормативной речи необходимо полноценное функционирование многих мозговых структур: стволово-подкорковые ядра и их связи, мозжечок, его ядра и прово­дящие системы, структуры лимбико-ретикулярной системы, проводящие системы, обеспечивающие проведение импуль­сов от коры мозга к структурам нижележащих функциональ­ных уровней двигательного аппарата речи (ядрам перифери­ческих двигательных нервов в стволе мозга и спинном мозге) структуры мозговой коры.



1.5. Общие неврологические механизмы параличей

Отклонение от нормального функционирования нервной системы сопровождается разными патологическими состоя­ниями, в том числе параличами.

Нередко нарушение функций какого-либо отдела нервной системы проявляется в виде совокупности симптомов. Напри­мер, повреждение кортиконуклеарных (пирамидных) путей проявляется повышением мышечного тонуса, нарушением произвольных движений и т.д.

Симптом — отклонение от нормального функционирова­ния нервной системы или какого-либо органа, представляет собой признак или симптом патологического состояния. Один и тот же симптом может быть признаком разных заболеваний или патологических состояний.

Стойкое сочетание симптомов, характерное для определенной болезни или патологического состояния, называется синдромом.

Синдромы двигательных нарушений

Полная утрата движения называется параличом, неполная утрата движения — парезом (например, ограничение объема и силы движения).

Моторные функции организма регулируются нескольки­ми системами мозга. Периферический паралич наблюдается при поражении двигательного нерва или ядра двигательного нерва.


Глава 1

Известно, что к моменту рождения ребенка ствол мозга, спинной мозг и продолговатый мозг являются достаточно зрелыми для сохранения жизни, остальные структуры мозга созревают в периоды младенческого и в более старшем воз­расте. Движения, которые обеспечиваются мотонейронами спинного мозга и ствола мозга, позволяют совершать хаоти­ческие движения и иметь высокий тонус мышц. Через неко­торое время после рождения созревают стриопаллидарный уровень регуляции движений и движения становятся более пластичными, точными.

Патологические изменения этих нервов характеризуются следующими основными симптомами: отсутствием рефлек­сов или их резким снижением (гипорефлексия, арефлексия), отсутствием или снижением мышечного тонуса (атония, ги­потония), утрата рефлексов и атония на стороне поражения.

При периферическом параличе могут быть изолированно поражены голосовые складки, и в этих случаях будет стра­дать не только фонация, но и четкость произнесения разных речевых звуков. Может также изолированно ухудшаться эффект резонанса. Естественно, что наиболее выраженные нарушения разборчивости устной речи будут связаны с рас­стройством движений языка и губ. Клиническая симптома­тика связана с уровнем нарушения иннервации периферичес­кого речевого аппарата.

При поражении двигательного нейрона в стволе, спинном мозге или нарушении проводимости периферического нерва, возникает периферический паралич, при котором движения и безусловные рефлексы отсутствуют. Периферические пара­личи являются, как правило, односторонними. Примером пе­риферического паралича являются параличи, возникающие при полиомиелите. Односторонние периферические парали­чи не вызывают существенных изменений артикуляции.

При периферическом параличе диафрагмы и межреберных мышц возникают нарушения дыхания. Они могут касаться в целом респираторной системы (диафрагма, легкие, глотка) и тогда будет нарушено главным образом голосообразование, в особенности в тех случаях, когда к этим патологическим на­рушениям присоединен уровень голосовых складок.

Синдром поражения лицевого нерва

На стороне поражения лицевого нерва наблюдаются сгла­женность складки в области лба, несколько опущена бровь, глазная щель не смыкается, щека свисает, сглажена носо-


_____ Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции_________

губная складка, опущен угол рта. Особенно ярко нарушение иннервации мышц проявляется при плаче и смехе и других мимических реакциях. Звукопроизношение страдает незна­чительно.

Синдромы поражения тройничного нерва

Наибольшее значение для артикуляции имеет 2-я и 3-я ветвь тройничного нерва. Вторая ветвь (верхнечелюстной нерв) выходит из полости черепа под скуловой костью и ин-нервирует кожу нижнего века, наружного угла глаза, слизис­тые оболочки носовой полости, верхней части щек, нижней губы, верхней челюсти и ее зубов.

Третья ветвь (подчелюстной нерв) выходит из черепа че­рез овальное отверстие нижней челюсти и иннервирует кожу нижней части щеки, нижнюю губу, нижнюю челюсть и ее зубы, слизистую оболочку щек, нижнюю часть ротовой по­лости и языка, а также жевательные мышцы.

Наблюдение 1 (Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов, 1989)

Больная К., 17 лет.

Перенесла тяжелую травму с переломом основания черепа и гру­бым повреждением обоих тройничных нервов, вследствие чего у нее развился полный двусторонний паралич мышц, поднимающих ниж­нюю челюсть. Эти мышцы были атрофичны, а в процессе исследова­ния электровозбудимости и хроноксии в них обнаруживалась реак­ция перерождения. Больная не могла жевать, а рот закрывала только пассивно с помощью рук.

Артикуляция звуков характеризовалась невнятностью, причем прежде всего были сглажены различия гласных по подъему (звук У по­ходил на О, звук И на Э, а звуки О и Э мало отличались от А).

Через два года после травмы не было восстановления проводи­мости тройничных нервов, парализованные мышцы оставались ат­рофированными. Однако больная стала открывать рот и активно его удерживать закрытым без помощи рук за счет гипертрофированных мышц губ, особенно круговой мышцы рта. Бывшая невнятность ар­тикуляции исчезла, но гипертрофия мышц сказалась в подчеркнутой огубленности гласных и согласных звуков как в изолированном про­изношении, так и в связной речи. Общая разборчивость речи больной от этой особенности ее артикуляции не страдала.

Данный пример иллюстрирует не только значение агро-фии мышц нижней челюсти, но и компенсаторные процессы, которые развились в круговой мышце рта, за счет чего разви­лась ее гипертрофия.


____________________________ Глава 1__________________________

Синдром поражения подъязычного нерва

На стороне поражения наблюдается атрофия мышц языка (истончение парализованной половины языка). Язык тонкий, распластанный, удлиненный, отклонение языка при его высовывании в сторону паралича, отмеча­ются фибриллярные подергивания. Наблюдается нередко нарушение звукопроизношения, которое со временем ком­пенсируется.

Нарушения движений при поражении центральной нерв­ной системы.

Органические нарушения центральной нервной системы у взрослых связаны с инсультами (кровоизлияниями), опухо­лями, травмами, инфекциями и т.п.

При повреждении пирамидного пути на любом его участке нарушается проведение импульса из коры больших полуша­рий или от моторных нейронов ствола мозга и спинного мозга к мышце. Мускулатура в этих случаях оказывается парали­зованной.

При поражении центрального двигательного нейрона (дви­гательная область коры головного мозга) или кортико-нукле-арного пути развивается центральный паралич.

Бульварный паралич связан с поражением ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Это вялый паралич, т.е. паралич, при котором мышца теряет свою упругость, возбудимость, питание. При этом параличе мышцы истончаются, утрачивают силу и способность к со­кращению. Все безусловные рефлексы резко снижены. Буль-барные параличи, которые обуславливают дизартрию, как правило, двусторонние.

Центральный паралич возникает при поражении цент­рального двигательного нейрона на любом его участке: двига­тельная зона коры больших полушарий или пирамидальный путь на всем его протяжении.

Этот паралич является спастическим: мышцы напряжены, на ощупь плотноваты, при пассивном движении ощущается их «сопротивление». Все безусловные рефлексы резко повы­шены. Поражение, как правило, двустороннее.

В зависимости от распространенности параличей различают:

• моноплегия (нарушения движений в одной конечности);

• гемиплегия (нарушения движений в конечностях на од­
ной стороне);


_____ Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции_________

• параплегия (паралич обеих рук или конечностей);

• тетраплегия (параличи всех четырех конечностей).

Клиническая картина и психолого-педагогическая харак­теристика лиц с дизартрией у детей и взрослых существенно различается.

У взрослых дизартрия развивается на фоне сформирован­ных механизмов речевой деятельности. Она является приоб­ретенным в постнатальном онтогенезе речевым нарушением.

Если у взрослых дизартрия, как правило, выражается на­рушением артикуляции и просодической стороны речи, спе­цифическим для поражения определенных отделов мозга или периферической нервной системы, то у детей, наряду с этими компонентами речи, может наблюдаться недоразвитие речи, а общая картина нейромоторных нарушений бывает мозаич­ной, что связано с диффузным поражением ЦНС.

Эти соображения обуславливают необходимость освеще­ния проблемы дизартрии в первую очередь у взрослых.



ГЛАВА 2_________

Дизартрии у взрослых лиц

Дизартрии представляют собой сложные нарушения речи, включающие расстройства звукопроизношения и про­содики. Эти явления связаны с патологией нейромоторного аппарата мышц, обеспечивающих процессы производства устной речи.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.