МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Основные направления комплексной реабилитации детей





Белякова Л.И., Волоскова Н.Н.

Б44 Логопедия. Дизартрия. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.— 287 с. 1ВВЫ 978-5-691-01781-0. Агентство С1Р РГБ.

В учебном пособии использованы материалы известных руководств по неврологии, нейропсихологии, специальной педагогики, а также публикации ведущих специалистов по проблеме дизартрии. Автор­ская позиция основана на собственных многолетних психолого-педа­гогических и клинико-психологических исследованиях и наблюдени­ях. Пособие соответствует программам для студентов педагогических университетов и институтов по специальности 13.00.03 — коррекци-онная педагогика и специальная психология, разработанным в соот­ветствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по разделу логопедии — дизартрия.

В книге дан естественно-научный подход в изучении психолого-педагогических проблем речевого нарушения — дизартрии, учтены тенденции современной логопедии, рассматривающие вопросы пси­холого-педагогической коррекции с позиций общеневрологического изучения двигательной и речевой сферы человека. В связи с этим подробно описываются структура и функции двигательного анализа­тора, что поможет представить единую картину психоневрологичес­ких нарушений при дизартрии и описать те формы моторно-речевых расстройств, которые возникают при поражении разных отделов двигательного анализатора.

Пособие адресовано студентам дефектологических и психологи­ческих факультетов, логопедам, психологам, врачам, специалистам, интересующимся вопросами речевой патологии и специальной пси­хологии.

УДК[376.1-058.264+616.89-004.434.3К075.8) ББК 56.12я73-1+74.3я73-1

© Белякова Л.И., Волоскова Н.Н., 2009
© ООО «Гуманитарный издательский
18ВЫ 978-5-691-01781-0 центр ВЛАДОС», 2009


Оглавление

Введение........................................................................................ 7

ГЛАВА 1

Днатомо-физиологические и психофизиологические

основы речевой функции........................................................13

1.1.Основные сведения о строении и физиологии
нервной системы человека...................................... 13

1.2. Периферический речевой аппарат.......................... 28

 

1.2.1. Органы дыхания, голоса и система
резонаторов.................................................... 29

1.2.2. Артикуляционный отдел................................ 34

 

1.3. Психофизиологические механизмы
звукопроизношения................................................. 38

1.4. Психофизиологические механизмы просодической
стороны речи........................................................... 41

1.5. Общие неврологические механизмы параличей . . . . 43

ГЛАВА 2

Дизартрииу взрослых лиц..................................................48

2.1. Основные клинические формы дизартрии

у взрослых лиц......................................................... 48

2.1.1.Бульварная форма дизартрии........................ 49

2.1.2. Псевдобульбарная форма дизартрии............ 57

2.1.3. Мозжечковая форма дизартрии..................... 63

2.1.4. Подкорковая или экстрапирамидная
дизартрия........................................................ 65

2.1.5. Корковая дизартрия....................................... 67

2.2. Обследование и диагностика дизартрии у взрослых лиц.
Основные направления реабилитации.................... 71

ГЛАВА 3

Дизартрииу детей................................................................ 76

3.1. Онтогенез психомоторной и речевой

деятельности............................................................ 76

3.2. Детский церебральный паралич.............................. 94



3.2.1. Классификация детских церебральных

параличей....................................................... 95

3.3. Дизартрии у детей................................................. 106

3.4. Формы дизартрии у детей..................................... 112

3.4.1. Спастико-паретическая форма

дизартрии..................................................... 112

3.4.2. Гиперкинетическая форма дизартрии........ 119

3.4.3. Атонически-астатическая форма

дизартрии..................................................... 121

3.5. Степени выраженности дизартрии у детей.......... 123

3.5.1. Анартрия у детей......................................... 123

3.5.2. Минимальные проявления дизартрии......... 124


Оглавление

ГЛАВА4

Психическое развитие и психологические особенности детей

и подростков с дизартрией......................................................................136

4.1. Общие черты психического развития детей

сДЦП ........................................................................................ 136

4.2. Особенности психологии детей дошкольного

и младшего школьного возраста с дизартрией . ... 141

4.3. Особенности психологии подростков с дизартрией

и аномальным развитием личности............................. 143

ГЛАВА 5

Методики обследования детей и подростков

с дизартрией..................................................................................................156

5.1. Логопедическое обследование................................................ 157

5.1.1. Изучение анамнестических сведений............ 157

5.1.2. Обследование состояния артикуляционного
аппарата........................................................................ 159

5.1.3. Обследование состояния мимической
мускулатуры................................................................ 160

5.1.4. Обследование звукопроизношения,
лексико-грамматического строя речи........... 161

5.1.5. Обследование просодической

стороны речи................................................................... 162

5.1.6. Обследование фонематического

восприятия........................................................................ 163

5.1.7. Обследование чтения и письма.................................. 163

5.2. Обследование моторных и сенсорных функций . . . 164

5.2.1. Исследование динамического праксиса . ... 166

5.2.2. Исследование пространственного праксиса . . . 167

5.2.3. Исследование конструктивного праксиса. . . 167

5.2.4. Исследование праксиса позы руки............................. 167

5.2.5. Исследование психомоторного профиля . . . 168

5.2.6. Изучение чувства ритма......................................... 169

5.3. Психологическая диагностика....................................... 173

ГЛАВА 6

Основные направления комплексной реабилитации детей

и подростков с дизартрией......................................................................175

6.1.Принципы реабилитации детей с дизартрией .... 177

6.2. Основные направления логопедической работы

по коррекции нарушений речи при дизартрии у детей
дошкольного возраста............................................................... 178

6.2.1. Нормализация мышечного тонуса, развитие
моторики артикуляционного аппарата

и пальцев рук................................................................ 179

6.2.2. Развитие дыхательной функции и голоса . . 180

6.2.3. Коррекция фонетической стороны речи. . . . 181

6.2.4. Развитие словаря и грамматического

строя речи......................................................................... 181

6.2.5. Развитие сенсорных и психических функций . . 181


Оглавление

6.3. Специализированная коррекционная работа
с младшими школьниками с дизартрией,
обучающимися в общеобразовательной школе . . . 182

6.4. Специализированная комплексная коррекционная
работа с подростками с дизартрией..................... 183

ГЛАВА 7

Логопедические технологии, используемыев работе

с детьми с дизартрией...........................................................184

7.1.Упражнения для устранения гиперсаливации. . . . 184

7.2. Затормаживание гиперкинезов............................. 184

7.3. Нормализация мышечного тонуса с помощью массажа . . 185

7.4. Развитие дыхания.................................................. 189

7.5. Развитие артикуляционной моторики.................. 193

7.6. Методика развития движений в лучезапястных
суставах................................................................. 195

7.7. Развитие ручной умелости................................... 202

7.8. Развитие тонкой моторики пальцев рук
у дошкольников с использованием

игровых приемов................................................... 207

7.9. Ритмизация общей моторики и тонкой моторики
пальцев рук у младших школьников

с дизартрией.......................................................... 216

7.10. Активизация невербальных способов общения . . . 227

7.11. Миогимнастика...................................................... 227

7.12. Сенсорное воспитание детей с дизартрией.......... 228

7.13. Развитие интонационной выразительности речи . . . 239

7.14. Методика каллиграфотерапии.............................. 241

7.15. Развитие звукопроизношения, словаря

и грамматического строя речи............................. 244

ГЛАВА 8





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.