Основные направления комплексной реабилитации детей Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Б44 Логопедия. Дизартрия. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.— 287 с. 1ВВЫ 978-5-691-01781-0. Агентство С1Р РГБ. В учебном пособии использованы материалы известных руководств по неврологии, нейропсихологии, специальной педагогики, а также публикации ведущих специалистов по проблеме дизартрии. Авторская позиция основана на собственных многолетних психолого-педагогических и клинико-психологических исследованиях и наблюдениях. Пособие соответствует программам для студентов педагогических университетов и институтов по специальности 13.00.03 — коррекци-онная педагогика и специальная психология, разработанным в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по разделу логопедии — дизартрия. В книге дан естественно-научный подход в изучении психолого-педагогических проблем речевого нарушения — дизартрии, учтены тенденции современной логопедии, рассматривающие вопросы психолого-педагогической коррекции с позиций общеневрологического изучения двигательной и речевой сферы человека. В связи с этим подробно описываются структура и функции двигательного анализатора, что поможет представить единую картину психоневрологических нарушений при дизартрии и описать те формы моторно-речевых расстройств, которые возникают при поражении разных отделов двигательного анализатора. Пособие адресовано студентам дефектологических и психологических факультетов, логопедам, психологам, врачам, специалистам, интересующимся вопросами речевой патологии и специальной психологии. УДК[376.1-058.264+616.89-004.434.3К075.8) ББК 56.12я73-1+74.3я73-1 © Белякова Л.И., Волоскова Н.Н., 2009 © ООО «Гуманитарный издательский 18ВЫ 978-5-691-01781-0 центр ВЛАДОС», 2009 Оглавление Введение........................................................................................ 7 ГЛАВА 1 Днатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции........................................................13 1.1.Основные сведения о строении и физиологии нервной системы человека...................................... 13 1.2. Периферический речевой аппарат.......................... 28 1.2.1. Органы дыхания, голоса и система резонаторов.................................................... 29 1.2.2. Артикуляционный отдел................................ 34 1.3. Психофизиологические механизмы звукопроизношения................................................. 38 1.4. Психофизиологические механизмы просодической стороны речи........................................................... 41 1.5. Общие неврологические механизмы параличей . . . . 43 ГЛАВА 2 Дизартрииу взрослых лиц..................................................48 2.1. Основные клинические формы дизартрии у взрослых лиц......................................................... 48 2.1.1.Бульварная форма дизартрии........................ 49 2.1.2. Псевдобульбарная форма дизартрии............ 57 2.1.3. Мозжечковая форма дизартрии..................... 63 2.1.4. Подкорковая или экстрапирамидная дизартрия........................................................ 65 2.1.5. Корковая дизартрия....................................... 67 2.2. Обследование и диагностика дизартрии у взрослых лиц. Основные направления реабилитации.................... 71 ГЛАВА 3 Дизартрииу детей................................................................ 76 3.1. Онтогенез психомоторной и речевой деятельности............................................................ 76 3.2. Детский церебральный паралич.............................. 94 3.2.1. Классификация детских церебральных параличей....................................................... 95 3.3. Дизартрии у детей................................................. 106 3.4. Формы дизартрии у детей..................................... 112 3.4.1. Спастико-паретическая форма дизартрии..................................................... 112 3.4.2. Гиперкинетическая форма дизартрии........ 119 3.4.3. Атонически-астатическая форма дизартрии..................................................... 121 3.5. Степени выраженности дизартрии у детей.......... 123 3.5.1. Анартрия у детей......................................... 123 3.5.2. Минимальные проявления дизартрии......... 124 Оглавление ГЛАВА4 Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией......................................................................136 4.1. Общие черты психического развития детей сДЦП ........................................................................................ 136 4.2. Особенности психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста с дизартрией . ... 141 4.3. Особенности психологии подростков с дизартрией и аномальным развитием личности............................. 143 ГЛАВА 5 Методики обследования детей и подростков с дизартрией..................................................................................................156 5.1. Логопедическое обследование................................................ 157 5.1.1. Изучение анамнестических сведений............ 157 5.1.2. Обследование состояния артикуляционного аппарата........................................................................ 159 5.1.3. Обследование состояния мимической мускулатуры................................................................ 160 5.1.4. Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи........... 161 5.1.5. Обследование просодической стороны речи................................................................... 162 5.1.6. Обследование фонематического восприятия........................................................................ 163 5.1.7. Обследование чтения и письма.................................. 163 5.2. Обследование моторных и сенсорных функций . . . 164 5.2.1. Исследование динамического праксиса . ... 166 5.2.2. Исследование пространственного праксиса . . . 167 5.2.3. Исследование конструктивного праксиса. . . 167 5.2.4. Исследование праксиса позы руки............................. 167 5.2.5. Исследование психомоторного профиля . . . 168 5.2.6. Изучение чувства ритма......................................... 169 5.3. Психологическая диагностика....................................... 173 ГЛАВА 6 Основные направления комплексной реабилитации детей и подростков с дизартрией......................................................................175 6.1.Принципы реабилитации детей с дизартрией .... 177 6.2. Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи при дизартрии у детей дошкольного возраста............................................................... 178 6.2.1. Нормализация мышечного тонуса, развитие моторики артикуляционного аппарата и пальцев рук................................................................ 179 6.2.2. Развитие дыхательной функции и голоса . . 180 6.2.3. Коррекция фонетической стороны речи. . . . 181 6.2.4. Развитие словаря и грамматического строя речи......................................................................... 181 6.2.5. Развитие сенсорных и психических функций . . 181 Оглавление 6.3. Специализированная коррекционная работа с младшими школьниками с дизартрией, обучающимися в общеобразовательной школе . . . 182 6.4. Специализированная комплексная коррекционная работа с подростками с дизартрией..................... 183 ГЛАВА 7 Логопедические технологии, используемыев работе с детьми с дизартрией...........................................................184 7.1.Упражнения для устранения гиперсаливации. . . . 184 7.2. Затормаживание гиперкинезов............................. 184 7.3. Нормализация мышечного тонуса с помощью массажа . . 185 7.4. Развитие дыхания.................................................. 189 7.5. Развитие артикуляционной моторики.................. 193 7.6. Методика развития движений в лучезапястных суставах................................................................. 195 7.7. Развитие ручной умелости................................... 202 7.8. Развитие тонкой моторики пальцев рук у дошкольников с использованием игровых приемов................................................... 207 7.9. Ритмизация общей моторики и тонкой моторики пальцев рук у младших школьников с дизартрией.......................................................... 216 7.10. Активизация невербальных способов общения . . . 227 7.11. Миогимнастика...................................................... 227 7.12. Сенсорное воспитание детей с дизартрией.......... 228 7.13. Развитие интонационной выразительности речи . . . 239 7.14. Методика каллиграфотерапии.............................. 241 7.15. Развитие звукопроизношения, словаря и грамматического строя речи............................. 244 ГЛАВА 8 |