Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1.Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) - 0 баллов. № задания | Ответ | № задания | Ответ | | Мораль | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Часть 2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом. 21. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры? Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: система регулирующих механизмов, включающая планы, рецепты, инструкции... которые служат для управления поведением; 2) ответ на второй вопрос: часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста. Правильно даны ответы на два вопроса – 2 балла. \\ Правильно дан ответ только на один любой вопрос – 1 балл. \\ Ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл – 2 балла. 22. Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте. В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) причины по тексту: - небеспредельные биологические возможности человеческого организма; - предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг; - факторы окружающей среды; (Причины могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.). 2) причина не по тексту, например: поддержание существующего общественного порядка, следование принятым социальным нормам. (Может быть названа другая причина.) Правильно названы три причины по тексту и одна причина не по тексту – 2 балла \\ Правильно названы любые две-три причины – 1 балл \\ Ответ названа только одна причина. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 2 балла 23. Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов. В правильном ответе должны быть названы результаты социализации и приведены соответствующие примеры социализирующего воздействия: 1) упорядоченный образ жизни (например, из поколения в поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего хозяйства); 2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком стихи, читают книжки); 3) умение добывать средства к существованию (например, в профессиональном лицее юноша осваивает профессию автомеханика). Могут быть приведены другие примеры социализирующего воздействия. Правильно названы 3 результата социализации, к каждому приведены примеры – 3 балла Правильно названы 2-3 результата социализации, к 2 из них приведены примеры – 2 балла Правильно названы 1-3 результата социализации, к 1 из них приведён(-ы) пример(-ы) – 1 балл Правильно названы только 1-3 результата социализации. ИЛИ Приведены только 1-3 примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла 24. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы. Могут быть приведены такие объяснения: 1) язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам; 2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека; 3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п. Могут быть приведены другие объяснения. Приведены три объяснения – 3 балла. Приведены два объяснения – 2 балла. \\ Приведено только одно объяснение – 1 балл \\ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов. \\ Максимальный балл – 3 балла 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.). 2) например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества; (Может быть составлено любое другое предложение). 3) например: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан. (Может быть составлено другое предложение). Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не насчитываются при оценивании. Правильно раскрыт смысл понятия; составлены 2 предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 3 балла. Правильно раскрыт смысл понятия; составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); составлены 2 предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 2 балла Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия – 1 балл Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла 26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности: 1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье); 2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни); 3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе); 4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо). Могут быть приведены другие примеры Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания – 3 балла Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами. ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера – 2 балла Правильно названы одно-три основания, одно из которых проиллюстрировано примером. ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера – 1 балл Правильно названы только одно-три основания. ИЛИ Приведены только один-три примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла 27. Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества. В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) сфера общественной жизни - социальная; 2) исторический тип стратификации - сословная; 3) критерии стратификации современного общества: - объём власти; - уровень доходов; - уровень образования; - престиж профессии. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия – 3 балла \\ Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия. ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия – 2 балла \\ Правильно указаны сфера и тип стратификации. ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия – 1 балл \\ Правильно указана только сфера. ИЛИ Сфера не указана (указана неправильно) независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла 28. Подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные. 2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная. 3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д) контрольная и др. 4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны. 5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов тана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу 1) Структура предложенного плана, 2) Наличие пунктов плана, без которых тема не может быть раскрыта по существу, 3) Корректность формулировок пунктов плана, 4) Баллы. | | | | 3 и > пункта, 2 детализированы | Два | Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу | | 2 пункта детализированы. ИЛИ 3 пункта + 1 детализирован | Два | Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу | | ИЛИ | 3 и > пункта, 2 детализированы | Два | Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу | План по структуре является простым и содержит не < 3 пунктов | Два | Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу | | ИЛИ | 3 и > пункта, 1-2 детализированы | Один | | 3 и > пункта, 1-2 детализированы | Два | В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы | 2 пункта, 1 детализирован | Два | Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу | 2 пункта, 1-2 детализированы | Два | Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу | | Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла | | ИЛИ План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы | Максимальный балл | | | | | | | | | | 29. Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов. |