Можешь ли быть руководителем? «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», — гласит народная пословица. Однако есть множество людей, которые никогда не должны быть руководителями. Есть ли у вас черты характера, которые говорили о вашей склонности к руководящей работе? 1. Можете ли вы командовать людьми? да — 5; нет — 0. 2. Любите ли вы работать на приусадебном участке? да — 5; нет — 0. 3. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо? да — 5; нет — 0. 4. Какое из двух достоинств цените больше всего? авторитет — 5; нежность — 0. 5. Любите ли вы произносить речи? да — 5; нет — 0. 6. Чем, по вашему мнению, можно определить уровень цивилизации? степенью эмансипации женщин — 0; уровнем развития техники — 5. 7. Раздражает ли вас чья-то неумелость, неловкость? да — 5; нет — 0. 8. Любите ли вы работу, требующую контактов с людьми? да — 5; нет — 0. 9. Считаете ли вы, что в детстве слишком долго находились под влиянием матери? да — 5; нет — 0. 10. Во время знакомства вы в первую очередь обращаете внимание на: внешний вид — 0; прежде всего на то, что и как говорит собеседник — 5. 11. Впадаете ли вы в ярость, если не можете настоять на своем? да — 5; нет — 0. 12. Какой вид карьеры кажется вам наиболее привлекательным? известного актера Гарри Купера — 0; Джимми Кларка, чемпиона автогонок — 5. 13. Часто ли вас выдвигают на выборную работу? да — 5; нет — 0. 14. Бываете ли вы организатором смелых начинаний? да — 5; нет — 0. 15. Ждете ли вы, пока дела решатся сами по себе? да — 0; нет — 5. 16. Раздражает ли вас то, что живете, к примеру, в комнате без штор на окнах? да — 0; нет — 5. 17. Какой цвет больше нравится? голубой — 0; красный — 5. 18. Легко ли принимаете решения? да — 5; нет — 0. 19. Какие вида спорта вам по душе? те, которые развивают ловкость — 0; или те, которые развивают силу — 5. 20. Признаете ли вы руководителя, представляющего противоположный пол, если он достаточно компетентен? да — 5; нет — 0. Если вы набрали: 100-80 баллов: Вы тот человек, который имеет большую потребность доминировать над людьми. Несмотря на то, что вы проявляете инициативу и бываете прекрасным организатором, ваша горячность, ваше стремление быть признанным любой ценой, ваше желание манипулировать другими значительно снижают эффективность ваших действий. Сильное нервное напряжение, неумение расслабляться приводят к тому, что, будучи взволнованным, слишком легко можете обидеть другого человека, часто хвастаетесь, зазнаетесь, бываете агрессивны. Но если вам удастся изменить свое отношение к людям, то предрасположенность к руководящей работе может принести прекрасные результаты. 70-40 баллов: У вас высокие запросы, часто бываете самоуверенны, любите подчеркивать собственное «Я». Управляемость эмоциями и склонность к анализированию своих поступков приводят к тому, что необходимость руководить другими не принимает у вас крайних форм. Вы любите ходить непроторенными дорогами, имеете собственное мнение, которое не всегда совпадает с мнением других. Вы не любите навязывать себя другим, с трудом им подчиняетесь. Вам безразлично то, что о вас говорят, в то же время имеете склонность критиковать других. Любите, чтобы ваше слово всегда было последним. 35-0 баллов: Вы человек, который имеет больше склонностей быть подчиненным, нежели руководить другими. В роли «шефа» вы бы чувствовали себя очень плохо. Вы, скорее всего, человек несмелый, скромный, неуверенный в себе. Вы редко выступаете с инициативой. С удовольствием подчиняетесь руководству других. Чаще всего вы предпочитаете компромиссные решения и остаетесь в тени других людей. Литература 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 1997. 2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991. 3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 1.—Томск, 1980. 4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — М., 1968. 5. БодалевА.А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. — М., 1998. 6. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы ак-меологических исследований. — М., 1999. 7. Залевский Г.В. Психологическая ригидность в норме и патологии. — Томск, 1993. 8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996. 9. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М., 1985. 10. Максимова С. Г. Социально-психологические особенности личности позднего времени. — Барнаул, 1998. 11. Маркова А. К. Психология профессионализма.— М., 1996. 12. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. — 1998. № 2. 13. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — М., 2001. 14. Краснорядцева О.М. Психодиагностический практикум //Ред.-сост. О.М. Краснорядцева. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. 15. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. — М., 2001. 16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. — М., 2000. 17. Степанова Е.И. Психология взрослых — основа акмеологии. — СПб., 1995. 18. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.,1990. 19. Шалаев Мотивационное программно-целевое управление:теория,технология, практика: Учеб. пособие по психологии управления. — 2 изд. пере-раб. — Барнаул, 2001. 20. Шихи Г. И.К. Возрастные кризисы. — СПб., 1999. 21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. —М., 1996. 22. Эриксон Э. Детство и общество. — М., 1996. Глава X |