ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Вопрос 1. Понятие и виды управленческих решений, принимаемых в органах внутренних дел. Условия эффективности управленческих решений в органах внутренних дел ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ ТЕМА № 7: «Подготовка и принятие управленческих решений В органах внутренних дел» Для направления подготовки (специальности): 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности Подготовил: доцент кафедры АД ОВД, к.э.н., подполковник полиции А.А. Морукова Обсуждена и одобрена на заседании ПМС ______________ 20__ г., протокол № ___ Обсуждена и одобрена на заседании кафедры ______________ 20__ г., протокол № ___ Москва 2015
План лекции Введение Вопрос 1. Понятие и виды управленческих решений, принимаемых в органах внутренних дел. Условия эффективности управленческих решений в органах внутренних дел Вопрос 2. Основные стадии процесса подготовки и принятия управленческих решений Вопрос 3. Ведомственный правовой акт как управленческое решение. Виды ведомственных правовых актов. Требования, предъявляемые к ведомственным нормативным актам Вопрос 4. План как вид управленческого решения. Система планирования в органах внутренних дел Заключение Список использованных источников Введение В лекции рассматриваются вопросы, посвященные процессу разработки и принятия управленческих решений в органах внутренних дел. Представлены понятие и сущность управленческого решения, виды управленческих решений, принимаемых в органах внутренних дел, субъекты их подготовки и утверждения. Особое внимание уделяется требованиям, предъявляемым к управленческим решениям, без учета и соблюдения которых они не будут эффективными. Среди основных требований можно отметить следующие: обоснованности, информационного обеспечения, законности, соответствия полномочиям субъекта, соблюдения установленного порядка принятия, соблюдения установленной формы и другие. Выработка и принятие решения, как и весь процесс управления, осуществляется в определенной последовательности и состоит из ряда этапов. При рассмотрении указанного вопроса мы будем придерживаться четырехэтапного разделения процесса выработки и принятия управленческого решения: определение проблемы и формулирование цели; информационная подготовка решения; разработка вариантов решения и их оценка и обоснование выбора лучшего в конкретных условиях; принятие (утверждение) решения. В органах внутренних дел утвержденное управленческое решение приобретает юридическую силу и становится документом, обязательным для исполнения сотрудниками органов и подразделений системы. В деятельности органов внутренних дел образуются следующие основные виды документов: нормативные правовые акты МВД России; индивидуальные правовые акты (персонального характера; действие которых исчерпывается однократным применением); межведомственные соглашения, протоколы; распоряжения; директивы; указания; акты; заключения; докладные записки; справки; обзоры; доклады; пояснительные записки; планы; телеграммы; телефонограммы; факсограммы; письма. В качестве одного из видов управленческого решения в органах внутренних дел предлагается рассматривать планы, и в этой связи отдельное внимание уделено функции планирования в органах внутренних дел. Вниманию аудитории представлены вопросы, связанные с понятием и значением планирования в органах внутренних дел, организацией и методикой планирования, виды планов, требования, предъявляемые к ним. Термин «планирование» (от лат. рlanus – ровный, плоский) в управленческом контексте означает создание, разработку замысла некоторой деятельности, работы с указанием ее целей, содержания, объема, последовательности и сроков, а часто и методов выполнения. План понимается как замысел, предусматривающий ход развития чего-либо. В органах внутренних дел планирование оперативно-служебной деятельностиимеет своей целью ее совершенствование путем достижения эффективного использования сил и средств на основе определения последовательности решения возложенных задач, обеспечения равномерности и ритмичности использования кадровых, финансовых, материально-технических и иных ресурсов. Вопрос 1. Понятие и виды управленческих решений, принимаемых в органах внутренних дел. Условия эффективности управленческих решений в органах внутренних дел В органах внутренних дел принимается большое количество решений, как по вопросам внутриорганизационной деятельности, так и направленных во внешнюю среду функционирования. Управленческие решения, принимаемые в органах внутренних дел, во многом имеют властный характер, несут высокую социальную нагрузку, формируют общественное мнение о деятельности органов власти. Они являются важным организационным фактором, обеспечивающим эффективное использование сил и средств органов внутренних дел в борьбе с преступностью, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности. Управленческое решение можно представить как осознанный акт субъекта управления, связанный с выбором цели действия, а также путей и средств ее достижения. Основаниями принятия управленческих решений могут быть: либо управленческая проблема (проблемная ситуация), когда сохранение существующего состояния системы мешает нормальному ее функционированию, совершенствования, развитию, что вызывает необходимость достижения другого состояния системы; либо указания вышестоящих органов; истечение срока действия предыдущего решения; необходимость корректировки ранее принятого решения; новое состояние управляемого объекта, др. Характерными чертами управленческого решения являются: - сердцевиной управленческого решения является новая цель либо задача с обязательным указанием средств их достижения; - решение обладает властным, директивным характером и обязательно должно исполняться теми, кому адресовано. Исполнение решения гарантируется, а при необходимости обеспечивается мерами принуждения; - управленческое решение принимается людьми и носит субъективный характер. Но качество решений повышается, если при его выработке учитываются объективно существующие закономерности общественного развития, связи в обществе, знание среды функционирования и состояния управляющей и управляемой систем, особенности конкретной ситуации; - управленческие решения принимаются соответствующими субъектами управления. Правом принимать решения в пределах своей компетенции наделены практически все органы социального управления: органы государства, общественные объединения и др. Так, в органах внутренних дел субъектами подготовки и принятия решений являются руководители (начальники и их заместители) органов внутренних дел, аппаратов, служб и подразделений, штабные подразделения, уполномоченные на то работники (инспектора) отраслевых служб и подразделений. Компетенция органов внутренних дел и их работников по принятию решений определяется соответствующими положениями об органах, уставами, должностными инструкциями и другими актами; - управленческие решения разрабатываются и принимаются на основе вариантного анализа и оценки необходимой информации, субъект управления выбирает оптимальный вариант решения, наиболее приемлемый в данной ситуации в данное время. Таким образом, можно говорить о волевом, творческом характере процесса принятия решения, затрагивающего интересы большого круга лиц. Поэтому от субъекта управления требуются творческий научный подход, целеполагание, учет и глубокий анализ фактических данных; - управленческое решение принимается в установленном порядке. Процедура принятия решений регламентируется соответствующими нормативными актами. Нарушение процедуры принятия решения ведет к его недействительности; - управленческое решение влечет возникновение, изменение или прекращение управленческих отношений. Управленческое решение в органах внутренних дел - это основанный на законах и подзаконных актах, анализе и оценке оперативной обстановки волевой властный акт субъекта управления, определяющий цели, пути и средства их достижения, обеспечивающий реализацию целей управления, принимаемый в определенном порядке и направленный на реализацию всего комплекса задач и функций системы (органа). Виды управленческих решений Управленческие решения, так же как разрешаемые ими вопросы и проблемы, весьма многообразны. Они могут быть классифицированы по ряду критериев: по целям управления; по субъекту или объекту управления; по уровню управления; по кругу разрешаемых вопросов; по юридическим свойствам; по временному критерию; по наименованию; по форме выражения; и др. Рассмотрим классификацию управленческих решений более подробно. По целям управления управленческие решения подразделяются на: стратегические и тактические. Стратегические управленческие решения нацелены на реализацию цели развития систем и процессов управления и касаются узловых, генеральных проблем (программы, концепции, директивы, установочные приказы и др.). Тактические управленческие решения нацелены на реализацию такой цели управления, как стабилизация системы и связаны с осуществлением текущих (оперативных) задач. К ним относятся планы на квартал, месяц, планы проведения конкретных операций и др. Классификация решений по уровням управления позволяет определить их масштабность, степень обобщения и абстрагирования от частных вопросов, глубину влияния на сферу управления. В зависимости от круга (объема) разрешаемых проблем и вопросов управления различают общие, частные и локальные управленческие решения. Общие (глобальные) - охватывают всю управляющую или управляемую систему или обе сразу. Частные - относятся к отдельным направлениям деятельности системы органов внутренних дел. Локальные - касаются деятельности отдельных элементов системы - подразделений, групп, отдельных работников органов внутренних дел. По юридическим свойствам управленческие решения подразделяются на: нормативные и индивидуальные. Нормативными являются управленческие решения, которые содержат в себе нормы права. Эти решения принимаются с целью регулирования однотипных управленческих отношений. Нормотворческая компетенция органов внутренних дел неодинакова, ее объем устанавливается в зависимости от места, которое занимает в иерархической системе орган внутренних дел, его функций. Так, федеральный орган МВД России обладает более широкими полномочиями по принятию нормативных решений, нежели территориальные органы МВД России. МВД России определяет компетенцию структурных подразделений министерства (управлений, отделов и др.), компетенцию отдельных служб, (например, ГИБДД, патрульно-постовой службы), а также компетенцию отдельных категорий должностных лиц и др. Нормотворческими решениями МВД России регламентируется порядок организации и деятельности органов внутренних дел по отдельным направлениям работы, например, по осуществлению разрешительной системы и др. МВД республик в составе Российской Федерации в пределах своей компетенции принимают нормативные решения, руководствуясь актами законодательной и исполнительной власти России, соответствующих республик и актами МВД России. Формой их выражения являются: приказы, уставы, инструкции, наставления, правила и т.д. Индивидуальные управленческие решения разрешают конкретный вопрос управления. Они принимаются на основе нормативных решений и являются актами применения норм права. Индивидуальные решения - наиболее распространенный вид решений. Субъекты управления различных органов внутренних дел, в том или ином объеме обладают правом принятия индивидуальных решений. Эти решения могут быть регулятивными и правоохранительными. Регулятивные решения регулируют конкретные общественные отношения, устанавливают субъективные права и обязанности участников управленческих отношений. Правоохранительные индивидуальные решения органов внутренних дел нацелены также на охрану урегулированных юридическими нормами общественных отношений, призваны обеспечивать их неприкосновенность. Они принимаются в связи с защитой прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций. Они могут быть представлены в виде требований о прекращении правонарушения, в виде постановления о пресечении правонарушения, привлечения правонарушителя к юридической ответственности, наложения административного взыскания и др. Указанные решения, как правило, нацелены во внешнюю среду функционирования. Форма выражения - приказы (например, по личному составу), указания, распоряжения и другие акты, издаваемые руководителями органов, служб, подразделений и учреждений По временному критерию управленческие решения делятся на: решения, рассчитанные на определенный период (например, план работы органа на 0,5 года, на 1 год и т.д.), решения, срок действия которых заранее не устанавливается (например, Инструкция по организации работы…), решения, прекращающие свое действие по мере их исполнения (разовые). По способу выражения управленческие решения подразделяются на: устные и письменные. В теории управления письменное решение рассматривается как надлежащим образом оформленный письменный документ (акт). Устные управленческие решения (приказы, указания, распоряжения, команды и т.п.) принимаются в процессе оперативного решения вопросов управления, они не являются актами "второго сорта", имеют обязательную силу, их исполнение гарантируется принудительной силой государства. Отказ от выполнения, невыполнение или ненадлежащее выполнение устного решения могут повлечь юридическую ответственность. По целенаправленности (целям использования) управленческие решения органов внутренних дел можно подразделить на: внутренние и внешние. Внутриуправленческие решения используются для разрешения организационно-штатных вопросов, налаживания делопроизводства, руководства сотрудниками и работниками, структурными подразделениями внутри самого органа и управления нижестоящими по подчиненности органами и подразделениями. Внешние управленческие решения используются в целях обеспечения выполнения возложенных на органы внутренних дел основных задач и функций. Решения можно классифицировать по их содержанию (предписывающие, уполномочивающие, запрещающие, разрешающие), по характеру инициативы принятия (принимаемые по инициативе органа, должностного лица, от которого они исходят, и решения, принимаемые по указанию, предложению или просьбе заинтересованных органов, должностных лиц, организаций, объединений, граждан), по функциям управления (плановые (планы работы), финансовые, хозяйственные, контрольные и др.) и иным основаниям. Практическая значимость классификации управленческих решений состоит в том, что она позволяет на научной основе подходить к выбору и принятию того или иного решения, посредством которого предоставляется возможность наиболее целесообразно разрешить конкретный вопрос управления. Для повышения эффективности управленческих решений при их выработке и принятии необходимо соблюдать ряд требований: 1. Требование обоснованности. Решение может быть эффективным, если оно всесторонне и научно обосновано, когда оно как бы предвидит и учитывает всевозможные варианты развития событий и принимается на основе знания объективных законов функционирования и развития управляемой и управляющей подсистем, объективного и всестороннего анализа достоверной и полной информации, достижениях науки и техники с учетом наиболее вероятного исхода. 2. Требование информационного обеспечения. Надлежащее информационное обеспечение также является условием повышения эффективности решений, своевременности выявления проблем, установления причин их возникновения. Решение качественно, если оно содержит оптимальный объем информации. 3. Требование законности. Эффективное решение отвечает требованиям законности, оно не противоречит действующим государственным и ведомственным нормативным актам, приказам, инструкциям, нормативам. Оно должно соответствовать не только букве закона, но и духу законодательства и права. 4. Требование соответствия полномочиям субъекта. Решение должно приниматься полномочным органом или должностным лицом в пределах его компетенции, что является и правом, и обязанностью. 5. Требование соблюдения установленного порядка принятия. Решение принимается в установленном порядке. 6. Требование соблюдения установленной формы. Решение должно быть издано по установленной форме и подписано надлежащими должностными лицами. 7. Требование своевременности. Означает, что момент принятия решения должен соответствовать нужному этапу развития проблемы. Правильное и обоснованное решение, но принятое с опозданием, равносильно ошибке. Важнейшими факторами в достижении требования своевременности выступают оперативность принятия решения и гибкость реакции на меняющиеся события. 8. Требование конкретности. Управленческое решение должно быть конкретным, что зависит от определенности, конкретности сформулированных в нем целей, задач, правомочий, предписаний, разрешений, запретов, сроков исполнения, адресованных исполнителям. 9. Управленческое решение должно быть логичным, непротиворечивым, доступным для быстрого и правильного восприятия теми, кому оно адресуется. 10. Требование системности решения предполагает рассмотрение его в совокупности с другими решениями, принятыми ранее вышестоящими органами или самим органом внутренних дел, оно не должно им противоречить. 11. Решение эффективно, если исчерпывает проблему полностью или на длительный срок, что зависит от оценки обстановки, анализа причин, породивших проблемную ситуацию, определения путей их искоренения. 12. Требование наличия общественной мотивации. Решение будет эффективным при условии, если оно имеет общественную мотивацию и соответствует общим целям органов внутренних дел. Сотрудники всегда должны знать, какими мотивами руководствовался руководитель, принимая решение и какие цели будут достигнуты при его выполнении. При нарушении требований, предъявляемым к управленческим решениям, может возникнуть вопрос об их действительности и эффективности. |