Массажные зонды (Новиковой Е.В.) Зонд № 1 вилочковый Рис. 1. Применяется при массаже мышц языка, скул, щёк, губ, мягкого нёба. Зонд предназначен для обкола мышц. В результате такого воздействия мышцы активно сокращаются. При обколах используются короткие, частые, лёгкие движения. Для более интенсивного воздействия применяется обкол с прокачиванием: поставив зонд на определенное место, покачивают его вправо, влево, назад в течении 4–6 секунд. Другой вариант указанного приема: погрузив зонд в мышцы, производят вращательное движение по часовой стрелке (или против часовой стрелки). Время давления – 5 секунд, (рис. 1) Зонд № 2 восьмёрочка Рис. 2. Применяется при массаже мышц языка, скул, щёк, губ. Зонд предназначен для «перетирания» мышц: надавив петелькой на мышцы производят движения вверх – вниз. Затем передвигают зонд и массируют следующий участок. Зонд не двигается по языку, а утапливает мышцы, покачивая их на месте заставляя активно работать группу веерных мышц. (рис. 2) Зонды № 3, 4, 5. Саночки большие, средние, малые. Эти зонды скользят по мышцам языка, скул, щёк, губ, мягкого нёба в разном направлении. Изгибы зондов выполнены так, чтобы можно было работать любой стороной для нажима и скольжения. Рис. 3. Верхняя часть зондов используется при нажатии на мышцы. Зонды выполняют одинаковые массажные приёмы, но захват массируемого участка и интенсивность нажима у них разная, (рис. 3) Зонд № 6 топорик Рис. 4. Активно используется при массаже языка, щек, губ, мягкого нёба. Предназначен для интенсивного воздействия на мышцы. Зонд предназначен для выполнения двух приемов: плотного нажатия и скольжения по мышцам. Под влиянием нажатия нормализуется тонус мышц, повышается их сократительная способность, увеличивается подвижность. Степень нажима зависит от состояния мышц: чем ниже тонус, тем интенсивнее нажатие. Надавливающие движения частые, интервалы между ними – короткие, время давления – 5 секунд. Скольжение улучшает эластичность и упругость мышц, снимает напряжение, (рис. 4) Зонд № 7 крестовина Рис. 5. Применяется при массаже мышц скул, щёк, губ, языка. Нажимая на язык и отодвигая его назад заставляют сокращаться, включаться в работу мышцы языка. Зондом можно сжимать мышцы языка, удерживая их в таком положении до 30 секунд, выполнять: – надавливающие движения (нажатия) (рис. 5) Зонд № 8 толкачик Рис. 6. Применяется при массаже мышц скул, щёк, губ, мягкого нёба. Воздействует на продольные, поперечные, веерные мышцы языка, восстанавливая их подвижность. При нажиме на язык происходит активное сокращение мышц, при снятии зонда снимается напряжение, наступает фаза расслабления. Время давления – 5 секунд. Для более интенсивного воздействия используют приём нажатие с прокачиванием: зонд устанавливается в определенное место и прокручивается с нажимом по часовой стрелке в течение 5 секунд. Степень нажима зависит от состояния мышц (рис. 6). Предваряет зондовый массаж ручной массаж языка (15–30 сеансов), который способствует расслаблению мышц и служит подготовкой к последующей, более интенсивной форме воздействия зондами. Каждый сеанс массажа (по Новиковой) включает: – упражнение из комплекса массажа языка руками; – упражнение из комплекса массажа скул; – упражнение из комплекса массажа щёк; – упражнение из комплекса массажа круговой мышцы рта: – упражнение из комплекса массажа зондами: – упражнение из комплекса массажа мышц мягкого нёба. Рекомендуется продолжительность массажного сеанса – 30 минут, а каждое упражнение выполняется по 30 раз. Ребенок располагается на кушетке. Ему предлагают широко открыть рот и высунуть язык. Удерживая кончик языка марлевой салфеткой, проводят массаж языка. В.Н. Шашурина (1963, 1975), Л.А. Данилова с соавторами (1975) привели примеры эффективности сочетания медикаментозного лечения и логопедической работы. К.А. Семенова и соавторы (1972) описали значительное улучшение речи при дизартрии в результате действия импульсного тока на дистальные отделы конечностей. Они также отметили активизацию умственной деятельности, связанную с улучшением речи. Заслуживает внимание точечная электростимуляция артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой, применяемая при дизартрии у детей с ДЦП (лечение методом физиотерапии). Приводим схему расположения точек при точечной электростимуляции (метод Щербаковой Л.А.) (рис. 7). Рис. 7. Схема расположения точек при точечной электростимуляции артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой. Расположение электродов при проведении СМТ[3]– воздействий для лечения больных дизартриями при ДЦП по методике Щербаковой. Таблица 2 Различные приёмы физиотерапии: СМТ – синусоидальные модулированные токи; ИЛГ – искусственная локальная гипотермия; Рефлексотерапия и другие оптимизируют логопедическую работу при коррекции дизартрии. И.В. Блыскина и В.А. Ковшиков (1995 г.) в пособии для логопедов и медицинских работников обобщили опыт работы многих авторов в области логопедического массажа и предложили свою систематизацию и продолжительность сеанса массажа для преодоления артикуляционных расстройств. Описана технология сегментарного массажа, т. е. способы ручного массажа, основанного на принципе использования сегментарного строения тела. Данная методика впервые была разработана К.А. Семеновой и апробирована Е.Ф. Архиповой (1989 г.) на детях младенческого и раннего возраста. В.А. Ковшиков и И.В. Блыскина доработали эту методику для детей дошкольного и школьного возраста. Для проведения точечного массажа были определены точки БАТ (биологически активные точки), приведены в таблицах и рисунках локализация БАТ. (Лувсан Г. 1990). Описаны способы воздействия на БАТ. Приводим таблицы и рисунки из пособия И.В. Блыскиной и В.А. Ковшикова (1995 г.) (таблица № 3, рис. № 8, 9, 10, 11). Таблица № 3 Точки, используемые в артикуляторном точечном массаже (китайское название в русской транскрипции расположение точек).[4] Продолжение табл. Продолжение табл. Продолжение табл. Рис. 8. Рис. 9. Точки общего действия. Регламентируется логопедический массаж. I сеанс – 20–25 минут. (5 минут релаксации, 10–15 минут точечной и/или сегментарный массаж, а затем 5 минут артикуляционная гимнастика) приводится примерный комплекс точечного массажа (см. таблицу № 4). Таблица № 4. Примерный комплекс точечного массажа на один курс Через 20–30 минут после комплексного сеанса рекомендуется проведение логопедического занятия по формированию звуков. В книге Е.А. Дьяковой «Логопедический массаж», 2003 г., хорошо проиллюстрированы все приемы логопедического массажа (даны фото). Указаны методические рекомендации к проведению расслабляющего и укрепляющего массажа. Кроме того представлены различные комплексы точечного массажа в биологически активных точках (БАТ). Представлены 9 комплексов точечного массажа, целью которых является нормализация различных функций: Комплекс БАТ 1 . Цель: нормализация мыши артикуляционной мускулатуры. Воздействие на точки: 35, (см. ниже рисунок № 10, 11 точки локального действия) 32, 30, 33, 17. Комплекс БАТ 2 . Цель: улучшение носового дыхания, профилактика голосовых нарушений. Воздействие на точки: 39, 16, 15, 35. Комплекс БАТ 3 . Цель: нормализация тонуса голосового аппарата. Воздействие на точки: 28, 29. Комплекс БАТ 4 . Цель: нормализация тонуса мышц корня языка и гортани. Воздействие на точки: 29, 22. Рис. 10. Точки локального действия. Комплекс БАТ 5 . Цель: нормализация мышечного тонуса нижней челюсти. Воздействие на точки: 34, 20, 36. Комплекс БАТ 6 . Цель: нормализация мышц шеи. Воздействие на точки: 23, 24, 25, 26. Рис. 11. Точки локального действия. Рис. 12. Комплекс БАТ 7 . Цель: нормализация ритма дыхания. Воздействие Hsa точки: А, Б, В (рис. 12). Комплекс БАТ 8 . Цель: снятие напряжения с мышц голосового аппарата. Воздействие на точки: А – на ногах, Б – на руках (рис. 13, 14). Рис. 13. Рис. 14. Комплекс БAT 9 . Цель: активизация организма в целом. Воздействие на точку 31 (см. точки локального действия) (рис. 10). Приводим рис. 15, представляющий топографию точек на голове. Название точек приводится в русской транскрипции. Рис. 15. Топография точек на голове. Вай-цзинь-цзинь, Вай-юй-е. Заслуживает особого внимания в книге Е.А. Дьяковой (2003 г.) раздел самомассажа, который предусматривает выполнение ребенком самостоятельных массажных действий. На наш взгляд для детей с дизартрией самомассаж мимической и губной мускулатуры можно и нужно рекомендовать после значительной подготовительной работы по развитию мелкой моторики рук, по развитию стереогноза и пространственных представлений, в том числе умения ориентироваться в схеме собственного тела. Самомассаж языка необходим в ходе выполнения артикуляционной гимнастики. Для детей, имеющих врожденную патологию челюстно-лицевой области, разработаны рекомендации по мио-гимнастике и массажу (Пономарева Е.А., Соколова Л.А. 1997 г.). приемы логопедического массажа в после операционный период в связи с уранопластикой подробно описаны в работах Ермаковой И.И. (1984 г.), Ипполитовой А.Г. (1983 г.), Вазовской Л.И. (1984 г.). Логопедический массаж в комплексе мероприятий, направленных на устранение заикания, описан в работах Шевцовой Е.Е. (1994, 2003 гг.) и др. Глава III |