МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

РАССУДОК, РАЗУМ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. 10 страница





так и от уровня его владения языком.

Индивидуальные ограничения также весьма многочис-

ленны, именно они составляют основной объект изучения

в НЛП. Эти ограничения обусловлены уникальными, непов-

торимыми отличиями в интуитивном знании опыта и спосо-

бах его узнавания посредством речи. "Язык вос-производит

действительность. Это следует понимать вполне буквально:

действительность производится заново при посредничест-

ве языка. Тот, кто говорит, своей речью воскрешает собы-

тие и свой связанный с ним опыт"(1, с. 27). Зачастую этот

опыт является негативным, травмирующим именно из-за

того, что языковая репрезентация неполна или неточна.

Все типы ограничений в модели мира приводят к тому,

что использующий ее субъект оказывается стесненным в

выборе своих действий. Его поведение напоминает неуве-

ренные шаги слабо видящего и плохо слышащего человека

в постоянно изменяющейся ситуации. Задача терапевта со-

стоит в том, чтобы расширить и дополнить имеющуюся у

клиента модель таким образом, чтобы тот увидел новые воз-

можности выбора. Для этого необходимо хорошо представ-

лять себе, как именно возникают различия между конкретным

опытом и его словесным воплощением (вербализацией).

Основоположники НЛП выделяли три основных лингвис-

тических механизма, вносящих искажения в модели, а так-

же способствующие тому, что люди принимают собствен-

ную модель мира за действительность - генерализации

(обобщения), искажения и вычеркивания (опущения). Эти

процессы неоправданно упрощают представления о реаль-

ности, деформируют их или пропускают важные свойства и

моменты вещей и событий. Обычно они полностью неосоз-

наваемы, так что человек не способен контролировать эф-

фективность своего моделирования окружающей действи-

тельности, и сталкивается только с последствиями упомя-

нутых процессов. Это связано с тем, что система любого

языка располагает определенными формальными приема-

ми для выражения отношений причинности, так что способ-

ность их восприятия и передачи ничуть не зависит от осоз-

нания причинности как таковой. Не понимая (на уровне

мышления) или не чувствуя (в процессе восприятия) под-

линных причин, связующих явления, процессы и события

окружающей реальности, человек считает эту взаимосвязь

имманентно присущей миру и придает ей статус объектив-

ного фактора. Естественно, при этом его собственные воз-

можности (и желание) что-либо изменить равны нулю.

Многие невротические проблемы и трудности есть ре-

зультат такой беспомощности. Вот типичное описание жиз-

ненной ситуации клиентки, чья модель мира ограничена на-

столько, что, по ее мнению, ничего изменить уже нельзя:

К: Все у меня в жизни не ладится, все идет наперекосяк.

Знаете, есть люди, которым везет, а есть такие, у кого все

наоборот. На работе начальник ко мне вечно придирается, сил

нет, как это раздражает. Что ни сделаю - все ему не так, а

малейший промах раздувает в целую историю. Приду домой,

на душе тяжело, а дома... (машет рукой, выразительная пауза).

Т: И что же дома?

К: У меня сын, ему 14 лет. Он совершенно несносный, а муж

во всем ему потакает. Боюсь, что Сергей вырастет таким же

бездельником, ни к чему не годным, как его папочка. Один

целыми днями магнитофон слушает, а другой - на диване ле-

жит. Обоих с места не сдвинешь. Ни помощи, ни сочувствия...

Т: Они Вам совсем не помогают?

К: Сын еще туда-сюда, а мужу это и в голову не приходит.

Я, как он с работы возвращается, стараюсь все сделать, все

приготовить, верчусь, кручусь, а он поест - и к телевизору.

Главное слово - "не мешай". Так он меня злит, иной раз

хочется подойти и тряхнуть его хорошенько вместе с этим

дурацким телевизором.

Т: Ну, а сын?

К: Да почти то же самое. Нет у меня с ним контакта. Чуть

что - "не лезь, это мои дела". К нему вообще не притро-

нешься.

Т: А на работе все иначе?

К: На работе несправедливость жуткая. Я двенадцать лет

на одном месте проработала, а теперь каждую минуту жду,

что могут уволить ни за что. Знаете, как сейчас на предпри-

ятиях - все на ладан дышат. Никому верить нельзя, все

друг друга подсиживают. А я у нас в отделе - как тот бедный

Макар, на которого все шишки валятся.

Т; Ну что же, попробуем разобраться в Вашей жизненной

ситуации.

К: Вряд ли из этого что-нибудь получится. Я всегда чув-

ствую, что, куда ни повернись-все то же самое, все плохо,

и чем дальше - тем хуже.

 

НЛП-терапевт не только идентифицирует вычеркивания,

обобщения и искажения, обеспечивающие неприкосновен-

ность убогой, ограниченной модели мира, но и восстанав-

ливает ее опущенные части, уточняет и конкретизирует ре-

зультаты генерализаций, устраняет изменения, помогает

распознать подлинные причинно-следственные отношения

между событиями. Он работает сразу в двух направлениях:

уточняет и расширяет модель и показывает, что действи-

тельность во всей своей полноте и многообразии свойств

отнюдь не сводится к набору описывающих ее вербальных

репрезентаций. Такая процедура носит название проверки

психотерапевтической правильности. На первом этапе необ-

ходимо установить, насколько поверхностные структуры вы-

сказываний клиента (то, что он говорит) совпадают с глубин-

ными структурами его опыта (то, что он на самом деле имеет

в виду). Это сравнительно просто, в НЛП разработана строй-

ная система техник и приемов проверки полноты и точности

соответствия глубинных и поверхностных структур, задавае-

мая мета-моделью терапевтического процесса.

Второй этап заключается в том, чтобы понять, как про-

исходит процесс означивания опыта в сознании, каким об-

разом формируется его семантика и как именно она влияет

на формирование системы личностных смыслов, составля-

ющих основу индивидуального мировосприятия. Используя

популярную в современной психологии компьютерную мо-

дель психики, можно сказать, что первый этап - это про-

верка правильности и точности информации, поступающей

в память ЭВМ при решении какой-либо задачи, а второй -

 

анализ эффективности используемой для этого программы

и - шире - программного обеспечения в целом.

Рассмотрим первый этап несколько подробнее. В при-

веденном выше примере собран целый "букет" неправиль-

ностей, каждая из которых свидетельствует о существенных

изъянах в процессе моделирования клиенткой своего опыта

межличностных взаимодействий и на работе, и в семье.

Например, фраза "Мой начальник меня раздражает, он вечно

придирается ко мне" содержит представление о том, что

субъект высказывания не является хозяином своих чувств или

действий, а ответственность за них несут другие люди. Между

поведением начальника и чувствами клиентки (Анны О.) нет

той связи, на которую указывает предложение; вернее сама

фраза создает эту связь и привносит ее в модель. Нельзя

сказать "Мой начальник меня дышит" или "Моя жена меня

болит", но фразы с идентичной структурой "Мой начальник

меня раздражает" и "Моя жена меня злит" любой психотера-

певт слышит регулярно.

Работа с такими семантически неверными фразами за-

ключается в том, чтобы помочь клиенту отделить в своем

сознании действия и поступки других лиц от собственных

переживаний. Можно задать вопрос типа "Что именно де-

лает (говорит) Ваш начальник такого, что вызывает у Вас

раздражение?" Кроме того, Анна использует неконкретный

глагол "придирается", не описывающий реальные поступки

шефа. В данном случае в терапевтическом диалоге удалось

выяснить, что начальник может вообще ничего не делать, а

клиентка все равно раздражается: "Стоит мне почувство-

вать, как он на меня смотрит, и я уже знаю: сейчас начнет

зудеть, придираться, все перепроверять". То есть в ее со-

знании фигура начальника прочно слита с негативными

эмоциями; стимул "вижу начальника" - реакция "начинаю

раздражаться". Чуть позже мы еще вернемся к причинам

возникновения этого чувства.

В высказываниях клиентки очень много генерализаций:

"в жизни все не ладится", "начальник вечно придирается",

"сын совершенно несносный", "на работе все друг друга

подсиживают" и т.п. Вполне очевидно, что процесс межлич-

ностного восприятия у Анны очень стереотипен, неоправ-

данные обобщения негативного характера полностью за-

слонили реальное содержание опыта. При этом она весьма

агрессивно защищает этот гипертрофированный механизм,

возводя его в ранг жизненного принципа: "Я всегда чувст-

вую, что, куда ни повернись - все то же самое, все плохо,

и чем дальше - тем хуже".

Работа со сверхобобщениями состоит в том, что тера-

певт их все последовательно подвергает сомнению: "Мож-

но ли сказать, что в Вашей жизни все плохо?", "Всегда ли

начальник придирается к Вам?" и т.п. Можно поставить во-

прос и иначе: "Вспомните случаи, когда Ваш сын был пос-

лушным, вел себя хорошо". В данном случае эффективным

оказался запрет на употребление безличных местоимений

("все", "каждый") и категоризирующих наречий ("всегда",

"вечно", "обязательно"). Освобожденная от них речь клиен-

тки стала более конкретной, а ее описания жизненных си-

туаций - реалистичными.

Фраза "Боюсь, что сын вырастет таким же бездельником,

ни к чему не годным, как и мой муж" содержит пресуп пози-

цию - она имеет смысл лишь в том случае, если муж клиент-

ки-действительно бездельник. Если в речи есть указания на

те или иные условия, необходимо проверять, насколько эти

условия соблюдаются: вопрос" Ваш муж действительно ни на

что не годен?", заданный с соответствующей интонацией,

поставит все на свои места. Пресуппозиции содержат и вы-

сказывания Анны о ситуации, сложившейся у нее на работе,

о ее отношениях с сослуживцами и начальником.

Речевой оборот "Сын еще туда-сюда, а мужу это и в голову

не приходит" содержит вычеркивание - неясно, что именно

должно туда приходить. Что клиентка устала? Что ей нужно

помочь? Что она много делает в интересах семьи, но ее ак-

тивность должным образом не оценивается? Что она нужда-

ется в сочувствии в связи с тем, что произошло на службе?

В речи клиентки много номинализаций - случаев обоз-

начения динамичных, процессуальных аспектов опыта сло-

вами, соответствующими неподвижности, статике. Чаще

всего номинализация состоит в замене глаголов существи-

тельными и наречиями. Жалобы "ни помощи, ни сочувствия,

нет контакта" необходимо переформулировать, используя

глаголы: "Муж и сын мне не помогают, не сочувствуют" и

тут же уточнить - чему конкретно не сочувствуют, в чем и

как они должны помочь? Выражение "у меня нет контакта

(с кем-либо)" вообще очень типично, в действительности

оно значит: "Я не могу его понять", "Я не умею с ним раз-

говаривать", "Я не знаю, как он поступит в той или иной

ситуации" и т.д. Очевидно, что такая деноминализация поз-

воляет клиенту лучше осознать свою ответственность за

происходящее с ним.

Создатели НЛП предложили хороший прием для распоз-

навания номинализаций, он называется "Тачка". Любой ре-

альный предмет можно положить в тачку, а существитель-

ное-номинализацию - нельзя:

"У меня есть арбуз" - Арбуз можно поместить в тачку.

"У меня есть обида" - Обиду (досаду, решение, сомнение,

ненависть и т.п.) туда не положишь. Существительное, кото-

рое нельзя поместить в тачку, стоит попробовать заменить

глаголом.

Проанализировав конкретные высказывания клиентки,

полезно обратиться к более общим особенностям ее дискур-

са. К ним относится, в первую очередь, используемая Анной

ведущая репрезентативная система. В НЛП существуют

представления о том, что любой человек, хотя и получает ин-

формацию по различным сенсорным каналам (слух, зрение,

осязание, вкус), склонен отдавать преимущество одному из

них. В зависимости от того, какие сенсорные стимулы явля-

ются для них ведущими, людей можно разделить на кинесте-

тиков (предпочитающих тактильные и кинестетические сигна-

лы), аудиальщиков (любящих слушать) и визуальщиков (для

которых лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать).

Ведущая репрезентативная система влияет на процессы

вербального кодирования опыта. Это проявляется в выборе

слов, связанных преимущественно со слуховыми, зрительны-

ми или кинестетическими впечатлениями. В речи человека с

ведущей аудиальной модальностью восприятия, будут чаще

встречаться выражения типа "громкое имя", "резкая нота",

"тихий саботаж", "крик души", а визуальная репрезентативная

система выдаст себя словами "яркая личность", "четкие ука-

зания", "светлый образ", "прозрачный намек".

Многие противоречия и трудности межличностного взаи-

модействия связаны с тем, что люди, как правило, не учиты-

вают различий в своих репрезентативных системах. В конф-

ликтных, стрессовых ситуациях по мере роста психического

напряжения ведущая модальность начинает доминировать,

и участники общения не понимают друг друга из-за того,

что говорят на разных языках. Фраза "Я вижу, что Вы за-

крываете глаза на обширные препятствия и не замечаете

новых возможностей", обращенная к кинестетику, не сде-

лает его более прозорливым, светлые головы и яркие мыс-

ли - не для него. Скорее всего он ответит, что собеседник

не может быстро сдвинуться с места - чувствуется, что ему

тяжело принять на себя груз ответственности.

Аудиальщики часто жалуются на то, что их не слушают

(не слышат), люди с ведущей визуальной системой - на то,

что их не замечают, не обращают внимания, кинестетики

говорят о тяжелой жизни, бесчувственности и холодности

окружающих. Гриндер и Бендлер подчеркивают необходи-

мость говорить с клиентом на его языке, показывая, что

учет ведущей модальности усиливает эффективность пси-

хотерапевтического воздействия и повышает взаимное до-

в,ери в процессе консультирования:

 

Пациент почувствует к вам доверие, когда он уверует в

то, что вы понимаете его и можете помочь ему взять от

жизни больше, чем это удавалось до сих пор. Важно понять,

благодаря какому конкретному процессу формируется эта

вера.

 

Ответ на это тесно связан с ответом на вопрос о том, с

помощью какой репрезентативной системы пациент органи-

зует свой опыт. Пусть мы имеем дело с человеком, у которого

развита кинестетическая репрезентативная система. Снача-

ла мы выслушает его описание собственного опыта, затем

убедимся, что правильно понимаем сообщаемое им (его мо-

дель мира)и, наконец, будем строить свои вопросы, структу-

рировать OQeHe, применяя кинестетические предикаты.

Г,иокп"ьку данный пациент организует свой оп,ыт кинестети-

чески, то, употребляя в своей речи кинестетические предика-

ты, мы облегчаем ему понимание наших сообщений и помо-

гаем доверить (в данном случае почувствовать), что мы по-

нимаем его (3, т.2, с. 17).

 

Возвращаясь к разбираемому примеру, легко понять,

что ведущая модальность у Анны О. - кинестетическая. На-

чальник "зудит, придирается, раздражает, раздувает", сына

и мужа "с места не сдвинешь", сама она "крутится и вер-

тится", к сыну "не притронешься", он "несносный", мужа

хочется "подойти и тряхнуть хорошенько", "сослуживцы

друг друга "подсиживают" и даже "шишки - валятся". Если

проанализировать конкретное содержание жалоб клиентки,

то можно видеть, что практически все они сводятся к ситу-

ациям плохого (недостаточного или наоборот, чрезмерно-

го) тактильного контакта. В семье Анна явно нуждается в

прикосновениях для того, чтобы чувствовать себя уверенно

и комфортно. Но к сыну "не притронешься" (это, по-види-

мому, буквальная ситуация), а мужу ее кинестетическая ак-

тивность ("верчусь, кручусь") скорее мешает. Кинестети-

чески организуя свой опыт, клиентка теряется и сердится в

отношениях с близкими, использующими другие репрезен-

тативные системы.

На работе ситуация, скорее всего, обратная. Там для

Анны угрожающими являются ситуации тесного контакта,

она привыкла дистанцироваться от других людей и болез-

ненно воспринимает близость. Слова "придирается", "раз-

дражает", "подсиживают", "валятся" описывают негативные

ощущения на поверхности тела, сама клиентка согласилась

с тем, что у нее "слишком нежная кожа".

Учитывая это, понятно, что терапевт в работе с ней до-

лжен опираться на кинестетическую репрезентативную сис-

тему и подбирать в разговоре соответствующие предикаты,

например формулировать вопросы и утверждения следую-

щим образом:

 

Хорошо ли Вы ощущаете, что здесь "горячо"?

Если подойти к этому поближе, то можно почунствовать, что...

Не касарь вопросы о т"", насколько это тяжело...

Как это можно сгладить?

Если не ставить вопрос ребром,

а подойти мягко и деликатно...

 

Разумеется, опытный НЛП-терапевт автоматически, поч-

ти бессознательно выбирает оптимальную речевую страте-

гию, используя конгруэнтные выражения. Однако его рабо-

та не сводится к лингвистическому анализу, необходимо

понять также внутреннюю логику организации опыта. Ведь

модель мира содержит не просто набор вербальных реп-

резентаций индивидуального опыта, но и задает способы

его концептуализации и осмысления. Последние также мо-

гут быть реконструированы на основе анализа серии выска-

зываний. Приведу еще один пример. Клиентка (назову ее

Светой) - молодая девушка с любовной проблемой.

К: Мы должны уважать своих близких и заботиться о том,

чтобы не сделать им больно.

Т: Кому это очевидно?

К: Ну, всем... мне... все так говорят.

Т: Кто конкретно говорит?

К: Моя мама всегда мне это говорила.

Т: Что конкретно говорила Вам мама?

К: Что я должна проявлять уважение к близким и вести

себя правильно.

Т: Как конкретно Вы должны себя вести?

К: Ну, не навязываться... не быть назойливой.

Т: Что значит "навязываться"?

К: Говорить им... не то... нельзя говорить им... часто...

долго...

Клиентка явно затрудняется описать опыт, репрезенти-

рованный словом "навязываться", налицо лишь его резко

негативная оценка. Терапевт пробует добраться до него по-

другому, усомнившись в категоричности вывода-генерали-

зации.

Т: А что произойдет, если Вы будете навязываться?

К: Они бросят меня, я должна буду... Надо будет уйти.

Т: Почему они Вас бросят?

К: Потому что не любят. Я не нужна.

Т: Кто Вас не любит? Кому Вы не нужны?

К: Мой друг. Это Женя, я Вам уже рассказывала...

Клиентка имеет в виду сложные отношения со своим

приятелем, затяжной роман, приносящий, по ее словам,

мало радости и множество огорчений. Хотя эти отношения

заставляют ее страдать, порвать их она не может, так как

это будет "конец всему". Что-либо изменить или хотя бы

разобраться она тоже не в силах, каждая такая попытка

приводит к новой болезненной ссоре и росту взаимного

непонимания.

Т: Значит, Женя Вас не любит, потому что Вы навязыва-

етесь?

К: Нет, совсем нет! Я никогда ему не навязываюсь, я

всегда за этим слежу.

Т: За чем Вы следите?

К: Чтобы не надоесть ему... Я не навязываюсь! Я никогда

его не удерживала.

Здесь обращают на себя внимание наречия "всегда" и

"никогда", указывающие на категорическую генерализа-

цию. Кроме того, непонятно, какой конкретный опыт стоит

за словами "надоесть" и "удерживать", объединенными в

негативную триаду с понятием "навязываться". Единствен-

ное позитивное (для клиентки) слово - "следить" - указы-

вает на явное противоречие, его значение плохо вписыва-

ется в контекст любовных переживаний.

Т: Света, а как Вы можете надоесть ему? Что для этого

нужно делать?

К: Ну, все время говорить о нас... о себе... о своем... о

своих чувствах.

Т: О каких чувствах?

К: О том, что я его люблю и боюсь... вдруг он уйдет...

совсем.

Т: Вы никогда не удерживали Женю. А что было бы, если

бы Вы попытались его удержать?

К: Я бы не смогла. Он ушел бы. Он бы все равно ушел!

(Пауза) Он может уйти... Я и говорю: "Пусть уходит, если

хочет".

Т: То есть, Вы любите Женю и боитесь, как бы он не

ушел. И Вы говорите ему, что он может уйти, если хочет.

(Пауза) Так выходит?

К: Да. (Длинная пауза, выражение лица становится за-

думчивым). Получается, так.

Т: Итак, Вы любите Женю и боитесь его потерять. Но Вы

не говорите ему об этих своих чувствах - о любви, желании

быть вместе. Вы говорите, что он может уйти в любой мо-

мент, когда захочет.

Терапевт конкретно описывает противоречия в поведе-

нии клиентки с ее собственных слов. Такая инконгруэнт-

ность, несоответствие между тем, чего человек хочет (или

боится) и тем, что он на самом деле делает, является весь-

ма типичной. Бессознательный страх потерять возлюблен-

ного, над чьим поведением она не властна, заставляет Све-

ту частично снизить напряжение в этой ситуации, сделав ее

подконтрольной (не ее бросают, а она разрешает уйти).

Т: А что сделаете Вы, если Женя скажет Вам то же самое,

если он предложит Вам уйти, как только захочется?

К: Я и уйду. Сразу же! (Долгая пауза) Глупость какая-то...

Я же его люблю.

Т: Но Вы ему этого не говорите. Вы говорите обратное -

что он может уйти в любую минуту, если ему захочется.

Клиентка задумывается. Она вступила в очевидное про-

тиворечие со своей моделью и наконец-то осознала, какое

поведение порождает эта модель. Но выйти за рамки при-

вычных стереотипов не так-то просто.

К: Получается, я говорю совсем не то. Сама не знаю, как

это получается. Что же делать?

Т: А если попробовать сказать Жене, что Вы его любите

и хотите, чтобы он был с Вами?

К: Ну, так нельзя. Он уйдет...

Здесь перед нами случай нестрогого обобщения по при-

нципу эквивалентности. В модели мира Светы присутствует

следующее представление: пока она говорит Жене, что он

может уйти, он не уходит. Но если она попросит его не

уходить (думает она), тот непременно уйдет. Это ограниче-

ние запрещает Свете выражать свои подлинные желания и

чувства. У нее нет выбора, поскольку любое другое пове-

дение отдает инициативу Жене и делает клиентку уязвимой

и зависимой.

Дальнейший ход сеанса показал, что представления

Светы о чувствах и намерениях своего возлюбленного были

плодом пресловутого "чтения мыслей". В НЛП так называют

убеждение в том, что можно знать содержание субъектив-

ного опыта другого человека без того, чтобы этот другой

прямо говорил о своих чувствах, мыслях и переживаниях.

К: Я знаю, что Жене надоело со мной... Он, правда, очень

деликатный, старается этого не показывать, но все это тя-

нется слишком долго. Конечно, он устал.

Т: Он говорил Вам, что ему надоело?

К: Нет, но... По всему видно.

Т: Как Вы видите, что ему надоело и он устал?

К: Ну, мы ведь в действительности мало времени про-

водим друг с другом. И при этом часто ссоримся.

Т: Вам хочется быть с Женей подольше?

К: Ну конечно!

Т: И Вы ему это говорите? Ах да, простите, я забыла, что

Вы обычно говорите прямо противоположное - что Вы не

хотите навязываться, что он может уйти в любую минуту...

К: Вы смеетесь надо мной!

Т; Разумеется. Но если серьезно - почему бы Вам хоть

раз не сказать о том, что Вы в действительности чувствуете?

К: Но ведь он тоже не говорит мне, что ему нравится

быть со мной, что он этого хочет...

Т: Ну так начните первой!

Клиентка ошарашена. В ее модели такое поведение во-

обще не предусмотрено, оно немыслимо - ведь существу-

ет система запретов говорить о том, чего хочется (навязы-

ваться). Кроме того, Света привыкла "читать мысли" своего

друга, автоматически выбирая при этом наихудший вариант

их содержимого. Примерно так же она представляет себе

его мнения об их взаимоотношениях. Идея рассказать о

своих подлинных чувствах и желаниях и, возможно, услы-

шать в ответ, чего на самом деле хочет Женя, поначалу

кажется ей немыслимой авантюрой. Однако после психо-

терапевтической беседы Света решилась попробовать

аутентичное общение и постепенно научилась адекватно

выражать себя во взаимоотношениях с другом. Главным

итогом консультирования стали появившиеся у нее возмож-

ности выбора различных действий, свобода поведения, не

скованная привычными стереотипами бессознательного

страха перед реальным положением дел.

Возникает вопрос, откуда берется и чем обусловлено

инконгруэнтное поведение. Понятно, что в его основе лежит

упрощенная, ограниченная модель реальности, но ее фор-

мирование (в отличие от процессов функционирования,

описанных в НЛП), насколько мне известно, в психотерапии

не исследовано. Это составляет, как было сказано раньше,

второй этап работы лингвистически ориентированного те-

рапевта, который, в отличие от первого {психопрактическо-

го) можно назвать метатеоретическим.

Неконгруэнтное поведение личности связано с различия-

ми между ее системой представлений о реальности и дейст-

вительным положением дел. Искажения в модели мира имеют

тенденцию накапливаться, они определенным образом взаи-

мосвязаны. Часть из них сугубо индивидуальна (это так назы-

ваемая система психологических защит), их можно проана-

лизировать и разрушить обычными психотерапевтическими

средствами. Те же, что относятся к культурно-историческим

особенностям языковых репрезентаций опыта, обычно выгля-

дят как нормальные, естественные его характеристики, им-

манентно присущие модели как таковой.

Проблема формирования языковой модели мира распо-

лагается на стыке нескольких научных дисциплин - нейро-

физиологии, психологии, лингвистики, этологии, семиоти-

ки. Адекватной методологической основой ее изучения яв-

ляется философия языка, в частности, разработанное в вит-

генштейнианстве понятие языковой игры - любопытной

философской абстракции, обобщающей представления о

конвенциональности культурных правил человеческой жиз-

недеятельности.

Л.Витгенштейн писал, что формы жизни (поведение

людей, основанное на определенной системе представле-

ний о мире) определяются правилами языковой игры -

необосновываемого, априорного знания, с помощью кото-

рого оценивается достоверность суждений о фактах реаль-

ности. Приписывание значений (истинное-ложное, хоро-

шее - плохое, реальное - выдуманное, важное - второс-

тепенное) обусловлено культурой и языком, а сами факты

действительности по природе своей амодальны, они "ника-

кие". Их интерпретация происходит по правилам, опреде-





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.