Примерная тематика рефератов 1. Строение и функционирование нервно-мышечного синапса. 2. Строение и функционирование электрического синапса. 3. Строение и функционирование глутаматергического синапса. 4. Строение и функционирование гамкергического синапса. 5. Строение и функционирование дофаминергического синапса. 6. Строение и функционирование серотонинергического синапса. 7. Строение и функционирование адренергического синапса. 8. Строение и функционирование холинергического синапса. 9. Строение и функционирование глицинергического синапса. 10. Пресинаптическое и постсинаптическое торможение в нервной системе. 11. Роль ионов кальция в синаптической передаче. 12. Опиатная система. Эндорфины и энкефалины. 13. Роль ацетилхолинэстеразы в передаче нервного импульса. 14. Механизм действия никотина на нервную систему человека. 15. Влияние культуры на злоупотребление никотином. 16. Адреналин и норадреналин как медиаторы и как гормоны. 17. Транквилизаторы как агонисты ГАМК-рецепторов. 18. Нейромедиаторная карта мозга. 19. Принцип Дейла и его открытие. 20. Модель «экономии» мембранного и медиаторного материала. 21. Жажда, механизмы формирования жажды и питьевого поведения. 22. Голод, механизмы формирования голова и пищевого поведения. 23. Гипоталамус – центр нейрогуморальной регуляции питьевого и пищевого поведения. 24. Терморегуляция и ее механизмы. 25. Физиологические механизмы регуляции полового поведения. 26. Биология мотивация в регуляции питьевого и пищевого поведения. 27. Функциональные состояния: взгляд психолога и физиолога. 28. История создания теории о стрессе Г. Селье. 29. Физиологические механизмы развития стресса. 30. Гормоны стресса. 31. Антистрессовые механизмы. 32. Сон как функциональное состояние организма. 33. Сновидения: взгляд психолога и физиолога. 34. Нейрогуморальная регуляция поведения человека. 35. Стресс и методы борьбы со стрессом. 36. Функциональные состояния человека. 37. Физиология сна и биоритмы. 38. Зрительные иллюзии. 39. Условные рефлексы в воспитании детей. 40. Торможение условных рефлексов в воспитании детей. 41. Динамический стереотип в разных видах деятельности. 42. Нейрофизиология обучения. 43. Физиология эмоций и лицевая экспрессия. 44. Потребности и мотивации в поведении человека. 45. Типы высшей нервной деятельности в разных видах деятельности. 3.3 Технические формы контроля компетенций (тесты, ФЭПО и т.п.) В учебном процессе используются различные формы контроля, в том числе и тесты. В рамках курса «Нейрофизиология» предлагаются тесты промежуточного контроля. Тесты направлены на анализ текущей успеваемости студентов и позволяют определить степень усвоения отдельных тем курса. При работе с тестами следует внимательно прочитать вопрос и предложенные варианты ответа, среди которых необходимо выбрать один правильный, по мнению студента. Ключ к тестам не публикуется №1. Нейрон выполняет функции 0) все ответы верны 1) восприятие изменений со стороны внешней и внутренней среды, 2) передача сигнала другим нервным клеткам и другим клеткам-эффекторам, 3) переработка поступившей информации, 4) трофическая функция по отношению к отросткам и другим клеткам-эффекторам. №2. Какие химические соединения не относятся к медиаторам нервной системы: 0) лизоцим. 1) АТФ 2) дофамин 3) ацетилхолин №3. К функциям спинного мозга относятся: 0) проводниковая, 1) рефлекторная 2) двигательная 3) защитная №4. В ствол мозга входят: 0) продолговатый мозг, 1) средний мозг 2) варолиев мост. 3) промежуточный мозг №5. Мозжечок выполняет функции: 0) регулирует равновесие в состоянии покоя и при движении, 1) координирует целенаправленные движения, 2) инициирует движения. 3) регулирует биоритмы организма, №6. Вегетативная нервная система подразделяется на: 0) симпатическую, 1) парасимпатическую. 2) соматическую, №7. Различают следующие разновидности сна: 0) естественный периодический суточный сон, 1) искусственный наркотический и гипнотический 2) патологический. 3) биологический, №8. Выделяют следующие виды мышления 0) элементарное 1) абстрактное, 2) словесно-логическое 3) осознанное №9. Нервная система выполняет функции: 0) все ответы верны 1) осуществляет взаимодействие организма с окружающей средой, 2) регулирует работу внутренних органов, 3) управляет деятельностью опорно-двигательного аппарата, 4) обеспечивает сознание и все виды психической деятельности №10. Черепно-мозговые нервы иннервируют: 0) мимическую и жевательную мускулатуру, 1) орган слуха и орган зрения, 2) язык, гортань и глотку. 3) мышцы верхних конечностей, №11. Условные рефлексы это: 0) выработанные в процессе жизни рефлексы 1) врожденные рефлексы, 2) наследственные рефлексы. №12. В промежуточном мозге находятся подкорковые центры: 0) слуха 1) зрения 2) различных видов чувствительности. 3) движения №13. Гипоталамус принимает участие в: 0) интеграции вегетативных функций, 1) регуляции эндокринной функции, 2) регуляции теплового баланса организма, 3) регуляции мышечного тонуса. №14. Вегетативная нервная система 0) имеет автономный характер функционирования 1) регулирует работу внутренних органов, 2) регулирует работу желез внутренней секреции. 3) контролирует психические процессы, №15. Условия выработки условных рефлексов: 0) условный рефлекс формируется на базе безусловного, 1) условный стимул должен предшествовать безусловному 2) необходимо неоднократное совпадение во времени действия индифферентного раздражителя с безусловным. 3) наличие постороннего раздражителя, №16. Выделяют следующие виды памяти: 0) кратковременную, 1) промежуточную, 2) долговременную. 3) сверхкратковременную, №17. Что изучает нейрофизиология? 0) нейрофизиология - наука, изучающая механизмы, лежащие в основе поведения 1) нейрофизиология это наука, раскрывающая закономерности деятельности ЦНС (центральной нервной системы) 2) нейрофизиология (от греч. neuron-нерв, physis-природа и logos - учение) - наука о жизнедеятельности нейронов, их ансамблей и нервных сетей 3) это наука, изучающая особенности строения нервной ткани №18. Чьи работы положили начало современной нейрофизиологии? 0) работы древнегреческого врача-материалиста Гиппократа (460-377 гг. до н.э.) 1) работы древнеримского врача Галена (ок.130-ок.200) 2) работы французского философа, математика и физиолога Рене Декарта (1596-1650) 3) работы И.В. Гёте (1749-1832) 4) работы Ч. Дарвина (1809-1882) №19. В чем ошибочность теории "животных духов" Р.Декарта? 0) Декарт их не обнаружил 1) они сосредоточены не в желудочках мозга 2) механизм сокращения мышц иной, чем представлял Декарт №20. Каковы основные задачи нейрофизиологии? 0) ставить эксперименты по изучению строения нервной системы 1) изучать связь центральной нервной системы с другими органами 2) исследовать индивидуальное (онтогенетическое) и историческое (филогенетическое) развитие и усложнение функций ЦНС 3) раскрывать специфические законы деятельности ЦНС, управляющей всеми проявлениями жизни индивида и, прежде всего, проведением и переработкой информации, особенностями функционирования разных типов нейронов и их сетей, реализующих психические и поведенческие процессы №21. С какими науками связана нейрофизиология? 0) с педагогикой и психологией 1) с химией и физикой 2) с психолингвистикой 3) с медициной и биологией №22. Каковы основные открытия Н.Е.Введенского в области нейрофизиологии? 0) выявил основные закономерности реагирования нервной и мышечной ткани на различные раздражения, проанализировав временные параметры возбуждения нерва и мышечного волокна 1) установил закономерности проведения нервного импульса по нервам 2) определил торможение как состояние стойкого стационарного возбуждения, показав единство процессов возбуждения и торможения 3) создал учение о лабильности, или функциональной подвижности 4) создал учение о парабиозе №23. С чем связаны работы Г.Л.Гельмгольца (1821-1894) о человеке? 0) с математическим обоснованием закона сохранения энергии, выдвижением идеи атомарного строения электричества 1) разработкой физической и физиологической теории восприятия звука, музыкальных тонов, функции кортиева органа 2) с изучением процесса мышечного сокращения и измерением теплообразования в мышце 3) с физиологией зрения, разработкой теории цветового зрения 4) с измерением скорости распространения возбуждения в нерве, определением скрытого (латентного) периода рефлексов (1854), с разработкой количественных методов физиологических исследований 5) все верны №24. Что установили английский физиолог Ч.Белл и французский физиолог Ф.Мажанди? 0) исследователи независимо друг от друга установили, что после перерезки задних спинномозговых корешков исчезает чувствительность, а после перерезки передних - возможность движения 1) исследователи пришли к выводу, что задние спинномозговые корешки передают к мозгу сенсорные нервные импульсы, а передние двигательные корешки посылают командную импульсацию к мышцам от мозга 2) физиологи наблюдали, что после перерезки передних корешков на одной стороне происходит полное выключение двигательных реакций, но чувствительность этой стороны тела сохраняется. Перерезка задних корешков выключает чувствительность (например, исчезает рецепция кожи, но не происходит утраты двигательных реакций мускулатуры) 3) физиологи установили зависимость проведения импульсации от силы раздражения 4) они выявили особенности распределения двигательных и чувствительных волокон в нервных корешках спинного мозга, носящего название закона Белла - Мажанди №25. Существуют ли исключения из закона Белла-Мажанди? 0) есть "кажущиеся" исключения 1) есть истинные исключения 2) нет исключений №26. Какова роль В.М. Бехтерева (1857-1927) в нейрофизиологии? 0) Бехтерев открыл проводящие пути спинного и головного мозга, установил анатомо-физиологические основы равновесия и ориентировки в пространстве 1) Бехтерев изучил функции зрительного бугра, центры движения и секреции внутренних органов 2) впервые выделил ряд характерных рефлексов, симптомов и синдромов, важных для диагностики нервных болезней 3) им была разработана классификация условных рефлексов человека №27. В чем сущность открытий английского нейрофизиолога Ч. Шеррингтона (1859-1952)? 0) изучил законы рефлекторной деятельности спинного мозга, взаимоотношения афферентных и эфферентных путей в ЦНС 1) сформулировал эффект "воронки" или общего конечного пути, когда конвергируют (сходятся вместе, перекрывая друг друга) многочисленные чувствительные влияния к меньшему числу исполнительных нейронов 2) ввел термин "синапс" и определил его роль во взаимоотношениях нервных клеток 3) развил учение о мышечной рецепции, о реципрокной (взаимосочетанной) иннервации, об антагонистических отношениях мышечных групп при осуществлении движения 4) описал взаимоотношения коры головного мозга с двигательными центрами спинного мозга, регулирующими функции скелетной мускулатуры 5) все верны №28. Кто является основателем отечественной школы нейрофизиологии? 0) В.М. Бехтерев 1) Н.Е. Введенский 2) И.П. Павлов 3) И.М. Сеченов 4) Л.А. Орбели. |