ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Тема 5. Высшая нервная деятельность Эволюция условно-рефлекторного поведения*. Соотношение врожденных и приобретенных механизмов функциональной деятельности организма. Привыкание как стимул-зависимое обучение. Концепция «нервной модели стимула». Условные рефлексы как эффект-зависимое поведение. Классификация условных рефлексов*. Натуральные и искусственные условные рефлексы. Экстерорецептивные и интерорецептивные рефлексы. Вегетативные и двигательные рефлексы. Условные рефлексы на время*. Развитие динамического стереотипа, рассудочной деятельности, имитационных (подражательных) условных рефлексов. Механизм замыкания временной связи. Динамика условно-рефлекторной деятельности. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов. Методы исследования условно-рефлекторной деятельности. Механизм ассоциативного обучения, памяти и индивидуальных различий. Общее представление о памяти и обучении. Временная организация памяти: перцептивная, кратковременная, долговременная и промежуточная память. Методы изучения памяти. Виды нарушения памяти. Антероградная (не запоминается новая информация) и ретроградная (нарушение извлечения информации) амнезии. Структурно-функциональные основы памяти и обучения. Значение гиппокампа, гипоталамуса, ретикулярной формации и корковых структур головного мозга. Клеточные и молекулярные механизмы обучения и памяти. Посттетаническая потенциация. Методы исследования механизмов пластичного поведения на различных моделях. Концепция синаптической регуляции и ее подтверждение. Дальнейшие перспективы исследований в этой области. Низшие формы научения: привыкание (габитуация) и усиление реакции (сенситизация). Сенсорная, поведенческая, когнитивная, декларативная и процедурная память. Классический и инструментальный (оперативный) условные рефлексы. Понятие импринтинга. Функциональные основы замыкания временной связи. Функциональная система – единица интегративной деятельности организма*. Динамический характер функциональной системы. Кибернетические подходы в работах П.К. Анохина по физиологии*. Функциональная система в структуре поведенческого акта. Принцип сенсорных коррекций и принцип прямого программного управления. Механизм инициации двигательного акта. Векторная модель управления двигательными и вегетативными реакциями. Поведение в вероятностной среде*. Нейронные механизмы поведения. Сенсорные нейроны-детекторы, «гностические единицы», нейроны «среды», «ожидания», «цели», командные нейроны и мотонейроны. Функциональные состояния в структуре поведения. Потребности как источник активности живых организмов. Механизм развития потребностей. Оценка параметров окружающей среды и колебаний гомеостаза. Взаимодействие вегетативной и соматической систем при формировании потребностей. Классификация потребностей: витальные (биологические), социальные и идеальные потребности*. Типология П.В. Симонова*. Потребности и безусловные рефлексы. Развитие потребностей в филогенезе. Потребности и общие ощущения голода и жажды. Механизм развития общих ощущений. Значение центров гипоталамуса при оценке показателей внутренней среды и ощущения голода и жажды. Инстинктивное поведение и социальные потребности. Идеальные потребности в области творчества*. Факторы, влияющие на развитие социальных и идеальных потребностей. Потребности и воспитание. Разные определения мотивации. Механизм развития мотиваций*. Фазы мотивации: фаза детекции состояния и фазы запуска и реализации целенаправленного поведения. Методы исследования мотивации. Общие свойства различных видов мотивации. Мотивация как доминанта. Интегративный корково-подкорковый комплекс мотивационного возбуждения. Нейроанатомия мотивации. Мотивационная теория двух центров гипоталамуса*. Интеграция, осуществляемая гипоталамусом при развитии реакций агрессивно-оборонительного типа и пищевого поведения. Обнаружение центров вознаграждения и наказания. Нейрохимия мотивации. Группа биологически активных веществ, регулирующих мотивации: нейромедиаторы, гормоны, нейрогормоны, нейродептиды. Определение эмоции. Механизм развития эмоций*. Отличие общих ощущений от эмоций*. Классификация эмоций*. Аффекты, собственно эмоции и предметные чувства. Функции эмоций: отражательная (оценочная), побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная*. Потребностно-информационные факторы возникновения эмоций. Физиологическое выражение эмоций: тоническое напряжение мышц, фоновая мышечная активность, вегетативные характеристики АД (артериальное давление), ЧСС (частота сердечных сокращений), КГР (кожно-гальванический рефлекс). Лицевая экспрессия и эмоции. Эмоции и целенаправленное поведение. Нейроанатомия эмоций, круг Дж. Пейпеца и лимбическая система, описанная П. Мак-Лином*. Структурные элементы лимбической системы: гипоталамус, поясная извилина, миндалина. Эмоциональная асимметрия мозга, влияние лобной и височной коры. Нейрохимия эмоций. Общее представление о функциональном состоянии. Функциональное состояние как фоновая активность организма. Нейроанатомия функциональных состояний. Структуры головного мозга, определяющие фоновую активность ЦНС: ретикулярная формация, ядра варолиева моста: голубое пятно, ядра шва. Физиологические индикаторы функционального состояния. Использование электроэнцефалографии (ЭЭГ) для оценки функциональных состояний. Гетерогенность модулирующей системы мозга. Развитие сна и его фазы. Методы изучения фаз сна. Сновидения*. Состояние стресса. Механизм развития стресса. Гормоны стресса. Стресс и дистресс. Фазы развития стресса. Особенности ВНД человека. Новый способ передачи информации. Первая и вторая сигнальные системы*. Новые возможности для интегративной деятельности мозга. Речь и ее функции: коммуникативная, регулирующая, программирующая. Развитие речи в антропогенезе и онтогенезе*. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Речевые функции полушарий, методы их исследования. Речевые центры: центр Вернике и центр Брока. Расстройства речи, сенсорная и моторная афазии. Структура процесса мышления. Вербальный и невербальный интеллект. Механизмы индивидуальных различий. Первые теории индивидуальности. Определение темперамента. Изучение связей соматических конституций и свойств темперамента. Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Мыслительный и художественный типы, выделенные И.П. Павловым. Методы, позволяющие измерить характеристики нервной деятельности. Связь типов темперамента со свойствами нервной системы. Дальнейшее развитие исследований типов ВНД. Определение нейротизма и психотизма в теории Г. Айзенка. Изучение интеллекта и его связи со свойствами нервной системы. Влияние разных факторов на формирование особенностей высшей нервной деятельности. Практическое значение исследований в этой области. |