Опыт №5. Свойства красителей, входящих в состав жвачки. Помещаю в пробирку, окрашенную жевательную резинку («Eclipse спелая вишня»), нарезанную на небольшие кусочки, и приливаю 2-3 мл дистиллированной воды. Нагреваю пробирку в пламени спиртовки или на водяной бане до получения окрашенного раствора. Разливаю раствор в две пробирки, в одну из них добавляю 1 мл раствора серной кислоты, в другую 1 мл раствора гидроксида натрия. Наблюдаю, происходит ли изменения окраски красителя в зависимости от среды. Затем нагреваю пробирку, в которую добавили раствор щелочи. С некоторыми красителями в этом случае наблюдаю образование желто-коричневого раствора. Название | | | Результаты опыта | | | | жвачки | Нагревание | Добавление | | С NaOH | | | водного | экс- | H2SO4 | в на- | Добавление | Нагревание | | тракта жвач- | гретый | рас- | NaOH в | на- | пробирки | с | | ки | | твор | | гретый | рас- | NaOH | | | | | | | твор | | | | «Eclipse спе- | Раствор | на- | Изменений | Раствор | тем- | Раствор | бу- | лая вишня» | сыщенно | - | нет | | но - желтого | рого цвета | | | розового | | | | цвета | | | | | цвета | | | | | | | | Я пришла к выводу, что среди изученных мной жевательных резинок нет ни одной, которую можно было бы жевать без опасения за свое здоро-вье. Может быть, использовав одну подушечку мы никакого вреда для сво-его организма не почувствуем, в чем я, впрочем, стала очень сильно со-мневаться, но, согласно обработанным анкетам, школьники в день исполь-зуют до 3-4 подушечек. В неделю - 21, в месяц до 90! А сколько жвачек жуют за год и вообще за весь свой возраст! А еще малыши очень часто просто глотают эти жвачки, в чем они сами и признались. Становиться страшно. И все эти пищевые добавки не проходят для организма бесслед-но. Социологический опрос школьников Анкетирование Я провела анкетирование учащихся 9-10х классов с целью изучения представления детей о пользе и возможных негативных последствиях ис-пользования жевательной резинки. В анкетировании участвовало 53 уче-ника. Результаты анкетирования отражены в диаграммах. На вопрос: «Как часто вы пользуетесь жевательной резинкой»? - ответ «часто» дали 27 человек; «после еды» – 12 человек; «редко» – 4 че-ловека (см. приложение №5). На вопрос: «С какой целью вы используете жевательную резинку?», мною были получены следующие ответы: «получить удовольствие» - 13 человек, «удалить остатки пищи» – 4 человека; «нравится вкус» – 21 чело-век; «освежить дыхание» - 15 человек (см. приложение №4). Предпочтения учащихся разделились следующим образом: жева-тельной резинке «Eclipse» отдали предпочтение – 14 человек, «Orbit» - 20 человек, «Diroll» - 19 человек (см. приложение №1). На вопрос о положительных свойствах жевательной резинки уча-щиеся дали следующие ответы: освежает дыхание – 25 человек; очистка зубов от остатков пищи – 13 человек; затруднились ответить – 15 человек (см. приложение №3). А так же учащиеся знают и о негативных последствиях жевательной резинки (см. приложение №2): - наличие запломбированных зубов – 8 человек; - заболевание желудочно-кишечного тракта – 16 человек; - заболевание кариесом - 19 человек; - отрицательный ответ дали – 10 человек. Вывод Я пришла к выводу, что учащиеся довольно часто употребляют жеватель-ную резинку, порой даже не задумываясь, полезна она или вредна для здоровья. Но нельзя не отметить тот факт, что некоторые сведения по этой проблеме у учащихся присутствуют, именно эти сведения мы подтвердили в своей работе. Заключение. Работа меня очень увлекла. Я стала грамотным потребителем - все-гда обращаю внимание на состав покупаемого продукта. Расшифровав не-которые пищевые добавки благодаря литературным источникам, я многое узнала о них. К сожалению, информация очень скудная, но этого вполне достаточно для выводов о негативном влиянии большинства пищевых до-бавок на организм. Анкета позволила выяснить популярность среди школьников жева-тельных резинок и причин такой популярности. Я считаю хорошо, что мое исследование коснулось именно жевательных резинок - ведь они пользу-ются спросом и у взрослого населения. Редко можно встретить не жующе-го человека на улице, в каком-либо учреждении и даже по телевизору мы часто видим эту же картину. Вместе с одноклассниками выпустили газету на тему «Жевательные резинки». Для себя я сделала вывод, что самый лучший выход - это питание на-туральными продуктами. Как покупатель, нужно быть грамотным и следо-вать некоторым правилам: - запомнить хотя бы запрещенные к применению в России пищевые добавки; - внимательно читать этикетки и ознакомиться с составом покупае-мого продукта; - не покупать продукты с неестественно яркой, кричащей окраской; - не обольщаться рекламными продуктами. В этом случае вы, поку-пая товар, большую часть стоимости оплачиваете за рекламу, а не за каче-ство и вкус продукта; - постараться заменить жевательную резинку изюмом или орехами - и сытно, и полезно; - если вы следователь того, что жвачка очищает зубы, после приема пищи просто прополощите рот водой. Я бы очень хотела, чтобы мое поколение выросло здоровым. Работая по теме исследования, я пришла к выводу, что хотя умеренное употребление жвачки служит профилактикой стоматологических заболе-ваний, но существует необходимость сокращения потребления жеватель-ной резинки. Для предотвращения возникновения различных заболеваний школьникам даны советы: - Жевательная резинка не должна содержать сахар; - Жевать её надо только после еды в течение 20 минут; - Недопустимо заглатывание жевательной резинки; - Используемая жевательная резинка должна быть произведена извест-ной фирмой, положительно зарекомендовавшей себя на рынке и строго следящей за качеством своей продукции; - Жевать её следует аккуратно, без демонстрации «спецэффектов», осо-бенно если вы находитесь в общественных местах; - Использованная жвачка должна выбрасываться только в специально предназначенные для этих целей места в мусорные урны и ни в коем слу-чае – под ноги. Данный материал можно использовать на уроках химии, биологии, классных часах о здоровом образе жизни, родительских собраниях. Литература 1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей/ Составители Н. Ю. Буянова и др. - М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998 – 480 с. 2. О. Остапчук . Детская энциклопедия: Шоколад. – ЗАО «Аргументы и факты – детям», 2002 – 63 с. 3. Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия. 4. Справочник "Санитарные правила и нормы СанПин» по пищевым добавкам. 5. Электронная энциклопедия «Кругосвет» 6. Использование Интернет-сайтов: www.junior.ru www.stomatolog.ru www.avtocat.net Приложение 1.  Приложение 2.  Приложение 3.  |