II этап сестринского процесса — диагностирование Под сестринским диагнозом понимают профессиональное суждение медсестры о феномене (явлении или проблеме), связанном со здоровьем или социальным Процессом, по отношению к которому направлены профессиональные действия медсестры. 1. Определить состояние здоровья пациента с учетом 14 фундаментальных потребностей. Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна знать жизненно важные потребности человека: в пище, крове, одежде, любви и доброжелательности, чувстве необходимости и взаимоотношений. Сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека и удовлетворение его потребностей. Четырнадцать фундаментальных потребностей, определяющих состояние здоровья пациента: 1. Нормально дышать. 2. Употреблять достаточное количество пиши и жидкости. 3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности. 4. Двигаться и поддерживать нужное положение. 5. Спать и отдыхать. 6. Самостоятельно одеваться, раздеваться и выбирать одежду. 7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду. 8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде. 9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей. 10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнения. 11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой. 12. Заниматься любимой работой. 13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх. 14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться. 2. Выявить действительные проблемы пациента. Проблемы возникают тогда, когда есть трудность в удовлетворении потребности. Иными словами, потребность удовлетворена — нет проблем; потребность не удовлетворена — проблема есть. Проблемы бывают действительными и потенциальными. Если человек не в состоянии осуществить самоуход, ему необходима помощь — это действительная проблема. 3. Предвидеть потенциальные проблемы в связи с изменением здоровья пациента. В некоторых случаях эти проблемы выявляет медсестра, а пациент о них не догадывается, например, при общении с пациентом выявляется нарушение слуха. Потенциальные проблемы может предвидеть как сестра, так и пациент. Пациент, страдающий ишемической болезнью сердца, предвидит ухудшение состояния здоровья, если не изменит образ жизни, диету. Сестра может также предвидеть обострение заболевания, образование пролежней, инфицирование и т. д., поэтому она предпринимает определенные действия. 4. Определить способности пациента к самоуходу. Медсестра оценивает состояние здоровья пациента с целью оценки возможности самоухода: 1. Удовлетворительное — пациент активен. Выражение лица без особенностей, сознание ясное, наличие патологических симптомов не мешает оставаться активным. 2. Состояние средней тяжести — вынужденное положение в постели, активность может усиливать боль, выражение лица болезненное, выражены патологические симптомы со стороны систем и органов. 3. Тяжелое состояние — пассивное положение в постели, активные действия совершает с трудом, сознание может быть нарушено, изменено выражение лица. Выражены нарушения функций дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Определяется степень зависимости пациента в уходе: — независим; — частично зависим; — полностью зависит от окружающих. 5. Предоставить пациенту полную информацию о действительных и потенциальных проблемах. Чтобы привлечь пациента к осознанному участию в реализации плана ухода, важно предоставить ему наиболее полную информацию как о действительных, так и о потенциальных проблемах и вмешательствах, запланированных для их профилактики. 6. Обсудить с пациентом первоочередность проблем (наметить приоритеты). В первую очередь должны решаться приоритетные проблемы пациента. Очередность решения проблем должна быть определена самим пациентом; в случаях угрозы жизни пациента сестра сама должна определить, какую проблему она будет решать в первую очередь. При наличии у пациента нескольких проблем удовлетворить их одновременно невозможно. Поэтому, разрабатывая план ухода, медсестра обсуждает с пациентом или его семьей первоочередность проблем. III этап сестринского процесса —планирование сестринских вмешательств 1. Ознакомить пациента с вашей оценкой его состояния и потребности в уходе. 2. Выслушать мнение пациента. Узнайте, не хочет ли он высказать свое мнение, возразить или предложить какие-либо изменения, чтобы ваши совместные планы не вызвали нежелательного возбуждения, страха или сомнения, что может навредить пациенту и осложнить ваше сотрудничество. 3. Определить цели ухода для каждой проблемы вместе с пациентом. Записывая проблемы пациента в план ухода, их формулируют словами самого пациента, так как это дает возможность обсуждать с ним цель ухода, а пациенту — лучше понять план ухода. 4. Оценить возможности пациента и прогнозировать время ожидаемого результата. Определив цели ухода, медсестра совместно с пациентом может определить эффективность их совместных усилий в решении проблем. Без определения цели невозможно достоверно оценить результаты сестринских вмешательств — цели должны быть указаны в измеряемых показателях, записаны как изменения поведения пациента (его словесная реакция, конкретные изменения, наблюдаемые медсестрой). По мере изменения состояния пациента уровень неудовлетворения его потребностей будет изменяться, а значит, будут изменяться и цели. Поэтому необходимо постоянно оценивать достижения ожидаемого результата. По срокам существует два вида целей: • краткосрочные — достижение которых осуществляется в течение одной недели; • долгосрочные — достижение которых осуществляется в течение длительного периода времени. 5. Определить возможности семьи участвовать в сестринском процессе. Прежде чем обсуждать цели ухода с пациентом, медсестра должна: • понять, какие требования можно предъявить к пациенту; • оценить его возможности отвечать этим требованиям; • определить, может ли пациент выполнять какие-то действия по самоуходу; • оценить, может ли пациент обучиться самоуходу и восстановлению равновесия между возможностями и потребностями в самоуходе; • оценить возможности родственников пациента в обучающе-консультативном вмешательстве. IV этап сестринского процесса —реализация плана сестринских вмешательств 1. Информировать пациента о выполнении сестринских вмешательств. Сестринские вмешательства, записанные в план ухода, — это перечень действий, которые предпримет медсестра для решения проблем пациента. В план по уходу может быть записано несколько возможных сестринских вмешательств для решения одной проблемы. Это позволяет медсестре и пациенту чувствовать уверенность, что для достижения поставленных целей могут быть предприняты разные действия. Сестринские вмешательства могут быть: • основаны на научных принципах; • реальными в пределах отведенного времени; • направлены на решение конкретной проблемы. Сестринские вмешательства подразделяются на зависимые от назначения врача и независимые — действия, которые осуществляет сестра по собственной инициативе и руководствуется собственными соображениями без прямого назначения врача. Они осуществляются при: • оказании помощи пациенту в удовлетворении естественных потребностей; • наблюдении за реакцией пациента на болезнь, адаптацией его к болезни; • обучении пациента (его родственников) самоуходу (уходу); • консультировании пациента относительно его здоровья. Взаимозависимые сестринские вмешательства проводятся в сотрудничестве с другими медицинскими работниками с целью оказания помощи, ухода. К ним относятся действия по подготовке к участию в инструментальных, лабораторных исследованиях, участие в консультировании: ЛФК, диетолога, физиотерапевта, и т. д. Выбирая те или иные сестринские вмешательства, следует не только перечислять их пациенту, но и объяснять цель их выполнения. Выполнение действий, направленных на достижение целей, включают в себя то, что медсестра делает для пациента, вместе с ним в интересах его здоровья. 2. Координировать действия медсестры с действиями пациента, других медицинских работников, родственников, учитывая их планы и возможности. При реализации сестринского вмешательства необходимо координировать действия медсестры с действиями других медицинских работников, пациента и его родственников, учитывая их планы и возможности. |