Тест на выявление уровня сформированности волевых качеств личности (Методика обработки результатов приводится в конце теста). За ответы на каждый вопрос присваиваются следующие баллы: 1 – так не бывает; 2 – пожалуй, неверно; 3 – может быть; 4 – наверное, да; 5 – уверен, что да. Целеустремленность 1. Умение ставить ясные цели и задачи: а – имею ясную перспективную цель профессионального совершенствования на 3-4 года вперед; б – совместно с преподавателем планирую уровень достижений на предстоящий год; намечаю конкретные задачи на соответствующие этапы подготовки; в – ставлю очередные задачи на ближайшие занятия, зачеты, экзамен. 2. Умение планомерно осуществлять свою деятельность: а – выполняю планы отдельных домашних заданий; б – выполняю планы выступлений на зачетах и на экзаменах; в – оцениваю проведенные занятия, пройденные зачеты и экзамены; корректирую намеченные планы. 3. Умение подчинять себя достижению поставленной цели: а – ради достижения цели соблюдаю строгий режим; б – цели и задачи профессионального роста являются для меня мощным источником активности; в – я испытываю огромное чувство удовлетворения от самого процесса своих музыкальных занятий. Настойчивость и упорство 4. Умение длительно добиваться намеченной цели: а – я занимаюсь на музыкальном инструменте регулярно и неукоснительно соблюдаю положенное мне количество часов, отведенных на занятия; б – кропотливо и тщательно я стараюсь отрабатывать технику игровых движений; в – упорно и последовательно я стараюсь преодолеть недостатки своего профессионального мастерства. 5. Умение превозмогать негативные настроения: а – при развитии чувства усталости я стараюсь проявить терпение и продолжаю занятия, не снижая рабочего накала; б - находясь в плохом настроении, я могу принудить себя к действиям через «не хочу» или «не могу»; в – терпеливо и длительно я могу повторять однообразные и скучные, но нужные упражнения. 6. Умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности: а – неудача в исполнении произведения мобилизует меня на достижение цели – сыграть его хорошо; б – в случае неудачи я склонен к увеличению длительности своих занятий; в – сыграв на зачете неудачно одну вещь, я не падаю духом и стараюсь играть хорошо другие произведения. Решительность и смелость 7. Умение своевременно принимать ответственные решения: а – я могу своевременно принять решение о выполнении какого-либо действия, намерения, поступка, когда нельзя медлить; б – я могу своевременно принять решение о выполнении необходимых действий в условиях риска; в – могу своевременно принять решение в условиях моральной ответственности за свои действия перед своим коллективом (ансамблем или оркестром). 8. Умение подавлять чувство страха: а – в условиях ответственного выступления испытываю стремление к риску и желание перейти к действию (могу сыграть вещь в более быстром темпе на конкурсе); б – в условиях ответственного выступления мысленно отключаюсь от переживаний и целиком сосредоточиваюсь на своих исполнительских действиях; в – в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю неблагоприятные переживания и решительно действую (могу исполнить партию вместо заболевшего солиста). 9. Умение безотказно выполнять принятые решения: а – после принятия решения о выполнении ответственного действия (задания) непременно приступаю к его практическому выполнению; б – начав играть трудный эпизод или пьесу, продолжаю это делать и довожу, доигрываю его до конца, даже если при этом допускаю ошибки; в – неудачи при игре сложных вещей мобилизуют на повторные попытки добиться успеха. Выдержка и самообладание 10. Умение сохранять ясность мысли: а – при игре на зачете или экзамене могу хорошо сосредоточиться, распределять и переключать внимание, несмотря на волнующую обстановку; б – не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач и ошибок на зачетах и экзаменах; в – в напряженной обстановке экзамена я могу обдуманно действовать в соответствии с тем, что я знаю и умею делать. 11. Умение владеть своими чувствами: а – я могу легко повысить свой эмоциональный тонус в состоянии апатии, растерянности, тревоги и беспокойства; б – я могу легко снизить уровень своего эмоционального возбуждения (при волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об ответственности); в – в случае удачного исполнения произведения в классе или экзамене не проявляю излишней самоуверенности, беспечности и мнимого превосходства над другими. 12. Умение управлять своими действиями: а – я могу сохранять контроль над своими игровыми движениями даже при проявлении чувства усталости, раздражения, недовольства собой; б – несмотря на мои неудачи на зачетах, я стремлюсь продолжать выступать публично на уровне всех своих возможностей; в – в конфликтных ситуациях я могу легко удержать себя от неэтичных поступков и действий (грубых слов, пререканий, ухода из класса). Самостоятельность и инициативность 13. Умение проявлять независимость в решениях и действиях: а – я критически отношусь к предлагаемым мне советам со стороны своих товарищей; не склонен подражать моим удачливым товарищам; б – я люблю самостоятельно готовиться к очередным занятиям (читаю и конспектирую нужные книги и т.д.); в – после моих выступлений на публике я предпочитаю собственный анализ того, что у меня получилось, а что нет. 14. Умение проявлять личный почин и новаторство: а – я люблю изобретать технические упражнения и предлагать оригинальные планы исполнения произведения; б – я склонен самостоятельно планировать этапы своего профессионального роста; в – мне нравится искать индивидуальные пути совершенствования своего профессионального мастерства. 15. Умение проявлять находчивость и сообразительность: а – я легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям условий занятий и экзаменов (перенос во времени и в помещении); б – при игре в ансамбле могу быстро изменить характер своего исполнения, ориентируясь на солиста или товарищей по ансамблю; в – я могу быстро перестроиться в исполнении произведений в зависимости от аудитории (состав слушателей, возможности акустики). Задание выполняют по одиночке или вдвоем. Когда студенты оценивают друг друга. Оценка результатов: по каждому волевому качеству: 36-45 баллов – высокий уровень; 26 – 35 – средний; 15-25 – низкий. |