ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Субтест 10. Складывание фигур Общие правила: - Раскладывать детали каждого объекта строго по схеме, указанной на демонстрационных полях.
- Первые два объекта испытуемому назвать сразу («Мальчик» и «Лошадь»).
- Фигуры 3 и 4 не называть.
- В случае если испытуемый переворачивает детали лицевой стороной вниз, сказать, что это правилами игры не разрешается и предложить ему (самому!) перевернуть деталь.
Название фигуры | Критерии оценки | Баллы | №1 – «Мальчик» | 3 балла – если неправильно установлены ноги: левая переставлена с правой или ступни ног обращены кверху; | | 2 балла – если ноги отсутствуют вообще или приставлены вместо рук; | | | 1 балл – когда сложена верхняя часть туловища. | | | №2 – «Лошадь» | 1 балл начисляется за одно правильное соединение двух элементов фигуры. | | №3 – «Лицо» при вопросе «Что это?», сказать: «А ты как думаешь?» (фигуру не называть), или «Сложи, что будет?» если испытуемый правильно назовет фигуру, не подтверждать, а сказать: «А ты попробуй». | В 0,5 балла оценивается каждое соединение двух элементов фигуры, обозначенное на демонстрационном поле знаками «х». При получении дробного числа округлять в большую сторону. | | №4 – «Автомобиль» | 1 балл начисляется за одно правильное соединение элементов фигуры. | | Оценки и временные лимиты. Задание | Баллы | | | | | | | 1. Мальчик 2. Лошадь 3. Лицо 4. Машина | 1-15” 1-35” 1-25” | 16-20” 36-45” 26-30” | 1-10” 21-30” 46-70” 31-45” | 11-15” 31-180” 71-180” 46-180” | 16-20” | 21-120” | Стимульный материал ЧАСТИ НЕ СКОПИРОВАЛИСЬ! СУТЬ В ТОМ, ЧТО НА КАРТИНКЕ ЕСТЬ ТОНКИЕ ЛИНИИ, ПО ЭТИМ ЛИНИЯМ КАРТИНКА РЕЖЕТЬСЯ И ИЗ ЭТИХ КУСОЧКОВ ПОЛУЧАЮТСЯ ЧАСТИ. Мальчик части Лошадь части Лицо части Машина части Феномены при выполнении субтеста: - пробы и ошибки - при слабости эвристических способностей и при снижении активности и быстроты мышления испытуемые обычно работают путем проб и ошибок, порой не доводя до конца сложение фигур;
- перестановка 1-3 элементов фигур - своебразное застревание в ходе сожжения фигур, когда процесс сложения начат верно, затем встречается трудность и испытуемый начинает уже сложенную часть фигуры перекладывать;
- двигательная скорость - этот феномен замечен еще Рапопортом, и он встречается у лиц с гипоманией.
Выполнение субтеста "Фигуры" намного сложнее, чем "Кубики" у больных шизофренией, так как эти больные лучше оперируют абстрактным геометрическим мтариалом, систематизацией и формальным подходом к решению заданий кубиков, чем наличием догадки, интуиции в "Фигурах". Больные с органическим поражением головного мозга одинаково неэффективно выполняют как "Фигуры", так и "Кубики". Субтест 11. Шифровка Для детей младше 8 лет независимо от уровня развития:дается вариант «A» (фигуры). Инструкция испытуемому: «Посмотри сюда, - показать верхний ряд фигур (ключ), - видишь, нарисована звездочка, а в звездочке вот такая черточка (показать). А вот кружок, в нем видны две таких черточки (и т.д. по каждой фигуре). А теперь посмотри сюда, - показать первый ряд, - видишь, здесь фигурки такие же, но в них ничего не нарисовано. Давай с тобой нарисуем так же, как вот здесь (показать на ключ). Ну, попробуй». К 33-й фигуры сказать «Побыстрее». После заполнения 5 фигур включить секундомер, не останавливая испытуемого, сказав: «Продолжать быстрее сам». По окончании 1-го ряда испытуемому быстро сказать: «Продолжай здесь», указав на начало второго ряда. Если испытуемый проставляет значки только в одной фигуре или пропускает фигуры, необходимо сказать: «Делай все подряд». Время – 120 секунд. Оценка равна количеству правильно заполненных фигур за 120 секунд. При правильном заполнении всех фигур менее чем за 120 секунд даются дополнительные баллы. Оценки и временные лимиты для варианта А (с фигурами). Дополнительные баллы | +5 | +4 | +3 | +2 | +1 | Время | ‹70 | 71-80 | 81-90 | 91-100 | 101-110 | Примечание: - 5 первых выполненных фигур (пробных) в оценку не включать.
- Если на 5-ти пробных образцах испытуемый все же инструкцию не освоил, дать еще несколько фигур для пробы, которые в оценку не включать.
- Дополнительные баллы складываются с количеством правильно заполненных фигур.
Для детей 8 лет и старше независимо от уровня развития: дается вариант «B» (цифры). Инструкция и порядок проведения те же, но для пробы предлагается заполнить не пять, а семь знаков. Время – 120 секунд. Оценка равна количеству правильно заполненных знаков. Стимульный материал Вариант А: Вариант B: Субтест "Шифровка" требует сохранности визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, скорости образования навыка. Он чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует зрительную память, обучаемость, двигательную активность. Феномены: - соблюдение последовательности соответственно цифрам наблюдается в норме. В случае нарушения концетрации внимания, торопливости, испытуемый начинает заполнять коды, следуя порядку счета (1,2, и т.д.), а не их последовательности;
- темп работы - быстрый или медленный темп указывает на эмоциональное состояние личности - гипертимность или гипотимность.
Количественные характеристики: - низкие оценки "Шифровки" (порой значительно ниже "Словарного") говорят о депрессивных тенденциях, недостатке побуждения к активной деятельности;
- оценки выше "Словарного" - уровень притязаний слишком высок, не соответствует интеллектуальным способностям;
- важно соотношение "Шифровка" и "Повторение" - снижение "Повторения" (тревога) и повышение "Шифровки" (энергичность) говорят о глушении и контроле над тревожностью путем повышения активности;
- повышение "Повторения" и снижение "Шифровки" может отмечаться у депрессивных личностей, стремящихся к отрицанию депрессивного синдрома через гиперактивность;
- с этим субтестом хорошо справляются шизоиды, поскольку тест носит нейтральный и бессодержательный характер.
Субтест 12. Лабиринты Общие правила: - Задание считается не выполненным, если:
А) количество ошибок превышает допустимое для данного лабиринта (независимо от времени выполнения), или Б) превышен лимит времени (независимо от количества ошибок. - Ошибками считаются:
А) каждый отрыв карандаша, за исключением случаев, когда это необходимо для исправления предыдущей ошибки (например, пересечение линии); Б) пересечение линии, т.е. когда между линией и следом карандаша с другой стороны линии имеется промежуток. Исключением является обстоятельства, когда пересечение случайно (например, сдвинулся лист бумаги); В) каждый заход в «тупик» лабиринта, т.е. пересечение пунктирной линии (см. приложение 6) в одном направлении. - При каждом отрыве карандаша делать испытуемому замечание («не отрывай карандаш»)
- При пересечении линии замечание делается только один раз.
Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: Начинать с демонстрации по образцу. Инструкция: «Вот видишь – мальчик (девочка). Он вот в таком домике. Черные линии – это стенки. А вот здесь (показать на первый выход) стенки нет, здесь можно пройти. И здесь (показать на выход из лабиринта) тоже стенки нет, здесь выход на улицу. Вот смотри, как мальчик (девочка) пойдет на улицу». Нарисовать путь от центра до выхода, не отрывая карандаш и не пересекая линий. «Вот так и ты будешь делать. Только, когда будешь рисовать – не пересекай линий, т.е. нельзя делать вот так (покажите пересечение). Старайся не заходить в тупик, а побыстрее рисуй путь на улицу. Если зайдешь в тупик, то быстро рисуй путь назад, вот так (показать заход в тупик, выход из него и весь путь до конца. Карандаш не отрывать). Только здесь есть одно правило: как только поставишь карандаш на бумагу – то до самого выхода отрывать его нельзя, т.е. нельзя делать так (показать отрыв). Понял? Ну, давай попробуем. Ставь карандаш сюда (указать на центр лабиринта «А»), рисуй быстрее». Включить секундомер. При неудаче – продемонстрировать выход из лабиринта «А» и предложить лабиринт «Б». Прекратить при двух неудачах подряд. Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственной отсталости: Начинать с лабиринта «С». Дать словесную инструкцию. При правильном выполнении (не более одной ошибки и в пределах лимита времени) дать аванс за лабиринты «А» и «B» (2 балла). При неудаче (2 и более ошибок, выход за пределы лимита времени), возвратиться к лабиринтам «А» и «B». Прекратить при двух неудачах подряд. Оценка зависит от количества ошибок и от выполнения в пределах лимита времени. Оценки и временные лимиты Задание | Время | Баллы | | | | | A B C | 30” 30” 30” 30” 45” 60” 120” 120” | Больше 2 Больше 2 Больше 2 Больше 3 Больше 3 Больше 5 Больше 6 Больше 8 | 5-2 6-2 8-2 | | | Примечание: в клетках таблицы указано полное количество ошибок, допущенных испытуемым при выполнении соответствующего задания. Стимульный материал Задание A Задание B Задание C Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 |