ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Субтест 8. Последовательные картинки Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном развитии: Начинать с картинки «А» («Собака»). - Разместить в порядке номеров.
- Объясняя правильно сложить.
- Смешать части рисунка и снова разместить в порядке номеров.
- Предложить испытуемому сложить: «Теперь делай сам, чтобы собака снова получилась». Включить секундомер. При удаче – перейти к «B». При неудаче: а) повторить демонстрацию без объяснения; б) разместить в порядке номеров и предложить собрать. Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл. Переходить к «B» в любых обстоятельствах.
Картинка «B» («Мать») - Разместить в порядке номеров.
- Предложить собрать. При удаче переходить к «C». При неудаче показать правильное положение и переходить к «C». Оценки за порядок TOY – 2 балла, за порядок OYT – 1 балл.
Картинка «C» («Поезд») - Разместить в порядке номеров.
- Дать новую инструкцию: «Теперь мы будем складывать по-другому. Здесь уже не разрезанная картинка, а несколько картинок, на которых нарисован один маленький рассказик. Посмотри на них внимательно и скажи мне, с какой картинки начинается это рассказ?» Включить секундомер. Указанную картинку предложить отложить в сторону, назвав ее первой, затем спросить: «А что было дальше, покажи?» Указанную картинку попросить положить рядом с первой. «А что было в конце?» – поместить последнюю картинку рядом со второй. В случае правильного решения – оценка 2 балла, перейти к № 1.
Если «D» не выполнено, но выполнено «C», продемонстрировать «Бокс» и перейти к №1, предварительно сказав: «Сейчас я буду давать такие же картинки, на которых нарисован рассказик, а ты разложи по порядку – так же как мы с тобой делали». Быстро разложить в порядке номеров и включить секундомер. Прекратить при 2-х неудачах подряд (например, «C» и «D», «D» и «I» и т.д.). Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: Начинать с демонстрации «Бокс» и переходить к №1. Если два задания (№1 и №2) не выполнены, возвратиться к «A», «B», «C», «D» (см. выше) и прекратить. Если не выполнено только одно из заданий №1 или №2, или выполнены оба, то а) дать аванс за задания «A», «B», «C», «D» (8 баллов); б) продолжить до двух неудач подряд. Оценки за задания №№ 1-7 зависят от времени исполнения. Для заданий №№ 3,4,6 и 7 правильным считается любой из указанных вариантов. Примечание: при сложении картинок в обратном порядке спросить, где начало. При правильном ответе оценивать как обычно. Оценки и временные лимиты. Задание | Последовательность | Баллы | | | | | 2-1-0 | A Собака B Мать C Поезд D Весы | ABC TOY, OYT IRON, IR-ON ABC | | | | | 75” 75” 60” 45” | 1. Пожар 2. Вор 3. Фермер 4. Пикник 5. Соня 6. Садовник 7. Дождь | FIRE THVG QRST, SQRT EFGH, EFHG PERCY FISHER, FSIHER MASTER, MSTEAR, ASTEMR | 1-5” 1-5” 1-5” 1-5” 1-10” 1-15” 1-15” | 6-10” 6-10” 6-10” 6-10” 11-15” 16-20” 16-20” | 11-15” 11-15” 11-15” 11-15” 16-20” 21-30” 21-30” | 16-45” 16-45” 16-45” 16-45” 21-60” 31-75” 31-75” | | Стимульный материал A. Собака A B C B. Мать T O Y C. Поезд I R O N D. Весы A B C Бокс X Y Z 1. Пожар F I R E 2. Вор T H V G 3. Фермер Q R S T 4. Пикник E F G H 5. Соня P E R C Y 6. Садовник КАРТИНКИ ПО САДОВНИКУ НЕ СКАЧАЛИСЬ F I S H E R 7. Дождь M A S T E R Во время тестирования фиксируется время работы, шифр ответов и описание последовательности (интерпретация испытуемого). Нормативы времени, шифр и оценки приводятся в протоколе для детского варианта Векслера. Феномены: - переворачивание картинок - в тот момент, когда испытуемый видит перед собой картинки, расположенные в беспорядке, он переворачивает их, стараясь понять, как решить задание. Следует указать испытуемому на то, что переворачивать картинки нельзя, но сам факт фиксируется, поскольку это может встретиться при паранойяльном синдроме;
- связь с переживаниями - часто в клинике неврозов, реактивных состояний, а также при шизофрении испытуемые при толковании серий проектируют на них свои внутренние переживания. В этом случае субтест является хорошим проективным методом по выявлению структуры бреда или переживаний;
- несущественные признаки - чаще при шизофрении отмечается выделение в серии картинок (больные обычно верно раскладывают серию в последовательности) какой-либо одной несущественной детали (лиц, обстановки) и на основе этих деталей строится логически объяснимая (но не адекватная по содержанию серии) ситуация;
- необъяснение серий - испытуемый раскладывает серию (верно или неверно), но не стремится или не в состоянии объяснить ее содержание. Может встречаться в тяжелых случаях депрессивных, реактивных состояний, психоорганики;
- отсутствие интеграции - при психоорганике чаще встречается случай, когда испытуемый раскладывает серию (верно или неверно), объясняет содержание каждой картинки в отдельности, но объединить серию в единое целое не в состоянии;
- персеверация - при шизофрении или при психоорганике встречаются случаи, когда тема одной серии переносится на другие серии;
- отсутствие юмора - чаще параноидные больные не понимают юмора серий;
- резонерство - бесплодное мудроствование при составлении рассказа по серии картинок.
Субтест направлен на выявление антиципации мышления испытуемого и умения планировать социальные действия. Субтест требует тонкого понимания причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, житейского опыта и чувства юмора. Как и субтест "Понятливость", выявляет ориентировку в практических ситуацуиях, характеризует то, что называют "социальным интеллектом" человека. Однако по качественному содержанию отличается от "Понятливости", и содержит в себе наибольшее количество информации при анализе личности больного. Субтест 9. Кубики Косса Общие правила: - Испытуемый должен сидеть прямо перед столом.
- Задания «A», «B», «C», №№ 1-4 выполнять из 4-х кубиков, задания №№ 5-7 – из 9 кубиков.
- Перед каждым заданием перемешать кубики таким образом, чтобы при выполнении из 4-х кубиков только один, а при выполнении из 9-ти кубиков только два кубика имели красную или красно-белую поверхность.
Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном развитии: Объяснить и показать окраску кубиков («все кубики окрашены одинаково»). Начинать с фигуры «А». - При испытуемом сложить кубики, как показано на картинке. Карточку испытуемому не показывать. Оставить сложенную из кубиков фигуру «A» как модель.
- Предложить сложить их 4-х кубиков то же, что и на модели, расположив эти кубики между испытуемым и моделью. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, разрушив, снова предложить собрать по модели. Независимо от результата перейти к фигуре «B».
Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл. Фигура «B» - За ширмой сложить фигуру «B». Показать испытуемому в готовом виде и оставить как модель. Предложить сложить из 4-х других кубиков аналогичную фигуру по модели. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, и, разрушив, снова предложить собрать по модели. При второй неудаче – прекратить. Переходить к фигуре «C», если задание «B» выполнено на 1 или 2 балла.
Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл. Фигура «C» - Положить перед испытуемым карточку «C», сказав: «Сейчас я сделал точно также, как на этой картинке. Смотри…» Сложить из четырех кубиков фигуру «C».
- Разрушить фигуру из кубиков. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение, и, разрушив, снова предложить собрать по картинке. При второй неудаче – прекратить. Переходить к фигуре №1, если задание «C» выполнено на 1 или 2 балла.
Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл. Предложить задание №1. Прекратить при 2-х неудачах подряд (начиная с задания №1). Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: Объяснить и показать окраску кубиков. Начинать с фигуры «C» (см. выше). При выполнении задания «C» с 1-й или 2-й попытки: - дать аванс за «A» и «B» (4 балла);
- перейти к заданию № 1.
При невыполнении задания «C» со второй попытки – вернуться к «A» и «B» и прекратить. Прекратить при двух неудачах подряд. Оценки за задания №№ 1-7 зависят от времени выполнения. Оценки и временные лимиты. Задание | Баллы | | | | | 2-1-0 | A. B. C. | | | | | 45” 45” 45” | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | 1-10” 1-10” 1-15” 1-10” 1-35” 1-55” 1-55” | 11-15” 11-15” 16-20” 11-15” 36-45” 56-65” 56-65” | 16-20” 16-20” 21-25” 16-20” 46-65” 66-80” 66-90” | 21-75” 21-75” 26-75” 21-75” 66-150” 81-150” 91-150” | | Стимульный материал Развёртка кубика Коса Сделать кубики очень просто. Сейчас очень много продается разных. Много деревянных. Покрасьте их как на этой развертке и готовы. Требуется 9 совершенно одинаковых кубиков Задания: Фиксация времени, характера рисунка производится экспериментатором. Нормативы времени приведены в протоколе. Феномены: - трудности выполнения 2 задания или еще хуже - невозможность выполнения после экспериментатора - явная патология зрительно-моторной координации;
- феномен "первого кубика" - интересно проследить, как начинает работу испытуемый, с какого угла рисунка (сверху или снизу), как долго он изучает кубик, держа его в руках, берет ли второй кубик для изучения
- все эти моменты в какой-то степени отражают личность испытуемого - замешательство, невнимательность при прослушивании инструкции, нестандартность работы для взрослого;
- движения - следует точно фиксировать количество движений, совершаемых испытуемым при работе с одним заданием. Чем меньше количество движений и чем ближе оно к количеству стыков между кубиками, тем эффективнее моторно-зрительная координация испытуемого, его конструктивные способности;
- критические задания - это задания, при которых испытуемый испытывает наибольшие трудности, поскольку ему приходится переходить от легких форм имитации более сложным, где необходимо повысить уровень абстрагирования;
- инверсия рисунка - испытуемый совершает двойной поворот рисунка в целом на 90 градусов; втречается чаще при психоорганике;
- ротация - поворот рисунка на 90 градусов;
- конфузии - изменение структуры рисунка и некритическое отношение к своей работе - при явно выраженной психоорганике;
- игнорирование - этот феномен включает в себя следующие моменты: а) игнорирование цвета - вместо красного цвета кладут белый и наоборот; б) формы - вместо квадрата начинают кубики раскладывает в полоску.
Субтест в целом исследует конструктивное мышление, требует хорошего пространственного анализа и синтеза и поэтому обладает особой чувствительностью к церебрально-органической патологии различного генеза, особенно теменной локализации. В клинике субтест хорошо дифференцирует органические заболевания головного мозга от шизофрении, при которой выполнение этого субтеста может долгое время оставаться относительно сохранным, а результаты по нему в профиле больных шизофренией нередко являются самыми высокими среди других, обычно сниженных, невербальных субтестов. |