МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Субтест 8. Последовательные картинки





Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном развитии:

Начинать с картинки «А» («Собака»).

  1. Разместить в порядке номеров.
  2. Объясняя правильно сложить.
  3. Смешать части рисунка и снова разместить в порядке номеров.
  4. Предложить испытуемому сложить: «Теперь делай сам, чтобы собака снова получилась». Включить секундомер. При удаче – перейти к «B». При неудаче: а) повторить демонстрацию без объяснения; б) разместить в порядке номеров и предложить собрать. Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл. Переходить к «B» в любых обстоятельствах.

Картинка «B» («Мать»)

  1. Разместить в порядке номеров.
  2. Предложить собрать. При удаче переходить к «C». При неудаче показать правильное положение и переходить к «C». Оценки за порядок TOY – 2 балла, за порядок OYT – 1 балл.

Картинка «C» («Поезд»)

  1. Разместить в порядке номеров.
  2. Дать новую инструкцию: «Теперь мы будем складывать по-другому. Здесь уже не разрезанная картинка, а несколько картинок, на которых нарисован один маленький рассказик. Посмотри на них внимательно и скажи мне, с какой картинки начинается это рассказ?» Включить секундомер. Указанную картинку предложить отложить в сторону, назвав ее первой, затем спросить: «А что было дальше, покажи?» Указанную картинку попросить положить рядом с первой. «А что было в конце?» – поместить последнюю картинку рядом со второй. В случае правильного решения – оценка 2 балла, перейти к № 1.

Если «D» не выполнено, но выполнено «C», продемонстрировать «Бокс» и перейти к №1, предварительно сказав: «Сейчас я буду давать такие же картинки, на которых нарисован рассказик, а ты разложи по порядку – так же как мы с тобой делали». Быстро разложить в порядке номеров и включить секундомер.

Прекратить при 2-х неудачах подряд (например, «C» и «D», «D» и «I» и т.д.).

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении:

Начинать с демонстрации «Бокс» и переходить к №1.

Если два задания (№1 и №2) не выполнены, возвратиться к «A», «B», «C», «D» (см. выше) и прекратить. Если не выполнено только одно из заданий №1 или №2, или выполнены оба, то а) дать аванс за задания «A», «B», «C», «D» (8 баллов); б) продолжить до двух неудач подряд. Оценки за задания №№ 1-7 зависят от времени исполнения. Для заданий №№ 3,4,6 и 7 правильным считается любой из указанных вариантов.

Примечание: при сложении картинок в обратном порядке спросить, где начало. При правильном ответе оценивать как обычно.

Оценки и временные лимиты.

Задание Последовательность Баллы
2-1-0
A Собака B Мать C Поезд D Весы ABC TOY, OYT IRON, IR-ON ABC         75” 75” 60” 45”
1. Пожар 2. Вор 3. Фермер 4. Пикник 5. Соня 6. Садовник 7. Дождь FIRE THVG QRST, SQRT EFGH, EFHG PERCY FISHER, FSIHER MASTER, MSTEAR, ASTEMR 1-5” 1-5” 1-5” 1-5” 1-10” 1-15” 1-15” 6-10” 6-10” 6-10” 6-10” 11-15” 16-20” 16-20” 11-15” 11-15” 11-15” 11-15” 16-20” 21-30” 21-30” 16-45” 16-45” 16-45” 16-45” 21-60” 31-75” 31-75”  

Стимульный материал

A. Собака

A B C

B. Мать

T O Y

C. Поезд

I R O N

D. Весы

A B C

Бокс

X Y Z

1. Пожар

F I R E

2. Вор

T H V G

3. Фермер

Q R S T

4. Пикник

E F G H

 

 

5. Соня

P E R C Y

 

6. Садовник

 

 

КАРТИНКИ ПО САДОВНИКУ НЕ СКАЧАЛИСЬ

F I S H E R

7. Дождь

M A S T E

 

R

Во время тестирования фиксируется время работы, шифр ответов и описание последовательности (интерпретация испытуемого). Нормативы времени, шифр и оценки приводятся в протоколе для детского варианта Векслера.



Феномены:

  • переворачивание картинок - в тот момент, когда испытуемый видит перед собой картинки, расположенные в беспорядке, он переворачивает их, стараясь понять, как решить задание. Следует указать испытуемому на то, что переворачивать картинки нельзя, но сам факт фиксируется, поскольку это может встретиться при паранойяльном синдроме;
  • связь с переживаниями - часто в клинике неврозов, реактивных состояний, а также при шизофрении испытуемые при толковании серий проектируют на них свои внутренние переживания. В этом случае субтест является хорошим проективным методом по выявлению структуры бреда или переживаний;
  • несущественные признаки - чаще при шизофрении отмечается выделение в серии картинок (больные обычно верно раскладывают серию в последовательности) какой-либо одной несущественной детали (лиц, обстановки) и на основе этих деталей строится логически объяснимая (но не адекватная по содержанию серии) ситуация;
  • необъяснение серий - испытуемый раскладывает серию (верно или неверно), но не стремится или не в состоянии объяснить ее содержание. Может встречаться в тяжелых случаях депрессивных, реактивных состояний, психоорганики;
  • отсутствие интеграции - при психоорганике чаще встречается случай, когда испытуемый раскладывает серию (верно или неверно), объясняет содержание каждой картинки в отдельности, но объединить серию в единое целое не в состоянии;
  • персеверация - при шизофрении или при психоорганике встречаются случаи, когда тема одной серии переносится на другие серии;
  • отсутствие юмора - чаще параноидные больные не понимают юмора серий;
  • резонерство - бесплодное мудроствование при составлении рассказа по серии картинок.

Субтест направлен на выявление антиципации мышления испытуемого и умения планировать социальные действия. Субтест требует тонкого понимания причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, житейского опыта и чувства юмора. Как и субтест "Понятливость", выявляет ориентировку в практических ситуацуиях, характеризует то, что называют "социальным интеллектом" человека. Однако по качественному содержанию отличается от "Понятливости", и содержит в себе наибольшее количество информации при анализе личности больного.

Субтест 9. Кубики Косса

Общие правила:

  1. Испытуемый должен сидеть прямо перед столом.
  2. Задания «A», «B», «C», №№ 1-4 выполнять из 4-х кубиков, задания №№ 5-7 – из 9 кубиков.
  3. Перед каждым заданием перемешать кубики таким образом, чтобы при выполнении из 4-х кубиков только один, а при выполнении из 9-ти кубиков только два кубика имели красную или красно-белую поверхность.

Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном развитии:

Объяснить и показать окраску кубиков («все кубики окрашены одинаково»).

Начинать с фигуры «А».

  1. При испытуемом сложить кубики, как показано на картинке. Карточку испытуемому не показывать. Оставить сложенную из кубиков фигуру «A» как модель.
  2. Предложить сложить их 4-х кубиков то же, что и на модели, расположив эти кубики между испытуемым и моделью. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, разрушив, снова предложить собрать по модели. Независимо от результата перейти к фигуре «B».

Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл.

Фигура «B»

  1. За ширмой сложить фигуру «B». Показать испытуемому в готовом виде и оставить как модель. Предложить сложить из 4-х других кубиков аналогичную фигуру по модели. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, и, разрушив, снова предложить собрать по модели. При второй неудаче – прекратить. Переходить к фигуре «C», если задание «B» выполнено на 1 или 2 балла.

Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл.

Фигура «C»

  1. Положить перед испытуемым карточку «C», сказав: «Сейчас я сделал точно также, как на этой картинке. Смотри…» Сложить из четырех кубиков фигуру «C».
  1. Разрушить фигуру из кубиков. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение, и, разрушив, снова предложить собрать по картинке. При второй неудаче – прекратить. Переходить к фигуре №1, если задание «C» выполнено на 1 или 2 балла.

Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл.

Предложить задание №1. Прекратить при 2-х неудачах подряд (начиная с задания №1).

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении:

Объяснить и показать окраску кубиков.

Начинать с фигуры «C» (см. выше).

При выполнении задания «C» с 1-й или 2-й попытки:

  1. дать аванс за «A» и «B» (4 балла);
  2. перейти к заданию № 1.

При невыполнении задания «C» со второй попытки – вернуться к «A» и «B» и прекратить.

Прекратить при двух неудачах подряд.

Оценки за задания №№ 1-7 зависят от времени выполнения.


Оценки и временные лимиты.

Задание Баллы
2-1-0
A. B. C.         45” 45” 45”
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1-10” 1-10” 1-15” 1-10” 1-35” 1-55” 1-55” 11-15” 11-15” 16-20” 11-15” 36-45” 56-65” 56-65” 16-20” 16-20” 21-25” 16-20” 46-65” 66-80” 66-90” 21-75” 21-75” 26-75” 21-75” 66-150” 81-150” 91-150”  

Стимульный материал

Развёртка кубика Коса

Сделать кубики очень просто. Сейчас очень много продается разных. Много деревянных. Покрасьте их как на этой развертке и готовы. Требуется 9 совершенно одинаковых кубиков

Задания:

Фиксация времени, характера рисунка производится экспериментатором. Нормативы времени приведены в протоколе.

Феномены:

  • трудности выполнения 2 задания или еще хуже - невозможность выполнения после экспериментатора - явная патология зрительно-моторной координации;
  • феномен "первого кубика" - интересно проследить, как начинает работу испытуемый, с какого угла рисунка (сверху или снизу), как долго он изучает кубик, держа его в руках, берет ли второй кубик для изучения
  • все эти моменты в какой-то степени отражают личность испытуемого - замешательство, невнимательность при прослушивании инструкции, нестандартность работы для взрослого;
  • движения - следует точно фиксировать количество движений, совершаемых испытуемым при работе с одним заданием. Чем меньше количество движений и чем ближе оно к количеству стыков между кубиками, тем эффективнее моторно-зрительная координация испытуемого, его конструктивные способности;
  • критические задания - это задания, при которых испытуемый испытывает наибольшие трудности, поскольку ему приходится переходить от легких форм имитации более сложным, где необходимо повысить уровень абстрагирования;
  • инверсия рисунка - испытуемый совершает двойной поворот рисунка в целом на 90 градусов; втречается чаще при психоорганике;
  • ротация - поворот рисунка на 90 градусов;
  • конфузии - изменение структуры рисунка и некритическое отношение к своей работе - при явно выраженной психоорганике;
  • игнорирование - этот феномен включает в себя следующие моменты: а) игнорирование цвета - вместо красного цвета кладут белый и наоборот; б) формы - вместо квадрата начинают кубики раскладывает в полоску.

Субтест в целом исследует конструктивное мышление, требует хорошего пространственного анализа и синтеза и поэтому обладает особой чувствительностью к церебрально-органической патологии различного генеза, особенно теменной локализации. В клинике субтест хорошо дифференцирует органические заболевания головного мозга от шизофрении, при которой выполнение этого субтеста может долгое время оставаться относительно сохранным, а результаты по нему в профиле больных шизофренией нередко являются самыми высокими среди других, обычно сниженных, невербальных субтестов.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.