ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ЛФК ПРИ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В гинекологической практике лечебная физкультура является методом восстановительной терапии и применяется для укрепления мускулатуры брюшного пресса и тазового дна, восстановления нормального положения матки в пред- и послеоперационном периодах. Условно можно выделить 2 группы гинекологических заболеваний (табл. 16). Таблица 1 6 Наиболее распространенные гинекологические заболевания женщин С оперативным | Без оперативного | вмешательством | вмешательства | Удаление фибромы, кисты и | Воспалительные заболевания | др. | | Операции в пределах тазовой | Неправильное положение | области | матки | Операции по поводу | Расстройства овариально- | внематочной беременности' | менструального цикла | Недостаточность тазового дна | Опущение влагалища | (опущение влагалища) | | При полостных операциях занятия проводятся в пред- и послеоперационном периодах. В предоперационный периодс помощью физических упражнений приобретаются навыки ритмичного и глубокого дыхания, укрепляются мышцы тазового дна, навыки самообслуживания, кроме того, занятия являются средством психопрофилактической подготовки. Занятия проводятся лежа на спине, применяются общеразвивающие и специальные упражнения. К последним относятся: отведение и приведение нижних конечностей, ротация бедра, упражнения со втягиванием ануса, сведение и разведение согнутых коленей, повороты согнутых коленей влево, вправо. Исключаются упражнения в натуживании. Темп выполнения упражнений — медленный и средний, количество повторений 4—8 раз. Целесообразно проводить занятия 2—3 раза в день. Послеоперационный периодподразделяется на ранний и поздний. Соответственно данному делению различают особенности методики ЛГ в раннем послеоперационном периоде (до снятия швов) и в позднем послеоперационном периоде (с момента снятия швов до выписки). Среди наиболее распространенных воспалительных заболеваний женских половых органов встречаются аднексит— воспаление придатков матки, мет-роэндоиетрит— воспаление матки, цервицит— воспаление шейки матки, эрозияшейки матки, кольпит— воспаление влагалища, вульвит— воспаление наружных половых органов. Причинами этих заболеваний является попадание болезнетворных организмов в половые пути женщин при несоблюдении правил личной гигиены и гигиены половой жизни. Большинство заболеваний (клинически) проявляется болями в низу живота, обильными продолжительными, иногда болезненными менструациями, повышением температуры. При лечении широко используется медикаментозная терапия в сочетании с лечебной гимнастикой. Другим средством, которое широко используется при воспалительных заболеваниях женских половых органов, является массаж. Различают вагинальный (проводится только врачом-гинекологом), вибрационный, сегментарно-реф-лекторный и точечный виды массажа. Неправильное положение половых органов (загиб матки кзади и кпереди)связано с нарушением тонуса матки, перерастяжением подвешивающего связочного аппарата и мышц тазового дна. Может возникать после воспалительных заболеваний женских половых органов, вызвавших образование спаек (теряется подвижность матки). Профилактика данного состояния заключается в своевременном лечении воспалитель- ных заболеваний, регулярном опорожнении мочевого пузыря, так как вредная привычка задерживать мочеиспускание также способствует возникновению загиба. Важную роль в профилактике и лечении неправильного положения матки играют физические упражнения (табл. 17). Таблица 17 Примерный комплекс специальных упражнений при неправильном положении матки (загибкзади) № | Содержание упражнений | Дозировка, темп | Методические рекомендации | | | | | 5 6 | Лежа на животе, на счет 1—4 попеременно сгибать ноги в коленях, одновременно напрягая мышцы ягодиц Лежа на животе, на счет 1 поднять прямые ноги, руки вперед, на 2—3 — задержаться в этом положении — выдох и на 4 — исходное положение, вдох Лежа на животе и опираясь на предплечья, выпрямить руки, приподнять ноги Лежа на животе, на счет 1—2, опираясь на носки, разгибая колени, поднять таз вверх — вдох. На счет 3—4 — исходное положение, выдох В коленно-кистевой стойке на счет 1—3 — прогнуться, на 4 — вернуться в исходное положение В подошвенно-кистевой стойке на раз — поднять голову — вдох, на 2 — опустить, выдох | 3—4 раза, средний 2—3 раза, средний 3—4 раза, медленный 3—4 раза, средний 4 раза, медленный 3 раза, средний | Дыхание произвольное. После выполнения упражнения расслабиться Дыхание не задерживать. Прогнуться Пружинисто покачиваться Положить пальцы на пальцы и подбородок на пальцы Дыхание равномерное. Это лечение положением при загибах кзади. Голову не наклонять. Дыхание произвольное В начале занятий колени могут быть согнутыми | Окончание табл. 17 | | | | | Яз той же стойки на раз | 3—4 раза, | Следить за пра- | | перейти в подошвенно-лок- | медленный | вильным дыханием. | | тевую стойку, на 2 — в ко- | | После счета 2 | | ленно-локтевую стойку, | | можно сделать | | приподнять голову — вдох, | | паузу отдыха | | на 3—4 — вернуться в | | | | исходное положение, | | | | выдох | | | | В подошвенно-локтевой | 2 раза, | Голова поднята | | стойке на счет 1—4 — | медленный | | | покачивания вперед — | | | | назад | | | | Лежа на животе, на раз — | 2—3 раза, | Ноги расслаблены | | руки в стороны, | средний | | | прогнуться — вдох, на 2 — | | | | исходное положение, | | | | выдох | | | | Лежа на животе, | 3—4 раза, | Нога поднимается | | подбородок на пальцах: | медленный | вверх-назад, прямая | | 1—2 — потянуться левой | | | | ногой к правой стороне | | | | кровати — вдох, | | | | 3—4 — выдох, | | | | 5—8 — то же правой ногой | | | Опущение и выпадение матки.Различают три степени данного заболевания: 1-я — шейка матки во влагалище, но матка смещена книзу; 2-я — наружный зев шейки в предверии влагалища или ниже его, а тело матки во влагалище — «частичное выпадение»; 3-я — выпадение всей матки и в значительной степени стенки влагалища вне половой щели. 2-я и 3-я степени требуют оперативного вмешательства.ЛФК применяется только при 1-й степени заболевания. Причины заболевания — в снижении тонуса или нарушении целостности (разрыв промежности при родах) мышц тазового дна, которые удерживают внутренние половые органы в нормальном положении, расслаблении связочного аппарата матки и мышц передней брюшной стенки. Клиническая картина:тянущие боли внизу живота, нарушение мочеиспускания (полное или неполное недержание мочи при кашле, физической нагрузке, подъеме тяжестей), возникновение запоров, при 3-й степени — затруднено мочеиспускание. С помощью общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на укрепление мышц тазового дна и брюшного пресса, можно препятствовать прогрессированию заболевания. Поскольку основной причиной данного заболевания являются роды, следует своевременно выделять женщин, образующих группы риска, с последующим их назначением на занятия лечебной гимнастикой. К группе риска относятся: первородящие женщины, имевшие травмы промежности в родах 2-й степени; первородящие, имевшие плод крупных размеров, в тазовом предлежании или перенесшие оперативное вмешательство при родах. Через 6—8 дней после частичной регенерации тканей в области рубца можно начинать занятия лечебной гимнастикой в домашних условиях. Противопоказаны упражнения с натуживанием, широким разведением нижних конечностей. Эффективным средством в данном случае является гинекологический массаж, а также упражнения из системы йоги: позы «березка», «бумеранг», «плуг», «кобра», «рыба». • »••••••••••••»••••#•••»•••••••••»•#• t««t««**t»l»M«««M««*t**t*t»M*« РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ 10.1. ПОНЯТИЕ ИНВАЛИДНОСТИ. РАЗЛИЧНЫЕ КАТЕГОРИИ ИНВАЛИДОВ_________________ В Федеральном законе России «О социальной защите инвалидов в РФ» от 15 ноября 1995 г. говорится: «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты». Под «ограничением жизнедеятельности» понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности к самообслуживанию, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В настоящее время слово «инвалид» принято заменять термином «человек с ограниченными умственными или физическими возможностями». Количество инвалидов в большинстве стран мира увеличивается, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки, авариями и катастрофами. В России, по разным статистическим подсчетам, 7—8 млн инвалидов, хотя, по мнению ряда специалистов, эти цифры занижены. Только в Москве ежегодно впервые признаются инвалидами более 120 тыс. человек, из них 50% — люди трудоспособного возраста. Число инвалидов в Москве по международной методике подсчета — около 900 тыс. Всеобщая декларация прав человека гарантирует лицам с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями, а их в мире 450 млн, право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. В Декларации ООН о правах инвалидов (1975, 2.1) сказано, что «инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства, независимо от происхождения, характера и серьезности увечий... имеют гражданские и политические права, право на экономическое и социальное обеспечение, на медицинское, психическое или функциональное лечение, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности; на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции и реинтеграции». Такова Декларация, но реально во многих странах такие люди часто лишены возможности все это реализовать из-за существующего равнодушия по отношению к ним со стороны общества, отсутствия средств и необходимых условий (специально подготовленного транспорта, подъездных пандусов для колясочников и др.). В результате они превращаются в неполноценных членов общества. До недавнего времени так было и в СССР, и в России. Однако в последние годы проблемы инвалидности в нашей стране привлекают все большее внимание и ученых, и политиков, и различных общественных и государственных организаций. Процессы гуманизации общественной жизни на современном этапе развития человеческой цивилизации требуют неотложного решения благородной задачи — найти пути повышения «ценности жизни» инвалидов. Эта проблема актуальна и с экономической точки зрения. Ученые подсчитали, например, что единица капиталовложений в реабилитацию детей-инвалидов, окупается в 10—30-кратном размере. И это без учета потерь от временной нетрудоспособности по уходу за больными детьми (Ваганов и др., 1994). Содержать большое количество инвалидов трудно даже очень богатому государству. Поэтому государство, различные страховые компании вкладыва- ют большие деньги в профилактику инвалидности и реабилитацию инвалидов. Подход общества к проблеме инвалидности претерпевал изменения в ходе исторического развития. От идей физического уничтожения, неприязни и изоляции был совершен переход сначала к концепции привлечения к труду «неполноценных» членов общества, а в дальнейшем — к пониманию необходимости реинтеграции в общество лиц со стойкими нарушениями здоровья и психосоциальными изменениями. Наряду с этим меняются и потребности современного общества. Научно-технический прогресс как стратегия развития цивилизации ведет к интенсификации использования человеческих ресурсов. В связи с этим резко возрастает общественно-политическая и социально-экономическая цена потерь, обусловленных нарушениями жизнедеятельности человека, независимо от его медико-биологических и социально-средовых характеристик. Таким образом, инвалидность становится проблемой не одного человека и не части общества, а всего общества в целом. Как подчеркивается в материалах ВОЗ, реабилитация инвалидов не ограничивается узкими рамками восстановления отдельных психических и физических функций. Она предполагает комплекс мер, обеспечивающих возможность для инвалидов вернуться либо максимально приблизиться к полноценной общественной жизни. Конечной целью реабилитации инвалидов является социальная интеграция, обеспечение их активного участия в основных направлениях деятельности и жизни общества, «включенность» в социальные структуры, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека — учебной, трудовой, досуговой и др. и предназначенные для здоровых. Интеграция инвалида в определенную социальную группу или общество в целом предполагает возникновение у него чувства общности и равенства с другими членами этой группы (общества) и возможность сотрудничества с ними как равными партнерами. Одним из важнейших факторов интеграции инвалидов в обществе является отношение к ним здорового окружения. Даже имея профессию, а значит, потенциальные возможности участвовать в жизни общества, инвалид не всегда может реализо- вать их просто потому, что здоровые не хотят вступать с ним в контакт, администрация предприятия опасается принять его на работу. Результаты многочисленных исследований (Айшервуд, 1991; Камсюк, 1990; Полунин, 1991) свидетельствуют о негативном, а иногда и прямо-таки враждебном отношении здоровых к инвалидам. Многие считают, что больным и инвалидам свойственны такие качества, как недоброжелательность, неестественность поведения, высокомерие. Им часто приписывают такие черты, как завистливость, недоверие к здоровым, апатия, недостаток инициативы, повышенное чувство жалости к самим себе, настойчивая требовательность при выполнении своих желаний. Отмечают и такие реакции здоровых по отношению к инвалидам, как сострадание, любопытство, вежливое нерасположение, чувство отвращения. По данным исследований, проведенных учеными Института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, более трети опрошенных инвалидов считают, что здоровые относятся к ним с пренебрежением, как к людям «второго сорта». При этом ярко выражена связь тяжести заболевания с частотой ощущения пренебрежительного отношения окружающих. Инвалиды, имеющие тяжелые двигательные нарушения, чаще высказывают как одно из главных желание иметь возможность равноправного участия в жизни общества. Это свидетельствует о том, что у них существует нереализованная потребность в социальной интеграции и они в наибольшей степени ощущают ее. Различают врожденнуюи приобретенную инвалидность. Врожденная инвалидностьявляется результатом нарушения внутриутробного развития плода, а также родовой травмы при родовспоможении; приобретенная инвалидностьвозникает в позднем периоде после рождения в результате болезни или травмы. В основе классификация инвалидов по ВОЗ лежат: 1).Причины, вызвавшие инвалидность, например, врожденная патология, болезнь, травма и др.; 2) длительность инвалидности — временная, долгосрочная, постоянная; 3) характер повреждения, например, функциональная ограни ченность, нарушение социального поведения и др.; 4) последствия для самой личности — ограничение или поте ря независимости, социальной интеграции, профессиональ ных возможностей; 5) последствия для семьи — необходимость ухода за инвали дом, финансовая нагрузка на семью, нарушение социальных связей; 6) последствия для общества — необходимость финансовой поддержки, потеря трудоспособности члена общества и др.; 7) степень снижения трудоспособности — ограниченность в самообслуживании, возможность участия в трудовом про цессе и др. Различают 5 категорий инвалидов со следующими отклонениями: — физическими недостатками (с поражением опорно-дви гательного аппарата), — нарушением интеллекта и психическими заболеваниями, — нарушением слуха (глухие и слабослышащие), — нарушением зрения (слепые и слабовидящие), — нарушением работы внутренних органов или, как гово рят, инвалиды по «общему» заболеванию (сахарный диа бет, бронхиальная астма, онкобольные, перенесшие ре зекцию внутренних органов, и др.) Группы инвалидов по ВТЭК.У взрослых определяют три группы инвалидности. Полностью утратившим трудоспособность и требующим постоянного ухода устанавливается I группа инвалидности;менее тяжелым больным, способным к самообслуживанию, но не способным к труду в обычных производственных условиях — II группа. Ill группаинвалидности устанавливается тем, кто способен работать в облегченных условиях. Дети-инвалиды практически все требуют ухода и постоянного надзора, в силу чего им устанавливается лишь одна группа инвалидности, но по двум разделам («А» или «Б») в соответствии с приказом Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 г. 10.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ_______ Работа по реабилитации инвалидов опирается на принципы гуманистической педагогики и психологии, важнейшими из которых являются: — понимание человека как высшей социальной ценности; — принцип деятельностного подхода к развитию личнос ти; — превращение инвалида из объекта социально-педагоги ческого воздействия педагога в субъект активной твор ческой деятельности; — демократизм в отношениях реабилитолога и инвалида; — индивидуализация в работе на основе получения и учета достоверной информации о состоянии здоровья челове ка, уровня его физической подготовленности, индивиду альных психологических особенностях и т. д.; — организация личностного обучения в групповой форме; — активное социальное обучение в целях педагогической коррекции и т. д. Среди особенностей личности больного человека в формировании внутренней картины болезни особое внимание следует обратить на возраст больного. Например, у детей в аутопла-стической (внутренней) картине заболевания преобладают не информативная или волевая, а эмоциональная и болевая стороны. Страх, окружающие ребенка незнакомые люди, малопонятная манипуляция, боль — вот что является основным в переживании им болезни. В пожилом возрасте на первый план во внутренней картине болезни вновь выступает ее эмоциональная сторона — боязнь одиночества и страх смерти. При инвалидности, развившейся в среднем, трудоспособном возрасте, болевая сторона внутренней картины болезни обычно затушевывается и на первый план выступает информативный аспект — понимание больным течения заболевания и последствий болезни, причем преобладают не столько опасения за нарушение здоровья, сколько тревога за возможные со- циальные последствия заболевания, такие как смева работы и специальности, уменьшение заработка, установление группы инвалидности, разлад в семье и т. д. Этот возрастной аспект формирования внутренней картины болезни должен знать и учитывать специалист по физической реабилитации. На аутопластическую картину болезни сущестненное значение оказывают темперамент и характер. Темперамент, являясь важнейшим качеством личности, в значительной мере определяет эмоциональные отношения человека к трудовой деятельности, болезни и инвалидности. Обычно под темпераментом понимаются индивидуальные свойства личности, определяющие ее со стороны силы и динамики нервных процессов. Наша индивидуальность в значительной степени обусловлена особенностями нашего темперамента, поскольку это качество личности весьма устойчиво и присуще человеку от рождения. От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; психический темп, ритм и интенсивность деятельности. Темперамент человека одинаково проявляется в трудовой деятельности, болезни и инвалидности. Известны 4 основных типа темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), хотя они и имеют промежуточные варианты, достаточно четко проявляются в ситуациях болезни и инвалидности. Поэтому целесообразно подробнее остановиться на том, как больные с различными типами темперамента реагируют на болезнь. Лица с сангвиническим темпераментом (сильный, уравновешенный, подвижный тип) склонны недостаточно серьезно относиться к заболеванию, особенно на ранних этапах его течения, они часто недооценивают тяжесть состояния своего здо-' ровья и в результате легко свыкаются с новой психологической ролью больного, инвалида, легко привыкают к новым ограниченным возможностям, новой работе, к людям, к создавшейся ситуации. Социально-трудовая реабилитация их относительно несложна и зависит в основном от типа течения и формы заболевания. Однако медицинские реабилитационные программы, особенно требующие настойчивости и упорства в достижении поставленной цели, выполняются ими не в полном объеме. Положительным качеством лиц с сангвиническим темперамен- том является их подвижность, энергичность, умение хорошо адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Больные с холерическим темпераментом (сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения) крайне тяжело переживают болезнь или инвалидность, поскольку они ведут к ломке привычного жизненного стереотипа, легко переходят от отчаяния к неоправданному оптимизму. Неуравновешенность их нервных процессов иногда служит причиной конфликтов с врачом, методистом, однако план намеченных реабилитационных мероприятий они выполняют достаточно упорно и настойчиво. Адаптировавшись к ситуации болезни и инвалидности, они не теряются при ухудшении состояния, а с большой энергией стремятся его преодолеть, оставаясь настойчивыми, целеустремленными в достижении поставленной цели. В проведении мероприятий по социально-трудовой реабилитации упорны, хотя нуждаются в своевременной эмоциональной поддержке. Лица с флегматичным темпераментом (сильный, уравновешенный, инертный тип) обычно спокойно встречают известие о развившемся заболевании или установлении группы инвалидности, эмоционально как.бы не прочувствовав создавшуюся ситуацию. Они молчаливы, своими трудностями, проблемами, переживаниями не делятся. В тяжелой жизненной ситуации стремятся максимально сохранить прежний жизненный стереотип, упорно и настойчиво лечатся, достигая благодаря этому максимальных результатов в выполнении реабилитационной программы. Однако их профессиональная реабилитация в ряде случаев может быть затруднена, так как они не склонны к переобучению, смене работы, изменению образа жизни и деятельности, крайне тяжело переживая утрату прежних возможностей и жизненной перспективы. Наиболее трудны для лечения и восстановления трудоспособности больные с меланхолическим темпераментом (слабый, неуравновешенный, инертный тип). Оставаясь внешне относительно спокойными, они крайне тяжело переживают даже незначительное ухудшение состояния здоровья, невнимательность или нечуткость со стороны персонала. Очень обидчивы, сенситивны, легко ранимы, но в проявлении своих чувств сдержан- ны. При заболевании, установлении группы инвалидности теряются, впадают в панику, склонны переоценивать сложность создавшейся ситуации. Легко теряют веру в себя, свои силы и возможности, возможности терапии и реабилитации. Свои потенциальные возможности оценивают также крайне низко, поэтому у них могут возникать трудности в реализации реабилитационных программ, лечебных процедур, трудоустройства, в учении и переобучении. Часто не доводят начатое до конца, недостаточно упорны в достижении поставленной цели, с трудом находят рациональный выход из создавшейся ситуации, склонны к уходу в болезнь, формированию ипохондрических сверхценных установок, суицидным попыткам. При работе с инвалидом-меланхоликом основной терапевтической задачей является установка на формирование у пациента реальной жизненной перспективы, повышение веры в свои возможности, благоприятный исход заболевания, повышенную чуткость и внимание к инвалиду. Однако качество темперамента при анализе психологических свойств личности не следует и переоценивать, так как в болезни и инвалидности личность выступает как единая система, включающая не только тип нервной деятельности, но и характер, интеллект, установки, ценности и идеалы. Существенную роль в формировании внутренней картины болезни играет также направленность личности, ее мотивация, шкала социально-психологических ценностей. При высоком чувстве ответственности за порученное дело, семью, детей больной склонен преодолевать свои патологические ощущения, иногда уклоняться от лечения, слишком рано приступать к работе. Пониженное чувство ответственности ведет к тому, что человек, напротив, склонен использовать развившееся заболевание и возникшую в связи с этим новую жизненную ситуацию, в частности установление группы инвалидности, для личной выгоды. Помимо характера болезни, особенности личности и возраста, на формирование внутренней картины болезни и отношение к инвалидности влияет та социальная психологическая ситуация, в которой развивалось заболевание. Переход на новую работу, возможность понижения по службе, угроза увольнения, сокращения, получение травмы на производстве или уста- новление факта профессионального заболевания — все эти обстоятельства активно участвуют в разработке личностью ауто-пластической картины болезни. Таким образом, подводя итоги, необходимо еще раз указать, что внутренняя картина болезни, «модель», созданная самим больным и зависящая от многих факторов, может обусловливать прогноз, активно участвовать в формировании компенсаторных механизмов и в конечном счете — влиять на процесс инвалидизации, а также выбор путей и возможности реабилитации. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ С ПОВРЕЖДЕНИЯМИ И ДЕФЕКТАМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата — не однородная1 категория. Их медико-психологические и физические особенности существенно зависят от тяжести дефекта и времени его появления — в детствеили во взрослойжизни. Инвалиды I группы с детства— психологически наименее благоприятный контингент. Самооценка их низка, отношение к людям противоречиво. С одной стороны, им присуща эмоциональная незрелость, с другой — их тяготит положение опекаемых. Инвалиды II группы с детстваотличаются сравнительной психической стабильностью. У них выше, чем у других инвалидов, самооценка; они ощущают себя наиболее личностно сильными, отличаются наименее выраженной депрессивнос-тью. У этой категории инвалидов межличностные отношения относительно стабильны и благополучны, они не выглядят отгороженными, изолированными от других людей. Эти инвалиды лучше улавливают нюансы взаимоотношений с окружающими, наиболее пластичны в общении. Правда, за этим внешним благополучием стоит, как показали исследования, индифферентность, безразличие к окружающим, недостаточная эмоциональная включенность во взаимоотношения с товарищами по несчастью. Характерной для них является установка на своеобразное сотрудничество с инвалидами других нозологии, деление на «своих» и «чужих», причем «чужие» заведомо оцениваются ниже, чем инвалиды со «своим» заболеванием. Такая установка, конечно, затрудняет общение. Инвалиды III группы с детствавследствие нарушений опорно-двигательного аппарата, казалось бы, в силу незначительности выраженности дефекта должны наилучшим образом приспособиться к жизни в обществе. Однако дело обстоит прямо противоположным образом: у этих инвалидов выявляется значительная психологическая дезадаптация, их самооценка противоречива. Внешне, на осознанном уровне она завышена, однако это лишь компенсация глубоко лежащего, неосознанного чувства неполноценности, ущербности, отличия от других. Их общее отношение к окружающим более негативно, чем у инвалидов I и IIгрупп с детства. При этом их межличностное восприятие наименее дифференцировано, они менее пластичны в межличностных контактах. Такое психологическое неблагополучие инвалидов IIIгруппы с детства объясняется их неопределенным, «промежуточным» положением между больными и здоровыми людьми. Особую категорию представляют собой инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, приобретенными во взрослом возрасте. Эти люди пережили кризис, деформацию привычных отношений с окружающим миром. У них, как и у инвалидов III группы с детства, общее отношение к окружающим негативнее, чем у других категорий инвалидов. Особенно сложны и противоречивы их отношения к близким людям: последние подсознательно оцениваются ниже, чем на осознанном уровне. В отношении этих инвалидов к себе настораживает пассивность, неверие в возможность что-либо изменить (Н.Б. Шабалина и др.). Особенности физической реабилитации при дефектах ОДА будут разобраны на примерах ампутации конечностей и при полиомиелите. Ампутация Это операция удаления периферического отдела конечности. Термин ампутациячаще применяется относительно опера- ции по удалению части конечности при пересечении ее между суставами. Отсечение конечности или ее части через сустав называют вычленением (экзартикуляцией).Ампутацию производят при полном или частичном отрыве конечности; тяжелых повреждениях, связанных с разрывом главных сосудов, нервов, раздроблением большого количества костей и обширным раз-мозжением мышц; при гангрене конечности, вызванной обли-терирующим эндартериитом, тромбоэмболией, отморожением и другими заболеваниями, а также при злокачественных новообразованиях (саркома, рак). Уровень, на котором производят ампутацию, зависит от характера, локализации и тяжести повреждения и его принято определять в пределах трети сегмента: нижней, средней или верхней трети бедра, голени, плеча, предплечья. Оставшаяся часть усеченной конечности называется культей.Чаще всего ампутацию конечности производят в военное время по жизненным показателям. В мирное время вопрос об ампутации долго обсуждается, так как операция морально тяжело переносится больными, делает их инвалидами. Большое значение в социальной адаптации этой группы больных имеет физическая реабилитация, которая дает возможность хорошо подготовить больного к протезированию, а в дальнейшем избежать осложнений, связанных с применением протеза. После операции, которая производится под общим обезболиванием, возможны типичные послеоперационные осложнения:застойные явления в легких; нарушенная деятельность сердечно-сосудистой системы; тромбозы и троб-моэмболии. При ампутации нижней конечностизначительно нарушается статика тела,центр тяжести перемещается в сторону сохранившейся конечности, вызывая напряжение нервно-мышечного аппарата, необходимое для сохранения равновесия. Следствием этого является наклон таза в сторону, где нет опоры, что в свою очередь влечет искривление позвоночника в поясничном отделе во фронтальной плоскости. Компенсаторно могут развиваться сколиотические искривления в противоположную сторону в грудном и шейном отделе позвоночника. Наблюдается атрофия мышц культи,вызванная тем, что мышцы теряют точки дистального прикрепления, а также перерезкой сосудов и нервов. После операции вследствие болевого синдрома ограничивается подвижность сохранившихся суставов конечности, в дальнейшем мешая протезированию. При культях голени формируется сгибательно-разгибательная контрактура коленного сустава, при культях бедра — сгибательная и отводящая контрактура тазобедренного сустава. При хождении на костылях и с палочкой у больных быстро развивается утомление мышц плечевого пояса; а так как больной в основном опирается на оставшуюся ногу, то наблюдается развитие плоскостопия оставшейся конечности. При ампутации предплечий возникают контрактура в локтевом и плечевом суставах, атрофия мышц предплечья. Искривление позвоночника наблюдается в верхнем грудном отделе, что связано со смещением надплечья вверх на стороне ампутации. После ампутации конечностей в использовании средств ЛФК различают три основных периода: ранний послеоперационный (со дня операции до снятия швов); период подготовки к протезированию (со дня снятия швов до получения постоянного протеза); период овладения протезом. Ранний послеоперационный период.Задачами ЛФК в этот период являются: 1) профилактика послеоперационных осложнений (застойная пневмония, атония кишечника, тромбозы, эмболии); 2) улучшение кровообращения в культе; 3) предупреждение атрофии мышц культи; 4) стимуляция процессов регенерации. Противопоказания при назначении лечебной физкультуры — острые воспалительные заболевания культи; общее тяжелое состояние больного; высокая температура тела; опасность кровотечения. Лечебную гимнастику необходимо начинать в первые сутки после операции. В занятия включают дыхательные упражнения, упражнения для здоровых конечностей, со 2—3-го дня выполняют изометрические напряжения для сохранившихся сегментов ампутированной конечности и усеченных мышц; облегченные движения в свободных от иммобилизации суставах культи; движения туловищем — приподнимание таза, повороты. С 5—6-го дня применяют фантомную гимнастику (мысленное выполнение движений в отсутствующем суставе), которая очень важна для профилактики контрактуры и атрофии мышц культи. После ампутации верхней конечности больной может садиться, вставать, ходить, при ампутации нижней — в основном соблюдает постельный режим. Однако при удовлетворительном общем состоянии с 3—4-го дня больной может принимать вертикальное положение с целью тренировки равновесия иопороспособности здоровой конечности. Больных обучают ходьбе на костылях. Период подготовки к протезированию.После снятия швов начинают подготовку больного к протезированию, основное внимание уделяя формированию культи. Культя должна быть правильной формы, безболезненной, опороспособной, сильной ивыносливой к нагрузке. Сначала восстанавливают подвижность в сохранившихся суставах ампутированной конечности. По мере уменьшения боли иувеличения подвижности в этих суставах в занятия включают упражнения для мышц культи. Так, при ампутации голени укрепляют разгибатели коленного сустава, при ампутации бедра — разгибатели и отводящие мышцы тазобедренного сустава. Проводят равномерное укрепление мышц, определяющих правильную (цилиндрическую) форму культи, необходимую для плотного прилегания гильзы протеза. Лечебная гимнастика включает активные движения, совершаемые вначале при поддержке культи, а затем выполняемые больным самостоятельно и с сопротивлением рук инструктора. Тренировка культи на опорность вначале заключается в надавливании ее концом на мягкую подушку, а затем — на подушки различной плотности (набитые ватой, волосом, войлоком) и в ходьбе с опорой культи на специальную мягкую скамейку. Начинают такую тренировку с 2 мин и доводят до 15 и более. Для развития мышечно-суставного чувства и координации движений следует применять упражнения по точному воспроизведению заданной амплитуды движений без контроля зрения. При ампутации верхних конечностей, особенно обеих, большое внимание уделяется выработке навыков по самообслуживанию с помощью таких простейших приспособлений, как резиновая манжетка, надеваемая на культю, под которую вставляется карандаш, нож, вилка и т. д. Ампутация конечностей приводит к развитию дефектов осанки, поэтому в комплекс лечебной гимнастики следует включить корригирующие упражнения. После ампутации верхней конечности в связи со смещением надплечья на стороне ампутации вверх и вперед, а также развитием «крыловидных лопаток», на фоне общеразвивающих упражнений для плечевого пояса используют движения, направленные на опускание надплечья и сведение лопаток. При ампутации нижнихконечностей, как указывалось выше, образуется искривление позвоночника во фронтальной плоскости, что также следует учитывать при проведении занятий лечебной гимнастикой, включая в нее корригирующие упражнения. Перегрузка оставшейся ноги ведет к развитию плоскостопия, в связи с чем необходимо использовать упражнения, направленные на укрепление мышечного и связочного аппарата стоп. Большое внимание в период подготовки к протезированию уделяется упражнениям, направленным на увеличение силы и выносливости мышц верхнего плечевого пояса и общеукрепляющим, так как при ходьбе на костылях основная нагрузка падает на руки, а энерготраты организма при этом в 4 раза больше, чем при обычной ходьбе. Через 3—4 недели после операции начинают тренировку стояния и ходьбы на лечебно-тренировочном протезе, что облегчает переход к ходьбе на постоянных протезах. |