Структура и организация памяти. Основные принципы организации памяти. Проблемы и подходы. Роль ассоциаций в процессе памяти человека. Виды и законы ассоциаций. Методы изучения мнемических процессов: заучивание, антиципации, сбережения. Критика ассоциативной теории памяти. Когнитивная психология: память как совокупность процессов приема, переработки и хранения информации. Двухуровневые теории памяти (модель Нормана и Во). Трехуровневые модели памяти (структурная модель Р.Аткинсона, модель "уровня обработки"). Сенсорная память: длительность сохранения информации, способы кодирования информации. Иконическая и эхоическая память. Кратковременная память: длительность хранения информации, способы кодирования, объем сохраняемой информации. Долговременная память: объем и длительность хранения. Организация работы. Семантическая организация долговременной памяти (кластерная модель, групповая модель, модель сравнительных семантических признаков, сетевые модели (иерархические, пропозициональные)). Использование средств как специфический принцип организации человеческой памяти. Представление П.Жане о запоминании как о своеобразном действии. Роль внутренних схем в концепции Ф.Бартлетта. Проблемы памяти в культурно-исторической теории Л.С.Выготского. Интериоризация мнемических средств. Экспериментальные исследования зависимости запоминания от предметного содержания, направленности, структуры и мотивов деятельности. Включенность памяти в решение жизненных задач личности. Механизмы памяти. Уровневый подход к механизмам памяти. Психологические теории памяти: ассоциативная, гештальт-теория, информационные теории, деятельностный подход. Физиологические и нейрофизиологические теории: условных временных нервных связей, теории реверберирующих кругов возбуждения, синаптическая теория, нейроглиальная теория. Биохимические теории памяти. Роль различных биохимических соединений в работе памяти. Развитие памяти. Развитие памяти. Основные генетически различные формы функционирования памяти: бессознательная, непроизвольная память; произвольная память. Возрастные особенности взаимосвязи различных форм памяти. Прикладные аспекты. Прикладные аспекты изучения памяти. Индивидуальные особенности памяти: качественные и количественные. Объем и скорость запоминания, полнота воспроизведения и готовность памяти к воспроизведению. Методы измерения количественных показателей работы памяти. Пути улучшения памяти. Мнемотехника. ЛИТЕРАТУРА Учебники и учебные пособия 1. Высоков, И. Е. Психология познания : учебник для бакалавриата и магистратуры — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 399 с. 2. Нуркова В.В. Память. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.3. М.: Академия, 2006 3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. – М.: Юрайт, 2013. – 604 с. 4. Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Вып.III: Субъект познания. . – М.: РПО, 1998. – 515 с. 5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с Дополнительная: 1. Андерсон, Дж. Когнитивная психология. — СПб.: Питер, 2002 – 496 с. 2. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002 – 320 с. 3. Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы. М.: Мир, 1978. 4. Когнитивная психология. / Под.ред. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 480 с. 5. Лобанов А.П. Когнитивная психология: Учебное пособие - 2-e изд. - М.: НИЦ Инфра-М; Мн.: Нов. знание, 2012. - 376 с. 6. Психология памяти. Хрестоматия по психологии / иод ред. Ю. Б. Гиппснрейтер, В. Я. Романова. — М., 2000. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ Понятие о мышлении. Мышление и сознание. Мышление и непосредственно-чувственное сознание. Роль мышления в регуляции предметно-практической деятельности. Общефилософские основы исследования мышления. Соотношение наук, изучающих мышление. Задача как объект исследования. Понятие "субъект мышления" и его характеристики. Прикладные аспекты исследования мышления. Мышление и проблема построения эффективных систем обучения. Мышление в психодиагностике. Основные формы нарушений мышления. Мышление и проблема искусственного интеллекта. Соотношение искусственного интеллекта как функциональной возможности компьютерной системы решать задачи с мышлением человека. Алгоритмические и неалгоритмические модели мышления. Психология понимания и создание понимающих систем. |