Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе Предмет и методы ТГП Теория - это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности и тенденции функционирования и развития познаваемого предмета. Наука есть упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений действительности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности. Предмет науки - это та область познания, на которую данная дисциплина направлена. Определить предмет ТГП - значит установить круг тех общественных явлений, институтов, которые она изучает. Предмет изучения ТГП- наиболее общие и существенные закономерности существования и развития государственно-правовых явлений. Предмет ТГП в юридической науке определяется единообразно. Предмет ТГП не является застывшим, он изменяется и развивается с течением времени. Так, проф. Венгеров предложил относить к предмету ТГП не только закономерное, но случайное. Это справедливо, т.к. на развитие конкретного государства и права оказывают влияние и элементы случайного (стечение обстоятельств, появление на полит. арене отдельных лидеров). Говоря о ТГП надо различать еѐ как науку(это система знаний о гос-ве и праве, о их свойствах и о соотношении с другими социальными явлениями и дисциплинами) и как учебную дисциплину(это система знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственно-правовых явлений). ТГП - это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исследует весь комплекс и систему государственно-правовых явлений и процессов, разрабатывает систему научных понятий и категорий, разрабатывает методы познания государственно-правовых явлений и процессов Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов): теории государства; теории права. Каждая наука имеет свою методологию, направленную на изучение предмета данной науки. Наука - это теоретическое отражение действительности, система обобщѐнных знаний. ТГП - это система обобщѐнных знаний о государстве и праве. ТГП - юридическая наука ТГП - изучает ГП в целом, в их наиболее общем виде; исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем; ТГП - учебная дисциплина ТГП - содержит сведения о науке. Объект ТГП - ГП, государственно-правовые явления. Государство и право изучаются наукой ТГП в единстве и взаимодействии, поскольку как законодательство, так и нормы права не могут существовать вне государства, так и государство не может существовать без права. Предмет ТГП находится в постоянном развитии, с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания и так далее. Характерные черты предмета ТГП: ^ общие специфические закономерности (ТГП изучает ГП в целом (в наиболее общем виде)); ^ основные коренные вопросы (сущность, тип, формы, функции, структура, механизм действия ГП, правовая система); ^ общая теория (разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции); ^ единство науки (ТГП - единая наука, предмет которой ГП, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии). Предмет ТГП: У закономерности возникновения, функционирования и развития ГП; ^ сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия ГП, правовая система; ^ основные государственно-правовые понятия, общие для юридической науки. Каждая наука имеет свою методологию, направленную на изучение предмета данной науки. Методология - это совокупность методов, принципов, способов познания, направленных на получение истинных (объективно отражающих действительность) знаний. Метод ТГП - совокупность приѐмов и способов, с помощью которых изучается право и государство. Методы разделяются на: 1. общефилософские (мировоззренческие) методы - охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения (тесно связаны с другими науками, определяют подход к изучению ГП в целом): ^ метафизический - исходит из неизменности начал всего существующего в мире; ^ диалектический материализм - противоположен метафизике - все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью; изучаются не в статике (метафизика), а в динамике (диалектика); агностицизм - отвергает саму возможность познания всего сущего; идеализм - связывает существование ГП либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Не внешние факторы определяют развитие ГП, а внутреннее духовное начало. В итоге мир непознаваем. Подвиды идеализма (ХХ век): Прагматизм– понятие научной истины неуловимо, истина всѐ то, что приносит успех. Интуитивизм – исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья. 2. общенаучные (общие) методы – распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки: Исторический метод – требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев; Логический метод – позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях; материал излагается абстрактно-теоретическими формами; Анализ – мысленное или фактическое разложение целого на части, например, норма права состоит из гипотезы, диспозиции (в ней изложено содержание правила поведения, права и обязанности сторон регулируемого данной нормой общественного отношения) и санкции; Синтез – предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения из частей (элементов) целого. Например, из формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима создается характеристика формы государства. Системный метод – рассматривает государственно-правовые явления, как системы, то есть целостные явления, состоящие из множества других явлений; Функциональный метод – выявляет в государственно-правовых явлениях механизм и функционирования, рассматривает их в динамике, в реальном действии (рассмотрение функций государства, права, правосознания и так далее). 3. частнонаучные (частные, специальные) методы – используются для изучения отдельных наук или некоторые разделы и стороны данной науки: Статистический метод – использование количественных показателей юридически значимых явлений (для характеристики массовых явлений, например, динамики преступности, правонарушений); Метод моделирования – изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, то есть путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов на основе общих признаков; Метод конкретно-социологических исследований – анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики (письменные опросы, изучение общественного мнения, анализ юридических документов и т.д.); Метод социально-правового эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения или законопроекта; Сравнительный метод – сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства и различия между ними; математический метод кибернетический метод синергетический метод собственно - правовые методы (сравнительно-правовой и формально-правовой методы): 4. специальные юридические методы: формально-логический (догматический) метод – изучение, систематизация и толкование норм действующего права; сравнительный – сопоставление сходных объектов познания; исторический – закономерности становления и развития ГП. Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени -несколько тысячелетий. В своѐм развитии оно прошло несколько периодов. Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат. Считалось, что в начале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития. Вместо данной периодизации современной наукой предлагается другая периодизация, согласно которой первобытное общество проходит три периода: ^ Ранний - период становления первобытнообщинного строя, период праобщины; ^ Средний - период зрелости первобытного общества, родовая община; ^ Поздний - период распада родовой общины или эпоха классообразования. Кроме этой периодизации в современной науке предлагается и другая периодизация - первобытное общество проходит два этапа или периода: Первый – период присваивающей экономики; Второй – период производящей экономики. Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, еѐ разложение пришел к формированию государства. Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать сообща. Так как могли выжить только в коллективе – это определяло соответствующую социальную организацию общества – род, родовая община. Род – это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ. Родовая община, являясь формой организаций человеческого общества, знала власть и управление. Власть и общество совпадали, каждый член общества – носитель частицы это власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества – только по половозрастному признаку. Власть в первобытном обществе принято называть потестарной. Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности. Родовая община объединяла несколько поколений – родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов. Родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования – в родовые объединения, племена, союзы племен. Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда. На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного управления,т.е. той формы, которая соответствовала уровню человека. Власть носила общественный характер,поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и еѐ члены непосредственно осуществляли всю полноту последней. В первобытной общине существовали следующие институты власти: - Лидер; - Совет старейшин; - Общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы. Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие. Со временем, вожди родовой общины накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству. В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировалсятакже путем выборов из числа более уважаемых членов общины по их личным качествам. Т.к. первобытном обществе власть основывалась на авторитете какого-либо члена общины, она называется потестарной. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения. Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием или советом старейшин. Его власть не была наследственной Для власти первобытного общества на первом этапе его существования были характерны следующие особенности: 1. верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равным правом голоса; 2. внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ; 3. власть основывалась на авторитете, уважении обычаев; 4. род выступал органом защиты своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть. |