Функции государства: понятие и классификация. Влияние процессов глобализации на функции государства Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие классовую и общечеловеческую сущность государства и его социальное назначение. Черты функций государства: • содержание каждой функции складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности; • охватывают деятельность государства в целом; • носят комплексный характер, в них отражаются усилия государства на решающих направлениях; • отличаются от видов государственной деятельности, которые осуществляются уполномоченными органами или их структурными подразделениями; •их нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Признаки функций государства: - в них проявляется деятельная целенаправленность государства; - они - главное направление деятельности государства; - в них выражается сущность государства; - выполняя их, государство решает задачи по управлению общественными делами; - они - управленческие понятия (в них конкретизируются задачи и цели государственного управления); - реализуются в определенных формах с использованием разнообразных методов государственной деятельности; - объективны по своей природе (обусловлены жизненными потребностями общества); - подвижны и изменчивы (зависит от очередности задач); - каждая имеет объект воздействия (определенная общественная сфера) и содержание. Классификация функция государства: 1. по принципу разделения властей: законотворческие; управленческие; судебные (правоохранительные). 2. по продолжительности действия: ^ постоянные - выполняются в течение длительного времени и присущи государству во многих (или всех) стадиях его существования; У временные - выполняются на определенных этапах и по мере выполнения своего назначения утрачиваются. 3. по сфере действия: ^ внутренние - деятельность государства внутри страны, роль в жизни общества (экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования и т.д.); У внешние - деятельность государства за пределами страны, роль во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями (оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.); 4. по сферам общественной жизни: политические, экономические, социальные, идеологические; 5. по способу осуществления: орегулятивные - упорядочивание общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей; оохранительные - установление мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения; 6. по территориальному масштабу: - в федерации: функции федерации и субъектов федерации; - в унитарном государстве: функции, осуществляемые на территории единого государства; - в конфедерации: координирующая функция всего союза и функции на территории каждого государства -участника конфедерации; 7. по степени социальной значимости и важности в общественной жизни: - основные - важнейшие направления деятельности по осуществлению стратегических целей и задач; - неосновные - выполнение задач в конкретной сфере общественной жизни; В демократическом обществе одна из основных внутренних функций, политическая функция, имеет своим содержанием обеспечение народовластия. В недемократическом обществе эта же функция направлена на обеспечение политического господства класса, которому принадлежит экономическая власть. Экономическая функция - в условиях распределительной экономики господствует государственная собственность, и государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов и т.д. При рыночных отношениях и свободе предпринимательства, многообразии и равенстве все форм собственности, экономика функционирует преимущественно на основе саморазвития, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. Вмешательство государства в экономику сведено к минимуму (выработка экономической политики в масштабах общества, управление принадлежащими государству предприятиями и организациями, установление правовых основ рынка и т.п.). Внешние и внутренние функциитесно связаны между собой, поэтому некоторые ученые утверждают, что любому государству присущи общие функции,которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами (экономическая, политическая, функция безопасности, социальная, идеологическая, экологическая). Внутренние функции -характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны. 1) Политическая функция: все функции государства носят политический характер, но в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных органов (представительные органы, органы МСУ, референдум), через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в т.ч. обеспечение народовластия. Т.е. политическая функция в демократическом обществе - это обеспечение народовластия, то есть: • реализация волеизъявления народа в форме законотворчества; • обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управлении ими; • создание условий для самоорганизации и самоуправления народа; • защита конституционного строя специальными органами и непосредственно народом. 2) Экономическая функция: • выработка экономической политики в масштабе общества; • управление предприятиями и организациями, составляющими гос. собственность; • установление правовых основ рынка и ценовой политики (стимулирование предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности); • регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством своего экономического суверенитета. В качестве эф-го метода регулирования экон.отн. в странах с развитой рыночной эк-кой применяется планирование. Но при рын.отнош-ях планир-е не носит жесткого хар-ра, основано на использовании экономических методов. 3) Социальная функция - обеспечение общественного благополучия, т.е.достойной жизни и развития каждого человека, социальная защита тех, кто нуждается в гос-ной материальной поддержке; обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, социального страхования и обеспечения; госполитика в области образования, культуры, здоровья, в жилищной сфере. 4) Налогообложение и фин.контроль: рын.эк-ка использует налоги в кач-ве инструмента экон.и соц.политики гос-ва. Фин.контроль - один из видов гос-го контроля за образ-ем, распред-ем и использ-ем всех рес-сов фин.системы страны. Субъекты фин.контроля: Счетная палата, ЦБ, Минфин. Эта ф-ция м.б. выделена в кач-ве самостоятельной. 5) Приоритетная функция - защита прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка - это главный критерий демократичности гос-ва. Внешние функциизаключаются в деятельности государства на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции реализуются в виде внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Задачи внешних функций государства: установление и поддержание отношений с другими государствами; обеспечение обороны страны от внешней агрессии. Выполнение внешних функций государства обеспечивает полноправное существование государства в современном (все более взаимосвязанном) мире. Внешние функции подразделяются на: 1. Функция интеграции в мировую экономику - признание взаимозависимости государств современном мире; 2. Функция обороны - поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности; 3. Функция поддержания мирового порядка - деятельность по разоружению, ликвидации оружия массового уничтожения; обеспечение сотрудничества государства в таких областях, как борьба с организованной преступностью, борьба с международным терроризмом, регулирование межнациональных конфликтов; 4. Функция сотрудничества - с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем (экология, терроризм, нехватка природных ресурсов и т.д.). Соответственно, выделяется еще одна функция современного государства, которая имеет отношение как к внешней, так и к внутренней политике государства: Экологическая функция - защита государственно-правовыми средствами естественной природы от неразумных притязаний человека. Через законодательство государство устанавливает правовой режим природопользования, устанавливает санкции за его нарушение; учреждает специализированные структуры природоохраны и так далее. В системе права современных государств есть специальная отрасль - природоохранительное законодательство, включающее законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод. Земли, лесов. Комплекс такого рода мер предусмотрен и в ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». Глобализация - вошло в лексикон в 90-е г.г. - это реально протекающий сложный и многомерный комплекс разнообразных процессов, включающий интенсификацию межгосударственных экономических, политических, социальных связей, трансформацию мировой экономики и формирование глобальных рынков, широкое распространение либерально-демократических ценностей. Глобализация - это процесс всемирной экономической, политической, культурной интеграции, основными характеристиками которого являются: • распространение капитализма по всему миру; • мировое разделение труда; • миграция в масштабах планеты человеческих и природных ресурсов; • стандартизация экономических и технологических процессов; • сближение культур разных стран. Сторонники глобализации рассматривают ее как широкий, многоплановый процесс, захватывающий все стороны жизни человеческого общества. Во-первых, они считают, что глобализация вытекает из саморазвития экономики. Во-вторых, способствуя свободным потокам товаров, капиталов и информации, глобализация создает «наилучшие условия для роста и человеческого благосостояния» (UNDP. Human Веуе1ортеп( КероП 1997, Кем' Уогк, р. 82) В-третьих, глобализация способствует формированию единого мирового социально-экономического строя, фактически приводя к одновариантности развития (См. концепцию конца истории Фукуямы). В-четвертых, «международное распространение культуры было, по меньшей мере, так же важно, как и экономические процессы» (World Commission on Culture and Developmen t, Paris, 1995, p. 186). Глобализация- неизбежна, болезненная; утрачивается индивидуальность, самобытность народов; приведение к единому знаменателю; рано или поздно такими темпами мир может прийти к единому правительству. Глобализация неизбежна хотя бы потому, что, объединившись и сблизившись, государствам легче справляться со своими глобальными же задачами: • борьба с глобальным потеплением; голодом в отдельно взятых странах; эпидемиями; экологическими катастрофами; • борьба за мир; • охрана прав и свобод личности и другие. Цель глобализации- установление единых параметров, требований и санкций за их невыполнение для всех стран (в частности, например, для стран-участниц ЕС - рекомендации, декларации). К причинам глобализации и объединения государства (в частности, Европейских) можно отнести тот факт, что мир стал однополярным - вместо двух великих держав (Россия и США), осталась одна (США); их враги - Исламские государства; Европа, чтобы противостоять США объединяется. В связи с глобализацией происходит изменение функций государства - некоторые утрачиваются (братство, содружеств социалистических стран), некоторые появляются (борьба с терроризмом). Глобализация также оказывает влияние и на правовые нормы и системы, способствуя их унификации и проникновения одна в другую. |