Социально – психологическая динамика конфликта, его разрешение и профилактика В динамике конфликтов А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков выделяют четыре стадии: начальную, вторичную, апогей – открытое столкновение сторон и заключительную. К динамике конфликтов относят и такие стадии, как возникновение предконфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта. Некоторые авторы (И.Б. Пономарев, А.Н. Сухов, 1985) выделяют семь стадий конфликта: первая – предконфликтная; вторая – возникновение объективной конфликтной ситуации, хотя столкновение между участниками нет; третья – преимущественно интеллектуальный этап развития конфликта, когда он обнаруживается и осознается конкретными участниками; четвертая – критический этап развития конфликта (основным показателем является преобладание эмоционального накала в противодействии сторон друг другу); пятая – спад напряженности в противодействии участников конфликта друг другу; шестая – сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения участников конфликта, исходящих от ближайшего окружения; седьмая – разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон с установкой временно прекратить противоборство. Конфликты в общностях осужденных развиваются по схеме: 1-я стадия –возникновение предконфликтной ситуации; 2-я стадия – конфликтное взаимодействие; 3-я стадия – обстановка после конфликта. На первой стадии происходит осознание участниками ситуации как конфликтной. В связи с этим мобилизуется усилия на то, чтобы либо добиться желаемой цели, либо обеспечить максимальную защиту. Вторая стадия предусматривает выбор стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации. В данном случае возможны три варианта поведения: 1) осознав ситуацию как конфликтную, один из двух участников взаимодействия может принять решение о выходе из системы отношений; 2) одна из сторон (или обе) может выбрать способ разрешения конфликтной ситуации в форме переговоров, когда каждая из сторон идет на компромисс; 3) конфликтное взаимодействие, когда каждая из сторон стремится получить максимум. Осознание конфликтной ситуации сопровождается эмоциональными переживаниями (сужением сознания, повышенная тревожность, агрессивность). Такой эмоциональный фон характерен для всего процесса протекания конфликта. В ходе взаимодействия в конфликте стороны прибегают к различным средствам: · демонстрация (одна из сторон информирует другую о том, что она может увеличить собственные ресурсы и они будут в значительной степени превышать возможности другой стороны); · выживание (часто применяется с целью получения дополнительной информации о другой стороне); · риск (рассчитан на неожиданный эффект действия рискующей стороны); · принуждение (может поставить другую сторону в условия дефицита времени, диктуя временный промежуток для решения, который явно недостаточен для того, чтобы взвесить альтернативы и выбрать оптимальную); · ложные маневры, дезинформация, создание у противника ложного о себе представления, сокрытия своих слабых сторон, демонстрация преимуществ, которых в реальности нет и т.п. Развитие конфликтов включает в себя различные уровни осознания мотивов – от смутного беспокойства до создания изощренных расчетливых планов. Участники конфликтов – главным образом осужденные, совершившие насильственные преступления (хулиганство, убийство, тяжкие телесные повреждения). Большинство участников конфликтов сомневаются в справедливости осуждения и наказания (В. Елеонский, Ю. Лукин; 1973). Вид конфликта зависит от структуры формальных и неформальных отношений осужденных (А.Н. Сухов, 1978): а) по вертикали: бригадир – новичок; бригадир – лидер малой группы; бригадир – бригада; б) по горизонтали: лидер группы – лидер группы; лидер – малые группы; группа – группа. Нормами проявления конфликтов в среде осужденных по рангу выступают: оскорбления, угрозы, нецензурная брань; распространение ложных слухов; высмеивание (клички); отказ разговаривать друг с другом и др. Активные позиции в конфликтах осужденных занимают друзья, авторитетные осужденные, бригада, малые неофициальные группы, их лидеры. К способам разрешения конфликтов относятся: беседа с конфликтующими, их примирение, санкция в отношении зачинщиков, невмешательство. Большое значение для разрешения и профилактики конфликтов и групповых эксцессов осужденных имеет позиция сотрудников по отношению к ним (А.Н. Сухов, 1993), которая может быть: · выжидательной(сотрудники вмешиваются в ход конфликта тогда, когда он начинает негативно влиять на оперативно-режимную обстановку); · пассивной (сотрудники пытаются уйти от ответственности, ограничиваясь передачей информации о конфликте); · авторитарной (сотрудники стараются авторитарно подавить конфликт путем применения карательных мер воздействия); · отрицательной(своими действиями сотрудники способствуют развитию конфликта); · рационального вмешательства (сотрудники предпринимают какие-либо действия). В зависимости от позиции сотрудники применяют те или иные средства разрешения и профилактики конфликтов и групповых эксцессов. Процесс разрешения реализуется двояко. В одном случае конфликт ликвидируется самими участниками путем признания ошибок, принесения извинений, принятия компромиссных решений, добровольного выхода из конфликтной ситуации, в другом – он разрешается объективно, что предполагает установление и нейтрализацию причин, его вызывающих, и предотвращение скрытых или открытых столкновений сторон. Деятельность сотрудников исправительных учреждений при разрешении групповых эксцессов среди осужденных включает в себя: анализ группового эксцесса (повода и причин); определение его зоны; выяснение места; количества участников; прогноз вероятных последствий; принятие решения о выборе оптимальных средств воздействия; принятие решения о выборе оптимальных средств воздействия; реализацию принятых решений; Важно информировать осужденных о вероятных последствиях конфликта и применяемых в отношении правонарушителей санкций, пресекать различного рода дезинформацию, слухи, которыми манипулируют отрицательная часть осужденных для «восстановления» социальной справедливости или оправдания своих действий. Для нейтрализации напряженных и конфликтных отношений сотрудники: · применяют организационные, психологические и иные средства, не нарушая при этом права, достоинства личности и не выходя за рамки закона; · оказывают психологическую поддержку лицам, прибывающим в пенитенциарное учреждение, особенно в период их нахождения в карантине; · ориентируют осужденных на сознательный выбор положительного круга общения и своевременно блокируют неформальные связи с асоциальной частью осужденных. Для этого психологам важно обучить их рациональным способам установления конструктивных взаимоотношений в ближайшем окружении и показать перспективу в случае принятия социальных ценностей, носителями которых являются малые группы; · снимают в доверительных беседах негативные эмоциональные состояния, безосновательную тревогу. Удаляют первостепенное внимание вовлечению в группу организованного общения лиц молодежного возраста, поскольку именно они для разрядки агрессивности и поднятия своего статуса в субкультуре нередко используют так называемые компенсирующие формы взаимодействия (основы на употреблении наркотиков, алкоголя, совершении гомосексуальных актов и других дискриминационных действий, приводящих к конфликтным ситуациям); · привлекают медицинских работников и психологов к исправлению указанных категорий лиц из-за наличия у многих из них психических расстройств. В связи с переходом уголовно-исполнительной системы к гуманистическим принципам обращения с правонарушителями должен меняться подход к разработке программ их исправления и содержания. Это предполагает, в частности, трансформацию стиля руководства, отказ от авторитарных методов влияния на осужденных, распространение недирективных, терапевтических моделей группового и индивидуального поведения. Соответственно главный субъект процесса ресоциализации – будет вынужден сменить свои привычные функции осуществления надзора и организации производства на роль социального работника, своего рода эксперта по коррекции поведения. В целях профилактики конфликтов психологической службе необходимо: а) формировать просоциальные группы или превращать асоциальные группы в непреступным путем принятия новых ценностей и стандартов поведения; б) осуществлять психотерапевтические программы, регулирующие способы организации общения, параллельно с другими формами воздействия; в) побуждать осужденных вступать в новые неформальные группы и разрывать прежние отношения со значимым кругом общения либо направлять усилия на изменение нормативно-ценностной системы групп, членами которых они являются. |