МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Социально – психологическая динамика конфликта, его разрешение и профилактика





В динамике конфликтов А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков выделяют четыре стадии: начальную, вторичную, апогей – открытое столкновение сторон и заключительную. К динамике конфликтов относят и такие стадии, как возникновение предконфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта.

Некоторые авторы (И.Б. Пономарев, А.Н. Сухов, 1985) выделяют семь стадий конфликта: первая – предконфликтная; вторая – возникновение объективной конфликтной ситуации, хотя столкновение между участниками нет; третья – преимущественно интеллектуальный этап развития конфликта, когда он обнаруживается и осознается конкретными участниками; четвертая – критический этап развития конфликта (основным показателем является преобладание эмоционального накала в противодействии сторон друг другу); пятая – спад напряженности в противодействии участников конфликта друг другу; шестая – сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения участников конфликта, исходящих от ближайшего окружения; седьмая – разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон с установкой временно прекратить противоборство.

Конфликты в общностях осужденных развиваются по схеме: 1-я стадия –возникновение предконфликтной ситуации; 2-я стадия – конфликтное взаимодействие; 3-я стадия – обстановка после конфликта. На первой стадии происходит осознание участниками ситуации как конфликтной. В связи с этим мобилизуется усилия на то, чтобы либо добиться желаемой цели, либо обеспечить максимальную защиту.

Вторая стадия предусматривает выбор стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации. В данном случае возможны три варианта поведения: 1) осознав ситуацию как конфликтную, один из двух участников взаимодействия может принять решение о выходе из системы отношений; 2) одна из сторон (или обе) может выбрать способ разрешения конфликтной ситуации в форме переговоров, когда каждая из сторон идет на компромисс; 3) конфликтное взаимодействие, когда каждая из сторон стремится получить максимум.

Осознание конфликтной ситуации сопровождается эмоциональными переживаниями (сужением сознания, повышенная тревожность, агрессивность). Такой эмоциональный фон характерен для всего процесса протекания конфликта.

В ходе взаимодействия в конфликте стороны прибегают к различным средствам:

· демонстрация (одна из сторон информирует другую о том, что она может увеличить собственные ресурсы и они будут в значительной степени превышать возможности другой стороны);

· выживание (часто применяется с целью получения дополнительной информации о другой стороне);

· риск (рассчитан на неожиданный эффект действия рискующей стороны);

· принуждение (может поставить другую сторону в условия дефицита времени, диктуя временный промежуток для решения, который явно недостаточен для того, чтобы взвесить альтернативы и выбрать оптимальную);

· ложные маневры, дезинформация, создание у противника ложного о себе представления, сокрытия своих слабых сторон, демонстрация преимуществ, которых в реальности нет и т.п.

Развитие конфликтов включает в себя различные уровни осознания мотивов – от смутного беспокойства до создания изощренных расчетливых планов.

Участники конфликтов – главным образом осужденные, совершившие насильственные преступления (хулиганство, убийство, тяжкие телесные повреждения). Большинство участников конфликтов сомневаются в справедливости осуждения и наказания (В. Елеонский, Ю. Лукин; 1973). Вид конфликта зависит от структуры формальных и неформальных отношений осужденных (А.Н. Сухов, 1978): а) по вертикали: бригадир – новичок; бригадир – лидер малой группы; бригадир – бригада; б) по горизонтали: лидер группы – лидер группы; лидер – малые группы; группа – группа.



Нормами проявления конфликтов в среде осужденных по рангу выступают: оскорбления, угрозы, нецензурная брань; распространение ложных слухов; высмеивание (клички); отказ разговаривать друг с другом и др. Активные позиции в конфликтах осужденных занимают друзья, авторитетные осужденные, бригада, малые неофициальные группы, их лидеры.

К способам разрешения конфликтов относятся: беседа с конфликтующими, их примирение, санкция в отношении зачинщиков, невмешательство.

Большое значение для разрешения и профилактики конфликтов и групповых эксцессов осужденных имеет позиция сотрудников по отношению к ним (А.Н. Сухов, 1993), которая может быть:

· выжидательной(сотрудники вмешиваются в ход конфликта тогда, когда он начинает негативно влиять на оперативно-режимную обстановку);

· пассивной (сотрудники пытаются уйти от ответственности, ограничиваясь передачей информации о конфликте);

· авторитарной (сотрудники стараются авторитарно подавить конфликт путем применения карательных мер воздействия);

· отрицательной(своими действиями сотрудники способствуют развитию конфликта);

· рационального вмешательства (сотрудники предпринимают какие-либо действия).

В зависимости от позиции сотрудники применяют те или иные средства разрешения и профилактики конфликтов и групповых эксцессов. Процесс разрешения реализуется двояко. В одном случае конфликт ликвидируется самими участниками путем признания ошибок, принесения извинений, принятия компромиссных решений, добровольного выхода из конфликтной ситуации, в другом – он разрешается объективно, что предполагает установление и нейтрализацию причин, его вызывающих, и предотвращение скрытых или открытых столкновений сторон.

Деятельность сотрудников исправительных учреждений при разрешении групповых эксцессов среди осужденных включает в себя: анализ группового эксцесса (повода и причин); определение его зоны; выяснение места; количества участников; прогноз вероятных последствий; принятие решения о выборе оптимальных средств воздействия; принятие решения о выборе оптимальных средств воздействия; реализацию принятых решений;

Важно информировать осужденных о вероятных последствиях конфликта и применяемых в отношении правонарушителей санкций, пресекать различного рода дезинформацию, слухи, которыми манипулируют отрицательная часть осужденных для «восстановления» социальной справедливости или оправдания своих действий.

Для нейтрализации напряженных и конфликтных отношений сотрудники:

· применяют организационные, психологические и иные средства, не нарушая при этом права, достоинства личности и не выходя за рамки закона;

· оказывают психологическую поддержку лицам, прибывающим в пенитенциарное учреждение, особенно в период их нахождения в карантине;

· ориентируют осужденных на сознательный выбор положительного круга общения и своевременно блокируют неформальные связи с асоциальной частью осужденных. Для этого психологам важно обучить их рациональным способам установления конструктивных взаимоотношений в ближайшем окружении и показать перспективу в случае принятия социальных ценностей, носителями которых являются малые группы;

· снимают в доверительных беседах негативные эмоциональные состояния, безосновательную тревогу. Удаляют первостепенное внимание вовлечению в группу организованного общения лиц молодежного возраста, поскольку именно они для разрядки агрессивности и поднятия своего статуса в субкультуре нередко используют так называемые компенсирующие формы взаимодействия (основы на употреблении наркотиков, алкоголя, совершении гомосексуальных актов и других дискриминационных действий, приводящих к конфликтным ситуациям);

· привлекают медицинских работников и психологов к исправлению указанных категорий лиц из-за наличия у многих из них психических расстройств.

В связи с переходом уголовно-исполнительной системы к гуманистическим принципам обращения с правонарушителями должен меняться подход к разработке программ их исправления и содержания. Это предполагает, в частности, трансформацию стиля руководства, отказ от авторитарных методов влияния на осужденных, распространение недирективных, терапевтических моделей группового и индивидуального поведения. Соответственно главный субъект процесса ресоциализации – будет вынужден сменить свои привычные функции осуществления надзора и организации производства на роль социального работника, своего рода эксперта по коррекции поведения.

В целях профилактики конфликтов психологической службе необходимо:

а) формировать просоциальные группы или превращать асоциальные группы в непреступным путем принятия новых ценностей и стандартов поведения;

б) осуществлять психотерапевтические программы, регулирующие способы организации общения, параллельно с другими формами воздействия;

в) побуждать осужденных вступать в новые неформальные группы и разрывать прежние отношения со значимым кругом общения либо направлять усилия на изменение нормативно-ценностной системы групп, членами которых они являются.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.