МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Типология рельефа. Геопластика. Примеры композиционных решений?





Андре Ленотр — самый именитый ландшафтный архитектор в садово-парковом искусстве. Еще при жизни за свою работу он был удостоен многих наград, даже почетного ордена Святого Михаила. Ему первому из придворных было дано официальное разрешение не покидать своего портшеза во время деловых встреч с Людовиком XIV. Он имел собственный дом в Версале, но жил в отдельном строении с садом, расположенном непосредственно у северо-восточного фасада дворца Тюильри. С 24 лет Ленотр работает в садах Тюильри и одновременно проектирует оранжерейный сад в Фонтенбло (1645 г.).

В середине XVII в. многие парки во Франции создал выдающийся потомственный садовод, ландшафтный архитектор Андре Ленотр. Вместе с ним работали лучшие художники того времени: Лебрен и Лево.

С именем Ленотра связано устройство таких знаменитых парков, как Во ле Виконт, Шантиль, Сен-Клу, Марли, Трианон. Но самым выдающим­ся творением Ленотра бесспорно считается Версальский парк, отражаю­щий философию французского сада, подчиняющего природу человеческой фантазии.

Благодаря огромным масштабам (10000 га) территории, главной ком­позиционной оси восток-запад (4 км) и точно соблюденным пропорциям частей общей площади, перспективы кажутся бесконечными. Сомасштабно величественной территории Версаля Ленотр ввел крупные водно-зеленые партеры, широкие пологие лестницы, 14 тыс. фонтанов. Строительство продолжалось весь XVII век, но основные объекты были завершены до кончины Ленотра в 1700 году.

Настоящим триумфом Ленотра стал созданный всего за четыре года парк близ нового дворца королевского министра Фуко в Во-ле-Виконт близ Мелёна. Именно здесь впервые регулярный стиль садово-паркового искусства перешел от камерности итальянских вилл к кристальной четкости далеких перспектив и непостижимым объемам боскетов (зеленых дворцов и комнат). В 1657 г. Андре Ленотра назначают генеральным контролером королевских построек. В 1660-е годы им создаются дворцовые парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие.

Влияние Ленотра и его школы на последующее развитие ландшафтного искусства сложно переоценить. Известные английские мастера, создавшие регулярные парки в Хемптон Корте, Гринвиче и других местах, — Г. Уайз, Д. Роз — считали себя его учениками. В Германии М. Шарбонье в 1666 г. спроектировал обширный парк во французском стиле — Геррегаузен. Специалисты выявляют черты преемственности в парках Аугсбурга — работах немецкого последователя Ленотра Д. Жерара, в произведениях Ф. Эрлаха в окрестностях Вены (Шенбрунн) и многих других. Очевидна связь с Версалем и дворцово-парковых ансамблей под Санкт-Петербургом.

· Сады и парк Версаля и план города Версаль

· Сады Во-ле-Виконт

· Сады Сен-Жерменского дворца

· Сады шато Сен-Клу (замок был снесен после пожара, но сады существуют и в наши дни)

· Сады дворца Тюильри

· Сады шато де Со

· Сады дворца Фонтенбло

· Сады шато Шантийи

· Сады шато де Берси в Шарантон-ле-Пон

· Сады шато в Шамбона

· Сады шато д'Исси

· Проспект шато де Хаутвиль в Шаршинье

$$$Каковы отличительные особенности романтических садов Англии?

Романтизм как стиль садово-паркового искусства, способствовавший выявлению эстетической стороны природного материала. Сохранение природы и «ненасильственное» ее преобразование.Использование достижений предшествующих стилей. Классицизм и романтизм XVIII-XIX вв. отмечается простотой, обра­щением к природе. В ландшафтной архитектуре появляются пейзажные сады, родоначальницей которых по праву считают Англию. По мнению многих специалистов, большое влияние на формирование «английского» ландшафтного стиля повлияли эстетические каноны пейзажных садов Ки­тая.



В первой половине XVIII в. в Англии начал работать художник Вильям Кент, имя которого впоследствии олицетворялось с искусством английских садов. Одной из наиболее ярких его работ явилась перепланировка парка Стоув в графстве Бекингем (около 100 км от Лондона). В отличие от французских регулярных садов здесь в стремлении к естественности применена живописная планировка, следующая за изолиниями природного рельефа, неправильной формы водоемы. Но в плане парка не было случайных элементов, здесь все построено на эстетических принципах новизны. Ландшафтные сады и парки наполнялись стилизованной атрибутикой: «античные храмы», руины, «китайские пагоды».

В XVIII-XIX вв. романтические пейзажные парки получили широкое распространение во Франции, Англии, России, Германии, а затем и в США, Австралии, Африке. Английские романтические пейзажные парки: Castle Howard, Chatsworth, Blenheim, Stow, Stourhead, Petworrth, Mellerstain House, Packwood House, Rievaulx Terrace.

$$$Семантика и основные принципы формирования садово-паркового комплекса Петергофа?

В России сады дворцовых комплексов и усадеб XVII в. отличались достаточно простой регулярной планировкой. К XVIII в. художественные идеи барокко нашли свою интерпретацию в новой столице — Петербурге (Летний сад), загородных дворцовых комплексах (Петергоф, Ораниенба­ум). Ландшафтные комплексы создавали Ян Розен, Леблон, Земцов, Рас­трелли.

Жемчужиной садово-паркового искусства XVIII в. в России по праву можно считать Петергоф, построенный Леблоном Ж.Б. в 1716-1725 гг. Ра­боты велись при жизни Петра I и после его смерти. Позднее в расширении и совершенствовании комплекса участвовали Растрелли, Кваренги.

Пригородные садово-парковые ансамбли Петербурга решены на ис­пользовании нескольких стилей. В регулярных парках имеются небольшие вкрапления пейзажной планировки, а в пейзажных ансамблях присутству­ют фрагменты регулярных партерных композиций. Петергоф больше зна­менит своими регулярными барочными садами (Дворцовый парк - Нижний

102,5га и Верхний сад 15 га (1710-1714 гг.).

Основа схемы с каналом по оси в начале 1916 г. была осуществлена по личным указаниям Петра I. Планировка верхнего сада решена в строгой регулярной манере - боскеты, регулярные цветники. Нижний сад решен сочетанием взаимно пересекающихся трех лучевых композиций, не имеющих аналогов в планировке исторических парков.

Перепад рельефа Нижнего сада от дворца к морю (Финскому заливу) составляет около 40 м. Па этих перепадах создана уникальная с художест­венной ценностью мирового значения система фонтанов Большого каскада в комплексе с аллегорическими скульптурами.

$$$Раскрыть типологию арт-ландшафтов?

К концу XX века среди всего многообразия садов выделяется определённая группа, имеющая резкое отличие от традиционных представлений о саде, – это так называемые «АРТ-ландшафты». Сады этой группы используют язык садовых символов, но форма и структура таких садов сходны с произведениями беспредметного искусства XX века. В этих садах идея превалирует над тради- ционными характеристиками сада. Другой отличительной особенностью этих садов является использование в них новых технологий и материалов. Основные черты современных садов: 1) в связи с ограниченностью территории, на которой проектируются эти са- ды, они выстраиваются как музейные экспозиции; 2) большое внимание уделяется деталям; 3) иногда проектируют сады только из искусственных материалов, но по правилам ландшафтного искусства с использованием непривычных спо- 33 собов создания «АРТ-ландшафтов»: стекла в разных видах, металла, краски, синтетических материалов; 4) архитекторы подходят к созданию таких садов как к картине; весь сад чаще всего воспринимается как единая композиция. «АРТ-ландшафты» – это своеобразные лаборатории, в которых зарожда- ются новые идеи, демонстрирующие перспективы дальнейшего развития ландшафтной творческой мысли. Среди таких особенностей «АРТ-ландшафтов» могут быть выделены следующие: - ассоциативные связи и взаимопроникновения разных видов искусства, таких как музыка, живопись, театральное действо, скульптура и архитектура, в ландшафтное творчество; - интернациональный характер формообразования садов. Современные сады проектируются в неком поле влияний различных культур и традиций вследствие открытости мира и прозрачности границ между государствами. «АРТ-ландшафты» являются наглядной иллюстрацией связи искусства и новейших технических достижений. В XX веке в искусстве возникло множество течений и направлений, быст- ро сменяющих друг друга. Появление «АРТ-ландшафтов» – яркий показатель проникновения новаций искусства и науки XX в. даже в такую традиционно консервативную область искусства, как ландшафтная архитектура.

$$$Истоки возникновения концептуальных садов и их развитие: «кинетические сады»?

Истоки арт-ландшафта кроются в абстракционизме — модернистском течении в искусстве ХХ века, принципиально отказавшемся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.
В арт-ландшафте, как и в искусстве, существуют различные стилевые направления. В зависимости от того, на каких идеях основывается композиция арт-сада, их можно разделить на группы: кинетические, артефакты, инсталляции, «архитектурные».
Кинетические сады берут свое начало от кинетического искусства — авангардистского направления, ориентированного на пространственно-динамические эксперименты, обыгрывающего эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Для создания эффекта движения используются вода и ветер — самые динамичные из стихий. Японский архитектор Макато Сей Ватанабе объясняет идеи кинетизма: «Ветер нельзя увидеть. Можно почувствовать его дуновение на своей щеке, но увидеть его нельзя. Только дрожание листвы деревьев выдает его присутствие. Ветви деревьев — это устройства для визуализации ветра».
Теоретики кинетического искусства отдают предпочтение движению как средству противостояния бесконечному повторению художественных форм. «Цвет как пространственный элемент, звук как временной элемент, движение, разворачивающееся во времени и пространстве, — вот основные формы нового искусства, которое обнимает четыре измерения бытия. Это связано с тем, что понятие скорости стало константой человеческой жизни. Эра искусства застывших, как в параличе, красок и форм, миновала. Человек все больше теряет восприимчивость к фиксированным образам, из которых ушла всякая жизнь», — писал итальянский художник-новатор Лючио Фонтана в 1946 го ду в «Белом манифесте», призывающем к искусству, охватывающему различные области науки и техники.
Самый яркий пример кинетического сада был представлен на Ливерпульской биеннале 2008 года. Архитекторы нью-йоркского бюро Diller Scofidio + Renfro создали инсталляцию Arbores Laetae — «Радостные деревья». Она представляла собой два десятка грабов, которые, благодаря использованию технических трюков и приспособлений, поворачивались и постоянно меняли свое расположение. Каждое дерево под наклоном в 10 градусов было помещено в круглую емкость с почвой и установлено на специальные вращающиеся с разной скоростью платформы. Постоянно менялся пейзаж, соотношение света и тени.

$$$Современные примеры садов из искусственных материалов?

Растительный ассортимент является важнейшим «строительным ма­териалом» в ландшафтном проектировании и делится на деревья, кустар­ники, лианы (вьющиеся и лазящие растения), цветы и почвопокровные. Решая композиционные задачи подчеркивания осей, узлов и входной зоны, необходимо подобрать акцентную растительность (по высоте, форме кро­ны, характеру цветения), а также фоновую.

информационый центр «Мурано Террас», (архитектор Макато Сей Ватанабе,расп. Гифу, Япония). Композиция «Колеблющиеся волокна» состоит из 150 тонких прутиков высотой 4 метра из углеродистого волокна, как бы вырастающих из земли. Малейшее дуновение ветра создает их движение — они колышутся подобно высокой траве на лугу, тихо шелестя, как листва деревьев, упруго сгибаются под струями дождя, а потом тянутся к солнцу. И происходит чудо — искусственные волокна оживают под воздействием окружающей среды, и сами становятся частью природы. Ночью верхушки волокон испускают мерцающий свет, и кажется, будто 150 светлячков покачиваются на травинках — это диоды, накопив солнечную энергию в фотоэлементах за день, преобразуют ее в световую. Произведением Ватанабе можно любоваться и днем и ночью.

«Эко-парк» создал архитектор Энди Као. Основа его сада — необычный материал: возникающая в процессе вторичной переработки стекла крошка в виде округлых гранул. Это обычное городское пространство скромных размеров, расположенное на вершине холма, он превратил в сад, но сад совсем необычный. «Эко-парк» начинается с калитки, откуда ведет дорожка, огибающая дом со всех сторон. Дорожка вымощена бетонными прямоугольными плитами, лежащими на хрустящей под ногами стеклянной мульче. Чуть дальше тропинка делает плавный поворот между холмиками из желтого и зеленого рассыпчатого стекла и продолжает путь вдоль стены из бетонных блоков. Бетон, однако, скрыт под слоем бирюзовой и коричнево-зеленой стеклянной крошки, смешанной с раствором. Между дорожкой и зоной с растениями нет явного разграничения: поверхность из стекла запросто меняет свой цвет, делая подъемы и спуски, будто показывая пройденный путь.

$$$Дать характеристику основных экологических условий развития растений и особенности их учета в ландшафтном проектировании?

В ландшафтном проектировании очень важен учет экологических ус­ловий развития растительности. По почвенным условиям растения подраз­деляются на требующие: плодородных почв, песчаных почв, устойчивые к засоленным, влажным почвам. Растительный ассортимент подразделяется на светолюбивые и теневыносливые породы; по газоустойчивости на: наи­более стойкие, наименее стойкие; на засухоустойчивые; медленнорасту­щие и быстрорастущие; обеспечивающие шумо- и пылезащиту [2].

Растительный ассортимент является важнейшим «строительным ма­териалом» в ландшафтном проектировании и делится на деревья, кустар­ники, лианы (вьющиеся и лазящие растения), цветы и почвопокровные. Решая композиционные задачи подчеркивания осей, узлов и входной зоны, необходимо подобрать акцентную растительность (по высоте, форме кро­ны, характеру цветения), а также фоновую. Среди декоративных качеств насаждений в первую очередь выделяются форма роста и размеры расте­ний. По высоте различают следующие категории растений: высокие (20-30 м и более) - ель, сосна обыкновенная, платан; средние (12-20 м) и низкие (8-12 м) - к ним относятся полудеревья-полукустарники - черемуха, лох, рябина.

Важным декоративным элементом древесных насаждений является крона. В зависимости от расположения ветвей и побегов у древесных рас­тений образуется крона куполообразной, яйцевидной, шарообразной, пи­рамидальной, зонтичной, плакучей и других форм. У некоторых пород (со­сна) форма кроны изменяется с возрастом.

$$$Виды форм кроны. Ландшафтное моделирование древесных групп.

Важным декоративным элементом древесных насаждений является крона. В зависимости от расположения ветвей и побегов у древесных рас­тений образуется крона куполообразной, яйцевидной, шарообразной, пи­рамидальной, зонтичной, плакучей и других форм. У некоторых пород (со­сна) форма кроны изменяется с возрастом.

Выделяются вечнозеленые породы, которые облиственны во все вре­мена года, и листопадные породы с опадающей на зиму листвой. Для по­добных пород большое значение в период сбрасывания листвы приобрета­ет характер ветвления, рисунок и архитектоника основных «скелетных» ветвей.

К декоративным характеристикам относятся такие показатели, как плотность, динамика колористики кроны, эффективность цветения, окрас ствола.

Объемно-пространственную композицию ландшафта можно форми­ровать за счет массивов, рядовых посадок деревьев (с расстоянием в 3-5 м между стволами), отдельно «стоящих» деревьев и кустарников (солите­ров), бордюрного озеленения и законченных композиций из зеленых стен разной высоты.

При подборе деревьев для садово-парковых композиций необходимо учитывать следующее:

а) листопадные деревья и кустарники используют в качестве сопутствующих вечнозеленым массам для подчеркивания сезонных изменений окраске;

б) нельзя использовать в одной группировке много видов деревьев;

в) в композиции должен доминировать один вид, остальные должны быть подчинены ему.

Древесно-кустарниковые насаждения могут быть использованы в их естественной форме (характерно для ландшафтных объектов «пейзажного» стиля). Формовка крон деревьев и кустарников - принадлежность топиарного искусства. Искусственно формованные деревья в большей степени пригодны садам и паркам регулярного типа.

$$$Как декоративные характеристики растений используются в композиционном ландшафтном моделировании?

К декоративным характеристикам относятся такие показатели, как плотность, динамика колористики кроны, эффективность цветения, окрас ствола.

Объемно-пространственную композицию ландшафта можно форми­ровать за счет массивов, рядовых посадок деревьев (с расстоянием в 3-5 м между стволами), отдельно «стоящих» деревьев и кустарников (солите­ров), бордюрного озеленения и законченных композиций из зеленых стен разной высоты. Декоративные возможности использо­вания растений в качестве материала для «садовой живописи» убедительно демон­стрируют композиции парка «Дел.ъ Эсте» в Каракасе. Здесь различные оттенки цветов, собранных в крупные, свободные куртины, х в сочетании с причудливо изгибающимися дорожками и небольши­ми водоемами образуют полные экспрес­сии пейзажи. Цветочные экспозиции занимают центральное место и в парке «Флоралье Интернационале» в Париже. Здесь они развиваются в пространстве по определенному сценарию. Это парк цветов размером 3,0 га (рис. 5.6). Его первый экспозиционный участок — «Цветы на лугах и в лесах», затем минуя дубовую рощу, посетители попадают в главную зону — «Цветущую долину» с живописным прудом, искусственными холмами и лощинами, террасами, комп­лексом выставочных павильонов, «во­дным садом», «садом скульптур». Широ­кое использование приемов геопластики, компактная планировка, включение при­родных мотивов (автор Д. Коллинз) — все это очень характерно для совре­менных течений в европейской ланд­шафтной архитектуре.

$$$Основные декоративные характеристики цветов и их учет при проектировании.

Цветочное оформление — одно из основных наряду с газонами средств украшения площадей, бульваров, скве­ров, садов и парков. У общественных зданий, памятников, спортивных соору­жений, на улицах и площадях обычно используют регулярные приемы оформ­ления цветников — партеры, клумбы, рабатки, вазы, вертикальные компози­ции. Формируются они преимещественно из летних цветов, двухлетних, ковроволи­ственных и лиственно-цветущих культур. В садах и парках, при озеленении жилых территорий все большее применение находят ландшафтные типы цветников: массивы, группы, миксбордеры, цвету­щие лужайки и одиночные посадки из многолетников. Крупномасштабные ком­позиции в виде цветочных массивов размером 100...1000 м2 и более формиру­ют обычно в парках, на полянах и опушках рощ преимущественно из одноцветных растений — многолетников ярких расцветок. Групповые посадки свободных живописных очертаний раз­мером от 3—5 до 40...50 м2 — наиболее распространенный вид оформления как в парках, так и на жилых территориях.

Бордюры из многолетников в виде полосы шириной а иногда и до

5 м обычно применяются для окаймле­ния дорог и площадок, устраиваются из невысоких растений компактной формы с обильным цветением и размещаются в солнечных, защищенных от ветра местах. Одиночные посадки кустов многолетников подчеркивают компози­ционно наиболее важные места газонов — у входов в здание, на поворотах дорожек, на скрещивании дорог и т. д. — и рассчитываются на рассмотрение с расстояния 2...3 м

$$$Виды цветников: композиционные решения?

Типология рельефа. Геопластика. Примеры композиционных решений?

Цветники создаются из цветов, декоративных трав и почвенокровных. Весь цветочный ассортимент группируется по основным декоративным признакам: окраске цветка, высоте и периоду цветения. По высоте растения разбиты на три группы: низкорослые - 10-30 см, среднего роста - 35-70 см, высокорослые - 80-1.50 см. Для коврового оформления применяются почвопокровные высотой от 5 до 10 см.

В ландшафтном оформлении композиционных осей и узлов городов, садов и парков используются различные виды как регулярных цветников - партеры, клумбы, модульные цветники, рабатки (прямоугольные цветники шириной 1-5 м и длиной до 10-15 м), вазы, вертикальные композиции, так и ландшафтные типы - группы, арабески, миксбордеры (цветники непрерывного цветения), цветущие лужайки и одиночные посадки многолет­ников, розарии.

Чаще всего, цветники формируются на фоне газона. Существует четыре типа газона: обычный, партерный, спортивный и мавританский. При создании обычного газона используется смесь трав, партерный газон проектируют в наиболее ответственных местах. Для его формирования ис­пользуют один вид травы или смесь из двух видов трав с листвой одинако­вой структуры и колористики. При этом норма высева на партерном газоне выше, чем на обычном в 1,5 раза.

Спортивный газон должен обладать хорошей устойчивостью к вытаптыванию. Для этого норма высева по сравнению с обычными увеличивается в два раза. Мавританский газон (цветущий) представляет собой смесь злаковых трав с семенами цветов. Обычно газоны устраивают с уклоном минимум 0,5-0,6 %. Особым приемом устройства газонов является озеленение откосов (при заложении откосов до 1:1,5). Поверхность откоса расчленяют на квадраты со сторонами, равными 1 м и расположенными диагонально подошве. По этой разметке выкладывают рейки, и локальные участки заполняют дерном или засевают [10]. Все составные части ландшафта неразрывно связаны между собой. Рельеф очень часто предопределяет общий характер зрительных впечатлений, а его формы оказывают определенный психологический эффект. Понижения, замкнутые формы создают ощущение сосредоточенности, интимности, вершина - это бодрость, восторг.

Геопластика - одно из самых перспективных направлений в совре­менной ландшафтной архитектуре. Весь спектр вариантов пластической обработки рельефа подразделяется на три категории: абстрактность, геометричность создаваемых форм; ведущий критерий формообразования функция объекта.

$$$Геопластика как метод проектирования. Примеры современного опыта создания разнообразия среды методом геопластики.

Геопластика – одно из самых перспективных направлений в современной ландшафтной архитектуре. Весь спектр вариантов пластической обработки рельефа подразделяется на 3 категории

· Абстрактность

· Геометричность создаваемых форм

· Ведущий критерий формообразования функция объекта

Современная техника позволяет создать практически любой рельеф. Под этим термином подразумевают пластическую обработку поверхности земли. В качестве основных средств формирования геопластики рельефа используют откосы, подпорные стенки, лестницы, пандусы, земляные насыпи, валы, холмы.

Геопластика в формировании ландшафтных объектов выполняет две основные функции: защитную и пространственно-организующую. Формирование ландшафтных пространств осуществляется чаще всего с совмещением и взаимопроникновением этих функций. Их разграничение достаточно условно и используется как метод выявления возможностей пластического моделирования рельефа в ландшафтном проектировании.

Защитная функция выражается в создании террас, откосов, насыпей, холмов, позволяющих отделить визуально любое пространство от окружения, защитить его от шума магистралей, а также от проникновения пыли, снизить скорость движения ветра, т. е. способствовать созданию благоприятного микроклимата. Названные элементы геопластики могут также защитить жилые дворы от шума детских рекреационных площадок. Но особенно велика роль пространственно-организующей функции геопластики в формировании разнообразных ландшафтных объектов.

Следует отметить, что существуют самые разнообразные приемы формирования геопластики, но условно можно выделить четыре:

– сохранение природных форм рельефа;

– имитация встречающихся в природе форм рельефа;

– создание подчеркнуто геометрических, регулярных или абстрактных форм;

– функциональная (утилитарная) организация рельефа.

$$$Подпорные стенки: конструктивные и декоративные решения?

Важную роль в организации пространства на пересеченной местности играют подпорные стенки. Им свойственно четкое обозначение границ разных уровней, даже когда они незначительны по высоте. Этим подпорные стенки отличаются от откосов, которые имеют плавные мягкие переходы. подпорная стена - это конструкционное сооружение, удерживающее от обрушения и сползания находящийся за ней массив грунта на уклонах местности (откосах, склонах, выпуклостях и впадинах поверхности участка).

При загородном строительстве подпорные стены применяют на участках местности с резким перепадом высот (оврагах, крутых склонах, холмах, и т.д.). Помимо их прямого предназначения, как инженерных сооружений, они нашли применение как художественно-декоративные элементы ландшафтного дизайна.

Все стенки, возводимые при загородном строительстве можно условно разделить на:

а – декоративные. Используются в качестве архитектурно- художественного элемента. Применяются на плоских (ровных) и с небольшим уклоном участках как элемент ландшафтного дизайна;

Б – укрепительные. Применяются для удержания грунта на уклонах местности. Широко применяются при террасировании естественных склонов с целью увеличения полезной площади для размещения элементов озеленения и благоустройства.

Независимо от того, какой цели служит подпорная стенка, она состоит из основных частей:

Фундамент – подземная часть стенки;

Тело – надземная (видимая) часть несущей конструкции;

Дренаж и водоотвод, необходимые для повышения прочности подпорной стенки.

Фундамент, дренаж и водоотвод выполняют только технические функции. А тело, кроме технических функций, может решать еще и эстетические задачи.

По расположению бывают:

А. Отдельно стоящие;

Б. Связанные с примыкающими сооружениями (лестницы, пандусы, ниши для растений и т.д.).

По материалу изготовления подпорные стенки различают:

железобетонные; бетонные; бутобетонные; из природного камня;кирпичные; деревянные или металлические и т.д.

$$$Типы пейзажных картин по композиционному решению, модуляция видов?

В Теории композиции в живописи, разработанной в середине XX в., выведены общие закономерности в построении композиции пейзажей:

Композиционый узел картины,т.е центр где размещены основные

предметы изображения

- Расчлененность поля зрения, обеспечивающая отделение важных элементов картины друг от друга.

- Целостность поля картины, обеспеченная связью второстепенных элементов картины с главным второстепенным композиционным узлом.

- Трехмерное пространство парков, садов обуславливает «перемеще­ние» элементов картин, воспринимаемых при движении по маршруту. Это так называемая динамика пейзажных картин.

Типы картин: статический - пространственные планы в них размеща­ются горизонтально. Вертикальные элементы (деревья и группы) активно участвуют в композиции картины; динамический - основу построения композиции составляют только пространственные планы, демонстрирую­щие различные варианты треугольных и овальных ходов в глубину (доро­ги, горы и др.)

Модуляция видов:

Изменчивость пейзажных картин во времени характеризуется различными временными циклами, каждый из которых накладывает свой отпечаток на облик пейзажа. Так, суточный цикл характеризуется эффектом солнечного освещения, сезонный — особенностями фенофаз как отдельных растений, так и пейзажей в целом, возрастной — изменением размеров, габитуса и общего характера древесно-кустарниковой растительности, отдельных пейзажных картин и всего объекта в целом.

Структурную основу парков составляют в первую очередь их пространственные композиции, сформированные в пейзажные картины. «Нанизанные» на маршрут, они определенным образом чередуются, представляя собой задуманную в определенном ритме смену кадров, так называемую модуляцию видов. В организованных парковых ансамблях эти картины сменяются в интервале, составляющем в среднем 20, 30, 50 м. В каждом парке или его пейзажном районе преобладает один из этих интервалов, характеризующий ритм смены впечатлений. Он не зависит от размера парка, поскольку определяется необходимыми параметрами пейзажных картин. Так, сад Шредера (дендропарк Тимирязевской сельскохозяйственной академии), занимающий площадь около 6 га, и район р. Славянки в Павловском парке, площадь которого составляет 78 га, имеют один средний интервал смены пейзажных картин, равный 20 м. Ритмически чередующиеся пространственные композиции пейзажных картин производят достаточно сильное впечатление. Объекты, построенные на этом принципе, обычно не требуют других декоративных дополнений в виде ярких цветовых эффектов или экзотического ассортимента.

$$$Использование законов воздушной и колоритной перспективы для корректировки «габаритов» пространства?

Цвет в ландшафтной архитектуре влияет на органы чувств посетителя, его психофизическое состояние. Цвет может оказать значительное влияние на восприятие пространства. Светлые цвета способны зрительно увеличивать, а темные - уменьшать пространство, теплые - приближать и холодные - удалять предметы от наблюдателя.

Влияние цвета оценивается в сочетании с одним или несколькими другими. При этом следует обращать внимание на то, насколько основная окраска имеет доминирующее значение, так как одинаковые по размеру и большие цветовые поверхности, расположенные рядом, обычно смотрятся довольно скучными и однообразными.

При использовании цветовых соотношений в , парковых пространствах необходимо руководствоваться следующими положениями:

а) основная окраска растительности - зеленый тон, что затрудняет достижение колоритного разнообразия, но не исключает использования всех оттенков растительности: от темно-зеленого до желто-зеленого;

б) цветовые пятна в парковом пейзаже должны быть максимально укрупнены, особенно при большом удалении;

в) растительность теплых тонов (красный, оранжевый) уместна на хорошо освещенных участках;

г) светло-серый и серебристый тона используются для смягчения активных контрастов.

Немаловажным аспектом является учет законов воздушной перспек­тивы. Мягкие, плавные, с синеватыми оттенками элементы пейзажа опти­чески удаляются от наблюдателя, а четкие, контрастные кажутся ближе.

Изменение цвета предметов в связи с удалением от наблюдателя на­зывается колоритной перспективой [4].

При дневном солнце максимальной яркостью обладает красный цвет. В вечерние часы красный цвет «тухнет», а желтый, белый, светло-голубой «светятся», становятся активнее. При этом желтый цвет обладает свойством как бы приподнимать поверхность и увеличивать в объеме.

$$$Особенности зрительного восприяти объектов ландшафтной архитектуры. «Сенсорная усталость» и ее учет в композиционном решении парков?

Специальные прогулочные маршруты формируются с учетом последовательности смены акцентов и эмоциональных пауз.

Главенствующее влияние на объёмно-пространственное решение ландшафтных объектов оказывает особенность зрительного восприятия: чем меньше время осмотра, тем выразительнее и ярче должна быть компо­зиционно подчеркнута разница между главным и второстепенным. Длина пути зрителя в пределах однородного объемно-пространственного компо­зиционного приема не должна превышать 3 мин. - при скорости 2 км/час (взрослые с детьми в колясках и престарелые), длина пути - 70-100 м; при скорости 3 км/час (прогулочный шаг для взрослых) - 100-150 м; при ско­рости 60 км/час (на парквеях) - 2-3 км, с целью исключений сенсорной ус­талости.

$$$Основной принцип архитектурно-ландшафтного анализа территории?

Множество аспектов воздействия природы на человека (климатиче­ское, эстетическое, психологическое, экологическое) и на городское посе­ление (территориальное, пространственное, экономическое) определяет и многообразие способов измерений.

Любой предпроектный комплексный анализ территории города и его пригородных пространств, выявление их качественных и количественных характеристик направлено на обоснованное принятие решений функцио­нального, архитектурно-планировочного и эстетического плана. Основное направление исследований по архитектурно-ландшафтному анализу - это выбор решений, при которых растущий город не вытесняет и не подавляет ландшафт, а вбирает его в себя, обогащается им.

Проведение архитектурно-ландшафтного анализа предполагает определённую, поэтапную последовательность действий, связанную с процессом проектирования.

  1. Предварительное ознакомление с природной и градостроительной ситуацией, учет существующих тенденций их развития и исторического прошлого города (ретроспективный анализ). Изучение данных архитектурно-ландшафтной оценки на более высоком уровне проектирования. Выявление основных проблем развития города в природном окружении и основных целей его архитектурно-ландшафтной организации. Ориентировочная параметризация, т. е. количественная характеристика этих целей.
  2. Определение конкретных задач и стратегии производства оценки. Разработка таких качественных и количественных критериев, которые соответствуют поставленным целям архитектурно-ландшафтной организации города и могут быть учтены в ходе проектирования. Определение объектов, границ, масштабов оценки территории с учетом трудоемкости отдельных операций, сроков, исполнителей («тактика» оценки).
  3. Ориентировочная оценка ситуации на топографическом материале и в ходе натурного обследования (в том числе архитектурно-ландшафтная структура территории, дифференциация территории по эстетической ценности, экологической устойчивости и другим факторам).
  4. Разработка принципиальных альтернативных вариантов - гипотез архитектурно-ландшафтной организации рода, обеспечивающих достижение целей (могут быть использованы рабочие эскизы генерального плана с соответствующим уточнением их архитектурно-ландшафтных аспектов).
  5. Сравнительный анализ и ранжирование вариантов по архитектурно-ландшафтным критериям, в том числе с учетом комплекса «горизонтальных» и других типов связей между застройкой города и ОП смежных уровней, контрольных показателей. Сопоставление результатов архитектурно-ландшафтного анализа с данными других разделов комплексной градостроительной оценки - экономической, инженерно-геологической, транспортной и т. д.
  6. Изучение потенциальных архитектурно-ландшафтных возможностей выбранного в результате комплексной оценки варианта и определение задач детальной последующей оценки.
  7. Формулировка выводов оценки и их учёт в процессе разработки окончательного проектного варианта. Оформление материалов оценки для демонстрации в составе генплана города.

Выявление возможностей улучшения и формирования исходного ландшафта в соответствии с принятым в обществе на данный момент времени вкусом и стилем, является основной целью архитектурно-ландшафтного анализа территорий.

В ландшафтной архитектуре используются следующие основные принципы создания культурного ландшафта – это:

  • максимально возможное сохранение участков с естественной средой
  • гармоничное сочетание элементов искусственной и естественной среды
  • разнообразие и живописность пейзажей

В настоящее время проектирование культурных ландшафтов является одним из важнейших направлений деятельности ландшафтной архитектуры. Здесь решаются градостроительные, географические, демографические, экономические, социальные, эстетические и художественные задачи

$$$Виды охраняемых территорий?

Под охрану государства в нашей стране взяты территории, имеющие особо ценное значение (природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное). Для сохранения природных объектов таких территорий устанавливается особый правовой режим (то есть ограничения по пользованию природными объектами), в том числе, создаются особо охраняемые природные территории. Особо охраняемые природные территории – это особо ценные участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними. Такие территории изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования (то есть деятельность на таких территориях запрещена или ограничена) и для них установлен режим особой охраны.

С учетом цености и особенностей режима охраны выделяют следующие категории таких территорий:

  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • государственные природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендрологические парки и ботанические сады;
  • иные категории особо охраняемых природных территорий, установленные решениями органов государственной власти или местного самоуправления

Различные категории особо охраняемых природных территорий отличаются значением, задачами, строгостью режима охраны и перечнем разрешенных на территории видов деятельности.

$$$Функционально-планировочная организация национальных парков?

Национальные парки являются многофункциональными объектами управления со сложной территориальной структурой. Вся деятельность национальных парков, как на землях, предоставленных им в пользование, так и на землях, включаемых в границы их территорий без изъятия из хозяйственного пользования, подчиняется главной задаче – сохранить природные, эстетические и культурно-исторические достоинства их территорий и предоставить посетителям (равно и местному населению) возможность получать наслаждение от индивидуального общения с природой в ее чистом виде.

Работы по проектированию и планированию являются наиболее важным инструментом долгосрочного развития и управления национального парка. Отдельные элементы этих работ начинаются еще до создания национального парка и включают в себя выбор территории, согласование с органами местного самоуправления и населением его будущих границ и режимов использования природных ресурсов, подготовку проектов соответствующих решений.

Природные и культурно-природные национальные парки — одна из наиболее перспективных форм охраны ландшафтов и организации познаватель­ного туризма.Первые национальные парки появились еще в 70-х годах прошлого века в США (Иеллоустонский и др.) и с тех пор становятся все более популярными. В настоящее время они занимают в некоторых странах до 2...3 % и более их территории. Планировочная структура, соотноше­ние размеров функциональных зон в национальных парках зависят прежде всего от типа природного ландшафта и взаиморасположения его составляю­щих. Большую роль играют также степень урбанизации территории, распо­ложение дорог, населенных пунктов, наличие промышленных предприятий в ближайшем окружении парка. Напри­мер, Лахемаа в Эстонии — приморский парк, Гауя в Латвии — речной, Игналина в Литве — озерный и т. д. Отличительная черта всех этих прибалтийских парков — наличие наряду с природными значи­тельных ценностей истории, культуры, архитектуры и даже некоторых объектов традиционного сельского хозяйства. Вот, например, как распределяются функцио­нальные зоны в Литовском националь­ном парке Игналина, общая площадь которого 30,8 тыс. га; зоны строгой охраны ландшафта, т. е. заповедники и заказники — 25%; рекреационная зона — 32; агропарковая—12; хозяй­ственная (сельское, лесное и рыбное хозяйство) — 16, акватории озер — 15 %. Преимущественные виды рекреа­ции здесь — познавательный туризм и отдых в уже существующих деревнях. Важной особенностью проектирования национальных парков .является то, что они не просто «размещаются» на местности, а как бы «выявляются» в таких местах, где концентрируются наиболее ценные в экологическом и эсте­тическом отношениях природные объ­екты, и одновременно минимальная (по отношению к общему «фону» региона) степень урбанизации ландшафтов, от­сутствуют крупные промышленные пред­приятия, слабо развита сеть транс­портных и инженерных коммуникаций. В связи с этим размеры национальных парков ке нормируются, их границы определяются конкретной ситуацией.

$$$Виды ландшафтных композиций, использующих динамические свойства воды.

К элементам ландшафтного дизайна относятся: садово-парковая скульптура (металл, природный камень, керамика, дерево, пластик - зоо-, антропоморфной, растительной тематики), решаемая как знак (стилизация) или как символ (абстрактное решение); декоративные бассейны, садово- парковая мебель, светильники, ограждения, мощение, элементы рекламы и наглядной агитации, парковые архитектурные объекты (беседки, трельяжи, перголы), подпорные стенки, лестницы. Применение воды в ландшафтных объектах основано на ее физиче­ских свойствах (бесцветность, прозрачность). Вода применяется в статиче­ских и динамических формах. Стоячая вода вызывает спокойствие, под­вижная стимулирует эмоциональность, внимание. Динамичность воды обычно сопровождается звучанием.

К водным садово-парковым объектам относятся: бассейны, фонтаны, каскады, водные лестницы. Данные объекты могут быть решены как в регулярном, так и в пейзажном стиле.

Водные устройства (использование статического и динамического состояния воды, парообразные композиции) - фонтаны (струйные и водно­скульптурные, плоскостные модульные фонтаны, чаще всего, располагае­мые на пешеходных площадях, улицах в уровне пешеходного полотна), питьевые фонтанчики (для взрослых до 90 см и детей - 70 см), каскады, плескательные бассейны, декоративные бассейны (глубиной от 10-15 до 35 см). В декоративных бассейнах большое внимание уделяется оформлению дна булыжником и речным камнем размерами до 10-15 см, композициями из керамической плитки, статически закрепленными водными цветами и наплавными цветочными композициями или созданными в структуре бас­сейна надводными стационарными цветниками. Нередки случаи украше­ния бассейнов и фонтанов скульптурой (динамической и статической, мо­нохромной и полихромной). Скульптуры размещаются в центре бассейна, на бордюре, их выполняют в реалистично-стилизованной и плоскостной формах.

Для динамики воды большое значение имеет уклон дна и характер краев у барьеров, через которые вода при движении переливается. Ровные края дают почти стеклянную пленку падаю­щей воды, рваные, зубчатые края создают определенный рисунок струй и их разнородное звучание. Сужение русла, по которому движется вода, вызывает завихрения ее потока, бурление, клокотание воды. Опреде­ленное влияние на характер течения воды оказывает и структура поверхности русла. При ее шероховатости, неровности вода начинает шуметь и разрушать поверхность русла.

Эффектно может быть в ландшафтном проектировании использовани переход воды из жидкого состояния в твердое под влиянием зимних температур. При этом необходимо учитывать, что темная по колориту вода летом превращается зимой в светлую поверхность. На подвижной воде к тому же могут образоваться причудливые ледяные ску­льптуры и подлинные природные фанта­зии, которые сказочно красиво выглядят под лучами лунного и солнечного света.

Ветер создает характер водной по­верхности. Для ее состояния одинаково важны и сила ветра, и его направление. При этом надо учитывать, что вода передает действие ветра и на ту часть своего объема, где его нет. Поэтому часто можно наблюдать волнение поверхности воды там, где ветра нет.

$$$Типы фонтанов, особенности композиционных и технических решений.

К водным садово-парковым объектам относятся: бассейны, фонтаны, каскады, водные лестницы. Данные объекты могут быть решены как в регулярном, так и в пейзажном стиле.

Водные устройства (использование статического и динамического состояния воды, парообразные композиции) - фонтаны (струйные и водно­скульптурные, плоскостные модульные фонтаны, чаще всего, располагае­мые на пешеходных площадях, улицах в уровне пешеходного полотна), питьевые фонтанчики (для взрослых до 90 см и детей - 70 см), каскады, плескательные бассейны, декоративные бассейны (глубиной от 10-15 до 35 см).

Питьевые фонтаны, например, могут быть выполнены в виде малых архитек­турных форм. При этом скульптурно обыгрываются все элементы этой формы: падающий водопад, запорная арматура, водоприемная чаша. Во многих наших и западоевропейских городах существуют водоразборные фонтаны, из которых еще совсем недавно водовозы наливали воду в специальные емкости и развозили или разносили ее к потребителям. Многие из таких фонтанов стали в наши дни достоприме­чательностями городов. Еще большее значение и для совре­менных, и для исторических ландшафтов имеют декоративные фонтаны. Особенно много примеров дают исторические парки. Достаточно назвать такие парко­вые шедевры, как Версаль, Петергоф, Пильниц, Тиволи. В настоящее время широко применяется декоративная фор­ма фонтанов в виде цветосветомузыкаль­ных композиций.

В зависимости от величины фонтанов изменяется и их композицион­ное значение. Например, в Нижнем парке Петергофа они используются в самых разнообразных вариантах:

- как доминанта — господствующий элемент ансамбля с подчинением ему каких то второстепенных элементов (Большой каскад);

- как фокус — кульминационная точка в перспективе аллеи (фо)1таны «Адам» и «Ева» на Марлинской аллее);

как акцент, усиливающий декоративные качества какого-то элемента (фонтаны «Колокол» в Монплезирском саду).

$$$Психологическое воздействие на человека воды в статике и в динамике, примеры типов водных сооружений?

Типы динамических водных сооружений: источник, ручей, каскад, фонтан, водопад, река и море.

Типы статических водных сооружений: декоративный бассейн, озеро, пруд.

Использование естественных свойств воды, вызывающих положитель­ные эмоции — освежающая прохлада, текучесть, мгновенная изменчи­вость, отражательная способность, плеск и журчание струй, — сформи­ровало большое разнообразие ландшафтных элементов, применяемых в проектировании. С древних времен водный объект являлся наибо­лее притягивающим к себе внимание центром или осью композиции. К. Гиршфельд, подчеркивая эту значимость, писал: «Вода в ландшафте — как зеркало в здании, как глаза на человеческом лице» (Лихачев Д. С., 1998. С. 306).

В ландшафтном проектировании используются две формы состояния воды — динамическая (движущаяся) и статическая (спокойная). Динами­ческая форма предопределяет использование в равной степени зритель­ных и звуковых ощущений, поскольку в ее основе лежит текучесть воды и сопровождающий ее плеск. Вследствие этого применяются такие струк­турные единицы ландшафта, как источник, ручей, водопад, каскад, фон­тан, а также река и море. В статической форме преобладающее значение имеет зрительное начало, поэтому используются декоративные бассейны, пруды и озера.

$$$Что включают предпроектные исследования в проектирования загородных рекреационных территорий?

Рекреация (от лат. «recreatio» - восстановление, воссоздание) I дея­тельность человека, направленная на восстановление своих физических и психических сил, развитие личности, не связанное с выполнением трудо­вых обязанностей [12].

Объектами проектирования в рамках рекреационной архитектуры выступают рекреационные территории, комплексы, здания.

При разработке проектов рекреационной специализации на стадии предпроектного анализа исследуются визуально-эстетические параметры ландшафта, его рекреационная емкость, социальный спрос на различные виды отдыха.

Предпроектные материалы. К предпроектным материалам относятся следующие.

  • Ландшафтный анализ проектируемого участка и окружающей территории.
  • Геодезический план.
  • Подеревная съемка насаждений (для наиболее ценных участков).
  • Таксационная съемка (при наличии больших лесных массивов).
  • Техническое заключение о почвах.
  • Техническое заключение о режиме грунтовых вод и гидрогеологии в режиме затопляемости.

$$$Виды и формы отдыха?

При разработке проектов рекреационной специализации на стадии предпроектного анализа исследуются визуально-эстетические параметры ландшафта, его рекреационная емкость, социальный спрос на различные виды отдыха.

В теории архитектуры различаются следующие формы отдыха:

туризм - форма отдыха, связанная с передвижением на значительные расстояния для ознакомления с примечательными и редкими природными ландшафтами, культурно-историческими памятниками;

собственно отдых - стационарное пребывание здоровых людей в местах с благоприятными условиями, здоровым климатом и живописным ландшафтом;

лечение - курортное или профилактическое. Существенным фактором такого лечения является наличие ценных лечебных ресурсов иисточников, а также климатических условий оздоравливающего характера.

По активности:

· Активный

· Пассивный

· Смешанный ( охота, рыбалка)

При активном отдыхе используется деятельность, снимающая утомление и отличающаяся от той, которая вызвала утомление. При пассивном отдыхе организм находится в состоянии покоя, одним из видов которого является сон. Выбор той или иной формы отдыха определяется индивидуальными особенностями организма, характером предшествующей или предстоящей работы, условиями, в которых протекает деятельность. Однако более эффективным является активный отдых, позволяющий снять напряжение мышц, общее утомление и способствующий улучшению функционального состояния центральной нервной системы, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, развитию координации движений.

$$$Что входит в состав горно-туристического комплекса?

Комплексы отдыха, горно-туристические комплексы - группа одно­типных туристско-оздоровительных учреждений, объединенных на основе единого архитектурно-планировочного решения в границах локальной, концентрированно застраиваемой территории. Например, основными структурными, функциональными и планировочными элементами горно­туристического комплекса (ГТК) являются пешие, конные тропы, места кратковременного отдыха, стоянки, а в зимний период - горнолыжные трассы и поля с системой канатных дорог. В летний период функциониро­вание ГТК связано с использованием окружающих природно­рекреационных территорий с радиусом охвата, отвечающим организации 2-3-х дневных радиальных и радиально-кольцевых туристических маршру­тов (около 10-15 км).

$$$Типология парков по ландшафтно-генетическому признаку и функциональной специализации: особенности проектирования?

Типологический ряд по ландшафтно-генетическому признаку: лесопарки, лугопарки, нагорные, альпийский, гидро-, аквапарки, висячие, крытые и т.д.

Специализированные парки, выполняющие одну ведущую функцию: по демографическому признаку – для всех возрастов, детские, молодежные; по видам деятельности – спортивнее и физкультурно-оздоровительные, прогулочные, природные, выставочные, этнографические, исторические парки – музеи, парки развлечений.

Наряду с функциональным зонированием территории в практике проектирования применяется и принцип поляризации ландшафта, т.е. сосредоточение основных сооружений в одном или нескольких узлах и высвобождение остальной территории под естественный природный ландшафт.

Величина, расположение и взаимосвязь функциональных зон состав­ляют принципиальную структуру объекта, в формировании которой про­слеживаются определенные закономерности: естественная среда в основ­ном сохраняется в зонах тихого отдыха, на удалении от входов или в цен­тральной части с максимальным удалением от застроенных территорий; зрелищная зона обычно располагается вблизи входов; детская зона организуется обособленно, на незначительном расстоянии от входов; под хозяйственную зону отводится участок на периферии с обязательным вы­ездом на прилегающие улицы.

$$$Нормативные показатели садов и скверов. Типологические принципы проектирования?

В зависимости от типа общественного здания сады при них могут но­сить общедоступный и закрытый характер, от чего зависит количество по­сетителей и нагрузка на природные компоненты. В закрытых садах в связи с этим можно высаживать отдельные экзоты, устраивать полужесткое по­крытие и дорогостоящую скульптуру.

По классификации озеленения территорий в городах в отдельную группу выделяются сады и скверы. Если парки с минимальной площадью S = 10 га, то Sсадов до 10 га.

Сады города подразделяются на сады жилых районов с min S | 3 га, сады межквартальные min S = 1 га, специализированные сады S =1га. MinS скверов = 0,5 га.

Городской сад - структурный элемент системы озелененных территорий города, выполняющий рекреационные и архитектурно­художественные функции. Особенно велико их значение в плотно застроенных районах города, где имеется дефицит озелененных пространств.

Скверы – небольшие озеленённые территории в городе, предназначаемые для кратковременного отдыха пешеходов и декоративного оформления городских площадей, улиц, набережных, территорий у общественных зданий, пространств вокруг монументов. Скверы могут иметь и особые формы использования (информация, реклама, оформление мемориалов, выставок). Площади скверов колеблются от 0,2 до 2 га. Особое место занимают декоративные скверы, создаваемые на площадях или транспортных развязках без доступа на их территорию людей. Архитектурно-ландшафтное проектирование скверов охватывает целый комплекс вопросов, включающих проблемы собственно зелёного строительства, организации движения транспорта и пешеходов, защиту от пыли и шума и, конечно, эстетические задачи. Основные приёмы архитектурно-ландшафтной композиции скверов:

• формирование пространства сквера с использованием приёмов классического, регулярного садово-паркового искусства;

• свободная живописная планировка, основанная на приёме классических пейзажных парков;

• организация пространства сквера лаконичной геометрией его планировки, характерной для голландского и немецкого садово-паркового искусства;

• утрирование живописных планировочных элементов с применением экзотических форм растительности и маньеризма в оборудовании и благоустройстве (скверы в Бразилии, на Кубе и в других странах Латинской Америки);

• заимствование и трансформация приёмов японского садово-паркового искусства;

• использование «картинных» приёмов кубизма, абстракционизма, супрематизма и др.

Основополагающими принципами являются создание из природных компонентов ландшафта местных композиционных акцентов, т.е активное использование форм рельефа, водоемов, растительных композиций при проектировании дворов и пространств между жилой застройкой, садов при группах жилых домов, пешеходных дорог и аллей.

$$$Принципы архитектурно-ландшафтной организации территории больничных комплексов?

В основную задачу ландшафтной организации территории больнич­ных комплексов входит изоляция от окружающей территории. Немаловаж­ным терапевтическим аспектом является декоративность растительного ассортимента.

Больничный комплекс от границ участка окружают широкими защитными полосами не менее 30 м. На территории комплекса устраивают дорожки дозированной ходьбы, где через каждые 50-100 м организуют площадки для отдыха. Насаждения при больницах и других лечебно-профилактических учреждениях — озелененный участок для прогулок, отдыха и специальных процедур. Озеленение и благоустройство лечебных учреждений имеет ряд особенностей, связанных с их функциональным назначением. При подборе ассортимента растений необходимо учитывать не только экологические свойства и декоративные качества, но и их влияние на человека с психологической стороны и лечебные качества растений. В основе лечебно-оздоровительного режима лежит комплекс мероприятий, способствующих сокращению до минимума отрицательного влияния на больного факторов внешней среды, условных и безусловных раздражителей с целью создания наиболее благоприятных условий для лечения. Этому подчинены архитектурно-планировочные решения больничных учреждений, озеленение и благоустройство их территорий. В задачи ландшафтной организации территории больниц входит: улучшение санитарно-гигиенических условий – защита от ветра, зноя, пыли, шума, газов, улуч­шение состава воздуха; создание благоприятной среды для лечебного воздействия на больных и выздоравливающих методом ландшафтотерапии; озеленение и благоустройство площадок для солнечных и воздушных ванн и лечебной физ­культуры, организация терренкуров для дози­рованной ходьбы на территории больничного парка; обогащение архитектурного облика зданий и все­го участка декоративными растениями и верти­кальным озеленением; организация на участке с помощью защитных озелененных полос изолированных зон, маски­ровка насаждениями отдельных построек хозяй­ственного и подсобного назначения.

$$$Система территорий природного комплекса города. Размещение объектов ландшафтной архитектуры в структуре города.

Перспективы развития садов и парков не могут быть правильно оценены вне общей системы озелененных территорий города. В связи с этим следует принять во внимание и те изменения, которые наблюдаются сейчас в ходе их формирования. Прежде всего необходимо отметить процесс усложнения структуры системы озелененных территорий благодаря появлению все новых ее элементов, территориальному развитию городов и агломераций. Развитие системы озелененных территорий в различных городах и районах страны идет разными путями. Так, если в крупных и больших городах она отличается большой степенью сложности (количество слагаемых элементов достигает многих сотен), то в малых она значительно проще. При этом города с рассредоточенной планировкой имеют обычно более сложную, децентрализованную систему озеленения, чем компактные города (рис. 2.3).

В зависимости от комплекса сложившихся градостроительных и природных условий пространственное построение системы озеленения приобретает самый различный вид. В ней могут доминировать: обособленные зеленые «пятна», размещенные равномерно в массиве застройки; несколько крупных лесопарковых клиньев, достигающих центральных районов города; водно-парковый диаметр (т. е. лента парков и набережных, пересекающих город вдоль поймы реки или водохранилища); широкая полоса зелени, расположенная параллельно застройке и смежно с ней (при линейном развитии города); линейно-полосовое размещение зеленых насаждений; внешние массивы зелени, окружающие обособленные городские районы (при децентрализованной планировочной структуре)

$$$Виды озелененных территорий по характеру пользования, особенности проектирования.

В современной теории и практике градостроительного проектирования используются понятия «Система озелененных территорий города», «Система открытых пространств города», «Система территорий природного комплекса города». Озелененные территории города по видам пользования делятся на: территории общего пользования (парки, сады, скверы, бульвары), ограниченного пользования (озеленение территории школ, д\с, режимных предприятий, жилой застройки) и специального назначения (вдоль транспортных коридоров, озеленение ботсадов, зоопарков, питомников). По. территориальной иерархии - городские и загородные, селитебные и внеселитебные. Согласно СНиПа РК 3.01-01-2008 в пределах застройки городов удельный вес озелененных территорий различного назначения (уровень озелененности территории застройки) должна составлять не менее 40 %, а в границах территории жилого района не менее 25%. Озелененные территории общего пользования определяют устойчивое экологическое развитие города, а их дефицит отражается на лишении населения возможности полноценного отдыха. В связи с чем в первую очередь оптимальность принятых проектных решении в целом по населенному пункту или по его отдельному району оценивается в соответствии нормативам. Нормативы площадей общегородских объектов ландшафтной архитектуры для крупнейших - больших, средних и малых городов должны быть в пределах соответственно 10; 7 и 8 м2/чел, а жилых районов — 6м /чел (для малых городов не нормируется). Приведенные нормативы могут уменьшаться только для районов с экстремальными природно-климатическими условиями: для городов,расположенных в

полупустынных и пустынных районах данные показатели допускается уменьшать на 20-30 %.

Классификация озелененных территорий — это способ систематизации озеленных территорий в зависимости от площади и функционального назначения. Существует несколько типов парков. Парк культуры и отдыха республиканского значения , общегородского значения, районного значения, Спортивный парк , Парк развлечений, Парк-выставка, Ботанический парк, Зоологический парк, Парк-заповедник, Национальный парк, Исторический парк. Мемориальный парк , Детский парк , Городской сад, Сквер,бульвар, Насаждения при административных и общественных зданиях, Насаждения ограниченного пользования. Насаждения при школах, техникумах и высших учебных заведениях, Насаждения жилых микрорайонов и кварталов, Насаждения при больницах и других лечебно-профилактических учреждениях , Насаждения при промышленных предприятиях, Питомник и цветочные хозяйства, Питомник и цветочные хозяйства и т.д.

$$$Каков нормативный показатель обеспеченности озелененными территориями общего пользования? Виды озелененных территорий общего пользования и их типология.

Нормирование зеленых насаждений города осуществляется в зависимости от его назначения (административный центр, промышленный, научный, культурный центр, курорт и т. д.), размера территории, плотности застройки, климатических условий, существующего архитектурно-планировочного решения города и т. д.

Зеленые насаждения общего пользования необходимо размещать равномерно по всей селитебной территории, концентрируя их у общественных центров и спортивных комплексов. В крупнейших, крупных и больших городах помимо общегородских парков создают районные и специализированные (детские, спортивные, зоологические и т. д.) парки, которые призваны удовлетворять потребность всех категорий городских жителей в разнообразном отдыхе.

В жилом районе зеленые насаждения включают насаждения общего пользования (сады жилых районов, микрорайонов, бульвары, скверы и т. д.) и насаждения ограниченного пользования и специального назначения (озелененные дворы, участки школ, детских садов и яслей, посадки на улицах и площадях и т. д.). Если отсутствует одна из составных частей системы озеленения, то ее надо компенсировать за счет увеличения площади других видов зеленых насаждений, добиваясь того, чтобы не менее 50 % территории жилого района было занято зелеными насаждениями.

Проектирование начинается с определения структуры общественного центра, при этом под зоны учреждений, предприятий обслуживания отводится 1,5 м /чел., зеленых насаждений общего пользования — 3 м2/чел., спортивных сооружений — 1,5 м2/чел., площадок для стоянок автомобилей — 0,2 м2/чел.

Удельная площадь зеленых насаждений микрорайона (кроме участков школ, детских садов и яслей) принимается из расчета не менее 7 м /чел. (первая очередь) и 10 м2/чел. (расчетный срок). При застройке территорий, непосредственно граничащих с лесами и лесопарками, суммарную площадь зеленых насаждений допускается сократить, но не более чем на 30%.

Размер территорий под зелеными насаждениями в микрорайоне корректируется в соответствии с этажностью застройки: 2—3-этажная—19—15 м2/чел.; 4—5-этажная—14—11 м2/ чел., 6—8-этажная — 10,5—9 м2/чел.; 9—12-этажная — 8,5—8 м2/чел.; 16-этажная — 7 м2/чел. Вне зависимости от этажности под физкультурные и спортивные площадки отводятся озелененные территории из расчета 1,2 м2 на одного жителя.

Система озелененных территорий общего пользования города включает парки, сады, скверы, бульвары, насаждения на улицах, при административных и общественных учреждениях. Каждая из перечисленных категорий насаждений характеризуется определенными функциональными и градостроительными признаками.

$$$Функциональное зонирование полифункциональных парков, принцип поляризации ландшафта парка.

Полифункциональные парки для массового досуга всех возрастных групп. В номенклатуру полифун





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.