Дифференцировка признаков пола в онтогенезе Первичные морфологические и физиологические особенности организма, обеспечивающие образование гамет и их оплодотворение: у высших животных - наружные гениталии и половые пути, обеспечивающие образование гамет и оплодотворение Вторичные непосредственно не обеспечивающие гаметогенез, оплодотворение и спаривание, но играют роль в половом размножении: строение плавников у рыб, оперения у птиц, грудных желез у млекопитающих, длины междоузлий и сроков цветения у растений Признаки, связанные с полом: - Ограниченные полом - развитие обусловлено генами, расположенными в аутосомах обоих полов, но проявляющихся только у одного пола.
- Контролируемые полом - разная степень проявления генов у лиц разного пола. Так у человека ген лысости — только у мужчин, а подагра – у 40% мужчин и редко у женщин.
- Сцепленные с полом - признаки, развитие которых контролируется генами половых хромосом: сХ-хромосомой сцеплены гены дальтонизма, гемофилии; мышечной дистрофии, с Y-хромосомой - гипертрихоз
Типы определения пола: Прогамный- до оплодотворения, по строению мужских и женских гамет. Сингамный- зависит от характера сочетания половых хромосом либо от соотношения половых хромосом и аутосом. Эпигамный- формируется под влиянием внешней среды. Основные концепции онтогенеза – индивидуального развития организма |  |  | Независимо от способа размножения начало новому организму дает клетка (оплодотворенная при половом размножении), содержащая гены - наследственные задатки, но не обладающая всеми признаками и свойствами организма. Развитие организма (онтогенез) заключается в постепенной реализации наследственной информации, полученной от родителей. Каким образом генотип реализуется в фенотип? Ученые давно задумывались об этом. В результате сформировались 3 основных концепций онтогенеза. Первая - преформизм – учение о том, что организм полностью сформирован (преформирован) в половых клетках в уменьшенном виде, а после оплодотворения начинается его рост. Возникло в античности, Гиппократ – основоположник. Отрицание развития, метафизическое учение. Наиболее популярно в 17-18 веках. Овисты отдавали предпочтение яйцеклеткам, анималькулисты – мужским половым клеткам. Вторая- эпигенез – противоположное преформизму учение, признающее только развитие и отрицающее рост; яйцеклетка бесструктурна и однородна, все органы возникают как новообразование. В 1828 году Карл Бэр доказал, что содержимое яйца неоднородно (учение о зародышевых листках) и степень неоднородности возрастает с развитием зародыша, выявил преемственность развития у разных классов животных и предложил рассматривать онтогенез какпреобразование структур (третья концепция). Это основа современных представлений об онтогенезе как единстве роста и развития. Особое внимание следует обратить на следующие понятия. Рост– это увеличение количества, размеров и массы клеток (т.е. количественные изменения). Развитие– качественные изменения в организме, обусловленные дифференцировкой клеток (разделением по морфологическим, биохимическим, функциональным признакам) и их ростом. Онтогенез – целостный и непрерывный процесс, в котором отдельные события увязаны между собой в пространстве и времени. Онтогенез контролируется генами | Онтогенез делится на два периода: 1. эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек; 2. постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма. Критические периоды онтогенеза. В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Это обусловливает повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их течения. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности. Наиболее опасными периодами являются: 1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез; 2) момент слияния половых клеток — оплодотворение; 3) имплантация зародыша (4—8-е сутки эмбриогенеза); 4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3—8-я неделя развития); 5) стадия усиленного роста головного мозга (15—20-я неделя); 6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20—24-я неделя пренатального периода); 7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация; 8) период раннего и первого детства (2 года — 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов; 9) подростковый возраст (период полового созревания — у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет). Одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность. • Дифференцировка признаков пола в онтогенезе Формирование половых признаков осуществляется под генетическим контролем. Генетический пол зародыша человека определяется набором половых хромосом при слиянии гамет: ХХ и ХY. • Зачатки гонад у ранних эмбрионов до 5-й или 6-й недели не различаются у разных полов и называются бисексуальными. • Дифференцировка мужской гонады наблюдается на 7-й неделе. • На 36 день семенник начинает выделять андрогены (тестостерон), определяющий развитие мужского пола. • Развитие женской гонады наблюдается на 8-й неделе. Результатом этого является образование женских гормонов – эстрагенов. Гонады детерминируют развитие первичных и вторичных половых признаков. Половые железы выделяют гормоны, которые вместе с гормонами эндокринных желез контролирую пути дифференцировки пола. Уровень гормонов в свою очередь контролируется генами. • Процесс половой дифференцировки включает: • Генетический контроль; • Регуляторные функции гормонов 2 вопрос Учебно-исследовательская деятельность на уроках биологии. В рамках реализации ФГОС ООО предусмотрена разработка и реализация каждой образовательной организацией четырех междисциплинарных учебных программ, в числе которых программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». В связи с этим возникла необходимость знания особенностей и форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе в рамках изучаемого предмета. Учебно-исследовательская деятельность учащихся основной школы имеет сходство с научно-исследовательской деятельностью только по структуре, что должно учитываться как при организации учебных исследований, так и при разработке критериев их оценки. Учебно-исследовательская деятельность школьников направлена на формирование развивающей образовательной среды ученика (табл.30). Учебно-исследовательская деятельность обучающихся состоит из теоретической и экспериментальной исследовательской деятельности. В исследовательской деятельности школьников наиболее результативным является применение проблемно-поискового метода. Использование данного метода предполагает развитие самостоятельного мышления, исследовательских умений и креативности обучающихся. Главное в проблемно-поисковом методе - создание проблемной ситуации с помощью вопросов, задачи, экспериментального задания. Для решения данного затруднения ученики должны применить определенные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, аналогию, обобщение. Проблемно-поисковые методы обучения имеют следующую структуру: - создание проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, проблемных задач или опытов; - формирование учебных гипотез; - доказательств учебных гипотез на основе сравнений, логических рассуждений, проведение учебно-исследовательских опытов; - формирование новых учебных выводов и обобщений. В практической деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности применяется учебный эксперимент. По продолжительности эксперимент может быть кратковременным и длительным. Например, изучение действия слюны на крахмал – кратковременный эксперимент, а изучение влияния экологических факторов, например, на рост конкретных растений - длительный эксперимент. Эксперимент можно проводить как в учебном классе, лаборатории, так и в домашних условиях. Большие возможности даёт проведение эксперимента на пришкольном опытном участке. При проведении эксперимента учащимися необходимо не забывать о проведении инструктажа по технике безопасности. Эксперимент способствует освоению и закреплению учебно-исследовательских умений. Учебные исследовательские умения подразумевают самостоятельную исследовательскую деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в научной работе, исследовании) с последующим контролем учителя. Мотивационный компонент учебных исследовательских умений – развитие познавательного интереса ученика. Содержательный компонент представляет собой предметные знания, т.е. знания в области биологии. Операционный компонент – система интеллектуальных, специальных и предметных умений. Предметные умения (биологические) включают: умение пользоваться лабораторным оборудованием, готовить и рассматривать микропрепараты, ставить эксперименты, опыты, проводить наблюдения. К специальным умениям относятся: умение выдвигать гипотезу, ставить проблему, составлять план исследования, выявлять взаимосвязь изучаемого явления с другими явлениями. К интеллектуальным умениям следует отнести: умение сравнивать, обобщать, выделять главные признаки, давать характеристику, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, моделировать исследование. Развитие исследовательских умений формируется в процессе лабораторных и практических работ, наблюдений, выполнения творческих заданий, участия в дискуссиях, решения проблемных ситуаций. Учебные исследовательские умения должны развиваться по нескольким направлениям: 1. Усложнение содержания задания, когда их выполнение требует более сложных форм и приемов мышления. 2. Усложнение источников знаний, когда их характер, количество и сочетания тоже предполагают более интенсивную умственную деятельность. 3. Усложнение способов руководства и контроля со стороны учителя, рассчитанных на возрастающую самостоятельность школьников в учении. Наиболее сложные задания - чисто логического характера - на осознание научных категорий и самих приемов к умственной деятельности на основе анализа, обобщения, сравнения. Задания, которые требуют от учащихся "пройти" все три этапа самостоятельно, называются исследовательскими, а последний - учебно-логическим. Различают 4 уровня сформированности учебных исследовательских умений (табл. 31). Организуя учебную исследовательскую работу, педагог должен учитывать следующие правила: 1) учебное исследование должно соответствовать возрасту учащегося; 2) предложенная тема исследования должна быть интересна ученику; 3) ученик должен быть подготовлен к участию в исследовательской работе; 4) необходимо создать среду для реализации учебного исследования; 5) педагог должен обеспечить кураторство учебного исследования; 6) необходима оценка и презентация результатов исследовательской деятельности. |