МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Дифференцировка признаков пола в онтогенезе





Первичные

морфологические и физиологические особенности организма, обеспечивающие образование гамет и их оплодотворение: у высших животных - наружные гениталии и половые пути, обеспечивающие образование гамет и оплодотворение

 

Вторичные

непосредственно не обеспечивающие гаметогенез, оплодотворение и спаривание, но играют роль в половом размножении: строение плавников у рыб, оперения у птиц, грудных желез у млекопитающих, длины междоузлий и сроков цветения у растений

Признаки, связанные с полом:

  1. Ограниченные полом - развитие обусловлено генами, расположенными в аутосомах обоих полов, но проявляющихся только у одного пола.
  2. Контролируемые полом - разная степень проявления генов у лиц разного пола. Так у человека ген лысости — только у мужчин, а подагра – у 40% мужчин и редко у женщин.
  3. Сцепленные с полом - признаки, развитие которых контролируется генами половых хромосом: сХ-хромосомой сцеплены гены дальтонизма, гемофилии; мышечной дистрофии, с Y-хромосомой - гипертрихоз

 

 

Типы определения пола:

Прогамный- до оплодотворения, по строению мужских и женских гамет.

Сингамный- зависит от характера сочетания половых хромосом либо от соотношения половых хромосом и аутосом.

Эпигамный- формируется под влиянием внешней среды.

 

Основные концепции онтогенеза – индивидуального развития организма

 

Независимо от способа размножения начало новому организму дает клетка (оплодотворенная при половом размножении), содержащая гены - наследственные задатки, но не обладающая всеми признаками и свойствами организма. Развитие организма (онтогенез) заключается в постепенной реализации наследственной информации, полученной от родителей. Каким образом генотип реализуется в фенотип? Ученые давно задумывались об этом. В результате сформировались 3 основных концепций онтогенеза. Первая - преформизм – учение о том, что организм полностью сформирован (преформирован) в половых клетках в уменьшенном виде, а после оплодотворения начинается его рост. Возникло в античности, Гиппократ – основоположник. Отрицание развития, метафизическое учение. Наиболее популярно в 17-18 веках. Овисты отдавали предпочтение яйцеклеткам, анималькулисты – мужским половым клеткам. Вторая- эпигенез – противоположное преформизму учение, признающее только развитие и отрицающее рост; яйцеклетка бесструктурна и однородна, все органы возникают как новообразование. В 1828 году Карл Бэр доказал, что содержимое яйца неоднородно (учение о зародышевых листках) и степень неоднородности возрастает с развитием зародыша, выявил преемственность развития у разных классов животных и предложил рассматривать онтогенез какпреобразование структур (третья концепция). Это основа современных представлений об онтогенезе как единстве роста и развития. Особое внимание следует обратить на следующие понятия. Рост– это увеличение количества, размеров и массы клеток (т.е. количественные изменения). Развитие– качественные изменения в организме, обусловленные дифференцировкой клеток (разделением по морфологическим, биохимическим, функциональным признакам) и их ростом. Онтогенез – целостный и непрерывный процесс, в котором отдельные события увязаны между собой в пространстве и времени. Онтогенез контролируется генами

Онтогенез делится на два периода:



1. эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;

2. постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

Критические периоды онтогенеза. В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Это обусловливает повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их течения. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности. Наиболее опасными периодами являются:

1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;

2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;

3) имплантация зародыша (4—8-е сутки эмбриогенеза);

4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3—8-я неделя развития);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15—20-я неделя);

6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20—24-я неделя пренатального периода);

7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8) период раннего и первого детства (2 года — 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9) подростковый возраст (период полового созревания — у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет). Одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

 

Дифференцировка признаков пола в онтогенезе

Формирование половых признаков осуществляется под генетическим контролем. Генетический пол зародыша человека определяется набором половых хромосом при слиянии гамет: ХХ и ХY.

 

• Зачатки гонад у ранних эмбрионов до 5-й или 6-й недели не различаются у разных полов и называются бисексуальными.

• Дифференцировка мужской гонады наблюдается на 7-й неделе.

• На 36 день семенник начинает выделять андрогены (тестостерон), определяющий развитие мужского пола.

• Развитие женской гонады наблюдается на 8-й неделе. Результатом этого является образование женских гормонов – эстрагенов.

 

Гонады детерминируют развитие первичных и вторичных половых признаков. Половые железы выделяют гормоны, которые вместе с гормонами эндокринных желез контролирую пути дифференцировки пола. Уровень гормонов в свою очередь контролируется генами.

• Процесс половой дифференцировки включает:

• Генетический контроль;

• Регуляторные функции гормонов

 

2 вопрос

Учебно-исследовательская деятельность на уроках биологии.

В рамках реализации ФГОС ООО предусмотрена разработка и реализация каждой образовательной организацией четырех междисциплинарных учебных программ, в числе которых программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». В связи с этим возникла необходимость знания особенностей и форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе в рамках изучаемого предмета.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся основной школы имеет сходство с научно-исследовательской деятельностью только по структуре, что должно учитываться как при организации учебных исследований, так и при разработке критериев их оценки. Учебно-исследовательская деятельность школьников направлена на формирование развивающей образовательной среды ученика (табл.30).

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся состоит из теоретической и экспериментальной исследовательской деятельности.

В исследовательской деятельности школьников наиболее результативным является применение проблемно-поискового метода. Использование данного метода предполагает развитие самостоятельного мышления, исследовательских умений и креативности обучающихся. Главное в проблемно-поисковом методе - создание проблемной ситуации с помощью вопросов, задачи, экспериментального задания. Для решения данного затруднения ученики должны применить определенные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, аналогию, обобщение.

Проблемно-поисковые методы обучения имеют следующую структуру:

- создание проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, проблемных задач или опытов;

- формирование учебных гипотез;

- доказательств учебных гипотез на основе сравнений, логических рассуждений, проведение учебно-исследовательских опытов;

- формирование новых учебных выводов и обобщений.

В практической деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности применяется учебный эксперимент. По продолжительности эксперимент может быть кратковременным и длительным. Например, изучение действия слюны на крахмал – кратковременный эксперимент, а изучение влияния экологических факторов, например, на рост конкретных растений - длительный эксперимент. Эксперимент можно проводить как в учебном классе, лаборатории, так и в домашних условиях. Большие возможности даёт проведение эксперимента на пришкольном опытном участке. При проведении эксперимента учащимися необходимо не забывать о проведении инструктажа по технике безопасности.

Эксперимент способствует освоению и закреплению учебно-исследовательских умений.

Учебные исследовательские умения подразумевают самостоятельную исследовательскую деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в научной работе, исследовании) с последующим контролем учителя.

Мотивационный компонент учебных исследовательских умений – развитие познавательного интереса ученика. Содержательный компонент представляет собой предметные знания, т.е. знания в области биологии. Операционный компонент – система интеллектуальных, специальных и предметных умений.

Предметные умения (биологические) включают: умение пользоваться лабораторным оборудованием, готовить и рассматривать микропрепараты, ставить эксперименты, опыты, проводить наблюдения.

К специальным умениям относятся: умение выдвигать гипотезу, ставить проблему, составлять план исследования, выявлять взаимосвязь изучаемого явления с другими явлениями.

К интеллектуальным умениям следует отнести: умение сравнивать, обобщать, выделять главные признаки, давать характеристику, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, моделировать исследование.

Развитие исследовательских умений формируется в процессе лабораторных и практических работ, наблюдений, выполнения творческих заданий, участия в дискуссиях, решения проблемных ситуаций.

Учебные исследовательские умения должны развиваться по нескольким направлениям:

1. Усложнение содержания задания, когда их выполнение требует более сложных форм и приемов мышления.

2. Усложнение источников знаний, когда их характер, количество и сочетания тоже предполагают более интенсивную умственную деятельность.

3. Усложнение способов руководства и контроля со стороны учителя, рассчитанных на возрастающую самостоятельность школьников в учении.

Наиболее сложные задания - чисто логического характера - на осознание научных категорий и самих приемов к умственной деятельности на основе анализа, обобщения, сравнения. Задания, которые требуют от учащихся "пройти" все три этапа самостоятельно, называются исследовательскими, а последний - учебно-логическим.

Различают 4 уровня сформированности учебных исследовательских умений (табл. 31).

 

Организуя учебную исследовательскую работу, педагог должен учитывать следующие правила:

1) учебное исследование должно соответствовать возрасту учащегося;

2) предложенная тема исследования должна быть интересна ученику;

3) ученик должен быть подготовлен к участию в исследовательской работе;

4) необходимо создать среду для реализации учебного исследования;

5) педагог должен обеспечить кураторство учебного исследования;

6) необходима оценка и презентация результатов исследовательской деятельности.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.