Работа над стилем и типом речи Билет №1 2. Языковая ситуация и языковая политика. 3. Составьте урок обучающего сочинения по картине в 5 классе (словарно-стилистическая работа, работа с искусствоведческим текстом). Языковая ситуация-характер взаимоотношений между языками и формами одного языка на территории страны/региона. Языковая ситуация-сочетание форм существования языков, обслуживающих народ/социум в определенном регионе. Факторы языковой ситуации: · Количество языков/диалектов · Число носителей языка · Юридический статус · Степень родства · Языковая политика · Уровень самосознания этноса Типы яз.ситуаций: 1. Одноязычные-Исландия 99% исландский язык. Двуязычные-Болгария 90% болгарский,10%турецкий. Многоязычные-Россия 196 языков. Равновесные(сбалансированные)/неравновесные. Равновесные-языки или формы существования одного языка равнозначны в функциональном отношении. Неравновесные-компоненты яз.ситуации по-разному используются в разных сферах общения и разными соц.группами носителей языка. Двуязычие- равноправное использование двух языков Диглоссия-тип двуязычия, где один язык функционирует в высоких сферах(церковь,наука), а другой в быту и низких жанрах письменности. Языковая политика Виды сознательной деятельности, направленные на регулирование использования языка. 1.Позитивная-укрепляет коммуникативные возможности языков. 2.Деструктивная-направлена на ограничение сфер употребления литературного языка. Цели языковой политики определяются в зависимости от языковой ситуации. Языковая стратегия государства определяется политическим строем страны. В демократич.и либерал.странах цель политики- гармонизация этнических интересов, юридической гарантии. В тоталитарных и авторитарных обществах цель- ослабить этноязыковые различия, ущемление языковых прав национальных меньшинств.  Конспект урока развития речи. Обучающее сочинение по картине А.А. Дейнека «Девочка у окна». 5 класс. Тема урока: Сочинение по картине Тип урока:Урок развития речи Цели урока:Учебная- сформировать умение создавать текст описательного характера по содержанию картины, умение правильно строить логически завершенную мысль и грамотно воспроизвести ее в предложении. Развивающая- развить внимание, наблюдательность, визуальное восприятие произведения искусства. Воспитательная- воспитать эстетический вкус Оборудование урока: 1.Классная доска .2.Учебник 3.Проектор для показа видео и картины. Литература: Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе Ладыженская Т.А. – Методика развития речи на уроках русского языка Ладыженская Т.А- Обучающее сочинение по картине на урока русского языка. Львов, Львова- русский язык 6 кл. План урока: Вступительная беседа. Учитель отсутствует в классе, показывается видео. Сидит учитель смотрит на картину «Девочка у окна» и начинает задумчиво описывать каждую деталь того, что она видит, но у нее это не получается, она нервничает и в видео говорит: « Эх, вот если бы был бы сейчас 6 класс со мной рядом, помогли бы мне сделать полноценный рассказ об этой девочке» затем обращается в камеру: «Ну что, попробуем? Я иду к вам за помощью» показывается, как учитель идет в школу и стоит около кабинета. В этот момент видео выключается и учитель заходит по-настоящему в кабинет. Здравствуйте, дети, как вы поняли, сегодня вы будете моими волшебниками-помощниками, мы будем учиться писать сочинение по картине. Работа над стилем и типом речи Учитель раздает карточки с текстом сочинения под названием «Бабушка»  Читаем текст, далее беседа: 1.К какому стилю речи относится данный текст ? 2.К какому типу речи относится текст? По каким языковым средствам вы это определили? 3. Давайте выделим композиционные составляющие этого текста. Объясняется: Типичная композиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторскую оценку, вывод, заключение. |