МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Обучение и воспитание детей, имеющих тяжелые нарушения интеллекта: цели задачи и основные коррекционно-воспитательной работы.





По МКБ 10 к тяжелым нарушениям интеллекта относят умеренную и тяжелую у.о.(F 71)

До начала 90г считалось, что дети с диагнозом F 71 необучаемы в системе организованного школьного обучения, но с принятием конвенции о правах ребенка в России (91г), государством были приняты меры по организации обучения этих детей (до этого было только домашнее обучение).

Лица с тяжелыми нарушениями интеллекта - инвалиды, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке, однако при создании для них специальных условий они становятся частично трудоспособными и могут быть социально адаптированы. Между тем отсутствие или недостаточность необходимой помощи этим лицам ведет к тяжелым последствиям.

На сегодняшний день во всех СКШ организованны классы для детей с сочетанным дефектом (С) и для детей с тяжелой у.о. (Т)- в классах от 3 до 6 человек..

Срок обучения – 9 лет, обучаются только по индивидуальным программам, которые разрабатываются на основе комплексного изучения учащегося, составляются педагогом – дефектологом.

Воспитание детей с тяжелыми нарушениями развития, с одной стороны, имеет задачи, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой стороны, эти задачи глубоко специфичны. Цели и задачи, о6щие для обучения и воспитания всех детей, содействие их всестороннему развитию, выявление положительных и сглаживание отрицательных сторон личности, воспитание детей наиболее социально адаптированными, трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с тяжелыми недостатками развития эти цели остаются актуальными, но при их осуще­ствлении следует учитывать значительно более низкий уровень их возможностей, необходимость применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания. Специфичность целей, задач и методов работы спро6лемными детьми вытекает из глубокого своеобразия этого контингента аномальных детей. Детей этой категории чрезвычайно затрудняет самостоятельное использование имеющихся у них знаний. Перенос полученных знаний и умений, применение их в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения несложных жизненных задач - все это почти непреодолимые трудности для них, что в конечном счете и отличает их от нормально развивающихся детей. Важно не столько передать детям определенную сумму знаний, сколько выработать уник адекватность поведения, умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность.

Цель воспитательного процесса - формирование системы жизненно необходимых умений и навыков. Обучение можно считать вполне законченным лишь в том случае, если навыки стали привычками. В процессе специального обучения развиваются все психические функции этих детей и относительно корригируются недостатки, особенно в младшем возрасте. Процесс обучения ребенка с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должен максимально содействовать развитию его познавательной деятельности.

Цель обучения - сформировать у учащихся элементарные трудовые навыки и навыки правильного социального поведения.

Для достижения этих целей необходимы: технические устройства, определенный кадровый резерв, программное обеспечение.



В настоящее время институт кор педагогики РАУ разработали примерные программы для детей с тяж нарушением интеллекта, к которым предлагается экспериментальный учебный план.

Задачи работы:

· Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков,

· Воспитание детей, формирование у них правильного поведения. Эмоциональное и коммуникативное развитие детей.

· Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание.

· Самообслуживание.

· Бытовая ориентировка и социальная адаптация детей я подростков. Интеграция этих лиц в общество.

1. Развитие детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в процессе обучения может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий: - более раннее начало коррекционной работы; - благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьей; - применение адекватных программ и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям этих детей и целям их воспитания.

Раннее начало коррекции тяжело отсталых детей играет чрезвычайно важную роль, так как может повести к значительным положительным сдвигам в их развитии. Раннее начало коррекционных занятий является не только необходимым условием эффективного развития ребенка, но и надежным средством диагностики, поскольку в процессе длительного наблюдения при активном педагогическом воздействии наиболее полно выявляются все возможности и особенности каждого ребенка, дополнительные и вторичные нарушения, в результате чего к началу школьного обучения может быть безошибочно определен тот тип школы, в котором он должен обучаться.

Второе условие благоприятного развития ребенка - правильная организация его семейного воспитания.

Роль родителей детей с тяжелой умственной отсталостью трудно переоценить и в том случае, когда ребенок живет дома, и если он помешен в специальное учреждение. Основное внимание родителей должно быть направлено на следующие стороны психического и физического развития ребенка: - развитие общей моторики и моторики руки пальцев; - самообслуживание; - умение подчиняться взрослыми выполнять простые практические инструкции; - умение видеть и различать в окружающем мире предметы и их отдельные свойства, слышать и различать звуки, осязать предметы, пользоваться предметами практически, соответственно их назначению; - развитие речи детей; - развитие элементарны трудовых навыков, положительного отношения к труду; - привитие навыков культурного и правильного поведения по отношению к окружающим.

Применение адекватны программ и методов обучения детей с тяжелыми нарушениями развития, соответствующих возможностям и целям их воспитания, - важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Обучение будет носить развивающий характер в том случае, если оно направлено на освоение детьми умения применять знания для решения новых, аналогичны прежним задач. При этом обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности, которые определяются зоной ближайшего развития, при опоре на ведущую деятельность данного возрастного периода. Содержание учебно-воспитательной работы должно всемерно содействовать выявлению возможностей детей в подготовке к доступным для них видам труда. Поэтому обучение в специальных учреждениях должно базироваться на таких видах практических занятий, как физическая культура и ритмика, предметно-практическая деятельность, ручной труд, предметные уроки и экскурсии, занятия бытовым трудом и трудом в учебных мастерских, сельскохозяйственные работы и т.п. В процессе проведения этик видов занятий возможно эффективное развитие у детей речи, мышления, воспитание целенаправленны движений, формирование положительных эмоционально-волевых качеств.

2. Вторая важная задача коррекционной работы с этими детьми - их личностное, эмоциональное воспитание, формирование у них правильного поведения, соответствующего общепринятым нормам.

Тяжелая интеллектуальная недостаточность, личностная незрелость детей и подростков этой категории и связанные сними некритичность, внушаемость, податливость могут в неблагоприятных условиях привести к тяжелым последствиям. Часто наблюдаемые у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство создают для воспитателя большие трудности. Эти отрицательные черты - обычно не только следствие органических особенностей ребенка, но и результат влияния среды: неустроенности быта, беспорядочности требований, плохого примера, отсутствия режима.

У детей с тяжелыми нарушениями развития необходимо воспитывать навыки культурного поведения, умение общаться с людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение, уметь защитить себя. Необходимо работать над пробуждением у них чувства жалости, радости, сострадания. В то же время большое внимание следует уделять и чисто внешним формам поведения. Практика знает примеры хорошего воспитания, правильного поведения лиц с тяжелой умственной отсталостью.

3. Ведущую роль во всей системе коррекционной работы с тяжело умственно отсталыми, особенно в старшем возрасте, играют трудовое воспитание и обучение. Основная задача этого раздела – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитание необходимых установок поведения, личностных качеств.

Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна для таких детей. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Большое значение в определении трудовых возможностей и доступного ребенку профиля труда имеют его физическое развитие, развитие его общей и ручной моторики. Правильно организованное трудовое обучение, в свою очередь, благоприятно влияет на физическое развитие тяжело отсталых детей, содействуя коррекции Их двигательных недостатков.

Педагог, занимающийся трудовым воспитанием и обучением детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью, должен:

- обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно-гигиеническом самообслуживании;

- выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно - бытовом труде в семье или в специальном учреждении и умение выполнять несложные виды этого труда (уборка помещения, мытье посуды)

- сформировать у детей привычку и положительное отношение к определенному виду труда, выполняемому в течение установленного времени (5 – б часов в день) в специальном цехе или мастерской, при сельскохозяйственных работах под руководством инструктора;

- выработать у них твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому подросток обучался в специальном учреждении;

- с учетом индивидуальных возможностей каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до 10 и десятками) и складывание готовой продукции в определенном порядке;

4. Задача содействия социальной адаптации лиц с тяжелой умственной отсталостью поставлена перед дисциплиной, введенной в учебный план под названием «Социально-бытовая ориентировка». Необходимость и важность этого предмета, определяется тем, что лица данной категории испытывают большие трудности в приспособлении к окружающей жизни, они плохо ориентируются в общественных местах, не имеют навыков общения и в результате этого, как правило, несамостоятельны, беспомощны в практической жизни.

Задача этого предмета – не только дать детям знания и представления о различных учреждениях, обеспечивающих быт людей (магазин, почта, транспорт и т.д.), но, главное – научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться их услугами, дать тяжело умственно отсталым подросткам твердые навыки и привычки общения с людьми. Результаты этой работы будут в значительной степени определять уровень социальной адаптации этих лиц в их дальнейшей Жизни. Эта работа окажет большую помощь родителям в их стремлении включить своих детей в социокультурное пространство здоровых людей.

Весь сложный процесс коррекционного обучения и воспитания детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью направлен на их развитие, воспитание, трудовую подготовку и социальную адаптацию, с тем чтобы они могли занять определенное место в жизни.

 

12.Классификация сложных и множественных нарушений развития у детей.

Сложные нарушения детского развития - сочетание двух психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.

В современной специальной литературе в номинации сложных нарушений обозначаются только так называемые первичные нарушения, например слепоглухота. Если в название включаются вторичные отклонения в развитии, как, например, в слове «слепоглухонемота», где «немотой» обозначено отсутствие речи у ребенка, являющееся лишь следствием его глухоты, социально обусловленным, т. е. вторичным нарушением, то такой термин следует признать неточным и устаревшим.

Множественные – когда у ребенка нарушены более двух функций, которые являются первично нарушенными, выражены они могут быть в разной степени. У.о., слабовидящее, глухие дети. У.о, глухие, с двигательной патологией.

Исследователи (Т.А. Басилова, Л.С. Выготский, В.А. Лапшин, А.И. Мещеряков, М.С. Певзнер, Б.П. Пузанов и др.) подчеркивают условность выделения группы детей с множественными нарушениями развития. При этом отмечается, если в основе дефекта лежит глубокое органическое поражение ЦНС, следствием которого являются нарушения развития у детей с глубоким отставанием в умственном развитии, в этих случаях можно говорить о множественном виде нарушений.

Этиология:: биологические факторы развития, которые как правило имеют генетическое или экзогенное происхождение – хромосомные аномалии (синдром Дауна: у.о. с наруш зрения, слуха). Экзогенные: иммунологическая несовместимость матери и плода, вирусы, инфекции.

Сочетания нарушений развития выражаются более чем в 20 видах различных дефектов, это сочетание сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушениях.

В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на три группы:

I по степени выраженности:

1)

· Тотально слепоглухие

· Слепые слабослышащие

· Слабовидящие глухие

· Слабовидящие слабослышащие

2)

· С нарушение зрения с двигательной патологией

· С нарушение зрения с ДЦП (не передвигаются самостоятельно)

· Слепые с остаточными явлениями ДЦП (могут передвигаться сами)

3)

· Глухие с у.о.

· Глухие с F 71

· Глухие с F 70

 

Некоторые авторы выделяют 4 градацию, но она очень спорна:

4)

· Слепые с нарушение речи

· Слабовидящие алалики

· Слепые с ОНР

II по времени наступления нарушения:

1) разновременное (нр: врожденная слепота, и наступившие в результате травмы дыигательные нарушения; прогресс тугоухости у ребенка с ДЦП)

2) одновременное (нр: врожденные нарушения зрения и слуха + в раннем возрасте переболел менингитом, в результате у.о)

Эта градация очень важна для детей с сенсорными нарушениями:

· глухие – показывает состояние речи

· слепые – показывает запас зрительных образов

 

III по возрасту:

1) дети с врожденными или рано приобретенными нарушениями

2) младший дошкольный возраст

3) старший дошкольный возраст

Дети школьного возраста, имеющие различные отклонения в развитии, обучаются в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов. Специальных учреждений для детей с комплексными нарушениями развития действуют практически единицы. В связи с этим для них создаются либо группы, либо классы, в которых они воспитываются и обучаются.

Содержание образования в специальном классе, группе, группе продленного дня коррекционного учреждения определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемыми на базе образовательной программы (образовательных программ) данного учреждения с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. Эти документы разрабатываются, принимаются и реализуются коррекционным учреждением самостоятельно. При разработке образовательной программы (образовательных программ) специальных классов, групп, групп продленного дня могут быть использованы образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с иными отклонениями в развитии.

Содержание образования в специальных классах, группах, группах продленного дня коррекционного учреждения направлено на решение задач по формированию представлений о себе, навыков самообслуживания и жизнеобеспечения, доступны представлений об окружающем мире и ориентации в среде, коммуникативные умения, обучению предметно-практической и доступной трудовой деятельнос­ти, овладение доступными знаниями по о6щеобразовательньпиi предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников, овладение доступными образовательными уровнями.

Организация образовательного процесса в специальных классах, группах, группах продленного дня коррекционного учреждения регламентируется планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, учитывающими особенности психофизического развития воспитанников со сложными дефектами и разрабатывается и утверждается коррекционным учреждением самостоятельно.

Сроки освоения образовательной программы (образовательных программ) воспитанниками специальных классов, групп, групп продленного дня коррекционного учреждения могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальны возможностей конкретного воспитан­ника, но не должны превышать 12 лет.

Выпускникам специальных классов коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

Коррекцию сенсорных и двигательных недостатков воспитанников осуществляет учитель-дефектолог, а коррекцию речевых недостатков и формирование речевых средств коммуникации - учитель-логопед, причем оба указанных специалиста строят свою работу в тесном со­трудничестве с учителем, воспитателем класса, группы, группы продленного дня, педагогом-психологом, медицинскими работниками коррекционного учреждения. Занятия ЛФК, массаж, физиотерапевтические и другие лечебно-оздоровительные мероприятия осуществляют работники, имеющие соответствующую квалификацию. Социальная помощь, связь с родителями (законными представителями), органами социальной защиты, здравоохранения, занятости населения и другими входят в круг обязанностей социального педагога.

На сегодняшний день в России имеются лишь зачатки системы обучения и воспитания детей со сложными и множественными нарушениями. Структура образовательных учреждений только начала формироваться (ей около 20 лет). Первый опыт обучения детей со сложной структурой дефекта – в 1995 году (глухие, слабослышащие дети с органической патологией двигательной сферы, интеллекта, но не в сочетании со слепотой.

В классах 3-6 человек, программы воспитания и обучения – авторские, для детей со сложной структурой дефекта.

Проблема на сегодняшний день: организация обучения детей со сложными нарушениями в семье – нет консультативной поддержки.

 

17.3 Раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями.
Развитии и воспитывающим их семьям как приоритетное направление развития специального образования в России.

Результаты отечественных и зарубежных научных исследовании и практика со всей очевидностью показывают: раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых дней жизни позволяют предупредить появление отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате - значительно снизить степень социальной недостаточности детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.

Раннее выявление нарушений позволяет провести раннюю коррекцию детей, отправить детей в специальные учреждения. Дети, посещающие службу раннего вмешательства (психосоциальную реабилитацию), также при необходимости проходят курсы восстановительного лечения (медицинскую реабилитацию), т.е. полную и комплексную коррекцию. Дети, прошедшие такую комплексную поддержку, отличаются от сверстников более быстрой адаптацией к условиям окружающей среды, меньшей подверженности стрессам, лучшим восстановлением нарушенных функций, лучшим контактом с родителями.

Программы ранней помощи:

Опыт разных стран показывает, что одним из наиболее эффективных способов помощи ребенку с нарушениями развитии и его семье является ранняя помощь или, как еще принято назьн3ать, раннее вмешательство. Программы, ранней помощи направлены на помощь семьям детей инвалидов и детей с высоким риском возникновения нарушений. Раннее вмешательство не только способствует успешному развитию ребенка, но и помогает ему и его родителям адаптироваться к жизни в обществе.

Программы ранней помощи комплексны и многогранны. Они включают в себя следующее:

- Многопрофильный подход к оценке состояния ребенка и работе с ним. С ребенком и его семьей работают профессионалы разных специальностей: детские психологи, педагоги, логопеды, врачи-педиатры, невропатологии физические терапевты;

- Выработка индивидуальной программы в соответствии с потребностями конкретного

ребенка и его семьи, при этом особое внимание уделяется эмоциональному развитию малыша и созданию благоприятного психологического климата в семье;

- Психологическая помощь и консультирование членов семьи как индивидуально, так и в группах поддержки;

- Содействие интеграции ребенка в обычную образовательную среду и общество.

Ранняя комплексная помощь является актуальной проблемой современной

коррекционной педагогики, как в России, так и во всем мире.

Программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии представляют собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждении:

- обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии,

-определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего

образования;

- обучение и консультирование семьи;

- оказание первичной помощи в реализации развивающих программ, как в условиях семьи, так и в условиях специального учреждения;

- целевая работа по развитию сенсомоторной и познавательной сферы ребенка;

- психологическая и правовая поддержка семьи;

- ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция;

- координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенку в рамках индивидуальной программы развития. (Опора ЗАР и ЗБР, деятельностный подход к развитию личности, коррекционная направленность, доступность, единство требований. В ней определяются конкретные задачи по формированию определенных навыков и умений).

Особое внимание в программах ранней помощи уделяется работе с семьей как с единым целым. Все основные решения принимаются родителями ребенка или другими людьми, имеющими с ним близкий контакт. При подходе, вовлекающем в работу с ребенком всю семью, происходит более равномерное распределение эмоциональной и физической нагрузки между ее членами, а значит, они могут лучше справляться с трудностями, возникающими при воспитании ребенка с нарушениями развития, что, в свою очередь, положительно сказывается на его эмоциональном состоянии.

Комплексный подход может использоваться и при работе с отсталыми в развитии детьми, с рождения находящимися в государственных учреждениях. В работе с ними такое вмешательство также оказывается крайне эффективным, поскольку оно дает детям-сиротам возможность реализовывать свой потенциал развития - возможность, которой раньше у них не было. В результате ребенок, получивший помощь на ранних этапах развития, имеет больше шансов обрести приемную семью.

Организация ранней коррекционной помощи.

Полноценное развитие ребенка, как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели.

Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, различных социальны

институтов, всего общества в целом.

Становление в нашей стране ранней комплексной помощи является сегодня одним из приоритетов развитие системы специального образования. В России имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Маслюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печорн и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Однако их применение ограничено отсутствием государственной целостной системы выявления, учета, ранней диагностики и комплексной ранней помощи. Именно в раннем детстве происходит усвоение важнейших компонентов общественного опыта являющегося фундаментом дальнейшего развития.

Ранняя комплексная помощь -это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни.

Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей, а также детей, чье развитие обусловлено действием множественны факторов риска.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной

помощи.

Актуальность и необходимость создания системы ранней комплексной помощи, определяется следующими предпосылками:

· преодоления угрожающей демографической ситуации, с одной стороны, обеспечения прав граждан на развитие социальную адаптацию и самореализацию, с другой стороны.

· К числу этих предпосылок относится, прежде всего, достаточный уровень научной разработанности проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей раннего и дошкольного возраста.

· Кроме того, необходимость создания системы ранней комплексной помощи (диагностики и коррекции отклонений в развитии) отчетливо ощущается специалистами смежных отраслей науки и практики готовы осуществлять в этой сфере активное междисциплинарное взаимодействие





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.