ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Вопрос Особенности кочевой цивилизации. Билет. Кочевая цивилизация обширной степной полосы сыграла значительную роль в мировой истории, оказала мощное влияние на развитие западного и восточного общества. Значение кочевой цивилизации в истории человечества было огромным, но эта культура до сих пор полностью не изучена. Кочевники! Само это слово ассоциируется с варварством, жестокостью. Долгие годы в науке была такая точка зрения. Это связано с тем, что длительное время в изучении исторических событий и явлений, в воссоздании истории отдельных народов и стран, отрицательную роль сыграли теории и идеи евроцентризма. При изучении кочевой цивилизации взгляды ученых разделились на два течения: евроцентристы и еврозийцы. Евроцентризм, абсолютизировал ценности европейского (западного) мира. «Варвары», «хищники», « дикари» - такими эпитетами «награждали» евроцентристы степняков, в том числе и казахов. Пагубно отражалась на исторических сочинениях и реакционная идея французского историка Виолле-ле-Дюка (1818-1879) о кочевниках как о «трутнях человечества». Отношение западных ученых (не всех) к кочевой цивилизации ярко отражает высказывание известного английского историка, философа А. Тойнби: "Кочевники, стали вечными узниками климатического и вегетационного годового цикла. Наладив контакт со степью, кочевники утратили связь с миром. Несколько раз им даже удавалось перевернуть жизнь оседлых своих соседей....Таким образом, несмотря на нерегулярные набеги, на оседлые цивилизации, общество кочевников является обгцеством, у которого нет истории..." В одном из своих сочинений Левшин пишет о казахах, что они «полудикий народ», «кочевые разбойники» населявшие определенную часть Евразии. Выдающийся русский востоковед В.В.Радлов резко критикует взгляды Левшина: «Читая его (антиказахские) тирады легко придти к мысли, что казахи отбросы тюркского населения Западной Азии, воры и бандиты, бежавшие в широкую степь, т.к. не желали привыкать к упорядоченной жизни оседлых народов, одним словом раса, заслуживающая быть уничтоженной. На самом деле это совсем не гак Мы имеем здесь дело со ступенью цивилизации, противоположной культуре оседлых народов и нужно смотреть на их поступки и поведение с другой точки зрения». Радлов считал кочевую цивилизацию своеобразной, непохожей, но не враждебной культуре оседлых народов. Многие авторы имеют расхожие взгляды на культуру кочевников». Хотя сторонников у Тойнби предостаточно, но не все спешат отлучить кочевников Евразии от истории, например: Академик Окладников Л.П. пишет о западно-сибирской цивилизации тюркских народов: «... .у берегов Байкала, на Ангаре, Лене сходились и расходились пути древних культур Востока и Запада, существовали мощные по тем. временам самобытные культурные очаги, без учета которых история Евразии не может быть полностью понятой. Большой вклад в изучение кочевой цивилизации Центральной Азии, внес Лев Гумилев, написав свой труд «Древние тюрки», в котором взгляды еврозийцев опровергают евроцентристов. Можно долго спорить и оспаривать взгляды авторов, но историю нельзя стереть. Эта особенная степная культура имела древние традиции и глубокие корни, но долгое время была нам известна в меньшей мере, чем культура оседлых стран. Причина, не в том, что тюрки и другие кочевые племена были менее одарены, чем их соседи, а в том, что остатки их материальной культуры - войлок, кожа, дерево и меха - сохраняются хуже, чем камень. Однако современники свидетельствуют о существовании самобытной, интересной цивилизации кочевников, которые сформировали свое хозяйство, разработали особую организацию общества, создали свою культуру. Влияние Степи прослеживается в хозяйстве, культуре, социальных отношениях. Особенность кочевой культуры заключалась в том, что она органично вписывалась в географическую среду, в экологическую нишу. Если посмотреть на карту, что значительная часть материка Евразии, а именно Центральной Азию занимают степи. Степь - место проживания кочевников. За тысячелетия до нашей эры здесь возникло кочевое скотоводство. Оно сохранилось и до наших дней, так как является наиболее оптимальным способом жизни в степи. Все пастбища были разделены между родами. Объединение людей по родовому признаку давало ряд преимуществ: легче было удерживать территории, легче было вести хозяйство. В соответствии с условиями Степи сложились и сезонные пастбища, они делились на зимние - кыстау, весенние - коктеу, осенние - кузеу, летние - жайлау. В степи, где были подходящие условия, развивалось земледелие, что свидетельствует и об оседлом образе жизни. Если мы наблюдаем, что па некоторых территориях проявляется оседлый образ жизни, то можно сделать вывод, что это ведет к возникновению товарообмена и развитию торговли. А наличие свободных человеческих ресурсов с хорошо развитыми навыками преодоления больших расстояний, привело к интенсивному развитию торговли. Так возник Великий Шелковый путь, который просуществовал более трех тысячелетий. Бескрайние степи и горные хребты препятствовали сношениям Востока и Запада. Изобретение металлических стремян и вьючной упряжи, заменившей телеги, позволило караванам сравнительно легко форсировать пустыни и перевалы. При всем этом можно сделать вывод, что главным достоянием кочевников была Степь, на которой ее жители могли кочевать, торговать и вести свое хозяйство. В ходе изучения общественной жизни и социальных институтов, исследователи могут выделить различные формы организации общества, а в частности, например, у хуннов был - союз племен, тюрков - орда, монголов - улус. Несмотря на все сказанное, можно сделать вывод: что удерживать на огромных пространствах свою власть было настолько сложно, что не одно государство даже и в наше время не может владеть такими пространствами. И быть связывающим звеном между Востоком и Западом. Оптимально приспособившись к природным условиям, кочевники создали оригинальное жилище. Для жителей степи, которые тесно связаны с природой, жилище должно быть теплым, чтобы было удобно кочевать, просторным и легко переносилось с места на место. Для них была юрта. В искусстве определенной культуры выделяются ее особенности. Так, например, у кочевников был свой звериный стиль, который сложился в VII IV вв. до н. э. Кочевой образ жизни, скотоводство, охота, контакты с оседлыми жителями выработали у этих племен своеобразный феномен, которым они украшали изделия из дерева, золота, кости, аппликаций из кожи и войлока. Персонажей «звериного стиля» немного, они повторяются и ясно подразделяются на три группы соответственно трем «зонам» мифологического «Мирового Дерева»: небесной (птицы), земной (копытные) и подземной (хищники). Одной из главных особенностей «звериного стиля» является контраст чистых поверхностей, гладких объемов тела животного, решенных характерным пересечением плоскостей, с гипертрофированной фактурой деталей. Искусство скифов V в. до н. э. иногда называют «скифским барокко» из-за его вычурности и пышной орнаментализации деталей. Если рассмотрим верование кочевников, то в обществе кочевой степи выделяется тенгрианство. Они поклонялись Иебу (Тенгри). Тенгри являлся верховным всемогущим. Тюрки говорили «бир Тенгри». Например, умерших тюрки хоронили по древнему тенгрианскому ритуалу. Сначала покойника помещали на возвышение в юрте, затем семь раз объезжали юрту по кругу, родичи каждый раз царапали лицо, оплакивая покойного. В назначенный день сжигали лошадей, вещи покойного и самаго покойного. Затем в вырытую могилу хоронили пепел. Если рассмотрим язык и литературу, в первом Тюркском каганате господствующее положение принадлежало согдийскому языку, то во втором тюркском каганате - распространяется руническая письменность. В Монголии, Туве, Восточном Туркестане, Семиречье сохранилось более 200 памятников, написанных древним тюркским алфавитом. Еще в VI веке у тюрков формируется литературный язык, и закладываются основы восточной культуры. |