МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля





Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской

Деятельности

Понятие государственного (надзора) и муниципального контроля

2. Виды проверок

3. Организация и проведение плановой и внеплановой проверки

4. Ограничения при проведении проверок

5. Права и обязанности юридических лиц и ИП при проведении гос. контроля

 

•ФЗ-294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Контроль представляет собой один из видов деятельности соответствующих лиц, наделенных определенным объемом полномочий. Контроль может осуществляться как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на государственном (муниципальном) уровне. Применительно к высшим контрольным органам в «Лимской декларации руководящих принципов контроля», принятой Международной организацией высших контрольных органов в 1977 г., дается следующее определение контроля: «Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является 1) выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность 2) принять корректирующие меры, 3) в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или 4) осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем».

Объектом контроля в самом широком понимании этого слова является поведение (действия) людей – участников общественного процесса.

Состояние государственного контроля на современном этапе отличается такими особенностями, как: 1) разнообразие видов контроля, 2) множественность органов, его осуществляющих, при значительных различиях в их правовом статусе. Так, например, только в системе федеральных органов исполнительной власти действует около 70 контрольных служб и подразделений. Почти все они имеют территориальные подразделения, обладающие различными полномочиями по реализации контрольных функций, 3) недостаточность разработанности методик (технологий) контроля.

При этом в России отсутствует система взаимодействия контрольных институтов, т.е. отсутствует единый координационный центр, в ведении которого были бы все контролирующие органы. В то же время, из ФЗ-294 следует, что в определенной мере в качестве такового органа в России выступает Генеральная прокуратура. Этот вывод следует из п. 6 ст. 9, в соответствии с которым все органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля должны направлять Генеральной прокуратуре проекты ежегодных планов проведения плановых проверок для формирования сводного плана проведения плановых проверок.

В США, например, эту важную функцию выполняет созданный в 1981 г. Президентский Совет по честности и эффективности, главной задачей которого является координация деятельности всех контрольно-ревизионных органов США в борьбе с различными злоупотреблениями в системе исполнительной власти. Совет возглавляет заместитель директора Административно-бюджетного управления Президента США. Кроме него, в Совет входят по должности заместитель министра юстиции, заместитель директора ЦРУ, директор Управления кадров, а также 19 генеральных инспекторов ведущих федеральных ведомств.



В Китае (КНР) координацию контрольных органов, организацию их взаимодействия осуществляет Министерство контроля, являющееся структурным подразделением Правительства КНР.

В Японии вопросы координации усилий министерств и ведомств в решении общегосударственных проблем решает Управление административного контроля при канцелярии премьер-министра Японии.

Законодательство РФ в области государственного контроля развивалось в основном путем включения соответствующих норм в специализированные законы по видам продукции (Законы о зерне, об алкогольной, о пищевой продукции и др.) либо в законы и другие акты об отдельных направлениях деятельности (о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о стандартизации, о сертификации, о защите прав потребителей, о налогах, о валютных операциях и др.)

При этом указанные акты, как правило, не были увязаны и согласованы между собой, даже применяемые в них основные понятия и порядок контроля определялись по-разному.

В целях единообразия при проведении госконтроля 8.08.2001 г. был принят ФЗ- 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Более чем через 7 лет принимается новый Закон – ФЗ-294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Он упорядочил порядок проведения госконтроля, распространил нормы закона на муниципальный контроль. Название закона свидетельствует о том, что в деятельности надзорных органов существуют проблемы, если законодатель принимает закон «О защите..». Ведь можно было бы обозначить закон и иначе, например, «О надзоре и контроле…». В то же время из содержания закона не ясно, что законодатель вкладывает в понятие «защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)». Если исходить из ст. 23 закона, которая так и называется «Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», то в ней речь идет о способах защиты (п. 1) и о возможности признания соответствующих актов недействительными (п. 3), то название закона не соответствует его содержанию. В то же время, в качестве «защиты» можно рассматривать и закрепленный в законе механизм проведения контроля (надзора).

Под государственным контролем (надзором) понимается (ст. 2)

деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на 1) предупреждение, 2) выявление и 3) пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее – юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных ФЗ, другими нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, посредством 1) организации и 2) проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, 3) принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений,

а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по 1) систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, 2) анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности ЮЛ и ИП.

Муниципальный контроль – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

 

Возникает вопрос о соотношении понятий надзор и контроль, которые в ФЗ № 294 представлены как синонимы. В юридической литературе по данному вопросу нет единого мнения (см., например, Баранов М. Соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор»: теория и практика // Право и жизнь. 2011. № 7–8, 9). Нет единства по данному вопросу и в законодательстве.

В законе определены отдельные виды государственного контроля (надзора), на которые, во-первых, не распространяется действие его положений (п. 3, 4 ст. 1):

1) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

2) при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;

3) при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;

4) при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;

5) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

6) при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

7) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

во-вторых, положения закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

1) контроль за осуществлением иностранных инвестиций;

2) государственный контроль за экономической концентрацией;

3) контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

4) налоговый контроль;

5) валютный контроль;

6) таможенный контроль;

7) государственный портовый контроль;

8) контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

9) контроль на финансовых рынках;

10) банковский надзор;

11) страховой надзор;

12) надзор в национальной платежной системе;

13) государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности;

13.1) государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;

14) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов;

15) контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

16) пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

в-третьих, особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

1) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией;

2) лицензионный контроль;

3) экспортный контроль;

4) государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;

5) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

6) федеральный государственный надзор в области связи;

7) федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

8) государственный надзор в сфере рекламы;

9) федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта);

10) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;

11) федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности;

12) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

13) федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;

14) государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

15) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;

16) федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;

17) федеральный государственный пожарный надзор;

18) государственный строительный надзор;

19) государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны;

20) государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий;

21) государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);

22) государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;

23) государственный надзор за проведением лотерей;

24) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;

25) региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси;

26) региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль.

 

В ст. 3 ФЗ № 294 определены основные принципы защиты прав проверяемых лиц при проведении контроля:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

(ст. 8) Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется ЮЛ, ИП, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг.

В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается о соблюдении ЮЛ, ИП 1) обязательных требований, а также 2) о соответствии их а) работников, б) осуществляемой ими предпринимательской деятельности и б) предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям.

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется ЮЛ, ИП в соответствующий орган после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Применительно к административно-правовому характеру отношений между контролирующим органом и проверяемым лицом это означает, что для применения мер ответственности к последнему одного факта нарушения обязательных требований еще недостаточно. Необходимо доказать, что нарушение произошло по его вине. Обязанность доказать наличие вины возлагается на контролирующий орган.

Таким образом, по существу презумпция добросовестности корреспондирует с презумпцией невиновности, действующей в административном и уголовном законодательстве.

Согласно ст. 1.5 КоАП ответственность может наступить, только если установлена вина лица в совершении данного правонарушения.

Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей 1) нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении контроля, а также 2) информации об организации и осуществлении контроля, 3) о правах и об обязанностях органов контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственность органов контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении контроля;

8) недопустимость взимания органами контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Виды проверок

Проводимые мероприятия по контролю разделяютсяна плановые и внеплановые; документарные и выездные.

Плановые проверки имеют своим предметом соблюдение ю.л., ИП в процессе осуществления деятельности а) обязательных требований и б) требований, установленными муниципальными правовыми актами, а также в) соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного и муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Их проекты в срок до 1 сентября, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют в органы прокуратуры. Органы прокуратуры до 1 декабря, предшествующего году проведения плановых проверок, формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещают его на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

Предметом внеплановых проверок является соблюдение ю.л., ИП в процессе осуществления деятельности а) обязательных требований и б) требований, установленными муниципальными правовыми актами, в) выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, г)проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Плановая и внеплановая проверка может проводиться в форме документарной и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их а) организационно-правовую форму, б) права и обязанности, в) документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, г) исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения органа контроля.

Если в ходе проведения документарной проверки органы контроля обнаружат признаки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа контроля вправе провести выездную проверку.

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у ЮЛ и ИП сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

Выездная проверка

Предметом выездной проверки являются 1) содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, 2) а также соответствие их работников, 3) состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, 4) производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и 5) принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения ЮЛ или ИП и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

 

3. Организация и проведение плановой и внеплановой проверки

ФЗ № 294 устанавливает для всех контролирующих органов, подпадающих под действие данного Закона, единый порядок проведения мероприятий по контролю.

Этот порядок предусматривает непременное издание контролирующим органом распорядительного акта (приказа, распоряжения), в котором должны быть указаны:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля вручаются под роспись должностными лицами, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемых лиц с предъявлением служебных удостоверений.

Периодичность плановых проверок – они проводятся не чаще чем один раз в три года.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – членов СРО проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов СРО и не менее чем двух членов СРО в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами. Как следует из ст. 9 ФЗ «О саморегулируемых организациях», контроль за членами СРО теперь возложен на СРО, – плановая проверка СРО своего члена должна проводиться не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае проведения плановой проверки членов СРО орган контроля обязан уведомить СРО в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является 1) соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, 2) выполнение предписаний органов контроля, 3) проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, 4) по обеспечению безопасности государства, 5) по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, 6) по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На практике возникает вопрос, что следует понимать под возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью и т.д.? До настоящего времени ответа на данный вопрос нигде не дано;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Анонимные обращения и заявления не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по таким основаниям как: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В последнем случае, а также при обнаружении нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Срок проведения как документарной, так и выездной проверки не может превышать 20 дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Внесение информации в реестры об отнесении организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства является добровольным, на практике это может привести к нарушениям их прав.

По результатам проверки должностными лицами органа контроля составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя органа контроля;

4) фио и должности должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого ЮЛ или ФИО ИП, а также ФИО и должность руководителя или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок. В нем должностными лицами органа контроля осуществляется запись о проведенной проверке. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Для проверяемых журнал является источником доказательств о частоте проводимых проверок, соблюдении контролирующими лицами законодательства и т.п.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны:

1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.