ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ПОЗИТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ: ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ Василий Поклад Луганский государственный университет внутренних дел им. Э.А. Дидоренко ПОЗИТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ: ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ Социальная норма, как пределы допустимого поведения индивидов и общностей [1, с. 29]) и социальная девиация, как поведение не соответствующее нормам [1, с. 28]) – одни из важнейших характеристик общества. При этом, как нормальное поведение, так и «отклонение» не есть объективная характеристика вполне определенных видов поведения, а лишь следствие соответствующей общественной оценки [1, с. 160]. В научной литературе социальным девиациям и реакциям общества на них традиционно уделяется много внимания. При этом чаще всего рассматриваются различные виды негативных отклонений (включая преступления). Позитивные отклонения пока еще не стали предметом большого количества исследований. Проблемой является отсутствие достаточно четких критериев разграничения позитивных и негативных девиаций. Попытаемся критически рассмотреть основные подходы к проблеме. В качестве наиболее «социологического» критерия можно было бы принять социальное одобрение и социальное осуждение. То, что большинство одобряет – позитивная девиация, то, что большинство осуждает – негативная девиация. Однако, социальному одобрению (через поощрение) в обществе подвергается конформное поведение – поступки, не выходящие за пределы поведенческих стандартов, поддерживаемых большинством. Положительная оценка какой-либо девиации является скорее исключением, чем правилом. В подавляющем большинстве положительная оценка девиаций появляется только после того, когда она становится нормой [см.: 2]. Социальной нормой скорее является негативная оценка любых девиаций, в том числе и позитивных, на что обращал внимание, в частности, Э. Дюркгейм: «Согласно законам Афин Сократ был преступник и его осуждение имело бесспорное основание» [3, с. 43]. А результаты голосования в многолюдном афинском суде говорят и о социальной оценке великого философа. Пример, конечно, достаточно экстремальный, но вполне репрезентативный. При характеристике общественной оценки позитивных девиаций, видимо, следует разграничивать внешнее (декларируемое) отношение и внутренние (латентные) диспозиции. Высказывать открыто недоумение либо зависть по отношению к героям, святым, альтруистам ненормально. В обществе принято декларировать иное отношение и, отступая от этой нормы, ты рискуешь сам оказаться девиантом. Помимо общественного одобрения в качестве критерия позитивных девиаций иногда используется понятие «общественная польза». Однако и здесь возникают дополнительные затруднения. Оценки вообще, как известно, всегда относительны. Для кого и чего «много» или «мало», в каком смысле «хорошо» и «плохо»? Ведь давно известно: иногда то, что русскому в радость, для немца – смерть. И даже указания на то, что нечто «плохо» или «хорошо» для слоя, института, явления, нуждается в значительном уточнении: в каком смысле? [4, с. 125]. Следующий критерий – прогрессивность, инновационность девиаций [см.: 5, 6, 7]. Однако всегда ли «новое» является более совершенным? Вспомним хотя бы итоги радикального обновления общества в советский период. Да и по поводу понятия «прогресс» в современной (и не только) науке мнения далеко не однозначны. Еще К. Маркс в речи на юбилее чартистской "Народной газеты" (1856 год) отмечал, что «в наше время все как бы чревато своей противоположностью. Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд, приносят людям голод и изнурение. …Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости. Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества» [8, с. 4]. Чаще всего в качестве критерия позитивных девиаций используется творческий характер социального действия [см.: 9, с. 43; 10, с. 5]. В связи с этим вспоминается проблема соотношения гениальности и злодейства. Существует масса эмпирических подтверждений наличия элементов творчества в антисоциальной деятельности [см.: 11, с. 82; 12, с. 63]. Таким образом, каждый из рассматриваемых критериев сам по себе не позволяет однозначно относить те или иные виды поведения к позитивным или негативным девиациям. Представляется необходимым их соотнесение с социальными ценностями. На наш взгляд, положительной девиацией следует считать поведение, которое регулируется не позитивными ценностями (то, чем дорожит и к чему стремится большинство, к примеру, деньги, власть, образование), а естественными (абсолютными) ценностями, коими являются Истина, Добро и Красота [см.: 2]. В этом же состоит и наиболее четкий критерий отличия позитивных девиаций от негативных. В частности, по мнению А. Коэна, «делинквентная субкультура извлекает свои нормы из норм более широкой культуры, выворачивая их, однако, наизнанку. По стандартам этой субкультуры поведение делинквента правильно именно потому, что оно неправильно по нормам более широкой культуры» [13, с. 318]. Действительно, в криминальной субкультуре мы наблюдаем вместо стремления к истине – лживость и обман, аморализм вместо доброты, «эстетика зоны» вместо красоты. То, что является ядром криминальной субкультуры, по отношению к культуре большинства, скорее следовало бы именовать не ценностями, а антиценностями (в американской криминологии используется понятие «подпольные ценности» [14, с. 316]). Соответственно, ценности субкультуры позитивных девиантов по отношению к той же культуре большинства можно квалифицировать как сверхценности. Если стандарты поведения негативных девиантов можно с полным основанием считать ненормальными («поднормальными» у П. Сорокина [15, с. 92]), то для противоположной социальной страты более корректным является термин «над- или сверхнормальное поведение», для которого высшие ценности исполняют функцию главного жизненного принципа. Применительно к культуре нашего общества, по моему мнению, наиболее четкие критерии разграничения позитивных и негативных девиаций содержатся в противопоставлении святости и греховности в христианстве: или любовь к Богу до забвения себя, или любовь к себе до забвения Бога (Аврелий Августин). В реальной жизни общества примерами «сверхнормального» поведения являются альтруизм, самопожертвенность, сверхтрудолюбие, честность и т.д. И позитивные, и негативные девиации, как потенциальный стандарт поведения, могут стать социальной нормой, актуальным стандартом [см.: 16, с. 21-25] (кражи на предприятиях в СССР, убийство на войне, взятки в современной Украине). Но, если «нормативизация» негативных девиаций имеет относительный, временный характер, то трансформация позитивных социальных отклонений в социальные нормы всегда абсолютна. ЛИТЕРАТУРА: 1.Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. 2.Анисин А. Грех как онтологическая девиация // Интернет-журнал Сретенского монастыря. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/178.htm. 3.Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. - М., 1966. 4.Бутенко И. А. Какого обращения заслуживают социологические данные // Социологические исследования. – 2002. - № 1. 5.Остапенко П.И. Положительные девиации как элемент развития современного российского общества // Научный журнал КубГАУ, №85(01), 2013 года. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/01/pdf/23.pdf. 6.Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социологические исследования. - 1998. - № 9. 7.Клинтух И.И. Делинквентное поведение: социокультурная обусловленность. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. – Ростов-на-Дону, 2009. 8.К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 12. 9.Гилинский Я. Творчество — норма или отклонение? // Социологические исследования. – 1990. - № 2. 10.Снимщикова Э.В. Позитивные девиации как фактор прогрессивного развития личности в современном социуме: Автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11/ Краснодарский университет МВД России. – Краснодар, 2012. 11.Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. – 2010. - № 4. 12.Каранфилова Е.В. Позитивная девиантность как проявление творческой активности // Грані: науково-теоретичний і громадсько-політичний альманах. - № 1 (81), січень `2012. 13.Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. – М., 1966. 14 .Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шели / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2003. 15.Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / Вступ. ст., сост. и примеч. В.В. Сапова. – СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. 16.Валлерстайн И. Модернизация: мир праху ее // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2008. - № 2. |