УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЕСТСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» УТВЕРЖДАЮ Директор УО «Брестский государственный торгово-технологический колледж» ______________А.М. Шлепаков «___»________________20___г. Основы права Методические рекомендации по изучению УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, Задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению Для учащихся заочной формы получения образования Специальность: 2-91 01 01 ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ (по направлениям) Направление специальности 2-91 01 01- 01 ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ (производственная деятельность) Специализация 2-91 01 01-01 31 Технология продукции национальной и мировой кухни Брест Автор и составитель: И.П.Прокурат, преподаватель УО «Брестский ГТТК» Рецензенты: Л.В. Крупта, зав. отделением заочной формы получения образования УО «Брестский ГТТК» Л.В.Верич, зам. директора по УМР УО «Брестский ГТТК» Технический редактор: Е.Н.Король, оператор ЭВМ УО «Брестский ГТТК» Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии педагогических работников специальности «Производство продукции и организация общественного питания» © УО «Брестский государственный ТТК» Общие положения Методические рекомендации по дисциплине «Основы права» предусмотрены для учащихся специальности 2-91-01 01 «Производство продукции и организация общественного питания (по направлениям)», обучающихся по заочной форме получения образования. Право – система общеобязательных норм, обеспечивающих регламентацию общественных отношений в масштабах всего общества. Наряду с обычаями и моралью оно служит упорядочению социальных отношений, гармонизации интересов индивида и общества. Право призвано обеспечить реализацию и защиту прав и свобод личности, охрану существующего конституционного строя, демократических институтов и ценностей. Игнорирование права ведет к произволу и анархии. Утверждение права означает победу цивилизованных форм общения над диктатом и несправедливостью. Право находит свое выражение в законодательных актах. Благодаря законодательным актам нормы права получают государственно-властное, общеобязательное признание и защиту. Их осуществление требует наличия специального аппарата, способного охранять право и обеспечить правопорядок, применяя в случае необходимости принуждение по отношению к правонарушителям. Связь права и государства неоднозначна. Являясь правовой организацией публичной власти, свободных индивидов и призванное быть гарантом их прав, государство способно злоупотреблять своей властью. Правовое государство утверждает приоритет прав и свобод человека, ограничивая сферу своей деятельности их охраной, ограждая индивида не только от преступных посягательств со стороны других индивидов, но и от произвола власти. Разумное ограничение вмешательства государства в частную жизнь своих граждан способствует проявлению их инициативы в экономической деятельности и в личных отношениях в интересах всего общества. Вторгаясь в сферу этих отношений, государство выступает как равная сторона. Курс «Основы права» является важнейшим элементом системы гражданского образования в Республике Беларусь. Особую актуальность ему придает осуществляемое сегодня реформирование политической системы и систематизация права. Правовое государство предоставляет гражданам широкие возможности участия в управлении делами общества и государства, что требует от них знания своих прав и обязанностей, правомочий государственных органов и общественных организаций. Изучение курса «Основы права» призвано содействовать решению следующих основных задач: - формированию правовой и политической культуры, росту правосознания; - укреплению правопорядка и государственности в Республике Беларусь; - созданию системы демократического гражданского образования в Республике Беларусь; - гуманизации и гуманитаризации образования в Республике Беларусь. В основу программы положена концепция изучения права, исходящая из следующих основополагающих принципов: 1. Принцип приоритета прав человека 2. Принцип связи с практикой 3. Принцип ценностей ориентированности 4. Принцип взаимосвязи обучения и воспитания Методика преподавания предмета строится на сочетании лекционных занятий как основной формы обучения с практическими, а также с самостоятельной работой учащихся над теорией права и нормативно-правовыми документами. Следует максимально использовать в учебном процессе принятые за последние годы нормативные акты. Для решения задач программы и полноценного изучения ее содержания предполагается единство знаний, их понимание и применение. СТРУКТУРА КУРСА Структура курса определяется учебным планом специальностей: 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность», 2-91 01 01 «Производство продукции и организация общественного питания». Изучение дисциплины «Основы права» производится по специальности «Коммерческая деятельность» на 1 курсе, по специальности «Производство продукции и организация общественного питания» на 5 курсе в объеме 20 часов, в том числе аудиторных занятий – 6 часов, из них лекций – 4 часа, практических – 2 часа и 14 часов самостоятельной работы. Учебным планом предусмотрено выполнение домашней и обязательной контрольных работ. Предусмотрены индивидуальные консультации, которые проводятся согласно графику, утвержденному директором. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Разделы, темы | Количество учебных часов | Время на самостоятельную работу учащихся (часов) | Всего | В том числе | для дневной формы | для заочной формы | на обзорные занятия | на лаб. практ. занятия | Введение | | | | | | Раздел 1 . Основы общей теории государства и права Раздел 2. Права человека – высшая ценность общества | | | | | | 2.1. Основы общей теории государства и права | | | | | | 2.2. Практическое занятие № 1 «Анализ и интерпретация проблемы прав человека» | | | | | | Раздел 3. Основные отрасли права | | | | | | 3.1. Практическое занятие № 2 «Анализ текста Конституции Республики Беларусь. Изучение норм Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» 3.2. Практическое занятие № 3 «Изучение и анализ Гражданского кодекса Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь» | | | 0.5 | | | 3.3. Практическое занятие № 4 «Изучение и анализ Жилищного кодекса Республики Беларусь, Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, Уголовного кодекса Республики Беларусь» | | | 0.5 | | | Раздел 4. Основы международного права. Международное гуманитарное право | | | | | | 4.1. Практическое занятие № 5 «Понятие международного права. Субъекты международного права» | | | | | | 4.2. Практическое занятие № 6 «Изучение материалов Женевской конвенции 1949г.» | | | 0,5 | | | 4.3. Практическое занятие № 7 «Правовое положение участников боевых действий» | | | | | | 4.4. Практическое занятие № 8 «Ограничения в применении воюющими странами методов и средств вооружённой борьбы» | | | | | | 4.5. Практическое занятие № 9 «Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права» | | | 0.5 | | | Итоговое занятие | | | | | | Обязательная контрольная работа | | | | | | ВСЕГО по дисциплине: | | | | | | УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Контрольная работа по «Основам права» является формой самостоятельной работы учащихся-заочников, призванной дополнить и углубить из знания по данной дисциплине. Контрольная работа выполняется в рамках изучаемого курса по 30 вариантам, которые соответствуют порядковому номеру учащихся в журнале. Например, если Ваш порядковый номер в журнале 17, то вы выполняете вариант №17. Контрольная работа должна состоять из следующих разделов: - титульный лист; - ответы на теоретические вопросы; - список используемой литературы; - дата и подпись учащегося. Контрольная работа оформляется в ученической тетради, разборчиво с нумерацией страниц и полями 2-2,5 см для замечаний рецензента. Не допускается написание в каждую клеточку, а также сокращение слов. В начале работы приводится оглавление, где указывается номер варианта, наименование теоретических вопросов. В конце работы приводится список использованной литературы в алфавитном порядке, дата написания и подпись учащегося. Для рецензии преподавателя следует оставить 1 – 2 чистых листа. В межсессионный период учащиеся самостоятельно изучают учебную литературу, рекомендованную преподавателем и данными методическими указаниями, после чего выполняют домашнюю контрольную работу. Выполненная контрольная работа сдается методисту отделения, регистрируется, проверяется преподавателем. Работа оценивается «зачтено», «зачтено условно» или «не зачтено». Замечания указываются рецензентом в конце работы. Если работа не зачтена или зачтена условно, то она отправляется на доработку. Работа, направленная на доработку, в зависимости от замечаний рецензента, либо перерабатывается полностью, либо соответствующим образом дополняется. Работа, которая была не зачтена, а также переработанный вариант этой работы, вновь сдается на заочное отделение для проверки. Работа, которая была зачтена условно, а также переработанные задания, остаются у учащегося и сдаются преподавателю при защите контрольной работы. Учащийся-заочник должен выполнить контрольную работу, строго придерживаясь указанных ниже требований. Работа, выполненная без их соблюдения, к защите не допускается и возвращается учащемуся на доработку. Образец оформления титульного листа указан в приложении. ВАРИАНТЫ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Вариант №1 1. Раскройте основные понятия и категории права. 2. Дайте характеристику понятиям «семья» и «семейные правоотношения». 3. Опишите источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Вариант №2 1. Опишите историю конституционного развития в Республике Беларусь. 2. Раскоройте правовые вопросы охраны труда. 3. Перечислите сроки трудового договора. Вариант №3 1. Охарактеризуйте законодательную власть в Республике Беларусь. 2. Дайте характеристику понятию «трудовая дисциплина». 3. Перечислите порядок расторжения трудового договора, заключенного на неопределенный срок по желанию работника. Вариант №4 1. Дайте характеристику понятию «административная ответственность». Перечислите административные правонарушения и административные взыскания. 2. Раскройте правовые вопросы оплаты труда. 3. Опишите порядок расторжения трудового договора по инициативе нанимателя. Вариант №5 1. Дайте характеристику понятиям «гражданское право», «физическое и юридическое лицо». 2. Охарактеризуйте рабочее время и время отдыха. 3. Опишите право социального обеспечения. Вариант №6 1. Перечислите основные виды договоров в гражданском праве. 2. Охарактеризуйте трудовой договор. 3. Опишите международное право. Реализация норм международного права. Вариант №7 1. Дайте характеристикку понятию «наследственное право». 2. Раскройте порядок заключения трудового договора. 3. Перечислите порядок возмещения ущерба, причиненного нанимателю. Вариант №8 1. Охарактеризуйте семейное право. 2. Перечислите порядок заключения коллективного договора, а так же раскройте его содержание. 3. Опишите административную ответственность в торговле. Вариант №9 1. Дайте характеристику понятию «экологическое право». 2. Опишите систему и источники трудового права. Трудовые правоотношения. 3. Укажите сроки обращения за разрешением трудовых споров. Вариант №10 1. Дайте характеристику понятию «уголовное право». 2. Опишите правовые вопросы оплаты труда. Средний заработок. 3. Дайте определение понятию «комиссия по трудовым спорам».+ Вариант №11 1. Раскройте оссобенности жилищного права. 2. Опишите административные правонарушения в области торговли. 3. Дайте характеристику сверхурочным работам. Нормированный рабочий день. Вариант №12 1. Дайте определение понятию собственности, харктеристику её видов. 2. Расскройте права и обязанности родителей. 3. Опишите систему органов государственной власти. Вариант №13 1. Дайте характеристику предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. 2. Раскройте реализацию права. 3. Опишите судебную власть в Республике Беларусь. Вариант №14 1. Дайте определение понятию «право» и «мораль». 2. Опишите нормирование труда и заработную плату. 3. Раскройте особенности контрактной системы в Республике Беларусь. Вариант №15 1. Опишите президентскую власть в Республике Беларусь. 2. Объясните ответственность за нарушение законодательства об охране природы. 3. Раскройте значение трудовой книжки. Вариант №16 1. Дайте определение понятию и сущности государства, его признаки. 2. Дайте характеристику праву природопользования. 3. Перечислите порядок увольнения по инициативе нанимателя. Вариант №17 1. Охарктеризуйте роль правительства Республики Беларусь. 2. Опишите личные права и свободы. 3. Перечислите порядок соглашения и назовите их виды. Вариант №18 1. Дайте хаарктеристику нормативно-правовым акам, назовите их виды. 2. Опишите социальные отпуска. 3. Раскройте имущественные права родителей. Вариант №19 1. Раскройте структуру Конституции Республики Беларусь. 2. Опишите административную ответственность в сфере торговли. 3. Охарктеризуйте режим и учет рабочего времени. Вариант №20 1. Опишите систему и источники гражданского права. 2. Дайте характеристику понятию занятости населения и статуса безработного. 3. Раскройте принципы жилищного права. Вариант №21 1. Опишите источники права в Республике Беларусь. 2. Раскройте порядок соучастия в преступлении. 3. Охарктеризуйте сверхурочные работы. Вариант №22 1. Опишите трудовой кодекс Республики Беларусь, его структуру. 2. Раскройте понятие и признаки преступления. 3. Дайте хаарактеристику видам рабочего времени. Вариант №23 1. Опишпите международное частное право. 2. Охарактеризуйте экономическую функцию государства и права. 3. Раскройте права работника на охрану труда. Вариант №24 1. Опишите нормативную систему международного права. 2. Охарактеризуйте усыновление (удочерение). 3. Равкройте правила пользования служебным помещением. Вариант №25 1. Дайте определение понятию и источникам уголовного права. 2. Опишите ответственность за нарушение экономического законодательства. 3. Раскройте ососбенности социального обслуживания населения. Вариант №26 1. Дайте определение понятию и предмету Конституционного права. 2. Охарактеризуйте меры уголовной ответственности. 3. Назовите порядок приема на работу. Вариант №27 1. Дайте характеристику административно-правовым нормам. 2. Дайте опредлене понятию «юридические лица». 3. Расскройте особенности коллективных трудовых споров. Вариант №28 1. Раскройте право социального обеспечения и назанчение пособия. 2. Перечислите порядок приватизации жилых помещений. 3. Дайте характеристику понятию «время отдыха». Вариант №29 1. Раскройте сущность брака и семьи по семейному законодательству Республики Беларусь. 2. Опишите политические права и свободы. 3. Дайте определение понятию, значению и видам договоров. Вариант №30 1. Раскройте предмет жилищного права. 2. Дайте характеристику опеке и попечительству. 3. Опишите форму сделок. |