Кибернетический подход в логистике Кибернетика –наука об общих принципах управления, понимаемого как организация целенаправленных действий путем переработки информации. Объектом ее (кибернетики) изучения являются динамические системы. Предметом – информационные процессы, связанные с управлением динамическими системами. Кибернетическая система – «множество взаимосвязанных объектов, называемых элементами системы, способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться информацией» (Глушков В.М.). Кибернетика рассматривает системы независимо от природы входящих в них элементов. Кибернетическим системам свойственны самоорганизация и самообучение. Системы с управлением обладают также свойством целеустремленности. Такие системы представляют в виде двух подсистем – управляющей и управляемой, или объекта управления. Они находятся во взаимодействии, т.е. не только управляющая система передает информацию (команды, сигналы) управляемому объекту, но и обратно поступает информация о состоянии последнего. Поэтому важнейшим видом кибернетических систем являются системы с обратной связью. Экономическая кибернетика –приложение общих законов кибернетики к изучению экономических явлений и управлению экономическими процессами. Экономическая кибернетика является основой автоматизации управления, научно-теоретической базой разработки АСУ в народном хозяйстве. При этом она исходит из того, что управление есть процесс переработки информации; принятое решение – новая информация, которой руководствуются все те, кого это решение касается. Логистическая система является целенаправленной, управляемой, и относится к категории кибернетических систем. В кибернетическом подходе, способ представления логистических моделей опирается на положение о том, что всем объектам производственно-коммерческой деятельности присущи движение, изменение и процесс. Как уже отмечалось, основным отличительным понятием кибернетики является обратная связь. Поэтому, логистическую систему можно представить в виде, так называемого «черного ящика» со входом и выходом, а также обратной связью через регулятор: Рис. 4. Контур управления с обратной связью Где: Н – регулируемая система (процесс); Х = (х1,х2,…,хm) – вектор входа; У = (у1,у2,…,уn) – вектор выхода. В регулируемой системе Н происходит преобразование состояния входа Х в состояние выхода У, математически это выглядит: У = НХ. Как показывает блочная схема, текущее состояние выхода У после сопоставления с эталонным или заданным его значение передается на вход регулятора Т, который преобразует его в состояние своего выхода Δх. Состояние выхода регулятора прибавляется к значению состояния входа Х – системы Н. В конечном итоге состояние входа системы Н есть Х + Δх. Поправка на входе системы Н зависит от состояния ее выхода У. Обозначим через заданное значение, т.е. желаемую норму состояния выхода регулируемой системы. Соответствующая настройка регулятора Т заключается в том, чтобы поправка Δх вызвала выравнивание всякого отклонения Δу от заданного значения и привела состояние выхода регулируемой системы к заданной норме, т.е. Δу = -У→ 0. Можно произвести расчет, определяющий численные показатели описанной таким образом обратной связи. Допустим вначале, что в регулируемой системе происходит прямое преобразование, состоящее в умножении состояния входа на действительное число Н; тогда У=НХ. Пропорциональное преобразование называют усилением, если Н>1, или ослаблением, если Н<1. В этих случаях системы, в которых происходит пропорциональное преобразование, называют соответственно, усилителями или ослабителями. Показатель Н=У/Х называется пропускной способностью системы. Прогностика в логистике Прогностика –(футурология) теория и практика прогнозирования, наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. Объект применения – логистические системы. Предмет изучения – изменения логистической системы и окружающей ее внешней среды. Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях (в количественной оценке) объекта (ЛС) в будущем и/или альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование – процесс разработки прогнозов. Основные термины и понятия прогностики: Ø Целеполагание – это установление идеально предложенного результата деятельности (например, построение дерева целей); Ø Планирование – проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определенных средствах, преобразование информации о будущем в решения для целенаправленной деятельности. Ø План – решение относительно системы мероприятий, предусматривающей порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения. Ø Проектирование – создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ. Ø Программа – решение относительно совокупности мероприятий, необходимых для реализации научно-технических, социальных, экономических и других проблем или аспектов в логистической системе. Прогноз и план могут разрабатываться независимо друг от друга, но чтобы план был эффективным, оптимальным, ему должен предшествовать прогноз. Различают два типа прогнозов: Поисковый прогноз (исследовательский, трендовый, генетический), (как будет?) – определение возможных состояний объекта в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемого объекта (ЛС) в прошлом и настоящем. Нормативный прогноз (программный, целевой), (когда будет?) – определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта (ЛС), принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой1 прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого? Прогнозы также делят на: Ø Целевой прогноз, прогноз собственно желаемых состояний. Он отвечает на вопрос: что именно желательно и почему? Здесь имеет место ориентация на содействие оптимизации процесса целеполагания. Ø Плановый прогноз хода выполнения логистических планов представляет собой по существу выработку поисковой и нормативной прогнозной информации для отбора наиболее целесообразных плановых нормативов, заданий, с выяснением нежелательных, подлежащих устранению альтернатив в ЛС. Такой прогноз отвечает на вопрос: как, в каком направлении ориентировать логистическое (предпринимательское) планирование, чтобы эффективнее достичь поставленных целей? Ø Программный прогноз возможных путей, пер и условий достижения предполагаемого желательного состояния прогнозируемого явления отвечает на вопрос: что конкретно необходимо, чтобы достичь желаемого? Ø Проектный прогноз конкретных образов ЛС в будущем при допущении ряда пока еще отсутствующих условий отвечает на вопрос: как (конкретно) это возможно, как это может выглядеть? Проектные прогнозы призваны содействовать отбору оптимальных вариантов перспективного проектирования ЛС, на основе которых должно развертываться затем реальное текущее проектирование. Ø Организационный прогноз текущих решений (применительно к сфере управления в ЛС) для достижения предусмотренного желаемого состояния ЛС, поставленных целей отвечает на вопрос: в каком направлении ориентировать решения, чтобы достичь цели? Ø Интервальный прогноз – прогноз, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза. Ø Точечный прогноз – прогноз, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала. Ø По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз, - различают оперативные (текущие) – до одного месяца (до года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (до 15 лет и более). Принципы разработки прогнозов ЛС: 1. Принцип системности прогнозирования – принцип, требующий взаиомувязанности и соподчиненности прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона их элементов. (Прогнозный фон – совокупность внешних по отношению к ЛС условий, существенных для решения задач прогноза). 2. Принцип согласованности – принцип, требующий согласованности нормативных и поисковых прогнозов различных аспектов и периодов упреждения. 3. Принцип вариантности прогнозирования – принцип, требующий разработки вариантов прогноза исходя из вариантов прогнозного фона. 4. Принцип непрерывности прогнозирования – принцип, требующий корректировки прогнозов по мере поступления новых данных о ЛС. 5. Принцип верифицированности прогнозирования – принцип, требующий определения достоверности, точности и обоснованности прогнозов (верификация – оценка достоверности и точности или обоснованности прогноза). 6. Принцип рентабельности прогнозирования – принцип, требующий превышения экономического эффекта от использования прогноза над затратами на его разработку. Методы прогнозирования: 1. Фактографический метод – метод прогнозирования, базирующийся на использовании источников фактической информации (фактические данные). 2. Статистический метод – фактографический метод прогнозирования, основанный на построении и анализе динамических рядов характеристик объектов прогнозирования. 3. Прогнозная экстраполяция – метод прогнозирования, основанный на математической экстраполяции, при котором выбор аппроксимирующей функции осуществляется с учетом условий и ограничений развития логистической системы как объекта прогнозирования. 4. Метод исторической аналогии – метод прогнозирования, основанный на установлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковыми по природе объектами, опережающими первый в своем развитии. (например, в экономике Японии и механизмах ее внутреннего рынка с послевоенного периода может усматриваться аналогия с нашей с данного периода). 5. Метод математической аналогии – метод прогнозирования, основанный на установлении аналогии математических описаний процессов развития различных по природе объектов с последующим использованием более изученного и более точного математического описания одного из них для разработки прогнозов другого. (Например, математическое описание потоковых процессов в логистике можно в чем-то считать аналогичным математическому описанию гидравлических (энергетических) потоков, математическое описание которых достаточно точно установлено). 6. Патентный метод прогнозирования – метод, основанный на оценке изобретения и исследований динамики их патентования. 7. Экспертный метод прогнозирования – базирующийся на экспертной информации. 8. Метод построения прогнозного сценария – аналитический метод прогнозирования, основанный на установлении логической последовательности состояния ЛС и прогнозного фонда во времени при различных условиях для определения целей развития этой ЛС. 9. Морфологический анализ – метод прогнозирования, основанный на построении матрицы характеристик ЛС (вариантов) и их возможных значений с последующим перебором и оценкой вариантов сочетаний этих значений. При прогнозировании эффективности ЛС необходимо учитывать следующую специфику: Ø Сравнительно небольшая длина временных рядов, которыми реально можно располагать; Ø Большое число факторов, которые могут оказывать влияние на эффективность; Ø Большое число факторов, которые не могут быть учтены в математической постановке задачи (изменения в политике, научно-техническая революция, установление цен на материалы монополиями и т.п.). Ø Временные ряды факторов, влияющих на эффективность, как правило, изменяются с «большей закономерностью», чем сами критерии эффективности, и, следовательно, более точно прогнозируются. |