Ведущая деятельность подростков Главная тенденция в развитии подростка - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. 1. Общение является для подростков очень важным информационным каналом. 2. Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права. 3. Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание - основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь. Работа с отрядом _______________________________ВикипедиЯ для вожатых Прежде, чем начать любую работу с малой социальной группой, необходимо эту группу сформировать. Выбор малой группы связан с вопросом о ее размерах, где принято говорить о нижнем и верхнем количественном пределах группы. Согласно разделяемому нами мнению большинства ученых, малая группа начинается с диады (2 человека), а мнения по максимальному объему на этот счет значительно расходятся. Иногда это количество ограничивается числом возможных личных контактов между членами группы (а это 20–30 человек), иногда «магическим» числом Джеймса – 7±2 (объем оперативной памяти человека). Это магическое число и является наиболее оптимальным, поскольку такая группа является наиболее управляемой и продуктивной, с увеличением же ее объема (особенно свыше 12 человек) возрастает число подгрупп, и усиливается противодействие решениям руководителя со стороны лидеров микрогрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий. Вот мы и определились с количеством участников группы, а что дальше? А дальше следует действовать в соответствии с планом, который следует построить в соответствии с логикой развития группы. А для этого необходимо знать этапы развития группы. 2. РАЗОЧАРОВАНИЕ (период скрытых конфликтов). Ведущая деятельность: поиск компромисса, сотрудничества. В это время каждому члену группы присуще: Чувство несоответствия надежд и реальности; Недовольство авторитетами; Недовольство целями, задачами, методами и планами действия; Чувство некомпетентности; Споры за власть и внимание; Отсутствие доминирующей потребности Задачи периода: Вызвать в группе состояние неудовлетворенности отсутствием единства; Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения; Добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в группе; Определить совместную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех; Способствовать успеху этой деятельности; Склонить в свою сторону лидеров групп. ИГРЫ ПЕРИОДА РАЗОЧАРОВАНИЯ Но всего этого можно избежать, если провести «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Это упражнение оргпериода, цель которого – прояснить позицию каждого и выработать совместную стратегию решения поставленных задач. Лист ватмана делится на три равные части. Первая часть называется «Ожидания». Здесь в режиме мозгового штурма каждый отвечает на вопрос о том, почему он хочет здесь находиться, чего он ожидал, когда ехал на это мероприятие. Например: познакомиться с новыми людьми, отдохнуть, узнать что-то новое, что будут вкусно кормить. Вторая часть называется «Опасения». Здесь, снова в режиме мозгового штурма, каждый высказывается на тему, чего я не хочу, чтобы здесь было; что меня пугает в новом месте. Например: недружный коллектив, мало свободного времени, жесткие кровати. И, наконец, третья часть называется «Соглашения». Здесь вся группа, совместно принимает решение о том, по каким правилам она будет жить все эти дни, каким образом они могут сделать так, чтобы сбылись ожидания, и не сбылись опасения. Правила могут быть следующие: Закон правой руки. Если человек поднимает правую руку, значит он хочет что-то сказать, и все должны замолчать. «0:0». Всегда и везде приходить во время, не опаздывать. Доброго отношения к людям. Не грубить, не хамить, не перебивать, считаться с мнением каждого. Слушать и слышать, или закон одного раза. Когда человек говорит, его все слушают, и все требования исполняются сразу, чтобы не приходилось их повторять. Не согласен – отвергай. Отвергаешь – предлагай. Предлагаешь – делай. Каждое дело творчески, а иначе зачем? Все делать как-нибудь необычно, с выдумкой: идти в столовую – с песней; косить сено – с музыкой; рисовать газету – зубочистками, УРРА!!! Примеры: Птица Дерево Сидячий круг Массаж Я–змея Спагетти–кетчуп–кока-кола Письмо Маленькие педагогические советы: Создавать атмосферу откровенности на обсуждениях; найти подходящий момент для решающего разговора; возможность высказывания своего мнения; анализировать и прогнозировать то, что может произойти; организовать дело, которое может их объединить; четко знать то, что осудят все. 3. РАЗРЕШЕНИЕ. Ведущая деятельность: разделение обязанностей для внутригрупповых мероприятий. В это время каждому члену группы присуще: Сглаживание разницы в ожиданиях и действительности; Разрешение противоречий; Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки; Содействие самоопределению группы, как самой лучшей. Разделение обязанностей и ответственности; Этап разрешения означает, что каждый в группе: — понимает, о чем речь; — имеет право голоса; — поддерживает решение; — желает работать. Для того чтобы как можно более эффективно распределить обязанности, можно ввести внутригрупповое чередование творческих поручений (ЧТП). Чем больше их будет, тем интереснее будет каждому члену группы попробовать себя в разных ролях, побывать в ситуации ответственности за какую-то важную деятельность. ЧТП могут быть весьма разнообразными: -дежурный командир; -дежурный по столовой; -«золушка» (отвечает за чистоту в комнатах или где-нибудь ещё); -человек-будильник; -почтальон (разносит подарки, посылки и письма членам своей группы или какой-то другой); -глашатай (он объявляет расписание дня, или громко кричит, созывая всю группу); -летописец-1 (фиксирует в интересной форме, что произошло с группой за этот день); -летописец-2 (записывает идеи во время мозгового штурма); и т.д. Все, что вам необходимо для внутригрупповой деятельности. Кроме того, для активизации общения в группе можно ввести два небольших игровых момента. Первое – это почта (для этого и нужен почтальон), чтобы писать друг другу письма, пожелания, признания, которые ребята не могут высказать вслух. И второе – это игра, которая называется:Тайный друг 4. РАБОТА (период делового сотрудничества). Ведущая деятельность: по достижению цели, сотрудничество с другими группами. В это время каждому члену группы присуще: Радость от участия в работе группы; Совместная взаимосвязанная работа; Деловые отношения, связанные с общей деятельностью; Высококачественная работа; Передача роли лидера; Чувство силы команды; Межколлективные отношения; Настрой на успех; Желание быть вместе, общаться друг с другом, провести ещё одно дело. Задачи периода работы: Укрепление организационной структуры, как заданной среды обитания каждой личности; Утверждение чувства ответственности за успех деятельности группы; Поддержка мажорного настроения в группе за счет содействия успеху деятельности; Гуманизация деловых отношений; Учить планировать, анализировать, давать оценку деятельности, подводить итоги, учить самооценке; Сделать процесс деятельности наиболее творческим и интересным; Обеспечение широкого круга общения группы на базе деятельности; Предоставить каждому возможность осознать себя, свои возможности. На этом этапе группер либо полностью сливается с коллективом, ведя себя как его рядовой член, либо просто занимает позицию наблюдателя, выполняя только функцию контроля и напоминания. Группа работает сама по себе, так как внутри нее уже сформирован и налажен четкий механизм действий. Здесь важно обратить внимание на то, каким образом строятся взаимоотношения в группе. Существует несколько схем взаимодействия: «колесо» «цепь» «игрек» «круг» «сложный круг» (наиболее эффективная структура коммуникций) Это с одной стороны. Кроме того, важно обратить внимание на другую часть структуры группы, которая касается положения человека в группе, т.е. его неформального статуса. Существует 2 положительных и 2 отрицательных статуса: «Звезда» – наиболее благоприятное положение в группе. Лидер, авторитет, законодатель мод, стиля отношений. Их может быть несколько. «Предпочитаемый» – основная масса людей в группе, опора лидера, его окружение, исполнители. «Изолированный» – отрицательного мнения к человеку не складывается, вообще никакого мнения не складывается, он выпадает, его забывают, он не участвует в жизни группы. «Отверженный» – человек, который противопоставляет себя группе, находится с ней в постоянном конфликте, анти-лидер, шут, козел отпущения. Задача группера – сделать так, чтобы в группе не появилось людей с отрицательными статусами. А если таковые имеются, то, как можно скорее, исправить положение, включить их в деятельность, направить энергию в положительное русло. Это можно сделать, вызвав всех на откровенный разговор, найти для него дело, которое он захочет выполнять с удовольствием или поиграть в игры (например, «Дерево»). Маленькие педагогические советы: не увлекайся, следи за соблюдением режимных моментов; обеспечь взаимодействие с другими группами; заведись сам, заведи отряд; одни требования для всех, нет «любимчиков» и наоборот; интересуйся впечатлениями и мнениями других о прожитом дне; смотри иногда на свою группу «со стороны»; не старайся сделать все сам, дай другим проявить себя. 5. ЗАВЕРШЕНИЕ. Ведущая деятельность: анализ и рефлексия. В это время каждому члену группы присуще: Грусть и признательность; Резкий подъем или спад настроения; Гордость за достижения; Чувство близости к членам группы; Идейное единство отношений; Уверенность, внутренняя раскомплексованность; Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть. Задачи периода завершения: Обеспечить анализ деятельности, самоанализ; Побудить к дальнейшему саморазвитию; Содействовать применению полученных навыков; Содействовать качественному росту коллектива; Содействовать перспективности внутригрупповых отношений. На этом этапе обязательно следует проанализировать «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Что сбылось, что не сбылось; что было хорошо, что – плохо; как этому способствовало соглашение; чего не хватало. Тут происходят прощальные костры, вечер с разговором на тему «Что хорошего со мной произошло за эти дни», прощальные письма, раскрываются «тайные друзья». ИГРЫ ПЕРИОДА ЗАВЕРШЕНИЯ (примеры) Листы на спине Открытки с благодарностями Паутинка (расскажи мне обо мне) Групповая поэма Маленькие педагогические советы: как можно больше лирики и романтики; эмоциональный подъем; используй свечу, она вызывает на откровенность; сделай небольшие подарочки всем на память; пусть о каждом что-нибудь скажут (желательно хорошее); пусть каждый увезет с собой копилку полезный идей, дел или мыслей, которые он сможет претворить в *реальность в обычной жизни; намекните, что вы расстаетесь не навсегда и можно встретиться еще, или даже собраться вместе и … Основные правила групповой работы В вашем отряде, в группе могут быть разные ситуации, различные проявления характера ребят, причём нередко и отрицательные. Но это всё не должно становиться предметом всеобщего обсуждения в лагере. Поэтому полезно ознакомить ребят с основными правилами групповой работы. Предоставьте детям полную информацию о работе группы: её целях, задачах, планируемой деятельности, требованиях, предъявляемых к членам группы (отряда). Скажите о необходимости соблюдать конфиденциальность. Всё, о чём говорится в группе относительно конкретных ребят и что делается, не должно становиться достоянием всего лагеря. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия. Объясните подросткам, что полное соблюдение конфиденциальности вряд ли возможно: какая-то информация выйдет за пределы группы. Но не та, что может повредить отношению к ребятам со стороны их сверстников. Отрицательная информация должна оставаться в «отрядной семье». В отряде недопустима физическая и вербальная агрессия. Педагог, воспитатель, вожатый должен быть гарантом не только физической, но и душевной безопасности всех ребят. С самого начала введите правило: не подвергать осмеянию любое предложение товарища, не давать ему негативных оценок. |