МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Ведущая деятельность подростков





Главная тенденция в развитии подростка - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте.

1. Общение является для подростков очень важным информационным каналом.

2. Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права.

3. Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание - основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь.

 

 

Работа с отрядом

_______________________________ВикипедиЯ для вожатых

Прежде, чем начать любую работу с малой социальной группой, необходимо эту группу сформировать. Выбор малой группы связан с вопросом о ее размерах, где принято говорить о нижнем и верхнем количественном пределах группы. Согласно разделяемому нами мнению большинства ученых, малая группа начинается с диады (2 человека), а мнения по максимальному объему на этот счет значительно расходятся.

 

Иногда это количество ограничивается числом возможных личных контактов между членами группы (а это 20–30 человек), иногда «магическим» числом Джеймса – 7±2 (объем оперативной памяти человека). Это магическое число и является наиболее оптимальным, поскольку такая группа является наиболее управляемой и продуктивной, с увеличением же ее объема (особенно свыше 12 человек) возрастает число подгрупп, и усиливается противодействие решениям руководителя со стороны лидеров микрогрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий.

 

Вот мы и определились с количеством участников группы, а что дальше? А дальше следует действовать в соответствии с планом, который следует построить в соответствии с логикой развития группы. А для этого необходимо знать этапы развития группы.

 

 

2. РАЗОЧАРОВАНИЕ (период скрытых конфликтов). Ведущая деятельность: поиск компромисса, сотрудничества. В это время каждому члену группы присуще:

Чувство несоответствия надежд и реальности;

Недовольство авторитетами;

Недовольство целями, задачами, методами и планами действия;

Чувство некомпетентности;

Споры за власть и внимание;

Отсутствие доминирующей потребности

 

 

Задачи периода:

Вызвать в группе состояние неудовлетворенности отсутствием единства;

Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения;

Добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в группе;

Определить совместную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех;

Способствовать успеху этой деятельности;

Склонить в свою сторону лидеров групп.

 

ИГРЫ ПЕРИОДА РАЗОЧАРОВАНИЯ

 

Но всего этого можно избежать, если провести «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Это упражнение оргпериода, цель которого – прояснить позицию каждого и выработать совместную стратегию решения поставленных задач.

 

Лист ватмана делится на три равные части. Первая часть называется «Ожидания». Здесь в режиме мозгового штурма каждый отвечает на вопрос о том, почему он хочет здесь находиться, чего он ожидал, когда ехал на это мероприятие. Например: познакомиться с новыми людьми, отдохнуть, узнать что-то новое, что будут вкусно кормить.

 

Вторая часть называется «Опасения». Здесь, снова в режиме мозгового штурма, каждый высказывается на тему, чего я не хочу, чтобы здесь было; что меня пугает в новом месте. Например: недружный коллектив, мало свободного времени, жесткие кровати.

 

И, наконец, третья часть называется «Соглашения». Здесь вся группа, совместно принимает решение о том, по каким правилам она будет жить все эти дни, каким образом они могут сделать так, чтобы сбылись ожидания, и не сбылись опасения. Правила могут быть следующие:

Закон правой руки. Если человек поднимает правую руку, значит он хочет что-то сказать, и все должны замолчать.

«0:0». Всегда и везде приходить во время, не опаздывать.

Доброго отношения к людям. Не грубить, не хамить, не перебивать, считаться с мнением каждого.

Слушать и слышать, или закон одного раза. Когда человек говорит, его все слушают, и все требования исполняются сразу, чтобы не приходилось их повторять.

Не согласен – отвергай. Отвергаешь – предлагай. Предлагаешь – делай.

Каждое дело творчески, а иначе зачем? Все делать как-нибудь необычно, с выдумкой: идти в столовую – с песней; косить сено – с музыкой; рисовать газету – зубочистками, УРРА!!!

 

 

Примеры:

 

Птица

 

Дерево

 

Сидячий круг

 

Массаж

 

Я–змея

 

Спагетти–кетчуп–кока-кола

 

Письмо

 

Маленькие педагогические советы:

Создавать атмосферу откровенности на обсуждениях;

найти подходящий момент для решающего разговора;

возможность высказывания своего мнения;

анализировать и прогнозировать то, что может произойти;

организовать дело, которое может их объединить;

четко знать то, что осудят все.

 

 

3. РАЗРЕШЕНИЕ. Ведущая деятельность: разделение обязанностей для внутригрупповых мероприятий. В это время каждому члену группы присуще:

Сглаживание разницы в ожиданиях и действительности;

Разрешение противоречий;

Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки;

Содействие самоопределению группы, как самой лучшей.

Разделение обязанностей и ответственности;

Этап разрешения означает, что каждый в группе:

— понимает, о чем речь;

— имеет право голоса;

— поддерживает решение;

— желает работать.

 

Для того чтобы как можно более эффективно распределить обязанности, можно ввести внутригрупповое чередование творческих поручений (ЧТП). Чем больше их будет, тем интереснее будет каждому члену группы попробовать себя в разных ролях, побывать в ситуации ответственности за какую-то важную деятельность. ЧТП могут быть весьма разнообразными:

-дежурный командир;

-дежурный по столовой;

-«золушка» (отвечает за чистоту в комнатах или где-нибудь ещё);

-человек-будильник;

-почтальон (разносит подарки, посылки и письма членам своей группы или какой-то другой);

-глашатай (он объявляет расписание дня, или громко кричит, созывая всю группу);

-летописец-1 (фиксирует в интересной форме, что произошло с группой за этот день);

-летописец-2 (записывает идеи во время мозгового штурма);

и т.д. Все, что вам необходимо для внутригрупповой деятельности.

 

Кроме того, для активизации общения в группе можно ввести два небольших игровых момента. Первое – это почта (для этого и нужен почтальон), чтобы писать друг другу письма, пожелания, признания, которые ребята не могут высказать вслух. И второе – это игра, которая называется:Тайный друг

 

4. РАБОТА (период делового сотрудничества). Ведущая деятельность: по достижению цели, сотрудничество с другими группами. В это время каждому члену группы присуще:

Радость от участия в работе группы;

Совместная взаимосвязанная работа;

Деловые отношения, связанные с общей деятельностью;

Высококачественная работа;

Передача роли лидера;

Чувство силы команды;

Межколлективные отношения;

Настрой на успех;

Желание быть вместе, общаться друг с другом, провести ещё одно дело.

 

 

Задачи периода работы:

Укрепление организационной структуры, как заданной среды обитания каждой личности;

Утверждение чувства ответственности за успех деятельности группы;

Поддержка мажорного настроения в группе за счет содействия успеху деятельности;

Гуманизация деловых отношений;

Учить планировать, анализировать, давать оценку деятельности, подводить итоги, учить самооценке;

Сделать процесс деятельности наиболее творческим и интересным;

Обеспечение широкого круга общения группы на базе деятельности;

Предоставить каждому возможность осознать себя, свои возможности.

 

 

На этом этапе группер либо полностью сливается с коллективом, ведя себя как его рядовой член, либо просто занимает позицию наблюдателя, выполняя только функцию контроля и напоминания. Группа работает сама по себе, так как внутри нее уже сформирован и налажен четкий механизм действий.

 

Здесь важно обратить внимание на то, каким образом строятся взаимоотношения в группе. Существует несколько схем взаимодействия:

«колесо»

«цепь»

«игрек»

«круг»

«сложный круг» (наиболее эффективная структура коммуникций)

 

 

Это с одной стороны. Кроме того, важно обратить внимание на другую часть структуры группы, которая касается положения человека в группе, т.е. его неформального статуса. Существует 2 положительных и 2 отрицательных статуса:

 

«Звезда» – наиболее благоприятное положение в группе. Лидер, авторитет, законодатель мод, стиля отношений. Их может быть несколько.

 

«Предпочитаемый» – основная масса людей в группе, опора лидера, его окружение, исполнители.

 

«Изолированный» – отрицательного мнения к человеку не складывается, вообще никакого мнения не складывается, он выпадает, его забывают, он не участвует в жизни группы.

 

«Отверженный» – человек, который противопоставляет себя группе, находится с ней в постоянном конфликте, анти-лидер, шут, козел отпущения.

 

Задача группера – сделать так, чтобы в группе не появилось людей с отрицательными статусами. А если таковые имеются, то, как можно скорее, исправить положение, включить их в деятельность, направить энергию в положительное русло. Это можно сделать, вызвав всех на откровенный разговор, найти для него дело, которое он захочет выполнять с удовольствием или поиграть в игры (например, «Дерево»).

 

Маленькие педагогические советы:

не увлекайся, следи за соблюдением режимных моментов;

обеспечь взаимодействие с другими группами;

заведись сам, заведи отряд;

одни требования для всех, нет «любимчиков» и наоборот;

интересуйся впечатлениями и мнениями других о прожитом дне;

смотри иногда на свою группу «со стороны»;

не старайся сделать все сам, дай другим проявить себя.

 

 

5. ЗАВЕРШЕНИЕ. Ведущая деятельность: анализ и рефлексия. В это время каждому члену группы присуще:

Грусть и признательность;

Резкий подъем или спад настроения;

Гордость за достижения;

Чувство близости к членам группы;

Идейное единство отношений;

Уверенность, внутренняя раскомплексованность;

Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.

 

 

Задачи периода завершения:

Обеспечить анализ деятельности, самоанализ;

Побудить к дальнейшему саморазвитию;

Содействовать применению полученных навыков;

Содействовать качественному росту коллектива;

Содействовать перспективности внутригрупповых отношений.

 

 

На этом этапе обязательно следует проанализировать «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Что сбылось, что не сбылось; что было хорошо, что – плохо; как этому способствовало соглашение; чего не хватало. Тут происходят прощальные костры, вечер с разговором на тему «Что хорошего со мной произошло за эти дни», прощальные письма, раскрываются «тайные друзья».

 

ИГРЫ ПЕРИОДА ЗАВЕРШЕНИЯ (примеры)

 

Листы на спине

 

Открытки с благодарностями

 

Паутинка (расскажи мне обо мне)

 

Групповая поэма

 

Маленькие педагогические советы:

как можно больше лирики и романтики;

эмоциональный подъем;

используй свечу, она вызывает на откровенность;

сделай небольшие подарочки всем на память;

пусть о каждом что-нибудь скажут (желательно хорошее);

пусть каждый увезет с собой копилку полезный идей, дел или мыслей, которые он сможет претворить в *реальность в обычной жизни;

намекните, что вы расстаетесь не навсегда и можно встретиться еще, или даже собраться вместе и …

 

 

Основные правила групповой работы

 

В вашем отряде, в группе могут быть разные ситуации, различные проявления характера ребят, причём нередко и отрицательные. Но это всё не должно становиться предметом всеобщего обсуждения в лагере. Поэтому полезно ознакомить ребят с основными правилами групповой работы.

Предоставьте детям полную информацию о работе группы: её целях, задачах, планируемой деятельности, требованиях, предъявляемых к членам группы (отряда).

Скажите о необходимости соблюдать конфиденциальность. Всё, о чём говорится в группе относительно конкретных ребят и что делается, не должно становиться достоянием всего лагеря. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия. Объясните подросткам, что полное соблюдение конфиденциальности вряд ли возможно: какая-то информация выйдет за пределы группы. Но не та, что может повредить отношению к ребятам со стороны их сверстников. Отрицательная информация должна оставаться в «отрядной семье».

В отряде недопустима физическая и вербальная агрессия. Педагог, воспитатель, вожатый должен быть гарантом не только физической, но и душевной безопасности всех ребят. С самого начала введите правило: не подвергать осмеянию любое предложение товарища, не давать ему негативных оценок.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.