МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 1.Сущность понятий «стратегия» и «стратегическое управление»





 

Понятие «стратегия» вошло в управленческую терминологию в 50-х годах прошлого столетия, когда проблема своевременной реакции на внезапные изменения во внешней среде приобрела остроту и актуальность. Сначала введение этого понятия в управленческую терминологию было не совсем понятным. Словари не помогали, поскольку наследовали старые традиции, когда слово «стратегия» применялось исключительно в военной практике и определялось как «наука и искусство разворачивания войск к бою» или «искусство генерала». В то время много руководителей и ученых ставили под сомнение полезность нового понятия: на их глазах в течение полувека американская промышленность прекрасно развивалась в условиях отсутствия к.л. стратегий. Возникал резонный вопрос: Зачем они стали нужны и какая от них польза фирме?

В середине 1950–х годов американская промышленность столкнулась с крупными неприятностями. Спрос на продукцию некоторых компаний стабилизировался, и его не могли активизировать даже самые энергичные маркетинговые мероприятия. Другие компании просто сокращали производство, потому, что появились новые товары – продукты передовых технологий. Началось наступление заграничных конкурентов.

Не помогал ни один из приёмов, ранее прекрасно зарекомендовавших себя в менеджменте – ни построение долгосрочных бюджетов, ни финансовый контроль, ни долгосрочное планирование. Многие фирмы занялись разработкой новых управленческих подходов к решению вставших задач. Некоторые, в том числе консультационные компании, пришли в конце 50-х к одному выводу: необходим стратегический подход.

Вся суть в том, что в условиях жесткой конкуренции (насыщения рынка и быстро меняющейся ситуации) компании должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, («военные действия» требовали теоретического обеспечения) которое позволило бы поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.

Однако чтобы преуспеть в какой-либо отрасли, компания должна придерживаться агрессивного оперативного и конкурентного поведения. Только в этом случае ей удастся соответствовать изменчивости спроса и различным рыночным возможностям.

Компания должна стать более агрессивной либо для того, чтобы не отстать от конкурентов (когда среда еще подает надежды), либо для того, чтобы не упустить благоприятные перспективы (когда текущие возможнос­ти теряют привлекательность, как истощенное месторож­дение). Эта проблема связана со стратегическим плани­рованием.

Поведение небольшого числа фирм характеризуется минимальным уровнем агрессивности («на уровне банкротства»), при котором еще возможно получение прибыли, что связано с таким же низким уровнем менеджмента. На противопо­ложной стороне («эффективное руководство») находят­ся агрессивные компании, чья реакция соответствует степени изменчивости среды. Такие фирмы имеют наи­большие шансы на успех. Чем выше степень изменчивости среды, тем агрессивнее дол­жно быть поведение фирмы. Но, как показывает опыт, некоторые компании полностью используют предоста­вляемые им возможности, а другие отзываются на вне­шнее воздействие с опозданием. К числу факторов, влияю­щих на поведение компаний, относятся прошлая история, размер, накопленная организационная инертность, соот­ветствие навыков потребностям внешней среды и, в осо­бенности, побуждения и способности руководства фир­мы.



Оперативное поведение варьируется от решительного и агрессивного сопротивления конкуренции до бюрократического пренебрежения к покупателям, свойственного устоявшимся монополиям. Стратегическое - изменяется от вынужденного подражания товарам конкурентов до непрерывного потока нововведений. Например, в 1980-е годы в компьютерной индустрии сложилась ситуа­ция, когда появилась возможность замены больших вычис­лительных машин настольными. Этой возможностью-про­рывом и воспользовались изобретатели компьютера Apple, положив тем самым начало наступлению персональных ком­пьютеров.

Таким образом, агрессивность компаний и стремление выжить стали основными составляющими военного термина «стратегия» применительно к экономическим реалиям.

Чтобы определить стратегию, необходимо изучить внутреннее состояние фирмы и внешние факторы. Только четко представляя положение своей компании на рынке, учитывая его особенности, менеджер может лучше определить стратегию, которая будет содействовать достижению намеченных целей и финансовых результатов. Почему? Потому что неправильная оценка ситуации повышает риск неверной разработки стратегических действий. Стратегия компании, как правило, состоит из:

1) продуманных целенаправленных действий;

2) реакции на непредвиденное развитие событий и на конкурентную борьбу, что усиливается.

Долгое время развитие компании ассоциировалось с максимальным акцентом на оптимизацию внутренних ресурсов.

Я хорошо помню обсуждение в течение длительного периода в литературе, диссертациях, монографиях понятия “производственная мощность порта”. С помощью этой категории пытались охарактеризовать граничные возможности порта, чтобы максимально задействовать все ресурсы. При этом всегда возникал вопрос об измерении производственной мощности: в натуральном виде (тонны, тонно-мили) либо в денежном. Поскольку номенклатура перегружаемых в порту грузов достаточно разнообразна, то определять производственную мощность порта в натуральном исчислении невозможно. Поэтому с помощью различных искусственных приемов (например, выбор типовой номенклатуры грузов) величину производственной мощности оценивали в денежном выражении. Эта оценка служила основанием для выдачи порту вышестоящим плановым органом “объемного плана” или плана по объему погрузо-разгрузочных работ, который дополнялся планом по номенклатуре грузов. На основании сопоставления объемных показателей по расчету производственной мощности рассчитывался объем погрузо-разгрузочных работ при наиболее полном использовании основных фондов и персонала. В реальной жизни такой подход стимулировал фальсификацию показателей и никакой пользы для совершенствования и повышения эффективности производственных систем не приносил.

Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, (ведь все, что можно определить на основе анализа своих внутренних возможностей – это какое количество продукта/услуг можно произвести и какие издержки при этом понести) исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.

Практика показывает, что стратегически ориентированные организации, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. В современных условиях для успеха в бизнесе необходима правильно выбранная стратегия и соответствующая ей целенаправленная концентрация производственных ресурсов. Благодаря стратегии организация получает единое направление действий управленческого персонала, что в итоге обеспечивает наиболее эффективное использование ее ресурсов. Таким образом, стратегия определяет границы целенаправленных действий организации, обеспечивающих ей эффективное развитие с учетом изменений во внешней среде. Главной задачей стратегии становится перевод организации из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

Однако, несмотря на то, что понятие стратегии ассоциируется со стабильностью и устойчивым порядком в управлении развитием организации, во множестве исследований делается упор на необходимость периодических изменений в организации, адекватных изменениям во внешней среде. Без этих изменений, по мнению американских ученых, растет опасность, что стратегия может «выполнять для организации ту же функцию, что шоры для лошадей: они не дают им сбиться с пути, но едва ли позволяют увидеть, что творится вокруг».

Это опасение разделяет менеджеров-практиков касательно стратегии на два лагеря – сторонников и противников. Последние обращают внимание на то, что в деловом мире имеется немало фирм и организаций, которые сохраняют лидерство в различных сферах бизнеса не благодаря, а вопреки стратегии и стратегическому менеджменту. Эти преуспевающие организации отличаются гибкостью системы контроля, отсутствием формальных процедур планирования, высокой социальной ответственностью персонала организации к изменениям. Все это позволяет им формировать и развивать у них способность и потребность к инновациям, что, в конечном итоге, предопределяет их успех.

Эти организации демонстрируют пренебрежение к формальному планированию, использованию экономико-математических методов в управлении. Их менеджмент полагается, прежде всего, на интуицию руководителя и согласованность действий на всех уровнях организации относительно реализации курса, избранного руководителем. У этих организаций нет ни стратегического плана, ни корпоративных целей, ни официальных программных заявлений. Отсутствие многих формальных элементов стратегии компенсируется у них естественностью управленческого процесса и определенной свободой управленческих работников от чрезмерно стратегически направленной бюрократии.

Противники стратегического подхода к менеджменту считают, что именно стратегический курс выполняет роль шор, которые способны заслонить потенциальные опасности на пути развития (движения) организации. По их мнению, следование заранее установленным курсом способно привести организацию к неожиданному столкновению с «айсбергом».

Во избежание подобной ситуации, надо знать реальную обстановку на пути движения организации, чтобы «в нужный момент изменить направление» не столкнуться с «айсбергом». Для этого требуется система непрерывного слежения за развитием внутренней и внешней среды организации и, в первую очередь, за динамикой изменения рынка, рыночной среды и рыночной конъюнктуры.

Таким образом, ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому явилась идея необходимости переноса центра тяжести на окружение, для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Исходя из множества подходов и определений понятия “стратегия” остановимся на следующем утверждении:

С т р а т е г и я – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, направленное на удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей путем распределения ресурсов и адаптации к внешней среде.

При всей своей многогранности стратегия – это не панацея и поэтому важно определить, чего не следует ожидать от стратегии. Это:

- немедленного результата;

- 100% предвидения будущего, которое обеспечивало бы в текущем периоде принятие исключительно правильных решений;

- продажи товаров в запланированных объемах;

- обеспечения необходимыми по количественным и качественным характеристикам ресурсами по низким ценам и именно от тех поставщиков, которые были определены заранее;

- 100% исполнения всех стратегических установок;

- определения стандартного перечня действий и этапов разработки стратегий для всех без исключения субъектов хозяйственной деятельности;

- обязательного выживания организации в долгосрочной перспективе (отсутствие стратегии уменьшает вероятность выживания организации вообще).

Практика процветающих предприятий доказывает, что разработка стратегии, как правило, завершается формированием более-менее обоснованных планов со сложной структурой, т.е. на предприятии постоянно идет процесс планирования, степень которого зависит от особенностей организации.

Чем крупнее предприятие, тем больше источников формирования стратегий. И только тогда, когда менеджеры смогут объединить стратегии, выработанные на различных уровнях в одну связанную систему, можно говорить о полноте усилий. В идеале границы всех частей и пластов стратегий должны быть плотно сцеплены между собой как игрушка «пазл» (мозаика).

С понятием «стратегии» очень тесно связано понятие управления, поскольку удачная стратегия и ее умелая реализация – самые верные признаки качественного менеджмента. При этом эффективное управление может обозначать разные понятия. Например, неуклонное и последовательное продвижение в направлении установленных целей, или результаты, свидетельствующие о росте прибыли или снижении числа жалоб клиентов. Под этим могут подразумеваться успехи в повышении качества обслуживания, расширении сети филиалов или внедрении новых технологий производства. Ряд примеров подобного рода, показывающих широту понимания менеджмента, можно продолжить. Менеджмент — это эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров. Таким образом, менеджмент — широкое понятие с неопределенными границами. Неопределенность возрастает, если сконцентрироваться на аспекте «искусства» управления. Искусство — это всегда присутствие чего-то субъективного, иррационального, интуитивного, выходящего за рамки рациональных схем и правил. Особенно значимо искусство управления в тех случаях, когда главные проблемы организации связаны с поведением и взаимоотношениями людей — самыми сложными проблемами организационной жизни. Интуиция, воля, такт, лидерство — в этих и подобных понятиях проявляется хороший менеджмент по отношению к людям и их группам как внутри организации, так и вне ее, но с которыми организация связана в своей деятельности.

Эта проблема нахождения методов и форм эффективного менеджмента осознавалась уже классиками дисциплины. Известно, например, сколько интеллектуальных усилий затратили А. Файоль или Ф. Тейлор при разработке теории эффективного менеджмента и выделения принципов и правил результативного управления. Однако решение этой проблемы лежало не на пути уточнения дефиниций, а в расширении сферы управленческих исследований и совершенствовании их методологии и техники. Так возникли школы и направления в менеджменте, которые делали акценты, например, на мотивации и взаимоотношениях людей в процессе труда (школа человеческих отношений и психологическая школа), совершенствовании организационных структур (системный анализ, структурно-функциональный подход), оптимизации трудовых процессов (научная организация труда), организационной культуре, коммуникациях и т.д.

Важно отметить, что возникновение различных школ и направлений теории менеджмента всякий раз определялось новыми реалиями, с которыми сталкивались организации, работающие, прежде всего, в сфере бизнеса. Так, например, в первой четверти XX в., когда бурно развивалась тяжелая индустрия, требовалось большое количество низко квалифицированных рабочих, которые были обеспокоены главным образом тем, как подороже продать свой труд. В свою очередь, собственники и управляющие предприятиями были заинтересованы в том, чтобы получить за оговоренную оплату труда максимальную трудовую отдачу от нанятых работников. Ответить на вопрос, как выполнить эти требования, и было призвано сложившееся первым направление в дисциплине — школа научного менеджмента (Ф. Тейлор, Г. Гантт, X. Эмерсон и др.).

В 30—50-е годы в США требования к рабочей силе изменились: возник дефицит высококвалифицированных рабочих, выполняющих сложную работу на дорогостоящем оборудовании. Управление таким персоналом требовало развитой системы мотивации, учета разнообразия ожиданий от работы, роста затрат на переподготовку и повышение квалификации кадров. Отклик на эти новые потребности бизнеса со стороны теории менеджмента выразился в появлении психологической школы, которая сконцентрировала внимание на проблемах человеческого фактора на производстве. Подобные примеры связи изменений условий ведения бизнеса и соответствующих теоретических разработок, предлагающих новые условия организации труда и управления, можно привести еще. Не является исключением из этого ряда и возникновение теории стратегического менеджмента.

Стратегическое управление (или стратегический менеджмент) как вполне определенная разновидность менеджмента сформировалась относительно недавно. Во второй половине ХХ века менеджменту стало уделяться повышенное внимание. Термин «стратегичность» прежде всего связан с развитием организации. Поскольку современная организация рассматривается как открытая система, то все разнообразие факторов, которые определяют и дают ей развитие, можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние – это те факторы, которые своими корнями «сидят» во внешней среде организации. А внутренние факторы- это те, источники которых находятся в самой организации.

В данном контексте, если учитывать то, что касается стратегического аспекта, можно определить следующее:

· во-первых стратегический аспект-прежде всего, и в основном-связан с внешними факторами развития организации;

· во-вторых, стратегичность- в отличии от тактических или оперативных моментов касается долгосрочных перспектив развития организации.

Относительность означает, что стратегический подход имеет и значительно большую продолжительность, чем тактический период развития, и то, что для каждой конкретной организации такое соотношение является конкретно - индивидуальным.

Таким образом, для конкретной организации соотношение стратегического и тактического являются относительными. Этот вывод справедлив в сравнении с другими организациями и с точки зрения отношений к разным конкретным ситуациям, а также в числе других отношений.

О смысле самого отношения или реакции организации на внешние факторы что, так или иначе, придает стратегичность ее развитию, можно сказать следующее.

Суть такой (т.е. стратегической) реакции системы управления организацией- это обеспечение эффективной адаптации к изменениям внешней среды.

В увязке с адаптивностью и эффективностью становится почти очевидным, что стратегический аспект – это еще и особенный анализ внешней среды организации. А за анализом по логике управления следуют подготовка проектов стратегических решений, принятие решений, реализация и контроль.

Возникновение стратегического менеджмента как самостоятельной научной дисциплины также было связано с новыми условиями деятельности корпораций, прежде всего в США, сложившимися к началу 1960-х годов.

Эти условия определялись, во-первых, технологическими взрывами, вызванными научно-технической революцией, требующими прогнозирования новых производственно-технологических прорывов, возможных в будущем; во-вторых, насыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции; в-третьих, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса. Корпорации уже не могли ограничиваться в своей деятельности оперативным планированием и функциональным менеджментом. Возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее. Она была реализована в стратегическом менеджменте.

Интерес к вопросам управления постоянно удерживается на высоком уровне. И связано это не только с тем, что менеджмент играет очень важную роль в бизнесе, но также и тем, что менеджмент как практическая деятельность постоянно развивается, обретая иногда такие формы, которые по сущности в корне противоположны тому, что прежде в практике и в теоретическом осмыслении считалось образцом правильного управления.

Конечно же, есть отдельные компоненты управления, по отношению к которым можно говорить о том, что существует сложившаяся и относительно устойчивая теория, не только описывающая эти компоненты, но и предписывающая то, как следует осуществлять управленческую деятельность в рамках этих компонент. Однако, если речь идет о стратегическом управлении, важно понимать с самого начала что это такая составляющая менеджмента, которая своей сердцевиной имеет теоретическую деятельность высшего руководства, направленную на поиск таких решений, которые помогут организации выжить в динамично меняющейся среде в условиях жесткой конкуренции, при которой каждый участник конкурентной борьбы стремится сделать все возможное, чтобы победить.

Особенность стратегического управления состоит в том, что в ней очень мало рутинных процедур и очень много творчества, т.е. очень велика роль искусства.

Поэтому теория стратегического управления формируется на основе обобщения практики успешного решения стратегических задач управления фирмой и на основе выделения отдельных управленческих схем и утверждений, которые указывают на то, с помощью чего можно добиться успешного результата. Иными словами, теория стратегического управления говорит о том, что в управлении организацией она может помочь ей добиться успеха на рынке.

Любой тип управления базируется на определенной концепции. Концепция управления – это система идей, принципов, представлений, которые обусловливают цель развития предприятия, механизмы взаимодействия субъекта и объекта управления, характер отношений между отдельными звеньями его внутренней структуры, а также представлений о необходимой степени учета влияния внешней среды на развитие предприятия.

Стратегическое управление – это концепция выживания в конкретных условиях. Оно даёт более или менее конкретное представление о том, какой должна быть организация в будущем: в каком окружении ей предстоит работать, какую позицию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества, какие изменения в организации предстоит осуществить. Другими словами сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?

2. В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

3. Каким способом достигнуть желаемого положения?

Исходной идеей, отражающей сущность концепции стратегического управления, является необходимость учета взаимосвязи и взаимовлияния внешней и внутренней среды при определении целей предприятия. Стратегии в этом случае выступают как инструменты достижения целей, а для реализации стратегий необходимо, чтобы все предприятие функционировало в стратегическом режиме.

Таким образом, концепция стратегического управления, основана на том, что предприятие рассматривается, прежде всего, как «открытая система» и главные предпосылки успеха деятельности отыскиваются не внутри фирмы, а вне ее, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к внешнему окружению. Сумеет ли фирма распознать угрозы для ее существования, будет ли устойчива к воздействиям внешней среды, не упустит ли возможности, возникающие в ее среде, сможет ли она извлечь максимум выгоды из этих возможностей - вот главные критерии эффективности всей системы управления.

Практика бизнеса показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления. Конечно, всегда следует помнить, что стратегическое управление- это в первую очередь продукт творчества высшего руководства, но в тоже время можно говорить о некой теории стратегического управления, знание которой позволяет более эффективно осуществлять управление организацией.

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в нашей стране в период осуществления экономических реформ. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к изменяющимся внешним условиям.

Стратегическое управление представляет процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач.

Существует несколько определений стратегического менеджмента, в которых делается упор на различные его аспекты и особенности. Так, стратегическое управление – это сфера управленческой деятельности, состоящая в реализации перспективных целей компании через осуществление изменений в организации.

Стратегическое управление выступает как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с её окружением. В то же время стратегическое управление – это область научных знаний, изучающая приёмы, инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы их практической реализации. Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют добиваться ей своих целей, соответствует её внутренним возможностям и позволяет оставаться восприимчивой к требованиям внешней среды.

Стратегическое управление – это управление в социально-экономических системах, где выделяются функциональная, процессная и элементная стороны. Функциональная – при которой управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определённых результатов. Процессная – в её рамках управление рассматривается как действия по выявлению и разрешению проблем, т.е.процесс подготовки и принятия решений. Элементная – управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определённых структурных элементов.

Стратегическое управление предприятием можно рассматривать с трёх точек зрения: 1. Виды деятельности, выполняемые на предприятии: маркетинг; исследования и разработки; производство продукции; снабжение; сбыт; управление персоналом 2. Этапы процесса управления: анализ ситуации и выявление проблем; определение цели; планирование деятельности по достижению цели; осуществление рыночной деятельности; контроль и оценка достигнутых результатов. 3. Элементы механизма управления: информация; кадры; техника управления; структура организации; финансовые средства; технология процесса управления.

Эффективность системы стратегического менеджмента определяется тем, что она:

- обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприятие и его внешнее окружение;

- облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов к сбору и обработке информации;

- обеспечивает координацию и коммуникации, как по горизонтали, так и по вертикали:

- помогает справиться с изменениями и провести изменения;

- даёт возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;

- помогает делать стратегический выбор и реализовывать стратегию

Предметом стратегического управления является изучение теоретико-методологических основ и аспектов формирования стратегии фирмы как открытой системы.

Можно выделить четыре уровня знаний, составляющих методологию стратегического управления. Первый уровень – общефилософский, который представляет собой совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира. Этот уровень образуют такие науки как философия, математика, теория информации и др. Второй уровень – общенаучный, который даёт понимание общих подходов, принципов, форм организации системы. Этот уровень образуют науки: теория систем, кибернетика, теория организации и др. Третий уровень – конкретная методология наук, образующих совокупность знаний об управлении в социально-экономических системах (статистика, менеджмент, социология, право, макроэкономика, микроэкономика, теория управления и др. Четвёртый уровень – методология, методика и технология стратегического управления. Именно этот уровень и является предметом изучения. Стратегическое управление наиболее приближено к практической деятельности и призвано реализовать достижения других наук. Отсюда уровень развития стратегического управления зависит от уровня достижений других наук и от требований практики. И наоборот: стратегическое управление может ускорить развитие других наук, содействовать появлению новых методов и инструментов исследования. В частности, под его влиянием развивается такая область знаний как принятие решений в условиях слабо структурированных и не структурированных задач управления.

Методологической базой стратегического уровня является системный и ситуационный подходы. Согласно системному подходу любая организация рассматривается как система, состоящая из определённых взаимосвязанных элементов, обеспечивающих её жизнедеятельность. Система может иметь множество состояний, определяемых уровнем её организованности, зависящим от числа элементов, входящих в систему, их качественного уровня и взаимосвязей между ними. Скорость развития элементов системы, приобретения ими новых качеств отличается, что приводит к нарушению установленных пропорций, соответствия между ними, появлению внутренних противоречий в системе. В результате подобных противоречий снижается эффективность функционирования как системы, так и её элементов. Возникает задача синхронизации, увязки циклов развития элементов системы, самой системы.

Стратегическое управление организациями основывается на следующих положениях:

- организации являются сложными социально-экономическими системами, которые характеризуются рядом особенностей;

- организации создаются для достижения определённой цели (целей);

- наличие определённых ресурсов и их преобразование в материальные блага (услуги);

- соизмерение затрат на производство и использование товара (услуги) с результатами деятельности;

- сложность внутренней среды организации (большое число элементов, наличие взаимосвязей между ними, вероятностный характер взаимоконтактов и др.);

- многокритериальность задач управления;

- большая динамичность протекающих в системе процессов;

- невозможность формализации многих задач управления организациями;

- обязательность развития и изменчивость критериев развития;

- необходимость управления организацией, для чего создаётся специальный орган управления, имеющий определённую функциональную и организационную структуру, систему утверждённых норм поведения, форм контроля за их соблюдением и т.д.

Объект стратегического управления - фирма как открытая система. Это сложная динамичная развивающаяся система, изменяющая во времени и пространстве свои параметры, подверженная воздействиям со стороны внешней среды и оказывающая влияние на эту среду по принципу обратной связи.

Выделяют два основных конечных продукта стратегического управления.

Один из них – потенциал организации, который обеспечивает достижение целей в будущем.

Что в этом контексте следует понимать под потенциалом организации? Со стороны "входа" этот потенциал состоит из сырьевых, финансовых и людских ресурсов, информации; со стороны "выхода" – из произведенной продукции и услуг, из набора правил социального поведения, следование которым помогает организации добиваться своих целей. Важно заметить, что не всякая продукция и услуги организации могут быть включены в ее потенциал, а лишь те, которые испытаны с точки зрения потенциальной прибыльности. Это означает, что продукция организации создана на базе новых перспективных технологий, обладает отличительными особенностями и будет пользоваться спросом на рынке.

Другим конечным продуктом стратегического управления является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде. B предпринимательской организации это предполагает наличие способности своевременно обнаружить и правильно истолковать внешние изменения, а также руководить ответными адекватными действиями, которые предполагают наличие стратегических возможностей для разработки, испытаний и внедрения новых товаров и услуг, технологий, организационных изменений.

Таким образом, деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. В коммерческой организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические изменения в организации; создать организационную архитектонику, способствующую стратегическим изменениям; подобрать и воспитать кадры, способные провести стратегические изменения в жизнь.

Реализация концепции стратегического управления организацией возможна лишь тогда, когда организация является стратегически ориентированной. Стратегически ориентированная организация-это такая организация, в которой персонал имеет стратегическое мышление, используется система стратегического планирования, которая дает возможность разрабатывать и использовать интегрированную систему стратегических планов и текущая, повседневная деятельность, подчинена достижению поставленных стратегических целей.

Какие преимущества дает управленцам (прежде всего высшего звена) знание стратегического управления? Кроме того, что стратегическое управление заставляет всерьез задумываться о будущем организации, оно позволяет:

• формулировать на рациональной основе возможные стратегии и определять, в какой мере подходит организации та или иная стратегия;

• находить альтернативные пути развития бизнеса, чтобы выбрать оптимальный из них;

• развивать умение ориентироваться в будущем, что приводит к систематическому учету возможных последствий тех или иных решений;

• более эффективно и грамотно размещать ресурсы организации;

• понимать природу и значение неопределенностей и рисков в развитии бизнеса;

• использовать методологию системного подхода в решении организационных проблем и на этой основе развивать более эффективное управление;

• связывать в единый комплекс взаимозависимых элементов промессы коммуникации, координации и контроля в рамках организации как целого;

• стимулировать мотивацию и энтузиазм сотрудников, определять миссию организации и понимание значения достижения организационных целей для индивидуального развития и роста сотрудников;

• преодолевать сопротивление переменам, формировать инновационную организационную культуру.

Отечественным организациям последние годы критическую ситуацию создают динамика рынка, которая сложно прогнозируется, множество новых директивных решений и законодательных актов, иссякшие внутренние ресурсы и рост агрессивности внешней среды особенно в финансовой сфере. В этих условиях большое значение придается удачному применению в практике предпиятий идей и технологий стратегического управления развитием.

Для достижения успеха необходимо не только знание теоретических основ стратегического управления. Зарубежные конкуренты используют те же самые фундаментальные подходы и методы, что и украинские руководители, но, в отличие от украинских, достигают больших успехов за счет тщательности, дисциплинированности, с которой они разрабатывают и реализовывают стратегии.

Стратегическое управление развивает широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для организации. Руководители, имеющие знания и навыки в области стратегического управления, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегическое управление позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений.

Преимуществами стратегического мышления, что несет первостепенное значение, и осознанного управления (в противоположность вольной импровизации, интуиции или бездеятельности) есть:

1) обеспечение направленности всей организации на ключевой аспект стратегии: «что мы намереваемся делать и чего добиваемся?»;

2) необходимость менеджеров более четко реагировать на изменения, которые появляются, на новые возможности и угрожающие тенденции;

3) возможность для менеджеров оценивать альтернативные варианты капитальных вложений и расширение персонала, т.е. разумно перенести ресурсы в стратегически обоснованные и высокоэффективные проекты;

4) возможность объединить решения руководителей всех уровней управления, связанных со стратегией;

5) создание среды, которая способствует активному управлению и противодействует тенденциям, которые могут привести лишь к пассивному реагированию на изменение ситуации.

Последнее преимущество, которое заключается в поощрении активного управления, а не в простом реагировании на внешние факторы, приводит к тому, что новаторские стратегии могут стать ключом к улучшению результатов деятельности компании в долгосрочной перспективе. Из истории бизнеса известно, что высоких результатов достигали обычно компании наиболее инициативные, а не те, которые просто реагировали на условия, что изменились или защищались. Достигая успеха, компании делают стратегические наступления для обеспечения своего конкурентного преимущества, а потом используют свою долю рынка, чтобы достичь финансовых успехов.

Обстоятельства постоянно изменяются, будь то важное открытие в области технологии, успешное обеспечение конкурентом рынка новым товаром, новая государственная регламентация и политика, расширение интересов покупателей в той либо иной сфере и пр. Всегда остается определенная мера неуверенности в будущем, и менеджер не может предвидеть все стратегические действия заблаговременно и следовать этим намеченным маршрутом, не внося никаких изменений.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.