МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общая одаренность и специальные способности





Глава XV Способности

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличают­ся друг от друга по своим способностям.

Термин «способность» употребляют в житейском обиходе очень широко; в психологической литературе им немало злоупотребляли. Так называемая психология способностей сильно дискредитировала это понятие. Наподобие мольеровского ученого врача, который «объяснял» усыпляющее действие опиума тем, что опиум имеет «способ­ность» усыплять, эта психология объясняла любое психическое яв­ление тем, что приписывала человеку соответствующую «способ­ность». Способности, таким образом, в ученом арсенале этой психо­логии служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей. «Функции» тоже нередко трактовались как такие способности; это в свою очередь означало, что способности трактовались как органические функции и в связи с этим рассматривались как некие первичные, природные, преимущественно врожденные особенности. Ввиду этого,— прежде чем вводить понятие «способности» в систему психологической науки, необходимо точнее очертить его истинное содержание.

Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к ка­кой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъяв­ляет.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Раз­личия между людьми в задатках заключаются прежде всего в при­рожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата — в ана-

томо-фиэиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в гото­вых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способ­ностями очень большая дистанция; между одними и другими — весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут раз­виваться в различных направлениях. Задатки — лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способно­сти являются все же функцией не задатков самих по себе, а разви­тия, в которое задатки входят как исходный момент, как предпо­сылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т. е. преобразуются и изменяются.

Для доказательства наследования способностей обычно указы­вают на существование семейств, в которых несколько поколений проявляли однородную по своей направленности одаренность. Так, в семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях его предков, братьев и потомков насчитывается не менее 18 значительных музы­кальных дарований, из них 11 приходится на его родственников по нисходящей линии, причем в семье было всего 10 мужчин, не обна­руживших музыкальных дарований. Можно также указать на семью Ч. Дарвина, исключительно богатую целым рядом даровитых людей. Однако когда из подобных фактов непосредственно заключают о наследовании способностей, относя их исключительно за счет наслед­ственных особенностей организма, то допускают явную ошибку, не учитывая одного обстоятельства: в семье с большим количеством музыкальных дарований музыкальный отец не только передает своим детям определенные гены, но и оказывает влияние на развитие детей.



Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека, но его способности являются не пря­мой функцией его наследственности. Во-первых, наследственное и приобретенное в конкретных особенностях личности образуют нераз­ложимое единство; уже в силу этого нельзя относить какие-либо конкретные психические свойства личности за счет одной лишь на­следственности. Во-вторых, наследственны могут быть не сами пси­хические способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органические предпосылки их развития. Органические пред­посылки развития способностей человека обусловливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его разви­тия.

Мы говорим о врожденности задатков, наряду с этим говорят о наследственно­сти способностей. Необходимо уточнить и разграничить эти понятия. Под врожден­ным естественно понимать то, что уже имеется к моменту рождения; под наследст­венным то, что посредством определенных органических механизмов передается индивиду от его предков. Эти понятия не тожественные ни по форме, ни по существу. Первое понятие описательное: оно констатирует факт; второе — объяснительное:

оно вскрывает его источник. Они не совпадают и по содержанию: то, что оказыва­ется врожденным, т. е. наличным к моменту рождения, вовсе не должно быть про­дуктом одной лишь изолированно взятой наследственности; оно обусловлено и пред-

шествующим ходом эмбрионального развития. С другой стороны, наследственно обусловленное вовсе не должно выступать уже оформившимся к моменту рождения; так, несомненно наследственно обусловленные изменения, связанные с половым созреванием, наступают, однако, в более или менее отдаленный от рождения период.

Таким образом, врожденное не сводится к наследственному и наследственное не сводится к врожденному.

Значение врожденных задатков для разных способностей различно. Значение их относительно рельефно выступает в таких способностях, как музыкальные, сущест­венной предпосылкой которых является тонкий слух, т. е. качество, зависящее от свойств периферического (слухового) и центрального нервного аппарата. Особенно­сти строения нервно-мозгового аппарата — это прирожденные задатки. Но это имен­но задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития, а не сами музыкальные способности. Музыкальные способности в подлинном смысле слова — это свойства и данные, необходимые для занятия музыкальной деятельно­стью, т. е. исполнения музыки, сочинения музыки (композиции) или полноценного художественного восприятия ее. Музыкальные способности в этом единственно пра­вомерном смысле слова являются не врожденными свойствами организма, а резуль­татом развития личности; врожденные задатки являются лишь необходимыми пред­посылками, они зависят от всего пути развития личности. Конкретно (если продол­жать развитие мысли на примере музыкальных способностей) развитие музыкальных способностей композитора может зависеть от того, найдет ли он творческие замыслы, сюжеты, адекватные его техническим средствам, и технические средства, адекват­ные его замыслам, и т. п.

Не подлежит сомнению, что люди очень значительно разнятся не только по врожденным задаткам, но и по своим способностям — как по их степени, так и по их характеру. Эти различия в способно­стях — продукт не врожденных задатков самих по себе, а всего хода развития личности. Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она — сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом органи­зованной деятельности вырабатываются.

При развитии способностей в процессе деятельности существен­ную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не тожест­венны, но они все же теснейшим образом связаны; притом связь эта взаимная. С одной стороны, освоение умений, знаний и т. д. предполагает наличие известных способностей, а с другой — само формирование способности к определенной деятельности предпола­гает освоение связанных с ней умений, знаний и т. д. Эти умения, знания и т. д. остаются чем-то совершенно внешним для способно­стей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваи­ваются, т. е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а ведут к развитию способностей. Скажем, по мере того как человек на материале опре­деленной системы знания по-настоящему осваивает приемы обоб­щения, умозаключения и т. д., у него не только накопляются опре­деленные умения, но и формируются определенные способности. Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и от-

личается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности.

Способность закрепляется в личности как более или менее проч­ное достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется. Когда мы анализировали воображение, то вскрыли, как направлен­ность личности, сознание которой отображает действительность, порождает характерную для воображения тенденцию к преобразова­нию отображаемого. Это была не органическая функция, как, напри­мер, чувствительность, и не способность, а определенная закономер­ность протекания психических процессов. Но в условиях творческой деятельности — писателя, художника, музыканта — осуществление этих процессов преобразования включает ряд дополнительных пред­посылок и качеств, вбирая их в себя, человек в процессе деятельности формирует специфические способности.

Если речь идет о музыкальном творчестве, то деятельность вооб­ражения предполагает, с одной стороны, наличие достаточно ярких, богатых, тонко нюансированных ощущений и представлений, с дру­гой — эта деятельность требует для своего осуществления специаль­ной техники, которая формируется и развивается на основе истори­ческого развития музыки. Развитие творческого воображения музы­канта как конкретной способности может (как мы видели на примере Н. А. Римского-Корсакова) оказаться скованным недостаточной или неадекватной ему техникой, и лишь овладение художником новыми техническими средствами создает возможность дальнейшего раз­вития творческих музыкальных способностей. Таким образом, никак не совпадая, конечно, со способностями, умения, техника данной деятельности, навыки, знания, с ней связанные, являются, однако, существенным условием развития соответствующих способностей, так же как наличие соответствующих способностей является усло­вием для овладения этими умениями и прочее. Способности форми­руются по мере того, как человек, осваивая их, овладевает необхо­димыми для деятельности умениями.

Конкретная музыкальная способность к композиции — это целый комплекс различных качеств, которые в процессе деятельности, взаимодействуя друг с другом, образуют единое целое. Так же, по существу, обстоит дело с каждой способностью.

Способности квалифицируют личность как субъекта деятельно­сти': будучи принадлежностью личности, способность, конечно, со­храняется за личностью как потенция и в тот момент, когда она не

1 Понятие субъекта деятельности С. Л. Рубинштейн употреб­ляет здесь как методологическое для психологии, тогда как в работах 20-х гг. оно было им раскрыто в своем философском содержании. Использование этого понятия в психологическом контексте позволяет выйти яз отношений внутри деятельно­сти, из ее внутренней структуры, поскольку личность как субъект деятельности включается в различные системы отношений с миром, деятельность может занимать разное место в ее жизнедеятельности, а сама личность по-разному отно­сится к той или иной деятельности. В этом случае сознание и сознательность выступают как качества действующей лич­ности.

Личность характеризует комплекс потребностей, способ­ностей, направленностей, интересов, целей, мотивов и т. д., а также тип используемых знаний, операций, общественных способов действия. Личность как субъект деятельности интегрирует свои потребности, способности, возможности с условиями, требованиями деятельности.

В более широком смысле слова личность как субъект деятельности — это личность деятеля, или деятельная лич­ность, т. е. качество действующей личности, способ само­выражения личности через деятельность, которое раскры­вается прежде всего в контексте жизненного пути лично­сти.— Примеч. сост.

2 В данном определении С. Л. Рубинштейна содержится характеристика способностей как через деятельность, так и через личностные образования, психические качества и свой­ства. В конце 50-х гг. в дискуссии о природе способностей обсуждался более общий методологический вопрос — о детер­минации психических явлений. В этой дискуссии С. Л. Ру­бинштейн, отдавая должное (как и в данном труде) чело­веческой культуре, опыту, социальным требованиям и воз­действиям, делал акцент на психологической природе спо­собностей, складывающихся в активном процессе освоения мира субъектом, при этом психологический механизм фор­мирования способностей ол усматривал в обобщении пси­хических процессов, с одной стороны, и отношений, с кото­рыми имеет дело субъект в своей деятельности,— с другой. Тем самым оба—личностный и деятельностный—аспекта формирования способностей оказались связаны.

Интересно, что идея о механизме обобщения как психо­логическом способе формирования новых структур была высказана С. Л. Рубинштейном в «Основах общей психоло­гии», но применительно к формированию характера. В кон­це 50-х гг. у него складывается представление об обобще­нии как механизме формирования способностей, и тем са­мым способности и характер как свойства личности полу­чают единый принцип объяснения.— Примеч. сост.

 

действует. В итоге способность — это сложная синтетическая осо­бенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельно­сти. Более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности, лишь в деятельности и через по­средство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков.

Деятельность человека — это, говоря конкретно, трудовая дея­тельность, посредством которой человек в процессе исторического развития, изменяя природу, создает материальную и духовную куль­туру. Все специальные способности человека — это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к. освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению. Способности человека — это проявления, стороны его способности к обучению и к труду2.

Означая способность к труду и обучению, способности челове­ка в обучении и труде формируются. Совершенно ошибочной явля­ется та точка зрения, будто способности человека в деятельности человека и ее продуктах лишь выявляются вовне, оставаясь независи­мыми от нее. В действительности между способностями человека и продуктами его деятельности, его труда, этими материализованными сгустками человеческих способностей, существует глубочайшая взаи­мосвязь и теснейшее взаимодействие. Реализуясь в тех или иных до­стижениях, способности человека не только проявляются, но также формируются и развиваются. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает.

Человеческие способности, отличающие человека от других жи­вых существ, составляют его природу, но сама природа человека — продукт истории. Природа человека формируется и изменяется в про­цессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались, по мере того как, изменяя природу, человек познавал ее; художественные — изобразительные, музыкальные и т. п. формировались вместе с развитием различных видов искусства.

По мере того как человечество создавало новые области культуры, материализовавшиеся в продуктах общественной практики, порож­дались или развивались новые способности и прежние способности получали новое содержание. Развитие музыки, возникновение нового музыкального строя или перспективного изображения были разви­тием нового художественного восприятия, новых — музыкальных или изобразительных — способностей.

С расширением сфер трудовой деятельности и появлением все новых видов ее у человека формировались и новые способности. Че­ловеческие способности и их структура зависят от исторически из­меняющихся форм разделения труда...

Выявляя зависимость структуры человеческих способностей от ис­торически изменяющихся форм разделения труда, К. Маркс в блес­тящем и тонком анализе вскрывает изменение психики человека при переходе от ремесла к мануфактуре, от мануфактуры к крупной про­мышленности, от ее начальных к более поздним, зрелым капиталисти­ческим формам (см.: «Капитал», т. I, гл. 12 и 13)... Дальнейшее раз­витие механизации промышленности, при которой различные виды физического труда теряют характер специальности, создает техничес­кие предпосылки для развития индивида, который уже не прикован к одной частной функции, для которого и различные общественные функции являются сменяющими друг друга формами деятель­ности. (...)

 

Общая одаренность и специальные способности

В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализирован­ные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его исто­рическом развитии. В результате дифференцируются специальные

способности к различным видам деятельности и общая способ­ность.

Общую способность часто обозначают термином «одаренность»; в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с интеллектом.

Нужно, однако, сказать, что если под общей одаренностью разу­меть совокупность всех качеств человека, от которых зависит про­дуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интел­лект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента — эмоциональная впечатли­тельность, тонус, темпы деятельности и т. д.

Вопрос об общей и специальной одаренности оказался крайне дискуссионным. Одни, как Э. Торндайк, склонны сводить одаренность к сумме специальных способностей, вовсе отрицая общую одарен­ность, другие, как Ч. Спирмен, В. Штерн и А.Пьерон, признают об­щую одаренность, но сплошь и рядом противопоставляют ее спе­циальным способностям. Например, Спирмен трактует ее как специ­альную функцию центральной нервной системы, превращая таким об­разом одаренность в биологически закрепленное константное свойство.

Дифференциация и специализация способностей в действитель­ности зашла так далеко, что для ряда ученых утраченными оказались их общая основа и внутреннее единство. При этом в процессе всеоб­щей специализации способности к различным видам деятельности — технической, изобразительной, музыкальной и т. д. — стали представ­ляться совершенно не связанными друг с другом. Далее, господство аналитических функциональных тенденций привело к тому, что ряд ученых пришли к отрицанию единства познавательных способностей и стали сводить интеллект к совокупности отдельных механизмов и функций. Понятия такого порядка, как интеллект, раскрываются лишь в плане конкретных действенных взаимоотношений индивида с окружающей действительностью. Психология, которая знает только точку зрения механизмов и органических функций, неизбежно долж­на прийти к расщеплению подобных понятий и к мозаичности в них выражающейся психологической характеристики личности. Эти ана­литические теории одаренности в силу свойственных им механистиче­ских тенденций грешат тем, что для них при решении вопроса об ода­ренности утрачивается реальное единство человеческой личности, в частности ее интеллектуального облика.

С другой стороны, в тех теориях общей одаренности, в которых последняя берется вне отношения к конкретным видам деятельно­сти и конкретным способностям, утрачиваются черты интеллектуаль­ного облика реального человека. Каждый человек, о котором вообще можно с полным правом сказать, что он умен, умен по-своему; ум его по-разному проявляется в различных сферах деятельности или обла­стях применения. Специальные способности определяются в отно­шении к отдельным специальным' областям деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одарен­ность индивида, соотнесенная с более общими условиями ведущих

форм человеческой деятельности.

В конечном счете равно несостоятельны как попытка свести ода­ренность к простой механической сумме специальных способностей, так и попытка свести общую одаренность к внешнему противопостав­лению специальным способностям.

Лишь единство общих и специальных свойств, взятых в их взаимо­проникновении, очерчивает истинный облик одаренности человека. Несмотря на многообразие своих проявлений, она сохраняет внутрен­нее единство. Доказательством этому служат многочисленные слу­чаи, которыми особенно богата наша действительность, когда чело­век, выявивший себя в одной области, при переходе на другую работу и на ней проявляет не меньшие способности. При этом общая одарен­ность является не только предпосылкой, но и результатом всесторон­него развития личности. Так же как образование специальных спо­собностей является не только предпосылкой, но и следствием разделе­ния труда в историческом плане и специализированного образования в плане индивидуального развития, так и развитие общей одарен­ности существенно определяется всесторонним в подлинном смысле слова политехническим обучением и всесторонним развитием личности.

Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство. Это положение относится как к взаимоотно­шению общих и специальных умственных способностей, так и к взаи­моотношению общей одаренности и специальных способностей. Нали­чие специальной способности, особого, достаточно ярко выявившего­ся таланта накладывает отпечаток на общую одаренность человека, а наличие общей одаренности сказывается на характере каждой спе­циальной способности. Общая одаренность и специальные способно­сти в этом смысле как бы взаимопроникают друг в друга; они два компонента единого целого. Факты свидетельствуют о том, что бывает общая одаренность без ярко выраженных, оформившихся специаль­ных способностей и бывают также специальные способности, которым не отвечает соответственная общая одаренность.

Взаимоотношение общей одаренности и специальных способ­ностей для разных способностей различно. Чем большую роль в той или иной специальной способности играют специальные задатки (на­пример, связанные с врожденными свойствами соответствующего нервного аппарата) и специальная техника, тем меньшим может ока­заться соответствие или даже тем больше диспропорция между спе­циальными способностями и общей одаренностью. Чем менее специ­фически «технический» характер носит та или иная специальная способность, тем больше ее соответствие, связь и взаимопроникнове­ние с общей одаренностью. Нередко приходится встречать музыкан­тов с значительными способностями виртуозов-исполнителей и очень невысоким умственным уровнем. Но нельзя быть большим му-

зыкантом, художником, не обладая общей даровитостью. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязь с общей одаренностью.

Развитие реальной личности совершается в конкретных условиях; в соответствии с этим совершенно специфично и индивидуализированно развивается и одаренность. Одаренность одного человека так же отлична от одаренности другого, как различна и их жизнь. Спо­собности складываются в процессе развития; в процессе развития происходит специализация одаренности, в одном случае - меньшая, в другом — большая; у одних — более, у других — менее равномер­ная, в зависимости от направления и характера обучения — более односторонне специализированного или более всестороннего, поли­технического, более или менее совершенного. В результате у одного человека можно констатировать общую даровитость, которая прояв­ляется по разным направлениям, при отсутствии специализирован­ного таланта; у другого способности в одном каком-нибудь направ­лении оформились как уже определившийся талант. Более раннее и успешное развитие одной способности, опередившее развитие осталь­ных, создает новые предпосылки — путем привлечения интереса к данной области, особенно успешного продвижения в ней — для даль­нейшего развития способности, которая более или менее значитель­но и ярко выступает у данного человека. У третьего, наряду с одним особенно ярко выявившимся и уже оформившимся талантом, отчет­ливо наметился второй; развитие идет преимущественно по двум основным руслам.

Отношение между общей одаренностью и специальными способ­ностями не является, таким образом, каким-то статическим от­ношением двух внешних сущностей, а изменяющимся результатом развития. В процессе развития возникает не только тот или иной уро­вень, но и та или иная — более или менее значительная, более или менее равномерная — дифференциация или специализация способно­стей. Конкретное отношение между общей и специальной одарен­ностью или общими и специальными компонентами одаренности че­ловека, их различие и единство складываются в процессе развития и в процессе развития изменяются. Развитие специальных способ­ностей, специфический профиль одаренности каждого человека яв­ляется не чем иным, как выражением индивидуального пути его раз­вития.

Само развитие специальных способностей является сложным про­цессом. Каждая способность имеет свой путь развития, в ходе кото­рого она дифференцируется, формируется и отрабатывается. Для каждой из них конкретно, по-иному, специфично ставится И вопрос о роли природных предпосылок; для музыкального дарования, на­пример, в котором существенную роль играют качества слуха, при­родные предпосылки имеют иное значение, чем для теоретических способностей в области науки.

Специфичность пути развития специальных способностей сказы-

вается и на времени их выявления. Можно эмпирически установить определенную хронологическую последовательность выявления твор­ческих способностей. Рано проявляются дарования в искусстве, пре­жде всего в музыке. Поэтому существенное значение имеет забота о выявлении и развитии юных художественных дарований, в част­ности дарований музыкальных. Примерами очень раннего проявления музыкального творчества могут служить трехлетний В. А. Моцарт, четырехлетний Ф. И. Гайдн, пятилетний Я. Л. Ф. Мендельсон, С. С. Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет, Ф. Шуберт — в 11 лет, К. М. Вебер — в 12, Л. Керубини —13 лет. Но, за совсем редкими исключениями, самостоятельное творчество, имеющее объективное значение, проявляется лишь к 12 — 13 годам. В пластических искус­ствах призвание и способность к творчеству проявляются несколько позже — в среднем около 14 лет. У С. Рафаэля и Ж. Б. Греза они проявились в 8 лет, у А. Ван Дейка и Джотто — в 10 лет, у Б. Микеланджело — в 13 лет, у А. Дюрера — в 15 лет. В области поэзии склонность к стихосложению проявляется очень рано, но поэтическое творчество, имеющее художественную ценность, обнаруживается несколько позже.

Вне области искусства, где творчество проявляется раньше, чем в науке, наиболее ранним является техническое изобретательство. Ж. В. Понселе, будучи 9 лет, разобрал часы, которые он купил, чтобы изучить их устройство, и потом собрал их как следует. Френель в том же возрасте посредством настоящих опытов нашел, при какой длине и каком калибре снаряд из игрушечных пушек летит всего дальше. В научной области творчество вообще проявляется значительно поз­же, обычно лишь после 20 лет. Раньше всех других дарований выяв­ляются математические. Почти все ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками. В качестве примеров можно назвать твор­чество Б. Паскаля, Г. В. Лейбница, И. Ньютона, Ж. Л. Лагранжа, К. Ф. Гаусса, Э. Галуа и других.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.