№ п/п | Дата по плану | Дата проведе ния | Тема | Задачи | Ресурсы | |
Профориентация: от сбора информации до выбора профессии. | |
| | | «Что изучает профориентация» | § Дать представление о понятиях «профориентация», «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация». § Учить пользоваться понятийным аппаратом на уроках и повседневной жизни. § Воспитывать интерес к теме выбора профессии. | § Понятийный аппарат. § Беседа о Программе спецкурса его целесообразности. | |
| | | «Рынок образовательных услуг и рынок труда в Матвеевском районе» | § Познакомить учащихся с понятием «образовательная карта». § Представить высшие учебные заведения на территории г.Оренбурга. § Представить среднетехнические факультеты и профессиональные училища. § Дать основные понятия о рынке труда и учебных мест. Рассказать об основных работодателях на территории района. | § «Образовательная карта» § Перечень ВУЗ г Оренбурга. § Перечень ССУЗов г. Оренбурга . § Перечень основных понятий о рынке труда и учебных мест. § Перечень основных работодателей на территории НПР. | |
| | | «Образовательная карта г.Оренбурга» | § Дать представление о рынке труда , наиболее востребованных профессиях. § Представить вниманию учащихся перечень учебных заведений города. | § Информация о ОУ города. § Информация ЦЗН г. Оренбурга | |
| | | «Кто Я или что Я думаю о себе» | § Научить подростков выделять важные вопросы, необходимые для выбора будущей профессии (Кто я? Чего хочу? Что могу?). § Развивать способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны. § Способствовать развитию рефлексии. | § Методика «Кто Я?» Куна и Мак-Портленда (A.M. Прихожан,. Психология неудачника, М., 1997). § Упражнение-рисунок «Я в лучах солнца». § Упражнение «Мои сильные и слабые стороны» (Н.И.Козлов, Творческая педагогика, М. 1992). § Упражнение «Рефлексия» | |
| | | «Классификация профессий» | § Представить вниманию учащихся классификацию профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. § Познакомить учащихся с профессиограммами. § Представить зарубежную классификацию профессий по Дж.Холланду. | § Классификация профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. § Профессиограммы. § Методика Дж. Холланда. | |
| | | «Формула профессии. Анализ профессии» | § Дать представление о понятии «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация». § Учить пользоваться понятийным аппаратом на уроках и повседневной жизни. § Воспитывать интерес к теме выбора профессии. | § Понятийный аппарат. | |
| | | «Практическая работа по анализу профессии» | § Развивать способность анализировать профессию: условия труда, требования к работнику и др. | § Профессиограммы. | |
| | | «Здоровье и выбор профессии» | § Учить анализировать особенности своего здоровья и требований, предъявляемых профессией. | § Профессиограммы. § Данные о здоровье учащихся. | |
| | | «Роль темперамента в выборе профессии» | § Дать представление о типах темперамента. § Научить определять свой тип темперамента, ориентироваться в соответствии типа ВНД и требований, предъявляемых профессией. § Развивать способность демонстрировать признаки той или иной профессии с использованием знаний об особенностях темперамента. | § Беседа о типах темперамента. § Карточки с описанием типов ВНД по Кречмеру § Карточки с описанием типов по И.П.Павлову § Классификация профессий К.М. Гуревича по признаку их абсолютной или относительной профпри-годности § Упражнение «Темперамент» § Игра «Угадай профессию». § Лист рефлексии. | |
| | | «Характер и моя будущая карьера» | § Создать благоприятный настрой, снять психологическое напряжение. § Дать представление о понятии «характер» и о его составляющих – «поступок», «привычки». § Раскрыть определяющую роль способностей (как общих, так и специальных) в выборе профессии. § Способствовать активному самопознанию через использование методов самодиагностики. | § Упражнение «Что я испытываю, выбирая профессию?» § Упражнение «Знакомьтесь, Профессия…» § Беседа о формировании характера и его влиянии на выбор профессии. § Модель способностей человека § Лист рефлексии. | |
| | | «Практическая работа по самоанализу своих способностей» | § Способствовать погружению учащихся в тему выбора профессии. § Учить анализировать свои способности и профессии, востребованные на рынке труда. | § Структура выбора профессии. § Результаты исследований учащегося. | |
| | | «Я – концепция или «теория самого себя» | § Повышать самооценку учащихся, создание психологического комфорта, раскрепощенности. § Научить учащихся определять свое реальное и идеальное Я. § Проследить, как меняется система установок относительно своей личности в течение жизни. § Познакомить с понятием «самооценка», ее влиянием на поведение и профессиональный выбор. § Упражнять рефлексивные навыки. | § Упражнение «Комплимент» § Беседа о Я – концепции человека. О том как формируется «теория самого себя» и как она влияет на выбор профессии. § Модель самооценки человека § Методика «Самооценка» Л.И. Маленковой (Человековедение, М. ТОО «Интел Тех», 1993), § Методика исследования самооценки Я.Л.Коломинского, А.А.Реана § Упражнение «Ты лучший!» § Лист рефлексии. | |
| | | Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии» | § Познакомить учащихся с типичными ошибками в выборе профессии § Способствовать осознанному выбору профиля обучения и будущей профессии. § Учить избегать ошибки в выборе профессию | § Анкета. § Перечень типичных ошибок. § Карточки с примерами ошибок в выборе профессии. | |
| | | «Интересы и выбор профессии» | § Изучить понятие мотивов и оснований выбора профессии (на основе структуры мотивации по А.Маслоу).. § Рассмотреть понятия «профессиональные интересы», «профессиональные склонности». § Воспитывать ответственность за самостоятельный выбор профессии. | § Структура мотивации по А.Маслоу § Понятийный аппарат. | |
| | | «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию» | § Дать представление о памяти, ее видах, процессах. § Рассказать о роли памяти в различных видах профессиональной деятельности. § Познакомить учащихся с приемами запоминания, возможностями развития памяти. § Дать представление о психическом процессе – внимании, его видах и свойствах. § Представить наблюдательность как профессионально важное качество. | § Сообщение о психологическом процессе «память», его Ф.О., видах. § Профессиограммы с указанием требований к памяти. § Сообщение о психологическом процессе «внимание», его Ф.О., видах. § Профессиограммы с указанием требований к вниманию. § Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие памяти. | |
| | | «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность оперировать пространственными представлениями» | § Рассказать о роли образа в интеллектуальной деятельности. § Рассмотреть индивидуальные особенности в оперировании пространственными представлениями. § Познакомить с возможностями их развития | § Схема видов мышления человека. § Перечень профессий, предъявляющий высокие требования к образному мышлению человека. § Упражнения на развитие образного мышления. | |
| | | Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности» | § Дать представления о способностях человека устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности. § Представить значение гибкости мышления для профессиональной деятельности. § Развивать умения преодолевать барьеры в познавательной деятельности. | § Понятие «барьеры», «гибкость мышления» § Упражнения на преодоление барьеров в познавательной деятельности. | |
| | | «Человек среди людей. Способность к коммуникации» | § Дать представления о коммуникативной стороне взаимоотношений людей, профессионально важных навыках, коммуникабельности. | § Материалы книги А.Пиза «Язык телодвижений». | |
| | | Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. Методика КОС | § Выявить коммуникативные и организаторские особенности учащихся, склонности к профессиональной сфере «Человек-человек» | § Тест «Изучение коммуникативных и организаторских способностей (КОС)» § Бланки к методике. | |
| | | Деловая игра «Кадровый вопрос» | § Повышение у участников игры уровня осознания особенностей трудовой деятельности. § | § Сценарий игры «Кадровый вопрос». | |
| | | «Стратегия выбора профессии» | § Научить подростков учитывать факторы правильного выбора профессии. § Познакомить с техникой самос-тоятельного психологического анализа проблем (стратегический, оперативный, тактический жизненный анализ). § Научить сопоставлять указанные факторы с той картиной, которая существует у них на сегодняшний день. § Совершенствовать способность к рефлексии. | § Упражнение «Стратегический жизненный анализ» М.В.Зюзько, «Пять шагов к себе», М.,1992. § Упражнение «Оперативный жизненный анализ» § Упражнение «Тактический жизненный анализ» § Упражнение «Письмо самому себе» . § Коробка счастья. | |
Профессиональные маршруты | | |
| | | «Твой профильный класс». | § Рассказать об особенностях профильного обучения, возможностях и личных образовательных перспективах учащихся. | § Документы, регламентирующие профильное обучение в школе. | |
| | | «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения» | § Выявить наиболее привлекательные сферы деятельности учащегося. § Дать рекомендации по выбору профиля обучения и профессиональному самоопределению. | § Анкета на выявление предпочтений учащихся в выборе профиля обучения. | |
| | | Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация». | § Выявить предпочтения и склонности учащихся к определенной сфере профессиональной деятельности. § Определить характер предпочитаемой деятельности. | § Анкета «Ориентация». | |
| | | Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов» | § Выявить предпочтения и склонности учащихся к определенной сфере профессиональной деятельности. § Определить характер предпочитаемой деятельности. | § Тест «Карта интересов» | |
| | | Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. | § Выявить общий уровень интеллекта учащегося. § Выявить рекомендованную специализацию образования учащегося. § Определить профессиональный профиль учащегося. § Дать рекомендации по выбору профессионального профиля, специальности. | § Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. | |
| | | Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. | § Выявить общий уровень интеллекта учащегося. § Выявить рекомендованную специализацию образования учащегося. § Определить профессиональный профиль учащегося. § Дать рекомендации по выбору профессионального профиля, специальности. | § Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. | |
| | | «Лестница карьеры» | § Дать представления об основных подходах в планировании карьеры, его формах и этапах. § Составить план планирования карьеры в совместной работе с учащимися. Воспитывать активность учащихся. | § Беседа о понятии «карьера». § Схема видов карьерного роста. § Варианты плана карьеры. | |
| | | «Резюме» | § Познакомить учащихся с типичными ошибками людей на собеседовании при устройстве на работу. § Изучить основные условия успешного прохождения собеседования. | § Схема написания резюме. § Варианты резюме | |
| | | Практическая работа по написанию резюме. | § Развивать навыки самостоятельного написания резюме. | § Схема написания резюме. § Варианты резюме | |
| | | Тренинг «Перекресток» | § Формировать готовность у участников тренинга готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы. | § Сценарий тренинга. | |
Профконсультирование | | |
| | | «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения» | § Выявить наиболее привлекательные сферы деятельности учащегося. § Выявить предпочтения в будущем профессиональном выборе. § Выявить предпочтения в будущем профиле обучения. § | § Протоколы индивидуальной консультации. | |
| | | «О трудностях в выборе будущей профессии, профиля обучения» | § Выявить трудности профессионального выбора, связанные с отсутствием единого взгляда родителей и самих учащихся на проблему. § Дать рекомендации по выбору профиля обучения и профессиональному самоопределению. | § Протоколы индивидуальной консультации. | |
| | | Итоговый урок. Дискуссия. | § Закрепить полученные знания. § Создать положительный настрой в отношении профориентационной деятельности. | § Материал прошлых занятий. § Опыт успешных людей. | |
| | | | | | | | |