МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

профконсультационной и профориентационной работы





№ п/п Дата по плану Дата проведе ния Тема Задачи Ресурсы
Профориентация: от сбора информации до выбора профессии.
    «Что изучает профориентация»   § Дать представление о понятиях «профориентация», «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация». § Учить пользоваться понятийным аппаратом на уроках и повседневной жизни. § Воспитывать интерес к теме выбора профессии. § Понятийный аппарат.   § Беседа о Программе спецкурса его целесообразности.  
    «Рынок образовательных услуг и рынок труда в Матвеевском районе» § Познакомить учащихся с понятием «образовательная карта». § Представить высшие учебные заведения на территории г.Оренбурга. § Представить среднетехнические факультеты и профессиональные училища. § Дать основные понятия о рынке труда и учебных мест. Рассказать об основных работодателях на территории района. § «Образовательная карта» § Перечень ВУЗ г Оренбурга. § Перечень ССУЗов г. Оренбурга . § Перечень основных понятий о рынке труда и учебных мест. § Перечень основных работодателей на территории НПР.
    «Образовательная карта г.Оренбурга» § Дать представление о рынке труда , наиболее востребованных профессиях. § Представить вниманию учащихся перечень учебных заведений города. § Информация о ОУ города. § Информация ЦЗН г. Оренбурга
    «Кто Я или что Я думаю о себе» § Научить подростков выделять важные вопросы, необходимые для выбора будущей профессии (Кто я? Чего хочу? Что могу?). § Развивать способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны. § Способствовать развитию рефлексии.   § Методика «Кто Я?» Куна и Мак-Портленда (A.M. Прихожан,. Психология неудачника, М., 1997). § Упражнение-рисунок «Я в лучах солнца». § Упражнение «Мои сильные и слабые стороны» (Н.И.Козлов, Творческая педагогика, М. 1992). § Упражнение «Рефлексия»
    «Классификация профессий» § Представить вниманию учащихся классификацию профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. § Познакомить учащихся с профессиограммами. § Представить зарубежную классификацию профессий по Дж.Холланду. § Классификация профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. § Профессиограммы. § Методика Дж. Холланда.
    «Формула профессии. Анализ профессии» § Дать представление о понятии «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация». § Учить пользоваться понятийным аппаратом на уроках и повседневной жизни. § Воспитывать интерес к теме выбора профессии. § Понятийный аппарат.    
    «Практическая работа по анализу профессии» § Развивать способность анализировать профессию: условия труда, требования к работнику и др. § Профессиограммы.
    «Здоровье и выбор профессии» § Учить анализировать особенности своего здоровья и требований, предъявляемых профессией. § Профессиограммы.   § Данные о здоровье учащихся.
    «Роль темперамента в выборе профессии» § Дать представление о типах темперамента. § Научить определять свой тип темперамента, ориентироваться в соответствии типа ВНД и требований, предъявляемых профессией. § Развивать способность демонстрировать признаки той или иной профессии с использованием знаний об особенностях темперамента.   § Беседа о типах темперамента. § Карточки с описанием типов ВНД по Кречмеру § Карточки с описанием типов по И.П.Павлову § Классификация профессий К.М. Гуревича по признаку их абсолют­ной или относительной профпри-годности § Упражнение «Темперамент» § Игра «Угадай профессию». § Лист рефлексии.
    «Характер и моя будущая карьера» § Создать благоприятный настрой, снять психологическое напряжение. § Дать представление о понятии «характер» и о его составляющих – «поступок», «привычки». § Раскрыть определяющую роль способностей (как общих, так и специальных) в выборе профессии. § Способствовать активному самопознанию через использование методов самодиагностики. § Упражнение «Что я испытываю, выбирая профессию?» § Упражнение «Знакомьтесь, Профессия…» § Беседа о формировании характера и его влиянии на выбор профессии. § Модель способностей человека § Лист рефлексии.
    «Практическая работа по самоанализу своих способностей» § Способствовать погружению учащихся в тему выбора профессии. § Учить анализировать свои способности и профессии, востребованные на рынке труда. § Структура выбора профессии. § Результаты исследований учащегося.
    «Я – концепция или «теория самого себя» § Повышать самооценку учащихся, создание психологического комфорта, раскрепощенности. § Научить учащихся определять свое реальное и идеальное Я. § Проследить, как меняется система установок относительно своей личности в течение жизни. § Познакомить с понятием «самооценка», ее влиянием на поведение и профессиональный выбор. § Упражнять рефлексивные навыки. § Упражнение «Комплимент» § Беседа о Я – концепции человека. О том как формируется «теория самого себя» и как она влияет на выбор профессии. § Модель самооценки человека § Методика «Самооценка» Л.И. Маленковой (Человековедение, М. ТОО «Интел Тех», 1993), § Методика исследования самооценки Я.Л.Коломинского, А.А.Реана § Упражнение «Ты лучший!» § Лист рефлексии.  
    Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии» § Познакомить учащихся с типичными ошибками в выборе профессии § Способствовать осознанному выбору профиля обучения и будущей профессии. § Учить избегать ошибки в выборе профессию   § Анкета. § Перечень типичных ошибок. § Карточки с примерами ошибок в выборе профессии.
    «Интересы и выбор профессии» § Изучить понятие мотивов и оснований выбора профессии (на основе структуры мотивации по А.Маслоу).. § Рассмотреть понятия «профессиональные интересы», «профессиональные склонности». § Воспитывать ответственность за самостоятельный выбор профессии. § Структура мотивации по А.Маслоу § Понятийный аппарат.  
    «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию» § Дать представление о памяти, ее видах, процессах. § Рассказать о роли памяти в различных видах профессиональной деятельности. § Познакомить учащихся с приемами запоминания, возможностями развития памяти. § Дать представление о психическом процессе – внимании, его видах и свойствах. § Представить наблюдательность как профессионально важное качество. § Сообщение о психологическом процессе «память», его Ф.О., видах. § Профессиограммы с указанием требований к памяти. § Сообщение о психологическом процессе «внимание», его Ф.О., видах. § Профессиограммы с указанием требований к вниманию. § Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие памяти.
    «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность оперировать пространственными представлениями» § Рассказать о роли образа в интеллектуальной деятельности. § Рассмотреть индивидуальные особенности в оперировании пространственными представлениями. § Познакомить с возможностями их развития § Схема видов мышления человека. § Перечень профессий, предъявляющий высокие требования к образному мышлению человека. § Упражнения на развитие образного мышления.
    Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности» § Дать представления о способностях человека устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности. § Представить значение гибкости мышления для профессиональной деятельности. § Развивать умения преодолевать барьеры в познавательной деятельности. § Понятие «барьеры», «гибкость мышления» § Упражнения на преодоление барьеров в познавательной деятельности.
  «Человек среди людей. Способность к коммуникации» § Дать представления о коммуникативной стороне взаимоотношений людей, профессионально важных навыках, коммуникабельности. § Материалы книги А.Пиза «Язык телодвижений».
    Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. Методика КОС § Выявить коммуникативные и организаторские особенности учащихся, склонности к профессиональной сфере «Человек-человек»   § Тест «Изучение коммуникативных и организаторских способностей (КОС)» § Бланки к методике.
    Деловая игра «Кадровый вопрос» § Повышение у участников игры уровня осознания особенностей трудовой деятельности. § § Сценарий игры «Кадровый вопрос».
    «Стратегия выбора профессии» § Научить подростков учитывать факторы правильного выбора про­фессии. § Познакомить с техникой самос-тоятельного психологического анализа проблем (стратегический, оперативный, тактический жизненный анализ). § Научить сопоставлять указанные факторы с той картиной, которая существует у них на сегодняшний день. § Совершенствовать способность к рефлексии. § Упражнение «Стратегический жизненный анализ» М.В.Зюзько, «Пять шагов к себе», М.,1992. § Упражнение «Оперативный жизненный анализ» § Упражнение «Тактический жизненный анализ» § Упражнение «Письмо самому себе» . § Коробка счастья.  
Профессиональные маршруты  
    «Твой профильный класс». § Рассказать об особенностях профильного обучения, возможностях и личных образовательных перспективах учащихся. § Документы, регламентирующие профильное обучение в школе.
    «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения» § Выявить наиболее привлекательные сферы деятельности учащегося. § Дать рекомендации по выбору профиля обучения и профессиональному самоопределению. § Анкета на выявление предпочтений учащихся в выборе профиля обучения.
    Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация». § Выявить предпочтения и склонности учащихся к определенной сфере профессиональной деятельности. § Определить характер предпочитаемой деятельности. § Анкета «Ориентация».  
    Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов» § Выявить предпочтения и склонности учащихся к определенной сфере профессиональной деятельности. § Определить характер предпочитаемой деятельности. § Тест «Карта интересов»
    Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. § Выявить общий уровень интеллекта учащегося. § Выявить рекомендованную специализацию образования учащегося. § Определить профессиональный профиль учащегося. § Дать рекомендации по выбору профессионального профиля, специальности. § Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра.
    Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. § Выявить общий уровень интеллекта учащегося. § Выявить рекомендованную специализацию образования учащегося. § Определить профессиональный профиль учащегося. § Дать рекомендации по выбору профессионального профиля, специальности. § Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра.
    «Лестница карьеры»   § Дать представления об основных подходах в планировании карьеры, его формах и этапах. § Составить план планирования карьеры в совместной работе с учащимися. Воспитывать активность учащихся.   § Беседа о понятии «карьера». § Схема видов карьерного роста. § Варианты плана карьеры.  
    «Резюме» § Познакомить учащихся с типичными ошибками людей на собеседовании при устройстве на работу. § Изучить основные условия успешного прохождения собеседования. § Схема написания резюме. § Варианты резюме
    Практическая работа по написанию резюме. § Развивать навыки самостоятельного написания резюме.   § Схема написания резюме. § Варианты резюме
    Тренинг «Перекресток» § Формировать готовность у участников тренинга готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы. § Сценарий тренинга.
Профконсультирование  
    «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения» § Выявить наиболее привлекательные сферы деятельности учащегося. § Выявить предпочтения в будущем профессиональном выборе. § Выявить предпочтения в будущем профиле обучения. § § Протоколы индивидуальной консультации.
    «О трудностях в выборе будущей профессии, профиля обучения»   § Выявить трудности профессионального выбора, связанные с отсутствием единого взгляда родителей и самих учащихся на проблему. § Дать рекомендации по выбору профиля обучения и профессиональному самоопределению. § Протоколы индивидуальной консультации.
    Итоговый урок. Дискуссия. § Закрепить полученные знания. § Создать положительный настрой в отношении профориентационной деятельности. § Материал прошлых занятий. § Опыт успешных людей.
                 




Список дополнительной литературы:

 

  1. Алферова Л.В., Масюк Ю.В., Махаева О.А., Порус В.Н., Федотова Т.Ю. «Мой выбор – жизненный успех». Учебное пособие. – М. КаллиГраф, 2005.
  2. Бендюков М.А. «Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда». Методические материалы. - С.-П., Издательский дом «РОСТ», 1999.
  3. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Чернейко Д.С. «Ты и твоя профессия». – С.-П., 2001.
  4. Васильева Т.В. «Мои жизненные и профессиональные планы». – М.: - Русская академия образования, 1994.
  5. Волкова Н.А. «Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора». - Петрозаводск: Петроком, 1992.
  6. Дубровина И.В. «Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте». – М.: - Академия, 1995.
  7. Климов Е.А. «Как выбирать профессию». – М.: Просвещение, 1991.
  8. Кон И.С. «Психология ранней юности». – М.: - Просвещение, 1989.
  9. Поляков В.А., Чистяков С.Н. «Профессиональное самоопределение молодежи» - М: - Педагогика, 1993, № 5.
  10. Пряжников Н.С. «Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении». – Вопросы психологии, 1987, № 4.
  11. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения». Методическое пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.
  12. Розин В.М. «Психология судьбы: программирование или творчество» - Вопросы психологии, 1992, № 1.
  13. Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 кл.)». Практическое руководство для классных руководителей и психологов. – М.: - Вако, 2005.
  14. Симоненко В.Д. «Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения». – М.: - Просвещение, 1990.
  15. Фромм А.А. «Азбука для родителей». – С.-П.: Лениздат, 2003.
  16. Чистякова С.Н. «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников». – М.: Новая школа, 2004.
  17. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. «Профессиональная ориентация школьников: организация и управление». – М., 1987.
  18. «Энциклопедия для детей. Выбор профессии». Дополнительный том. – М.: Аванта, 2003.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.