ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Лекция 5. Понятие социальной уязвимости, его характеристика. Уязвимый – такой, что его легко обидеть; слабый, малозащищённый. (С.И. Ожегов) Уязвлять – ранить; причинить кому-то боль; уколоть; ужалить; оскорбить; обидеть. (В.И. Даль) В науке и публицистике этот термин получил широкое распространение в ХХ веке и встречается почти во всех европейских языках и означает слабое место в системе, которое может привести к нарушению ее безопасности. Различают естественно-научную (технологическую) и человеческую уязвимость. Причины возникновения первой (информационная, экологическая, экономическая, технологическая уязвимость) связывают сегодня с быстрыми изменениями в общественных отношениях, процессами глобализации и информатизации. Человеческая уязвимость первоначально являлась объектом и предметом изучения антропологии и медицины. Она объяснялась существованием определенного фактора риска для человека, что ограничивало доступ к жизненно важным ресурсам с вытекающими последствиями. Со временем отдельно выделили одну из разновидностей человеческой уязвимости – социальную. Социальная уязвимость – это недоступность для ряда категорий населения социальных услуг, необходимых для нормального социального становления личности, достижения и сохранения соответствующего социального статуса, жизненного самоопределения и продуктивного развития. В современной литературе нет единого подхода к выделению групп населения, которые можно отнести к категории уязвимых. Встречается несколько точек зрения: 1. В основе первой лежит возрастной критерий определения жизненно важных ресурсов и возможностей их самостоятельного удовлетворения человеком. ????? НАЗВАТЬ – Это дети, молодежь, пожилые (старики). ПОЧЕМУ??? 2. Для второго подхода характерно в качестве выдвижения в качестве критерия соотношения между степенью реальных (имеющихся) и потенциальных (требуемых) ресурсов. ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ. В эту группу включают бездомных, инвалидов, сирот, одиноких женщин. 3. Сторонники третей точки зрения основанием уязвимости считают наличие у людей таких отклонений, которые ведут к их социальному выпадению из системы общественных отношений: алкоголизм, наркомания, СПИД, психические расстройства, преступность. 4. И наконец, ряд исследователей, которые проводят параллель между социальной уязвимостью и социальными рисками считают, что в условиях экономической и политической нестабильности государства благополучие большинства граждан становится легкоуязвимым, и поэтому к данной группе можно отнести многие категории населения: малозащищенные, социально опасные, малообеспеченные, виктимологически привлекательные. Виктимология (лат. victima — жертва, лат. logos — учение) — учение о жертве преступления, наука о потерпевших, обладающих индивидуальной или групповой способностью стать жертвами преступного деяния. Виктимность (от лат. victima — жертва; ко́мплекс же́ртвы) — склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него. Выделяют также общественную виктимность. Виктимность зависит от личностных характеристик (в том числе социотипа), социального статуса лица, степени конфликтности ситуации, места и времени развития ситуации. Это та группа, которая занимает промежуточное положение, переходное состояние от благополучия к неблагополучию, имеют ведущим какой-либо деструктивный фактор риска – предрасположенность к негативным изменениям в определенной ситуации: материальной, правовой, физической, психологической, социальной. В этом случае можно выделить большие категории социально-уязвимых групп населения с конкретными факторами социального риска. Виды социального риска: 1. Социальный риск (С.Р.), обусловленный внутренними особенностями личности или группы. А). Это поведенческие особенности, вызванные незнанием культурных норм (иностранец), их сознательным неприятием (преступник), неспособностью понимания норм (слабоумие), неспособностью регулировать свое поведение (врожденные или приобретенные психические расстройства, возрастные особенности: дети, старики, наркоманы, алкоголики и другие виды зависимости). Б). Это ограниченные возможности в самообслуживании и трудовой деятельности (инвалиды, дети, старики, беремеменные и кормящие женщины). В). Это дефицит брачно-родственных отношений, дефицит любви, привязанности (дети-сироты, неполные семьи, одинокие люди). Г). Это большие функциональные нагрузки, приводящие к ролевым противоречиям (многодетные семьи, неполные семьи, приемная семья). 2. С.Р., обусловленный политическими, культурными, экономическими механизмами в обществе. А). Это нарушение прав личности со стороны государства или конкретных граждан, от которых человек оказывается зависимым в данный момент (инвалиды, национальные меньшинства, дети, женщины). Б). Это экономические катаклизмы в обществе (бездомные, безработные, другие категории малообеспеченных граждан). В. Это определенные виды профессиональной деятельности (врачи, журналисты, работники правоохранительных органов и т.д.). Г. Это кризис нравственных ценностей (прежде всего молодежь). Д). Это политические конфликты, войны, теракты (беженцы, вынужденные переселенцы, участники военных действий). Е). Это техногенные катастрофы (чернобыльцы). 3. С.Р., обусловленный природными явлениями, носящими случайный или закономерный характер. Это ситуации имущественных и человеческих потерь (вдовы, сироты, мигранты), связанные с природными катаклизмами (пожары, наводнения) или естественной физической гибелью человека в силу возраста, болезни. Таким образом, социально уязвимая личность – это человек нуждающийся, который не имеет возможности активно участвовать в жизнедеятельности, находясь в неблагополучной (уязвимой) группе населения. При всем многообразии подходов ученых к выделению групп уязвимых категорий населения все сходятся в одном: самыми зависимыми от государства слоями населения являются пенсионеры и молодежь. Именно они наиболее чувствительны к любым изменениям в экономике и социальной политике. Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми общими чертами: более образованна, владеет новыми профессиями и технологиями, является носителем нового образа жизни. Вместе с этим у молодежи имеются и общие проблемы, связанные с жизненным стартом: получение образования, начало трудовой деятельности, создание семьи и т.д. Факторы уязвимости Инновационное развитие различных сфер жизнедеятельности людей не только активизирует динамично развивающиеся системы, преодолевающие один за другим этапы модернизации, но и способствует расширению рискогенной составляющей природных, техногенных и социальных процессов. В таких условиях и определяется его социальная уязвимость, склонность к риску. Этому способствует еще один структурный элемент ситуации риска - факторы риска. Факторы риска - (англ.factors, risk; нем. risikofaktoren) - условия, которые сами по себе не являются непосредственными источниками появления нежелательных результатов, но увеличивают вероятность их возникновения. Жизнедеятельность молодежи осуществляется в социальных условиях, которые также таят в себе различные угрозы и риск. Происходящие в обществе фундаментальные социально-экономические и социокультурные изменения направлены в сторону усиления неопределенности, неоднозначности явлений и процессов. Снижается возможность прогнозирования как отдаленного, так и ближайшего будущего, что привносит неопределенность и нестабильность в жизни вступающих в общественные отношения молодых людей. В числе факторов риска можно выделить следующие: Во-первых, социально-экономический фактор. Он обусловлен низким уровнем промышленного и научно-технического потенциала страны, сырьевой ориентацией экономики, стратегической зависимостью ее жизнедеятельности от импорта, техническим отставанием от передовых держав. Социально-экономические риски формируются также в условиях углубления дифференциации инновационного и традиционного секторов экономики. Во-вторых, социально-правовой фактор риска связан одновременно с несовершенством принимаемых федеральными и региональными органами законодательной власти законами, слабым исполнением исполнительными органами действующего законодательства, недостаточным воздействием институтов гражданского общества на государство, отсутствием развитой системы правовой и социальной защиты населения. Вместе с тем, каждый второй молодой человек допускает для себя возможность компромисса с Законом. Каждый третий (34,6 %) признается, что вынужден совершать поступки на грани нарушения Закона. При этом 65,1 % объясняют это особенностями социальной системы, провоцирующей человека на делинквентные действия. Иными словами, правосознание значительной части молодежи деформировано под влиянием правовой неопределенности в обществе В-третьих, социально-политический фактор риска определяется несогласованностью и ошибками в функционировании институтов государства. С одной стороны, за последние годы значительно укрепилась вертикаль власти, расширились президентские полномочия, сократилась угроза политической дестабилизации страны. С другой стороны, не функционируют стабилизационные, демократические механизмы во взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти, что приводит к «сырым» и недостаточно продуманным законам, коррупции во всех ветвях государственной власти, отсутствию четких представлений о возможных моделях развития общества, делающих политику государства мало предсказуемой. В-четвертых, социально-демографический фактор связан с необходимостью создания предпосылок для плавного протекания рождаемости, смертности, брачности, миграции, которые в настоящее время имеют либо слабо выраженный характер, либо скачкообразную динамику. Последнее, в свою очередь, отражается на перепадах в численности отдельных поколений и создает тем самым проблемы в области здравоохранения, образования, занятости, социально-бытовом обслуживании населения. В-пятых, социально-стратификационный фактор. Важнейшим показателем уровня реализации социальной политики выступает индикатор концентрации доходов населения, характеризующий степень поляризации общества по доходам. Данный фактор риска особенно активно воздействует на возможности жизненного старта молодежи. Чем ниже аскриптивный статус молодых людей, унаследованный от родителей, тем больше неопределенность возможностей для выбора ими своего жизненного пути. Если для выходцев из высокостатусных семей стартовые позиции в учебе, в работе, в создании собственной семьи являются своеобразным трамплином, обеспечиваемым возможностями родителей, то для всех других выравнивание возможностей жизненного старта определяется либо собственными способностями, трудолюбием, предприимчивостью, либо помощью со стороны государства. В отсутствие целенаправленной социальной политики усиливаются риски, связанные с неравенством стартовых позиций, риски фальшстарта, последствия которых способны определить всю дальнейшую жизнь молодого человека. В-шестых, состояние здоровья молодежи как фактор риска. Последние десять лет остается высокой общая динамика заболеваемости по большинству групп болезней во всех возрастных группах населения. Увеличивается число зарегистрированных больных с онкологическими заболеваниями, возросли заболевания крови и кроветворных органов, мочеполовой, нервной и эндокринной систем и иммунитета, а также врожденные аномалии. Продолжается рост сердечно-сосудистых заболеваний. Усилилась заболеваемость паразитарными болезнями, болезнями органов пищеварения. Постоянные стрессы и страхи за свою жизнь и будущее детей приводят к резкому увеличению количества людей, страдающих в той или иной степени нервно-психическими заболеваниями, оказывающими непосредственное влияние на общее социально-демографическое состояние страны. Особенно наблюдается рост пограничных психических расстройств: неврозов, психопатии, реактивных состояний и др. (Вместе с тем здесь Россия не особенно отличается от других развитых стран мира). В-седьмых, социокультурный фактор, связанный с ценностно-нормативной неопределенностью молодежи, ухудшением ее образовательного уровня, общей культуры, ростом девиантного поведения, нарушением адаптационных возможностей и невротизацией населения, особенно молодежи. Традиционные общественные ценности девальвируются и вытесняются групповыми, разрушается система институциональных норм, новые ценности и нормы либо отвергаются, либо не могут быть реализованы при полном или частичном согласии с ними. В этих условиях возникает множество ситуаций безнормности, при которых молодой человек теряет привычные ориентации, чувство опоры, утрачивает связи с обществом. Усиливается риск социальной дезориентации. В высшей школе за последние 10-15 лет существенным образом изменился ландшафт российского рынка образовательных услуг: появились новые агенты на рынке, новые форматы обучения, увеличилась доступность традиционных форм получения профессионального образования, стали изменяться требования работодателей к уровню образования выпускников и качеству их подготовки. Об этом свидетельствует одна из тенденций, характеризующих ситуацию в высшем образовании России, а именно: массовизация высшего образования. Если в 1970-1980-е годы численность студентов в стране колебалась (в обе стороны) в пределах 3-7 % населения, а число вузов за все послевоенное время менялось в коридоре 430-500, то с начала 1990-х годов число вузов двукратно увеличилось (не считая открытия многочисленных филиалов), а количество студентов возросло в 2,3 раза. Установка на получение высшего образования стала общепринятой нормой, которую демонстрируют все возрастные, профессиональные, региональные группы и группы с разным уровнем дохода. В-восьмых, серьезным фактором риска для молодежи является также проблема профориентации и трудоустройства. Общей тенденцией, проявляющейся во всех направлениях, является общее снижение степени и эффективности проводимой государственной политики на рынке труда, потеря не только управляемости процесса становления новых трудовых отношений, но и снижение информированности граждан о происходящих в экономике и занятости тенденциях на макроуровне. Следствием такого положения является возникновение ряда проблем, блокирующих антикризисную экономическую политику государства и фактически затрудняющих в обозримой перспективе возможность выхода России на траекторию устойчивого развития. В-девятых, важным фактором риска остается проблема межнациональных отношений и миграции. Значительные социальные опасности и угрозы связаны с вопросом сохранения целостности российского государства и решением межнациональных проблем. «Парад суверенитетов», недальновидная и неэффективная национальная политика, особенно в отношениях Центра и субъектов Федерации в 90-е годы ХХ века, привели к значительному росту сепаратизма, национального эгоизма, нетерпимости и недоверия друг к другу. В-десятых, изменение состояния семьи как фактор риска. Перемены, происходящие в экономике, политике, культурной жизни России в течение последних лет, оказывают значительное влияние на семью как естественную основу жизнеобеспечения детей, вынуждая ее к быстрым изменениям жизненной стратегии. В настоящее время существует острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей. Среди различных категорий населения в числе бедных чаще оказываются многодетные семьи, семьи с несовершеннолетними детьми, молодые семьи с маленькими детьми, неполные семьи. В-одиннадцатых, социально-экологический фактор. Возможные психологические и социальные последствия современной социально-экологической ситуации обусловлены двумя группами факторов: воздействующими на психические явления посредством сдвигов в физиологических процессах; влияющими на психику человека путем изменения социальных и экономических условий с последующими возможными сдвигами в физиологических процессах психогенного характера. Таким образом, анализ осуществляемых в современном российском обществе реформ позволяет сделать вывод об усилении перечисленных факторов риска в сфере социального развития молодежи как особой социальной группы. Факторы уязвимости молодежи в широком смысле слова: 1. Молодежь – это значительная доля тех (учащиеся, студенты), кто не имеет своего собственного социального положения: · это те, кого характеризуют за счет прошлого социального статуса (социальное положение родителей). · это те, кого характеризуют за счет будущего социального статуса (будущая профессиональная деятельность). 2. Молодежь – это те, кто принадлежит к различным структурам общества, мерой включенности в модели социально одобряемого поведения. 3. Молодежь – это те, кто не является саморазвивающейся системой, это лишь часть общества, включенная во все многообразие его отношений, несущая на себе весь комплекс противоречий. В результате – серьезные проблемы в образовании (качество, доступность), в труде (плохая профессиональная подготовка, отсутствие опыта, низкая стартовая зарплата, плохие условия труда), в выборе сферы самореализации (место жительства, ошибка при самоопределении, выборе профессии) и т.д. Факторы уязвимости молодежи в узком смысле слова: это личностные проблемы из-за объективных трудностей жизни: 1. нестабильность родительской семьи 2. дифференциация стартовых условий для развития детей, подростков, молодежи, в результате чего высокооплачиваемые профессии от поколения к поколению становятся недоступными для бедных. 3. пессимистическое настроение молодежи, рост неуверенности в будущем из-за недостаточности ресурсов для борьбы за хорошую работу, успешную карьеру 4. отсутствие нормальной системы кредитования и продуманной социальной политики в отношении организации досуга студентов, школьников, учащейся и работающей молодежи. Все это приводит к ослаблению ценности государства для подрастающего поколения, росту социальной напряженности в молодежной среде и отклоняющемуся поведению, делая молодых людей более уязвимыми. |