МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Особенности толкования административно-правовых норм





Соблюдение заключается в воздержании субъекта права от совершения действий, запрещенных административно-правовыми нормами. Подчиняя свое поведение требованиям норм, субъект тем самым содействует государству в претворении их в действительность. Исполнение предполагает активные действия субъектов права по заполнению предписаний, содержащихся в административно-правовых нормах. Использование - добровольное совершение субъектами действий, связанных с осуществлением субъективных прав.

Сущность применения заключается в действиях компетентных органов государства, общественных организаций, должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму, и принятии государственного властного решения, т.е. в разрешении на основе норм административного права индивидуальных конкретных управленческих дел (вопросов). Применение административно-правовых норм как и норм иных отраслей права, есть единый процесс, включающий ряд логически сменяющих друг друга стадий.

Можно выделить три стадии:[10]

1. Установление фактических обстоятельств дела - это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Среди фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая, события, к которому применяются юридические нормы.

В юридической науке и практике они нередко называются главным фактом. Применение закона должно основываться на полной достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон.

Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. Данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательства охватывает и сами факты, т.е. доказательственные факты, и источники сведений о доказательственных фактах - документы, акты, свидетельские показания.

Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при досмотре транспортного средства, должен быть подписан понятыми. Законом определена также доступность доказательств. Например, недопустимы такие доказательства, как сведения, полученные в результате незаконного прослушивания телефонного разговора. Из документов, источников сведений о фактах, а также из документов правоприменительных органов (о принятии дела к производству, о назначении экспертизы и др.) и образуется юридическое дело как совокупность документов, собранных вместе и определенным образом оформленных.

Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания. Это уже логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке в результате логической деятельности с помощью доказательств в соответствии с требованием объективной истины для применения права.

Особенности доказывания связаны с такими категориями, как презумпция и бремя доказывания, определяющее значение при доказывании дел об административных правонарушениях имеет презумпция невиновности, т.е. предположение о невиновности любого лица, причем и тогда, когда против этого говорит даже множество фактов: лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена приговором суда (ст. 1.5 КоАП РФ).



От презумпции невиновности зависит распределение бремени доказывания, т.е. обязанностей предоставления и обоснования доказательств по уголовным делам и административным правонарушениям, это бремя возложено на обвинителя. Обвиняемый же не обязан доказывать свою невиновность, исключение содержится в примечании к данной статье, т.е. при использовании специальных технических средств. Не будет доказана обвинителем его вина, и обвиняемый признается невиновным, ответственность в отношении него не наступает.

2. Установление юридической основы дела. Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает: а) выбор нормы, подлежащей применению; б) проверку правильности (подчиненности) текста того акта, в котором содержится выбранная норма; в) проверку подлинности самой нормы и ее действия во времени, пространстве и кругу лиц; г) смысла и содержания нормы. Выбор правовой нормы для решения дела осуществляется после того, как установлен юридический характер рассматриваемых обстоятельств.

Выбрав правовую норму, необходимо удостовериться в подлинности текста правового акта, содержащего норму. Делается это на основе текста официального издания нормативного акта. Здесь же выясняется, не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования, относящегося к применяемой норме. При этом необходимо учитывать правила действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста закона, иного акта. Они могут быть обозначены как "критика" нормы (акта), это значит, что перед применением закона нужно его покритиковать, т.е. тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю.[11]Выбор юридических норм осуществляется главным образом путем правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела. Анализ норм путей изъяснения их содержания. Правовая квалификация имеет при применении юридических норм "сквозное" значение: она завершает и сводит воедино две стадии во многом предварительного характера - установление фактических обстоятельств, а также охватывает решение юридического дела. Это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (главного факта) к определенным юридическим нормам.

3. Решение дела и документальное оформление принятого решения. Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого свое "властное слово". Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - решения, определения, заключения и т.д.

Неправильно понятое содержание административно-правовой нормы, необъективная оценка фактических обстоятельств дела, к которым норма применяется, и, как следствие этого, издание незаконного, необоснованного, нецелесообразного акта применения административно-правовой нормы могут причинить ущерб не только отдельной личности. Это объясняется особой значимостью регулируемых административно-правовыми нормами общественных управленческих отношений, затрагивающих интересы всех граждан, органов и организаций.

 

К числу основных требований правильного применения норм права относят законность, обоснованность и целесообразность[12]. Соглашаясь с этим перечнем в целом, думается, что его следует дополнить требованием научной организации правоприменения. Указанные требования обязательны для применения норм любой отрасли права, в т.ч. и административного. Все они находятся в неразрывном единстве, но каждое требование имеет самостоятельное значение.

Научная организация правоприменительного труда. Сущность этого требования состоит в необходимости добиваться максимума эффективности правоприменительного процесса при минимальных затратах сил и средств на его осуществление. В научную организацию правоприменительной деятельности включаются: целесообразное разделение правоприменительного труда на операции, оптимальное распределение правоприменительной компетенции между субъектами применения норм права, рационализация процесса применения норм, использование в этом процессе современных научно-технических средств и передового опыта в целях повышения производительности правоприменительного труда.

Деятельность по применению норм права представляет собой сложную динамическую систему. Научный подход к применению права требует там, где это возможно и целесообразно, такого расчленения этой системы на элементы (операции), которое способствовало бы повышению производительности правоприменительного труда. Иначе говоря, необходимо обоснованное функциональное разделение правоприменительного процесса: одни органы или должностные лица "возбуждают", другие "расследуют", третьи - "решают дело по существу" и т.д., что не всегда удается на практике.

Важно, далее, научно определить, какие вопросы (дела) должны решаться на том или ином уровне (центральным или местным органом, вышестоящим или нижестоящим, органом отраслевой, специальной или общей компетенции). Расширение полномочий местных органов в решении дел оперативного характера и концентрация усилий центральных органов на решении вопросов принципиального значения - таков путь, по которому идет практика последних лет. Второй путь оптимального распределения компетенции - освобождение органов общей компетенции от рассмотрения текущих дел, не имеющих общегосударственного или принципиального значения, передача их на разрешение специальных или отраслевых органов.

Большую роль в борьбе с волокитой играет рационализация применения норм административного права. Урегулирование, унификация, упрощение и удешевление правоприменительного процесса - актуальная задача, которая ждет своего разрешения. Учеными-юристами в этом направлении ведется плодотворная работа. Однако практических шагов по пути упорядочения данного процесса сделано мало. Он по-прежнему остается сложным и неунифицированным, а административно-процессуальные нормы до сих пор не кодифицированы.

Законность. Компетентные органы и лица в процессе разрешения управленческого дела могут применять норму только в пределах предоставленных им полномочий и в соответствии с духом и буквой нормы. Отход от нормы во имя "здравого смысла" (подмена законности целесообразностью) опасен не только тем, что это может привести к вредным последствиям, но и тем, что отступивший от закона и не наказанный за это начинает думать, будто законы соблюдать не обязательно, и допускает новые нарушения. Вместе с тем практике применения административно-правовых норм известно и иное. Субъект применения строго придерживается буквы закона, не вникая в его смысл. Это приводит к формализму и нецелесообразности.

Законность требует строгого соблюдения юридического процессуального порядка применения норм, что обеспечивает точное проведение нормы в жизнь. Это не пустая формальность, а внутренняя необходимость. Правильно понятые правила применения нормы - гарантия охраны прав и законных интересов граждан, органов, организаций.

Принцип законности включает в себя не только право, но и обязанность компетентных органов и лиц применять административно-правовые нормы. Неприменение нормы в тех случаях, когда это предписывается законом, будет означать нарушение законности. Неприменение нормы - выражение произвола, пренебрежительного отношения к законным интересам граждан. "Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. На всех уровнях управления важно четко определить объем и соотношение прав и ответственности".

В отличие от норм многих отраслей права административно-правовые нормы содержатся не только в законах и постановлениях, но и в иных актах государственной власти, органов государственного управления, а также актах общественных организаций в случае придания им юридической силы. Плюрализм форм выражения административно-правовых норм обусловливает особенности требования законности в их применении. Субъект применения, если возникнет сомнение, должен проверить обязательную силу нормы, убедиться в том, что норма подзаконного акта соответствует закону, а норма акта нижестоящего органа - нормам, установленным вышестоящими органами.

Особенностью исследования фактических обстоятельств дела в стадии применения многих норм административного права следует признать то, что их изучение производится путем наблюдения за событиями. Конечно, это не всегда допустимо, нельзя, например, наблюдать за совершающимся правонарушением.

Одной из особенностей исследования фактических обстоятельств дела, разрешаемого на основе норм административного права, является то, что при анализе фактов субъект применения нормы принимает во внимание суждения компетентных лиц о событиях. Иногда целесообразнее отложить решение дела, чем применять норму при недостаточно полном исследовании его фактических обстоятельств. И наоборот, при решении оперативных вопросов субъект обязан действовать без промедления на основе тех данных, которыми он располагает в конкретной ситуации. Поскольку в таких случаях объективная истина может оказаться установленной лишь частично, имеющиеся доказательства должны быть тщательно и всесторонне исследованы и проанализированы.

Юридическими доказательствами по делу могут служить фактические данные, посредством которых субъект применения административно-правовой нормы устанавливает достоверность событий, явлений, составляющих основание для применения нормы. Доказательствами по делу могут быть также документы, справки, отчеты, заключения сведущих лиц, данные анализа деятельности органов управления, показания свидетелей и очевидцев, вещи и т.п. Нетрудно заметить, что круг доказательств по делам, разрешаемым на основе норм административного права, значительно шире круга доказательств по уголовным, гражданским и иным юридическим делам.

Таким образом, можно подвести итог сказанному, что в процессе право применения толкование нормативных правовых актов имеет значительный позитивный потенциал. Оно может способствовать искоренению правового нигилизма, выявлению пробелов в законодательстве и т.д. Но наиболее важная задача толкования - преодоление неясности правовой нормы. Каждый источник права содержит человеческую мысль, и для того чтобы понять сказанное или написанное, важно уметь воспользоваться выработанными наукой различными способами толкования норм права.

Заключение

В соответствии с поставленными ранее целью и задачами выскажем несколько общих выводов по данной работе.

Административное право это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Административно-правовая норма – это установленное государством или уполномоченным им органом обязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере исполнительной власти. В структуре административно-правовой нормы различают гипотезу, диспозицию и санкцию. Административно-правовых нормыделятся на материальные и процессуальные. Также существует классификация административно-правовых норм в зависимости от формы предписания, масштабов применения, по объему и по действию во времени.

Нормы административного права регулируют административно-правовые отношения, которыми являются общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы).

Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными являются: по целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные и охранительные, по содержанию различаются нормы материальные и процессуальные и др.

Реализация административно-правовых норм — это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //03.03.2014, N 9, ст. 851.

2. О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ // Российской Федерации. 1995. N 15. Ст. 1269

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ // Российская газета №256. 31.12.2001.

4. Закон РФ от 01.04. 1993г. №4730-1 «О государственной границе РФ»

// Российская газета №84. 04.05.1993г., РГ. 31.12.2208.

5. Федеральный закон от 15.08.1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» // СЗ РФ. 1996. №34. Ст. 4029.

6. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Зерцало, 2012 – 56 c.

7. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. – М.: Норма, 2014 – 45 c.

8. Байманов С.С. Правовое регулирование пограничной деятельности // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: науч.- практ. Комментарий. М., 2013 - 592 с.

9. Дворников Н.Л. Системное толкование норм права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2013. – 12 c.

10. Кудинов В.В. Государственная граница Российской Федерации как объект конституционно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности государства // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 21. С. 17 - 20.

11. Мельников В.И. Введение к Аналитическому вестнику Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации N 12 (379). Серия: Проблемы национальной безопасности. М., 2011. – 45 c.

12. Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов / Ю.А.Дмитриев, И.А.Полянский, Е.В.Трофимов.–Ростов н/Д. :Феникс, 2013. – 461 с.

13. Иванова З.Д. Запрещающие нормы в механизме правового регулирования // Советское государство и право. –2015. – № 11. – 108 c.

14. Козлов Ю.М. Административное право : учебник / Ю.М.Козлов – М.: Юристъ, 2013. – 320 с.

15. Коренев А.П. Административное право России : учебник в 3-х частях. / А.П.Коренев. – M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 2009. –Ч.1. – 280 с.

16. Макарейко Н.В. Административное право : пособие для подготовки к экзаменам / Н.В.Макарейко. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 223 с.

17. Попов Л.Л. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. – М. : Проспект, 2014 г. – 752 с.

18. Попов Л.Л. Административное право : учебник / под ред. Л.Л. Попова. – М. : Юристъ, 2015. – 703 с.

19. Паламарь Н.Г. К вопросу об установлении государственной границы Российской Федерации // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - №6. С. 83

20. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: в 2 т. / Ю.Н.Старилов. – М.: НОРМА–ИНФРА-М, 2012. – 56 c

21. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров. – М.: Юринформцентр, 2015 – 795с.

22. Чебаев В.Н. Становление государственной границы между Российской Федерацией и Украиной // Международно-правовые чтения. Вып. 1 / Под ред. П.Н. Бирюкова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2013. С. 42 – 48

24. Чугунов В.М. Военная безопасность России как качественное состояние государства // Армия и общество. 2014. №1. С. 34-38

 


[1] Попов Л.Л. Административное право : учебник / под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2015. – с. 36

[2] Попов Л.Л. Административное право : учебник / под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2015. – с. 39

[3] Попов Л.Л. Административное право : учебник / под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2015. – с. 39

[4] Старилов Ю.Н. Россинский Б.В. Административное право: Учебник /Ю.Н. Старилов. М., 2012. С. 141.

 

[5] Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор: вопросы теории: Монография. М., 2013. С. 408.

 

[6] Старилов Ю.Н. Курс общего административного права : в 2 т. / Ю.Н.Старилов. – М. : НОРМА–ИНФРА-М, 2012. – С. 56

[7] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. – М.: Норма, 2014. С. 146

[8] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. – М.: Норма, 2014. С. 146

[9] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. – М.: Норма, 2014. С. 149

[10] Гаврилов Д.А. Правоприменительное толкование: понятие и признаки // Сборник трудов молодых ученых и студентов Волгоградского государственного университета. Волгоград, 2007. С. 39.

[11] Козлов Ю.М. Административное право : учебник / Ю.М.Козлов – М.: Юристъ, 2014. – с. 236

[12]Дворников Н.Л. Системное толкование норм права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2013. С. 12.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.