Мониторинг и оценка деятельности социальных работников По организации деятельности социального Работника в сфере здравоохранения В соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 114-IV «О специальных социальных услугах», ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации деятельности социального работника в сфере здравоохранения. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Байжунусова Э.А. 3. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания. Министр С. Каирбекова Утверждены приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от__ декабря 2011 года №______ Методические рекомендации По организации деятельности социального работника В сфере здравоохранения Общие положения 1. Настоящие методические рекомендации по организации деятельности социального работника в сфере здравоохранения (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 114-IV «О специальных социальных услугах». 2. Методические рекомендации предназначены для социальных работников, оказывающих специальные социальные услуги в сфере здравоохранения (далее – социальные работники). 3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия: специальные социальные услуги – комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, условия для преодоления возникших социальных проблем и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества; социальный работник – работник, оказывающий специальные социальные услуги и (или) осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, имеющий необходимую квалификацию, соответствующую установленным требованиям; социальный работник медицинской ориентации - работник, владеющий начальными умениями и навыками медицинского ухода, специальными знаниями в области социальной работы и социальных технологий, а также в сферах правовых, психологических и нравственных особенностей жизнедеятельности человека; обеспечивающий социальную защиту и реабилитацию различных групп населения, помогающий пациентам выйти из трудной жизненной ситуации, оптимально сохранив социальные функции; медико-социальная помощь – это совокупность медицинских, социально-психологических и профилактических услуг для человека, семьи и сообщества, направленная на восстановление, сохранение, укрепление здоровья населения через удовлетворение его потребностей и нужд для обеспечения социального благополучия и улучшения качества жизни, оказываемых социальным работником; социальная работа – это деятельность, которая способствует социальным изменениям в обществе, решению проблем в человеческих взаимоотношениях и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Она основывается на теориях человеческого поведения и социальных систем и включается в процесс на этапе, когда человек взаимодействует с окружающей средой. Фундаментальные принципы социальной работы - права человека и социальная справедливость – (определение Международной федерации социальных работников (МФСР); Кодекс этики Международной федерации социальных работников определяет основные профессиональные ценности, принципы и стандарты профессиональной этики, который включает 6 задач и служит для социальных работников руководством по профессиональному поведению. Объектами медико-социального воздействия является все население, но приоритет отдается категориям лиц, имеющим выраженные медицинские и социальные проблемы, в соответствии с целевыми группами, определенными настоящим приказом. Субъектами социально ориентированного здравоохранения являются: социально ориентированные медицинские учреждения и организации, органы управления, социально ориентированные медицинские работники (врачи, медицинские сестры), социальные работники медицинского профиля, социально ориентированное население. К социально ориентированным медицинским учреждениям и организациям относятся: медико-социальные и медицинские учреждения и организации, имеющие в своем штате социальных работников и социально ориентированный медицинский персонал, работающих в тесном сотрудничестве с социальными службами, государственными, общественными, международными организациями и т.п. 4. Социальная помощь в сфере здравоохранения оказывается социальным работником, имеющим высшее (социальное, психологическое, педагогическое, медицинское образование, переподготовку (повышение квалификации) по специальности «Социальная работа» и (или) социальным работником, имеющим техническое и/или профессиональное или послесреднее образование (по социальной работе, по медицинскому, психологическому, педагогическому профилям), повышение квалификации по профилю. 2. Основные задачи 5. Основными задачами социальных работников являются: 1) оказание социальных услуг и создание условий для преодоления трудной жизненной ситуации в случае ее возникновения; 2) оказание медико-социальной помощи на основе сотрудничества с субъектами социальной сферы; 3) осуществление своей деятельности в тесном взаимодействии с врачами, средними медицинскими работниками, психологами и оказание содействия им в понимании социальных и психологических аспектов заболеваний; 4) содействие в медицинской и психологической реабилитации пациента; 5) содействие улучшению безопасности пациента в период получения медицинской помощи и соблюдению его прав. 3. Организация деятельности 6. Деятельность социальных работников, оказывающих специальные социальные услуги в сфере здравоохранения, организуется по территориальному принципу. 7. В своей работе социальный работник руководствуется Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 114-IV «О специальных социальных услугах», другими действующими нормативными правовыми актами в области здравоохранения. 8. Выполнение своих обязанностей и реализацию своих прав социальный работник осуществляет на основе принципов Международного кодекса этики социальной работы, обеспечивая комплексный подход к личности пациента и его семье, облегчая его физическое и психическое состояние, а также поддерживая социальный и духовный потенциал больного. 9. Специальные социальные услуги осуществляются по видам и в объеме, утвержденными приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 630 «Об утверждении стандарта оказания специальных социальных услуг в области здравоохранения». 10. Повышение квалификации и переподготовку социальные работники проходят в медицинских организациях образования и науки (отдел повышения квалификации/ факультет повышения квалификации), в неправительственных и международных организациях, работающих в социально-психологической сфере. 11. Квалификация социальных работников должна соответствовать требованиям, утвержденным приказами Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 марта 2009 года № 134 «Об утверждении квалификационных требований к социальным работникам в сфере здравоохранения и правил их аттестации» и от 26 ноября 2009 года № 791 «Об утверждении Квалификационных характеристик должностей работников здравоохранения». 12. Согласно приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан № 693 от 10 октября 2011 года «О внесении изменений и дополнений в приказ № 689 от 10 ноября 2009 года «О некоторых вопросах отраслевой системы поощрения» осуществляется денежное вознаграждение социальным работникам организаций первичной медико-социальной помощи по индикаторам оценки достигнутых результатов из средств республиканского бюджета, выделенных в виде целевых текущих трансфертов на дополнительный компонент к тарифу первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП). 13. Кабинет социального работника организуется в медицинских организациях для оказания социальной помощи, входит в состав отделений больниц, специализированных диспансеров, хосписов, отделений амбулаторно-поликлинических организаций, Центра семейного здоровья, Центра по профилактике и борьбе со СПИД, Домов ребенка и отвечает объему работы и характеру деятельности, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. 14. Кабинет социального работника обеспечивается компьютерной техникой с доступом в глобальную сеть Интернет, телефонной линией, необходимой учетно-отчетной документацией, профессиональной литературой и раздаточным материалом для населения и пациентов. 15. Работа кабинета социального работника ведется согласно графику, утвержденного первым руководителем организации здравоохранения. 4. Функциональные обязанности 16. Функциональные обязанности предъявляются к следующим социальным работникам: 1) социальному работнику по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере здравоохранения (с высшим образованием); 2) социальному работнику по оказанию социальной помощи в сфере здравоохранения (средним образованием). 4.1. Функциональные обязанности социальных работников на уровне организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь 17. Функциональные обязанности социального работника по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере здравоохранения (с высшим образованием) включают: 1) проведение комплексной оценки проблем, нужд пациента, изучение степени факторов риска и защиты, планирование социальных программ (социальная диагностика, социальное вмешательство, социальный диагноз, методы социальной терапии и социальный патронаж), администрирование социальных услуг, необходимых для стабилизации состояния и выздоровления пациента (приложения № 1, 2); 2) координация работы по организации целевых групп(приложение №3); 3) активное взаимодействие с врачами, медицинскими сестрами, психологами медицинской организации для выявления пациентов, нуждающихся в медико-социальной помощи (приложение № 4); 4) организация проведения совместно с медицинскими работниками санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи (необходимости и методах контрацепции, профилактики нежелательной беременности у девочек-подростков, живущих половой жизнью, женщин репродуктивного возраста с экстрагенитальной патологией, в том числе с абсолютными противопоказаниями к вынашиванию беременности); 5) организация проведения работы по информированности населения о факторах риска, профилактике и последствиях социально значимых заболеваний (артериальная гипертония, сахарный диабет, туберкулез, злокачественные новообразования, ВИЧ/СПИД, и другие); 6) информирование и активное участие в организации проведения скрининговых осмотров по раннему выявлению социально значимых заболеваний (участие в приглашении, в информировании о результатах осмотра); 7) информирование медицинских и немедицинских специалистов, пациентов и членов их семей об основных нормативных документах, регулирующих права человека, представление интересов пациента, групп больных в различных инстанциях; 8) согласование вопросов социальной защиты пациентов и членов их семей с руководителями и специалистами служб социальной защиты, органов юстиции, внутренних дел, опеки и образования; владение контактами и достоверной информацией о работе государственных, в том числе медико-социальных экспертных комиссий, медицинских организаций, центров социальной помощи, а также общественных и международных организаций по вопросам социально-психологической и правовой помощи (приложения № 5, 6); 9) решение вопросов социальной поддержки пациента, в т.ч. содействие в трудоустройстве, в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в направлении на усыновление, попечение, а также в направлении на медико-социальную экспертизу, в дом престарелых и инвалидов, школы-интернаты, центры адаптации и реабилитации, специальные коррекционные организации (приложения № 5, 6); 10) участие в решении вопросов пребывания детей с ограниченными возможностями в специализированных детских садах, школах, школах-интернатах, санаториях, летних лагерях, оптимального обучения, в том числе профессионального, организации библиотечного обслуживания, медико-педагогической коррекции, обучении родителей методам и приемам коррекционной работы с детьми-инвалидами, вовлечение их в общественные объединения родителей детей с аналогичными проблемами (приложения № 5, 6); 11) обучение лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, основам медико-психологических и социально-правовых знаний для формирования навыков самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях (приложение № 7 – а, б, в, г); 12) содействие в создании инициативных клубов, групп поддержки самопомощи и взаимопомощи, выявление лидеров из сообщества; 13) подготовка и обучение волонтеров оказанию медико-социально-психологической помощи тяжелобольным, одиноким престарелым, лицам с ограниченными возможностями, организация их обучения навыкам поддержки и оказания социально-психологических услуг; 14) ведение необходимой документации по социальной работе (план работы социального работника, статистическая карта пациента, журнал регистрации индивидуальных консультаций, журнал посещений на дому, журнал по групповой работе с населением (с социально значимыми заболеваниями, поддержка само- и взаимопомощи, инициативные клубы, тренинговая деятельность, волонтерство), социальный паспорт семьи с планом развития семьи, отчеты о проделанной работе (далее - документация) (приложения № 8, 9). 18. Функциональные обязанности социального работника по оказанию социальной помощи в сфере здравоохранения (со средним образованием), осуществляющего свою деятельность под руководством социального работника с высшим образованием (при наличии) и заведующего отделением профилактики и социально-психологической помощи, дополнительно к вышеперечисленным функциональным обязанностям социального работника с высшим образованием включают: 1) проведение общей диагностики социальной ситуации пациента на приеме, на дому (социальная диагностика, социальное вмешательство, социальный диагноз, методы социальной терапии и социальный патронаж) и определение пакета социальных услуг, согласованного со специалистом по социальной работе в сфере здравоохранения и медицинскими работниками (приложения №1, 2); 2) формирование следующих целевых групп для оказания им социальных услуг: - неблагополучные семьи (конфликтные, кризисные, проблемные); - малообеспеченные и бедные семьи, безработные; - многодетные и неполные семьи с низким уровнем прожиточного минимума (за чертой бедности); - пожилые люди старше 70 лет и одинокие пожилые старше 60 лет, в том числе лица, неспособные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом и вследствие перенесенной болезни; - пациенты с психическими расстройствами, онкологическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированные; - пациенты с хроническими заболеваниями, часто обращающиеся (свыше 3-х раз в месяц) за медицинской помощью к врачу ПМСП и за скорой неотложной помощью; - юные матери, матери-одиночки, многодетные, девочки-подростки, живущие половой жизнью, женщины репродуктивного возраста, страдающие экстрагенитальными заболеваниями, в том числе с абсолютными противопоказаниями к вынашиванию беременности; - лица с девиантным поведением среди детей и подростков, а также после суицидальных попыток; - лица, подвергающиеся бытовому насилию (дети и подростки, женщины, мужчины); - лица с ограниченными возможностями, в том числе дети, подростки, инвалиды; - маргинальные группы (лица, страдающие наркозависимостью, алкоголизмом, бездомные, освобожденные из мест лишения свободы и т.д.) (приложение №3); 3) проведение социальных патронажей к лицам из целевых групп населения для оказания им социальных услуг, а также с целью выявления факторов риска, способствующих развитию и обострению заболеваний, управляемых на уровне ПМСП, с последующей передачей этих сведений медицинским работникам для своевременной организации и проведения лечения в условиях дневного стационара, стационара на дому; 4) прохождение специальной подготовки по курсу доврачебной помощи с навыками парентеральных вмешательств (инъекции), измерение артериального давления, температуры, гигиенического массажа, смены повязок, манипуляции по профилактике пролежней и другое; 5) планирование ухода после выписки из стационара или хосписа; обучение пациентов, членов их семьи навыкам ухода, доврачебным манипуляциям; оказание помощи в решении личных проблем, связанных с болезнью, критическими периодами в его жизни; 6) участие в решении вопросов социальной поддержки пациента, опеки и попечительства (помощь в оформлении запросов, доверенностей, оформлении направления на медико-социальную экспертизу, в дом престарелых и инвалидов, школы-интернаты, центры адаптации и реабилитации, специальные коррекционные организации); 7) содействие при необходимости в получении средств передвижения, различных видов протезирования и других технических средств реабилитации; 8) информирование непосредственного руководителя о проделанной работе, возникающих проблемах, принятие совместных решений; 9) ведение документации по социальной работе. 4.2 Функциональные обязанности социальных работников на уровне организаций здравоохранения, оказывающих стационарную помощь, восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию, паллиативную помощь и сестринский уход и организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере профилактики ВИЧ/СПИД 19. Функциональные обязанности социального работника по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере здравоохранения (с высшим образованием) включают: 1) проведение комплексной оценки проблем, нужд пациента, изучение степени факторов риска и защиты, планирование социальных программ (социальная диагностика, социальное вмешательство, социальный диагноз, методы социальной терапии и социальный патронаж), администрирование социальных услуг, необходимых для стабилизации состояния и выздоровления пациента и клиента; 2) формирование следующих целевых групп для оказания им социальных услуг: - лица, неспособные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом и вследствие перенесенной болезни или травмы; - пациенты с психическими расстройствами, онкологическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированные; - пациенты с заболеваниями, управляемыми на уровне ПМСП; - юные матери, матери-одиночки, многодетные, девочки-подростки, живущие половой жизнью, женщины репродуктивного возраста, страдающие экстрагенитальными заболеваниями, в том числе с абсолютными противопоказаниями к вынашиванию беременности; - лица с девиантным поведением среди детей и подростков, а также после суицидальных попыток; - лица, подвергающиеся бытовому насилию (дети и подростки, женщины, мужчины); - лица с ограниченными возможностями, в том числе дети, подростки, инвалиды; - маргинальные группы (лица, страдающие наркозависимостью, алкоголизмом, бездомные, освобожденные из мест лишения свободы); 3) активное взаимодействие с врачами, медицинскими сестрами, психологами медицинских организаций и системы образования для выявления пациентов, нуждающихся в медико-социальной помощи; 4) проведение работы по информированности пациентов и членов его семьи о факторах риска, профилактике и последствиях социально значимых заболеваний (артериальная гипертония, сахарный диабет, туберкулез, злокачественные новообразования, ВИЧ/СПИД, и другие); 5) обучение лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, основам медико-психологических и социально-правовых знаний для формирования навыков самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях; 6) решение вопросов социальной поддержки пациента, в т.ч. содействие в трудоустройстве, в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в направлении на усыновление, попечение, а также в направлении на медико-социальную экспертизу, в дом престарелых и инвалидов, школы-интернаты, центры адаптации и реабилитации, специальные коррекционные организации; 7) взаимодействие и преемственность с соблюдением принципов прямой и обратной связи с социальными работниками организаций ПМСП путем передачи сведений о выписанных больных, нуждающихся в медико-социальной помощи; 8) ведение необходимой документации по социальной работе; 9) информирование непосредственного руководителя о проделанной работе, возникающих проблемах, принятие совместных решений. 20. Функциональные обязанности социального работника (со средним образованием) дополнительно к вышеперечисленным функциональным обязанностям социального работника с высшим образованием включают: 1) содействие в обеспечении ухода за лицом, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе оказания санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенический уход) с учетом состояния здоровья; 2) оказание помощи пациенту при приеме в организацию, оказывающую стационарную помощь, восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию, паллиативную помощь и сестринский уход и организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере профилактики ВИЧ/СПИД, в адаптации к атмосфере и режиму клиники, обучение его навыкам самообслуживания, самоконтроля и общения; 3) планирование ухода после выписки из стационара или хосписа; обучение пациентов и членов его семьи навыкам ухода, доврачебным манипуляциям; оказание помощи в решении личных проблем, связанных с болезнью, критическими периодами в его жизни; 4) участие в решении вопросов социальной поддержки пациента, опеки и попечительства (помощь в оформлении запросов, доверенностей, оформлении направления на МСЭК, в дом престарелых и инвалидов, школы-интернаты, центры адаптации и реабилитации, специальные коррекционные организации); 5) информирование непосредственного руководителя о проделанной работе, возникающих проблемах, принятие совместных решений; 6) ведение документации по социальной работе. Мониторинг и оценка деятельности социальных работников 21. Мониторинг и оценка деятельности социальных работников осуществляется самим социальным работником, заведующим отделением профилактики и социально-психологической службы организаций ПМСП, заведующим отделением и (или) заместителем главного врача по лечебно-профилактической работе организаций здравоохранения, оказывающих стационарную помощь, восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию, паллиативную помощь и сестринский уход и организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере профилактики ВИЧ/СПИД. 22. Мониторинг и оценка деятельности социальных работников осуществляется с целью определения качества и объема оказываемых социальных услуг, дальнейшего планирования их деятельности и проводится с использованием промежуточных индикаторов (процесса) и индикаторов результата. 23. Промежуточные индикаторы (процесса) используются для оценки объема оказываемых социальных услуг, индикаторы результата – для определения качества и дальнейшего планирования их деятельности. 24. Мониторинг и оценка деятельности социальных работников включает в себя: 1) анализ причин обращений пациентов и населения к социальному работнику (наличие хронических заболеваний, инвалидности, вопросы ухода по болезни, одиночество, нежеланная или подростковая беременность, семейные проблемы, материальные трудности, безработица, отсутствие жилья, проблемы в школе, конфликтные ситуации на работе, насилие в семье или со стороны других лиц, алкогольная, наркотическая зависимость, работа с созависимыми и т.д.); 2) выявление медико-социальных проблем среди прикрепленного населения и пациентов стационара, проведение анализа качества жизни основных социально-уязвимых целевых групп на территории обслуживания и в стационаре по результатам анкетирования; 3) исследование уровня информированности населения и пациентов по вопросам сохранения и улучшения здоровья по данным социального опроса; 4) регистрация консультаций и контактов социальных работников с другими специалистами и организациями по предоставлению социальных услуг населению и пациентам. 25. Оценка деятельности социальных работников проводится путем изучения и анализа учетно-отчетной документации по социальной работе, в том числе по видам социальных услуг: социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые, социально-бытовые, социально-трудовые, социально-культурные. 27. Промежуточные индикаторы (индикаторы процесса) оценки деятельности социального работника включают в себя: 1) количество посещений к социальному работнику, в т.ч. активных и патронажных; 2) количество консультаций социального работника с другими структурами, организациями и ведомствами; 3) количество оказанных социальных услуг, в том числе по видам; 4) соотношение количества социальных услуг к числу посещений к медицинским работникам в амбулаторно-поликлинических организациях, к числу пролеченных больных в стационарных организациях; 5) количество лиц, охваченных социальным патронажем; 6) количество организованных клубов, школ, инициативных групп, волонтерских движений для целевых групп населения; 7) количество участников, лидеров и волонтеров в инициативных группах; 8) количество семей с критериями неблагополучия и лиц/семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 9) число лиц, подвергшихся бытовому насилию и жестокому обращению 10) число суицидальных попыток и завершенных суицидов среди подростков и молодежи. 21. Индикаторы результата деятельности социального работника: 1) снижение количества обращений в организации ПМСП лиц пожилого возраста; 2) снижение количества обращений пациентов старше 70 лет с хроническими формами заболеваний в часы работы организаций ПМСП; 3) снижение уровня госпитализации пациентов старше 70 лет с хроническими формами заболеваний в круглосуточные стационары; 4) число первичных и повторных обращений к социальному работнику; 5) снижение уровня институционализации (помещение ребенка в возрасте от 0 до 3-х лет в медико-социальные учреждения – дома-интернаты, школы интернатного типа и др., дома ребенка). |