МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема: №14 Общие сведения о прекращении горения на пожаре.





МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

проведения занятия с группой: водителей 72 ПЧ ФГКУ «4 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре» проходящих индивидуальное первоначальное обучение.

 

Тема: №14 Общие сведения о прекращении горения на пожаре.

 

Вид занятия: лекция. Отводимое время: 1 час.

 

Цель занятия: Изучить прекращение горения на пожаре.

 

1.Литература используемая при проведении занятия: Учебник «Пожарная тактика» Я. С. Повзик. 2004 г..

 

2. Развёрнутый план занятия

 

№ п/п Учебные вопросы (включая контроль занятий) Время (мин) Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса
1.     2.     3.   4. Горение     Горючие вещества   Классификация огнетушащих веществ, способов и приемов прекращения горения   Механизм прекращения горения           Горением называется всякая химическая реакция, сопровождающиеся выделением тепла и излучением света. Горение веществ может протекать не только при соединении их с кислородом, но и при соединении с другими веществами. Известно, что горение многих веществ может происходить в среде хлора, паров брома, серы и т.д. Горение возникает и протекает при определенных условиях: при наличии горючего вещества, кислорода (воздуха) и источника воспламенения. Горючее вещество и кислород является реагирующими веществами. Для возникновения горения они должны быть нагреты до определенной температуры. Эту роль выполняет источник воспламенения. Поэтому под источником воспламенения понимается тепловой источник (пламя, искра, наколенное тело) или тепловое проявление какого либо другого вида энергии: химической (экзотермическая реакция), механической (удар, сжатие, трение) и т.д. В установившемся процессе горения постоянным источником воспламенения является зона горения, то есть та область, где происходит реакция, выделяется тепло и излучает свет. Для возникновения и протекания горения горючие вещество и воздух должны находиться в определенным количественном соотношении. Это касается не только горения газовых, паровых и пылевых смесей, но и горение твердых тел, при нагревании которых не выделяются поры и газы. В последнем случае это соотношение распространяется в основном на кислород, содержание которого в воздухе не должно быть ниже определенных величин. Для возникновение горения источник воспламенения должен иметь определенную температуру и запас тепла. Это относится и к регулирующей зоне при установившемся процессе горения. Состав, агрегатного состояние и другие свойства горючих веществ различны, однокоосновные явления, протекающие при возникновении горения, одинаковы. Существуют минимальные и максимальные концентрации горючих веществ в воздухе, ниже и выше которых воспламенения возможно. Эти концентрации называются нижним и верхним концентрационными пределами воспламенения. Горючие газы и твердые измельченные вещества (пыль) могут создавать горючие смеси при любой температуре. Твердые вещества, а также жидкости создают горючие смеси только при определенных температурах. Та наименьшая температура твердых жидких горючих веществ, при которой они образуют концентрацию паров или газов, равную нижнему концентрационному пределу воспламенения, называется температурой вспышки. При температуре вспышке сгорает только образовавшиеся смесь паров и газов с воздухом, но дальнейшая горение веществ не происходит. Поэтому существует еще температура горючего вещества (твердого и жидкого), при которой от источника воспламенения загорается образовавшиеся смесь и горение вещества продолжается. Это температура называется температурой воспламенения.   Горючими называются вещество, способное при химическом реагировании выделять тепло и выделять свет. Таких веществ – большое количество, и с горением любого из них можно встретится на пожаре. Практика тушения пожаров показывает, что тушить приходиться главным образом те вещества, которые широко используются народном хозяйстве. К ним в первую очередь относятся целлюлозные материалы – древесина, хлопок, ткани, слалома, сено; различные виды топлива – нефть и нефтепродукты, каменный уголь, торф; продукты питания – зерно, мука, жиры; различные промышленное сырье и готовые изделия – каучук, резина, спирты, бензол, толуол, пластмассы, кинопленка, и т.д. Горючие жидкости по своему составу подразделяются на индивидуальные, имеющие определенный состав, и сложные – смеси двух или нескольких жидкостей. Большинство ГЖ состоит из углерода и водорода. Жидкости горят в газообразной фазе. Образования горючих смесей из паров различных жидкостей с воздухом связано с температурой жидкости. Эта характерная особенность жидкостей объясняется способностью их испаряться и создавать насыщенные пары. Твердые вещества по составу ТГВ делятся на индивидуальные и сложные. Состав сложных ГВ выражается содержанием в них углерода, кислорода, азота, серы, золы и влаги. Под огнетушащими веществами понимаются такие вещества, которые непосредственно воздействуют на процесс горения и создают условия для его прекращения (вода, пена и др.). Огнетушащих веществ в природе много. Кроме того, современная технология позволяет получать такие огнетушащие вещества, которых нет в природе. Однако не все огнетушащие вещества принимаются на вооружения пожарных подразделений, а лишь те которые отвечают определенны требованиям. Они должны: обладать высоким эффектом тушения при сравнительно малом расходе; быть доступными, дешевыми и простыми в применении; не оказывать вредного действия при их применении на людей и материалы, быть экологически чистыми. По основному (доминирующему) признаку прекращения горения огнетушащие вещества подразделяются на: - охлаждающегося действия (негорючие газы, водяной пар, тонкораспыленноя вода и т.п.); - разбавляющего действия (воздушно-механическая различной кратности пена, сыпучие негорючие материалы и пр.); - ингибирующего действия (галоидированные углеводороды: бромистый метилен, бромистый этил, тетрафтордибромэтан, огнетушащие составы на их основе и др.). В зависимости от основного процесса, проводящего к прекращению горения, способы тушения можно различить на четыре группы: - охлаждения зоны горения или горящего вещества; - разбавление реагирующих веществ; - изоляция реагирующих веществ от зоны горения; - химического торможения реакции горения. Способы прекращения горения, основанные на принципе охлаждения реагирующих веществ или горящих материалов, заключается в воздействии на них охлаждающими огнетушащими веществами; основанные на изоляции реагирующих веществ от зоны горения -– в здании между зоной горения и горючим материалом или окислителем изолирующего слоя из огнетушащих материалов и веществ; основанные на разбавлении реагирующих веществ или химическом торможении реакции горения – создании в зоне горения или вокруг нее негорючей газовой или паровой среды.   Для охлаждения горящих материалов применяются жидкости, обладающие большой теплоемкостью. Для большинства горючих материалов применяется вода. Попадая в зону горения, на горящее вещество, вода отнимает от горящих материалов и продуктов горения большое количество теплоты. При этом она частично испаряется и превращается в пар, увеличиваясь в объеме в 1700 раз (из 1л воды при испарении образуется 1700 л пара), благодаря чему происходит разбавление реагирующих веществ, что само по себе способствует прекращению горения, а также вытеснению воздуха из зоны очага пожара. Вода обладает высокой термической стойкостью. Ее пары только при температуре свыше 1700С могут разлагаться на кислород и водород, усложняя тем самым обстановку в зоне горения. Большинство же горючих материалов горит при температуре, не превышающей 1300-1350С и тушение их водой не опасно. Однако металлические магний, цинк, алюминий, титан и его сплавы, термит и электрон при горении создают в зоне горения температуру, превышающую термическую стойкость воды. Тушение их водяными струями недопустимо. Вода имеет низкую теплопроводность, что способствует созданию на поверхности горящего материала надежной тепловой изоляции. Это свойство в сочетании с предыдущими позволяет использовать ее не только для тушения, но и для защиты материалов от воспламенения. Малая вязкость и не сжимаемость воды позволяют подавать ее по рукавам на значительные расстояния и под большим давлением. Вода способна растворять некоторые пары, газы и поглощать аэрозоли. Значит, водой можно осаждать продукты горения на пожарах в зданиях. Для этих целей применяют распыленные и тонко распыленные струи. Создание между зоной горения и горючим материалом или воздухом изолирующего слоя из огнетушащих веществ и материалов – распространенный способ тушения пожаров, применяемый пожарными подразделениями. При его реализации применяются самые разнообразные огнетушащие средства, способные на некоторое время изолировать доступ в зону горения либо кислорода воздуха, либо горючих паров и газов. В практике пожаротушения для этих целей широкое применения нашли: - жидкие огнетушащие вещества (пена, в некоторых случаях вода и пр.); - газообразные огнетушащие вещества (продукты взрыва и т.д.); - негорючие сыпучие материалы (песок, тальк, флюсы, огнетушащие порошки т.д.); - твердые листовые материалы (асбестовые, войлочные покрывала и другие негорючие ткани, в некоторых случаях листовое железо). Основным средством изоляции является огнетушащие пены: химическая и воздушно-механическая. Основное огнетушащие свойство пено– изолирующая способность. Пена изолирует зону горения от горючих паров и газов, а также горящею поверхность горючего материала от тепла, излучаемого зоной реакции.

 



3. Пособия и оборудование, используемые на занятии: Учебник «Пожарная тактика» Я. С. Повзик. 2004 г...

 

4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: Повторение пройденной темы

 

« 24 » октября 2013 г.

 

Руководитель занятия: Баренков А.В. _________________

подпись





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.