Союзгосцирк: организация циркового производства. Содержание Введение……………………………………………………………………………………….….….3 Часть I История циркового дела в России. XX век………………………………………………...….…...3 Система построения циркового хозяйства в СССР. Союзгосцирк: организация циркового производства……………………………………..…….....4 Цирковой конвейер………………………………………………………………………..………....6 Организация подготовки новых номеров…………………………………………………..……....7 Фестивали циркового искусства……………………………………………………………..……...7 Гастрольная деятельность…………………………………………………………………..……......8 Росгосцирк………………………………………………………………………………….………....9 Основные задачи и предмет деятельности Российской государственной цирковой компании…9 ХХI век. Субъекты цирковой деятельности в РФ……………………………………………..........11 Часть II Создание и прокат цирковых программ на примере деятельности Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке………………………………………………………….....12 Создание цирковой программы…………………………………………………………………....13 Прокат цирковой программы……………………………………………………………………....13 Время года и прокат цирковой программы…………………………………………………...….14 «Продолжительность жизни» и частота показов цирковой программы……………………….…..14 Гастрольная деятельность………………………………………………………………………….….14 Заключение………………………………………………………………………………………….….15 Приложение 1.График представлений цирка на Фонтанке на ноябрь/декабрь 2012г………….....16 Приложение 2.Архив цирковых программ цирка на Фонтанке………………………………….….18 Приложение 3.Ожидаемые результаты Концепции развития циркового дела в РФ……………….20 Список источников……………………………………………………………………………………...21 Введение Российский цирк является выдающимся творческим явлением в мировом художественном пространстве, обладая собственными уникальными традициями, художественными открытиями, трюковыми ноу-хау, а также другими авторскими разработками, получившими признание и распространение в мире. Цирковые представления с участием российских артистов имеют широчайшую географию, их номера и аттракционы постоянно завоевывают призовые места на международных конкурсах и фестивалях. Современное состояние циркового дела в России обусловлено как изменившимися политическими, социальными и экономическими условиями, так и внутренними проблемами самой цирковой системы. Последние два десятилетия наблюдается замедление организационно-экономического и художественно-творческого развития отечественного цирка. [1] Причина тому - социально-экономические изменения конца 80-х годов прошлого века, повлекшие за собой организационную перестройку цирковой системы. В своей работе я постараюсь проследить историю организации циркового дела в России с середины XX века до наших дней; показать организацию создания и проката цирковых программ в Советском союзе и Российской Федерации; рассмотреть механизм создания и проката цирковой программы на примере деятельности Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке. Часть I История циркового дела в России. XX век. На протяжении XX века в России формировалась цирковая система. 26 августа 1919 года В.И.Лениным был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров "Об объединении театрального дела", согласно которому цирки России стали государственными. В 1957 г на базе Главного управления цирками было создано Всесоюзное творческо-производственное объединение "Союзгосцирк", которое монопольно управляло творческим составом и имущественным комплексом циркового дела. После распада СССР «Союзгосцирк» преобразовался в Государственную компанию «Российский цирк» (Росгосцирк), которая стала его правопреемником. В ее ведение перешли все цирковые предприятия на территории Российской Федерации, кроме двух московских цирков: Большого Московского на проспекте Вернадского и Цирка на Цветном бульваре (с 1997 года — Цирк Никулина), Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке и Казанского государственного цирка. Система построения циркового хозяйства в СССР. Союзгосцирк: организация циркового производства. Самой важной задачей всей организационно-творческой работы Союзгосцирка являлось создание новых произведений циркового искусства (программ, аттракционов, номеров) и постоянная работа по поддержанию и усовершенствованию действующего репертуара. В годовых и пятилетних планах учитывалось состояние творческого конвейера в данный период: наличие жанров, потребность в отдельных номерах (в частности, для выездов за рубеж). Например, в начале 50-х годов был большой недостаток в номерах конного цирка и клоунады. Были созваны всесоюзные совещания, на которых после детального обсуждения были разработаны перспективные планы по развитию этих жанров, а затем конкретные планы по созданию номеров. Конными номерами преимущественно занимался Ленинградский и другие цирки. Номерами клоунады — Московский цирк. Центральная студия циркового искусства занялась переподготовкой клоунов на четырехмесячных курсах. В 1955 году в цирковом училище создано отделение клоунады. Появление в последующие годы крупных номеров этих жанров — результат организаторской деятельности по реализации намеченных планов. Важную часть плана составляли также номера, предлагаемые самими артистами. Инициатива создания новых и переоснащения действующих номеров могла исходить не только от артистов, но и от других работников цирков и центральных учреждений Союзгосцирка, включая и его руководство. Средства на художественную работу предусматривались в производственно-финансовом плане Союзгосцирка по статье «централизованные расходы». Художественно-постановочный план и распределение средств утверждались руководством Союзгосцирка. (Для примера - по плану распределения на 1980 год постановочные средства распределены так: приблизительно 77% ассигнованных средств - на централизованные мероприятия Союзгосцирка (оплата труда авторов, а также постановка и оформление программ для зарубежных гастролей и др.). Основная часть ассигнований направлялась в распоряжение Всесоюзной дирекции на создание и переоформление программ, аттракционов и номеров. Часть средств распределялась по цирковым предприятиям, главным образом на постановку парад-прологов и детских спектаклей. Если же на какой-нибудь цирк возлагалась постановка нового номера или аттракциона, то этому цирку отпускались необходимые средства.) Количество и содержание номеров на следующий год, а также сроки подготовки, ассигнования на каждый номер, количество исполнителей и их персональный состав определяло руководство Союзгосцирка. Оно же решало вопрос о включении номера в эксплуатацию. В штатном расписании Союзгосцирка существовал художественный отдел. Он организовывал работу по подготовке художественно-постановочного плана и осуществлял непосредственный контроль за его выполнением, работу режиссерской коллегии Союзгосцирка и Центральной квалификационно-тарификационной комиссии. Заказы на литературные и музыкальные произведения, а также контроль за репертуаром и обеспечением музыкального сопровождения номеров и представлений осуществлял репертуарный отдел Союзгосцирка. Для помощи в постановочной работе был создан художественно-производственный комбинат Союзгосцирка. Здесь изготавливали реквизит, костюмы, обувь, головные уборы, бутафорию, разные цирковые секреты для иллюзионистов, клоунов и др., а также шили декоративные и рабочие ковры, парадные дорожки и даже брезентовые покрытия для цирков-шапито. Также существовала Центральная студия циркового искусства, которая в 1977 г была преобразована во Всесоюзную дирекцию по подготовке новых программ, аттракционов и номеров. Ее структура выглядела так: пять функциональных отделов (планово-финансовый, бухгалтерия, отдел кадров, материально-технического снабжения, административно-хозяйственный)и творческие мастерские подготовки и обеспечения творческой работы. Дирекции по подготовке новых программ были подчинены все режиссеры-постановщики и художники Союзгосцирка. Здесь осуществлялась вся работа по подготовке новых номеров и аттракционов, переоформление действующих номеров, создание и переоформление программ-коллективов, а также осуществление постановок по заявкам цирков. Творческие мастерские (службы) имели различные направления: спортивно-акробатические жанры, клоунада, иллюзия и музыкальная эксцентрика, дрессура. Вспомогательными являлись службы обеспечения: информационно-методическая, литературно-музыкальная, художественно-конструкторская, электротехнического оборудования и экспериментально-производственная. Для рассмотрения заявок и предложений творческих мастерских, служб, цирков и артистов существовала своя режиссерская коллегия. Для обсуждения крупных художественных вопросов — Художественный совет. После рассмотрения в творческих мастерских, службах и после того, как 'будут составлены постановочные группы для каждого номера (режиссер-постановщик, художник, иногда и писатель, и композитор), художественно-постановочный план подписывали директор и художественный руководитель Всесоюзной дирекции и передавали его на утверждение в Союзгосцирк. Там его предварительно рассматривали инспектора художественного отдела, режиссерская коллегия, возможно, коллегия и Художественный совет Союзгосцирка, и только после этого подписывали. В годовых художественно-постановочных планах предусматривался персональный состав номера, состав постановочной группы и ее руководитель, режиссер-постановщик, предельные ассигнования, передаваемые цирку из централизованных расходов для подготовки реквизита и костюмов. Руководителем постановочной группы мог быть режиссер-постановщик Всесоюзной дирекции, главный режиссер цирка или привлечённый для разовой постановки режиссер одного из театров. Цирковой режиссер должен был быть хорошим организатором, а также должен был хорошо разбираться в экономической стороне дела. Именно он отвечал на вопросы членов режиссерской комиссии о примерной стоимости будущего номера, его составе, сроках репетиционного периода, месте изготовления реквизита и др. Еще одним важным достижением советского цирка являлся приход в цирк дипломированных режиссеров. Сначала это были театральные режиссеры; после открытия в ГИТИСе отделения цирковой режиссуры в цирки пришли режиссеры со специальной подготовкой. В системе Союзгосцирка работало около 30 режиссеров. Половина из них находилась в Москве при Всесоюзной дирекции по подготовке программ, аттракционов и номеров, другая половина была закреплена за постановочными цирками и коллективами. Также существовала практика приглашения театральных режиссеров и художников для постановки цирковой программы.  Стоит отметить и социальную защиту артистов цирка: государство гарантировало им постоянную занятость (и зимой, и летом), оплачивало вынужденные простои, предоставляло все условия для творческой деятельности; после 20 лет работы артисты имели право на достойную пенсию. Цирковой конвейер. Во многих городах существовали как зимние, так и летние стационарные здания. Но артистов,принадлежащих, подобно актерам театра, какому-то определенному городу или цирку, не было. Все цирковые артисты числились в штате Союзгосцирка и непрерывно ездили из города в город. Эта система называлась «конвейер». Практика подтверждала рациональность такой системы. В стране имелось 60 стационарных цирковых зданий, 15 передвижных цирков-шапито, 13 передвежных зооцирков. Шесть дирекций «Цирк на сцене» имели 50 полных цирковых программ (более 400 номеров), специально приспособленных для работы на сцене. Отдел формирования программ Союзгосцирка направлял в стационарные цирки на 1-3 месяца цирковые коллективы или сборные программы. В Москве такие программы иногда работали около года. В передвижных цирках-шапито – весь сезон, с апреля по октябрь. Иногда (например,в Средней Азии) цирки-шапито давали представления круглый год. Все цирки и цирковые коллективы давали более сорока тысяч представлений в год, и их посещало более шестидесяти миллионов зрителей.[2] Организация подготовки новых номеров. Советский цирк обеспечивал всем артистам постоянную работу. Работая в одном городе, артисты заранее знали следующий пункт своего маршрута. Они находились как бы в постоянной командировке. Условия переездов были тщательно продуманы, делалось по возможности все, чтобы снять с артистов дорожные заботы. Артист должен был только приготовить свой багаж – цирковой и домашний – к отправке. Все остальное делала экспедиция цирка. Но когда надо было создавать новый номер, артист оседал в каком-либо цирке на репетиционный период. К нему присылали режиссера, художника, композитора. За время репетиционного периода он получал зарплату, оплачивалось его жилье. Все передвижения артиста также финансировались Союзгосцирком. |