МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Теоретическая и практическая психология





Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.

Житейские психологические знания

W Конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, людям и задачам. Но к задачам довольно прагматическим. То есть задачи, ситуации и лица, на которые распространяются эти знания ограничены.

W Носят интуитивный характер, что связано с особым методом их получения: путем практических проб и прилаживаний

W Возможность передачи этих знаний весьма ограничена из-за конкретности и интуитивности их характера

W Ограниченность методов: наблюдение и размышления

W Ограниченность доступного фактического материала

 

Научная психология

W Стремится к обобщениям. Для этого используются научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций науки. В понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения; они четко определяются, соотносятся друг с другом и связываются в законы.

W Знания рациональны и осознанны

W Знания аккумулируются и эффективно передаются во всем своем объеме. «Представители науки – пигмеи, которые стоят на плечах у великанов – выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах». Передача знаний возможна, так как они кристаллизируются в понятиях и законах; фиксируются в научной литературе, передаются с помощью вербальных средств (речи и языка).

W Кроме наблюдений и размышлений возможен эксперимент

W Обширный, разнообразный и часто уникальный фактический материал, не доступный в полном объеме ни одному носителю житейской психологии

 

Разработка специальных отраслей психологии – метод общей психологии. Житейская психология его лишена. Однако для того, чтобы быть хорошим психологом, нужно совмещать 2 типа психологических знаний.

 

 

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ

Современная психологическая наука состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей, которые и образуют ее структуру

Общая психология Теоретические основы психологии, определяет основные понятия данной науки (психология познавательных процессов и психология личности)
Психофизиология Наука, возникшая на стыке двух наук, — психологии и физиологии. Она исследует взаимосвязь между психическими явлениями и их телесными проявлениями
Возрастная психология Особенности изменения психики по мере развития и взросления человека
Педагогическая психология Закономерности обучения и воспитания
Медицинская психология Психику больного человека, а также особенности пограничных состояний между здоровьем и болезнью
Социальная психология Особенности взаимодействия людей и психологию целых групп и больших масс людей. Психологические явления и процессы,обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям
Психодиагностика Разрабатывает методы, позволяющие изучать психику человека, причем делать это максимально обосновано и достоверно
Психотерапия Занимается поиском и совершенствованием методов лечения людей психологическими методами, без применения фармакологических препаратов

Существуют также отрасли психологии, связанные с определенными областями человеческой деятельности: военная психология, спортивная психология, инженерная психология, юридическая психология, космическая психология и т. д.



Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология.

Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.

Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.

История. Современный человек — есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов — начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология.

Теоретическая и практическая психология

В последние десятилетия в нашей стране начинает активно развиваться практическая психология. В чем же отличие психологии как науки от психологии как практической деятельности? Ответить на данный вопрос представляется возможным, если обратиться в функциям психологии.

Функция (от лат. Functio – отправление, деятельность) Обязанность, круг деятельности, работа, назначение.

Психология осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина:

· описание,

· объяснение,

· предсказание.

Эти функции взаимосвязаны. Так, предпосылкой для предсказания (прогностической функции) является объяснение положения вещей путем поиска закономерностей, из которых это положение вытекает в данных условиях. Однако психология, не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого, хотя бы и самым достоверным. От нее требуется влиять на действительность, преобразовывать, совершенствовать ее. Поэтому в ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоретическая и конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная). Научно-теоретическая функция присуща таким фундаментальным наукам, как физика, химия, биология, конструктивно-техническая — техническим наукам и т.п. В психологии, как в педагогике же эти функции совмещаются. Психологию нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку. Реализуя научно-теоретическую функцию, исследователь отражает изучаемые феномены как они есть, как сущее. В результате получаются знания которые используют практические психологии в процессе работы с клиентами.

 

  Теоретическая психология Практическая психология
Субъект деятельности. Учёный, исследователь. Психолог-практик.    
Объект деятельности. Психика человека вообще (безлично).   Конкретный человек или группа людей.
Предмет деятельности. Противоречия, закономерности функционирования и развития психики.   Психологические проблемы (проблема) клиента.
Основной вид деятельности Научное исследование в области психологии. Психологическая диагностика, консультирование, коррекция, развивающая работа, психологическая профилактика психологическая реабилитация.  
Цель деятельности. Получение нового научного знания в области воспитания, образования, обучения.   Оказание непосредственной психологической помощи людям, которые в ней нуждаются  
Способы деятельности. Теоретические и эмпирические методы общенаучного и конкретнонаучного познания. Практические методы диагностики и оказания психологической помощи. Специфика используемых методов зависит от принадлежности психолога к той или иной психологической школе.
Место работы Научные институты и центры; психологические лаборатории университетов и институтов; отделы прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов.   Социально-психологические службы (СПС) в различных организациях и на предприятиях; психологические консультации; социально-психологические и реабилитационные центры и т. д.
Результат деятельности и формы оформления этих результатов. Новое научное знание. Текущие результаты оформляются в виде написанного и опубликованного научного отчёта. Решение поставленной проблемы.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.