МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Задание 1. Заполнение таблицы





Курс «Психология личности и групп»

Семинарские занятия

 

№ рейтингового блока Тема и содержание семинарского занятия  
 
  Семинар 1. Психология как наука 1. Основные отрасли психологических знаний: общая психология, социальная психология, возрастная психология, медицинская психология, юридическая психология, клиническая психология, организационная психология, 2. Предмет, объект, задачи современной психологии 3. Этапы развития науки. Основные психологические направления 4. Связь психологии с другими науками.
Семинар 2. Методы психологии
  1. Основные методы психологического исследования
  2. Наблюдение. Виды, основные характеристики
  3. Эксперимент (естественный, лабораторный, формирующий).
  4. Наблюдение, его достоинства и недостатки. Виды наблюдения.
  5. Опрос, тестирование.
  6. Терапевтические методы (индивидуальное консультирование, тренинги, арт-терепия, гипноз и др.) Таким образом, наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируют наблюдатели.
Семинар 3. Психические процессы Познавательные психические процессы: определение, свойства 1 Ощущение. 2 Восприятие, 3 Внимание, 4 Память. 5 Мышление и речь.  
Семинар 4. Эмоциональные состояния. 1. Общее представление об эмоциях и чувствах. 2. Аффекты и эмоциональное возбуждение: сходство и отличие. 3. Фрустрация и тревожность: 4. Стресс: стрессогенные факторы, стадии стресса, влияние стресса на организм. 5. Способы саморегуляции эмоциональных состояний. 6. Воля, волевой акт. Волевые свойства личности
Семинар 5. Темперамент, характер и способности человека. 1. Понятие о темпераменте. Свойства темперамента 2. Характеристика основных типов темперамента. 3. Понятие характера. Основные отличия от темперамента. 4. Акцентуации характера (по Личко) 5. Способности, виды способностей.  
  Семинар 6. Психология общения 1. Определение понятия общение 2. Три стороны общения: коммуникативная 3. Перцептивная сторона общения 4. Интерактивная сторона общения.
Семинар 7.Психология общения в малой группе. 1. Понятие общения, функции общения. 2. Три стороны общения: - коммуникативная, - перцептивная - интерактивная 3. Вербальные и невербальные средства общения. Язык жестов и мимики. 4. Затрудненное общение, коммуникативные барьеры и пути их преодоления. 5. Эффекты межличностного восприятия в группе: «эффект ореола», «новизны» и «первичности».
Семинар 8. Группа как объект психологического исследования. 1. Типы и виды групп. Функции группы. Размер группы (диады, триады и др.) 2. Малая группа: виды, структура, признаки (1. совместная деятельность; 2. ЦОЕ. 3. эмоциональные контакты между членами и др.), признаки. Причины вхождения человека в группу. 3. Групповые процессы или эффеты: давление, конформизм, нонконформизм, идеосинкретический кредит, социальная фасилитация и др.; принятие группового решения. Групповая сплоченность 4. Феномен лидерства. Коллектив – общая характеристика. 5. Большие группы: виды, структура. 6. Стихийные группы: толпа, публика, аудитория. Влияние толпы на сознание человека 7. Социально-психологические явления: мода, слухи, сплетни и т.д.
Семинар 8. Факторы социализации личности. 1. Личность, индивид, человек, индивидуальность – сходства /различия понятий. 2. Структура личности, индивидуальность. 3. Индивидные свойства (по Б.Г. Ананьеву) – биологическое и социальное в человеке 4. Понятие социализации личности. Факторы, институты, условия социализации человека. 5. Молодежная субкультура как фактор социализации личности (СМИ,). 6. Мотивация, направленность личности  

 




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

Задание 1. Заполнение таблицы

Заполните тематическую таблицу, используя информацию из научных источников (учебники, словари по психологии).

 

Ф.И.О. ученого (годы жизни) Научные взгляды, разработанные понятия, теории Основные научные труды (название произведений, год написания)
И.П. Павлов (1849-1936) создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; физиологии кровообращения и физиологии мозга. «Лекции о работе главных пищеварительных желез» 1897 г.
Л.С.Выготский (1896 - 1934) Выготский первым ввел исторический принцип в область детской психологии, разработал понятие о возрастной психологии. основатель культурно-исторической школы в психологии, «Психология искусства» 1925 г, «Исторический смысл психологического кризиса» 1926 г, «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей» 1924 г, «Обучение и развитие в дошкольном возрасте» 1935 г.
С.Л. Рубинштейн (1889—1960) один из создателей деятельностного подхода в психологии, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма создал концепцию психического как процесса, «Принцип творческой самодеятельности» (1922), «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» (1933), «Основы общей психологии» (1946), «Человек и мир»(1973).
А.Н. Леонтьев (1903 - 1979) Леонтьев отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память). Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности - новое направление в психологической науке. «Деятельность, сознание, личность» (1975), «Развитие памяти» (1931), «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» (1948),
А.В. Петровский (1924 - 2006) автор теории деятельностного опосредствования межличностных отношений личности в группе, глубокой и оригинальной социально-психологической теории «Личность, деятельность, коллектив» (1982), «Популярные беседы о психологии» (1981), «Психология развивающейся личности»(1987), «Социальная психология коллектива» (1978)
З.Фрейд (1856 - 1939) З.Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название – глубинная психология – это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики. Ввел такие понятия как психосексуальные фазы развития человека (его либидо), структурная модель психики, в основу его концепций входил метод свободных ассоциаций. «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907 г., идея о неврозе как «индивидуальной религиозности, религии как всеобщем неврозе навязчивых состояний»), «Тотем и табу» (1913 г., интерпретация проблемы возникновения запретов, или табу, и тотемической религии), «Будущее одной иллюзии» и «Моисей и монотеизм» (1927 и 1937 гг., связь между развитием невроза индивидуума и стадиями развития всего общества в целом)
К. Юнг (1875 - 1961) Разработал теории психологических типов, впервые вводит понятие экстраверсии и интроверсии «Метаморфозы и символы либидо, часть I»(1911), «Метаморфозы II»(1912), “Психологические типы”(1921 )
А. Маслоу (1908 - 1970) Развил идею самореализации личности, основатель и лидер гуманистического течения в послевоенной западной психологии, разрабатывал идею самоактуализации: самоактуализирующиеся личности;предельные переживания трансцендентных ценностей, самоактуализация как процесс развития, разработал теорию человеческих мотиваций «Дальние пределы человеческой психики», «Новые рубежи в развитии человека»(1969)
К. Хорни (1885 - 1952) В своих идеях Хорни видит не абсолютно новый подход к пониманию личности, а развитие фрейдистской психологической системы. В разработку собственных теорий Карен Хорни входит утверждение, что универсальных психических норм просто не существует: поведение, расцениваемое как невротическое в одной культуре, может быть совершенно нормальным для другой, и наоборот. По её мнению, о том, что является нормой, а что нет, мы можем судить только рассматривая индивида в контексте тех конкретных культурных условий, в которых он находится. «Самоанализ» (1942), «Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию» (1950), «Невротик нашего времени» (1937), «Новые пути в психоанализе» (1939)
Э. Фромм (1900 -1980) основоположник неофрейдизм, сторонник деструктивной теории утверждал, причиной неврозов у человека является тревога, которая зарождается еще у ребенка при столкновении с враждебным ему миром и усиливается при недостатке любви и внимания, его концепция названа "радикально-гуманистическим психоанализом". Фромм описал два типа характера – некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни. "Величие и ограниченность теории Фрейда" (1933), "Escape from freedom(бегство от свободы)", "Сказки, мифы и сновидения" (1951), (1941), "Здоровое общество"(1956) "Психоанализ и дзен- буддизм"(1960),"Душа человека" (1964), "Анатомия человеческой деструктив-ности" (1973), "Иметь или быть?" (1976).

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Что составляет предмет и задачи психологии как науки?

2. Как соотносятся понятия «житейская» и «научная» психология?

3. Каковы основные этапы развития психологии как науки?

4. Что является содержанием психики?

5. Какие основные функции выполняет психика?

6. Какие основные этапы проходят психика и сознание в своем развитии?

7. Ощущения: понятие, виды, свойства?

8. Восприятие: понятие и основные свойства? Каковы особенности восприятия пространства, времени и движения?

9. Представления: понятие и виды представлений?

10. Внимание: понятие и виды внимания?

11.Память: понятие и основные характеристики?

12. Воображение: понятие и виды?

13. Мышление: понятие, виды, содержание мышления?

14. Что представляет собой психологическая характеристика речи?

15. Как можно классифицировать эмоции и чувства?

16. Как проявляются особенности настроений и аффектов?

17. В чем состоит сущность психических состояний?

18. Воля, структура волевого акта?

19. Что такое навык?

20. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?

21. Какие компоненты составляют психологическую структуру личности?

22. В чем выражается направленность личности?

23. Какие бывают потребности личности и каковы их особенности?

24. Какую можно дать психологическую характеристику мотивов личности?

25. В чем заключаются интересы личности?

26. Что такое темперамент?

27. В чем состоит сущность характера личности?

28. Что такое социализация личности и что влияет на ее осуществление?

29. Как классифицируются социальные группы?

30. Какие бывают психологические явления в группах?

31. Что такое общение? Какие 3 стороны есть у общения?

32. Что представляет собой структура деятельности?

33. Каковы структура и функции действия?

34. Что входит в понятие «взаимодействие» в психологии?

35. Общение людей, виды и средства общения?

36. Что представляет собой коммуникация в межличностном общении?

37. Что такое взаимопонимание?

38. В чем состоит сущность социального восприятия?

39. Что представляет собой конфликт?


 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1988.

2.Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.

3.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

4.Введение в психологию. Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.

5.Выготский Л.С. Психология. М., 2000.

6.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

7.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Спб., 2000.

8.Ильин Е.П. Психология воли. СПб. 2002.

9.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб. 2003.

10.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб. 2002.

11.Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Минск. М., 2000.

12.Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д. РГПУ, 1994.

13.Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов-на-Дону. 2004

14.Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, А.В. Ярошевского. М., 1995.

15.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша. Межличностное общение. СПб., 2001.

16.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2х т. Т.2 / Под ред. В.В. Давыдова и др. М.1983.

17.Майерс Д. Социальная психология. Спб., 1997.

18.Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2001.

19.Немов Р.С. Психология. В 3-т. Т. 1 Общие основы психологии. М., 2002.

20.Петровский А.В. Личность в психологии. Ростов., 1996.

21.Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

22.Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000.

23.Психология для студентов вуза. Под ред. Рогова Е.И. в соавторстве с И.Г. Антиповой, В.А. Дорофеевым, А.А. Кокуева, Н.Н. Мозговой и др.. М.: «МаРТ». 2004

24.Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб. 2005.

25.Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб. 2002.

26.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001.

27.Холл С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.

28.Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М.,1977.

29.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: «Питер», 1997.

30.Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб. 2003.

Дополнительная литература:

1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.

2.Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. М. Просвещение, 1987.

3.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2000.

4.Годфруа Ж.Что такое психология? М., 1992.

5.Голубева Э.А. Способности и склонности. М., 1989.

6.Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1998.

7.Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М., 1994.

8.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

9.Климов Е.А. Психология. М. 1996.

10.Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов н/Д., 1986.

11.Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство. Ростов-на-Дону, 1997.

12.Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

13.Малашкина М.м. Популярная история психологии. М., 2002.

14.Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.,1989.

15.Максименко С.Д. Общая психология. 1999.

16.Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // хрестоматия по психологии. М.Просвещение, 1987.

17.Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001.

18.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. 2 т. Ростов н/Д., 1996.

19.Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990.

20.Психология и педагогика. Под ред. Радугина А.А. М., 1997.

21.Рогов Е.И., Скрипкина Т.П. Общая психология. Ростов-н/Д. 1995.

22.Словарь-справочник практического психолога. Воронеж, 1996.

23.Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.

24.Филатов. Общая психология. 2001.

25.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

26.Шадриков В.Д. Способности человека. М., Воронеж, 1997.

27.Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М. Знание,1971.

28. Журналы:«Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология», «Детский психолог» и др.

 

 

Основная литература 2:

Реан А.А Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика СпБ: «Питер»
Самоненко Ю.А. Психология и педагогика елу 5. Учебно-методические материалы полнения: Хачатурян Н.Н. М: Гардарики
Сластении В. А. Психология и педагогика М. Академия
Маклаков А. Г. Общая психология. С-П.
Харламов И.Ф. Педагогика М: Гардарики
Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия Ростов-на-Дону: «Феникс»

 

Дополнительная литература к курсу

Столяренко Л. Д. Основы психологии Ростов-на-Дону
Яременко С.Н. Общение и понимание Ростов-на-Дону: ДГТУ

 

Стороменко Е.Д. Самыгин С.И Педагогика и психология в вопросах и ответах Ростов-на-Дону: «Феникс»
Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания М.: Академия
Бабинский Ю.К Педагогика М: «Прогресс»
под ред. А. А. Крьшова Психология. М
Столяренко Л. Д. Основы психологии Ростов-на-Дону
Немов Р. С. Психология. В 3 книгах М.
Асмолов А. Г. Психология личности. М.
Зимбардо С. Герриг Р. Психология и жизнь Питер

 

 

Ответы к семинару №2.

1.Основные методы психологического исследования

 

Наблюдение как метод психологии1 – это целенаправленное изучение человека в реальных условиях жизни с целью определения его специфических особенностей (либо их изменений) и отыскание смысла этих явлений. Таким образом, наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируют наблюдатели

Виды наблюдений

Открытое(испытуемые знают, что за ними наблюдают), скрытое (испытуемые не знают о наблюдении), непосредственное (проводит сам исследователь), опосредованное (используются готовые результаты наблюдений других людей), включенное (наблюдатель является членом группы испытуемых), невключенное (наблюдение идет со стороны), систематическое

(регулярное наблюдение за всеми проявлениями психической деятельности), выборочное, внешнее, внутреннее, долговременное, краткосрочное.

Основное преимущество данного метода – самый простой в использовании метод, основной недостаток – субъективность наблюдения, т.к. наблюдатель – сам человек.

 

Достоинства наблюдения состоят в богатстве собираемого материала, необязательном согласии испытуемых, возможности использования технических средств, сохранении естественности условий.

 

Недостатки наблюдения: требует большого количества времени, результаты зависят от опыта наблюдателя, невозможность контролировать ситуацию.

 

Эксперимент – метод сбора фактов в специально заданных условиях. Эксперимент - наиболее объективный метод в психологии. Он проводится над испытуемым в специально организованной ситуации, т.е. здесь есть активное вмешательство исследователя.

По условиям проведения различают лабораторный и естественный виды эксперимента, отличающиеся друг от друга наличием (или отсутствием) специальных приборов, а также искусственно или естественно созданной ситуацией.

Достоинством лабораторного эксперимента является его высокая точность, возможность получить недоступные глазу наблюдателя факты, которые выявляются с помощью специальных приборов.

Достоинством естественного эксперимента являются привычная обстановка и деятельность, что повышает его достоверность, особенно в случае, когда испытуемые тревожные люди, деятельность которых нарушается в лабораторных условиях.

 

По виду выявляемых результатов эксперименты делятся на констатирующие и формирующие. Констатирующие показывают (констатируют) наличие или отсутствие какого-то параметра и его развитие. Направлен на установление состояния, уровня развития или особенностей психического явления в данный момент.

 

Формирующие выявляют фактор, который оказывает наиболее важное, эффективное воздействие на становление того или иного психического процесса (памяти, внимания, например) или психологического качества. Направлен на изучение психического явления непосредственно в процессе его развития. При таком виде эксперимента испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента, а потом анализируется разница между показателями. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия и выявляется фактор, который оказывает наибольшее влияние на уровень развития изучаемого параметра (какого-то психического процесса или психологического качества), например, на формирование той или иной способности.

 

Анкетированиеиспользуется для получения больших объемов информации. Анкетирование – это модификация другого метода – беседы.

Опрос– получение психологической информации о человеке с помощью вопросов.

 

 

  1. Основные методы психологического исследования
  2. Наблюдение. Виды, основные характеристики
  3. Эксперимент (естественный, лабораторный, формирующий).
  4. Наблюдение, его достоинства и недостатки. Виды наблюдения.
  5. Опрос, тестирование.
  6. Терапевтические методы (индивидуальное консультирование, тренинги, арт-терепия, гипноз и др.)

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.