МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В КАЗАХСТАНЕ





Становление кочевого скотоводства.Опустынивание казахстанских степей, примерно в середине 2-го тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. Появление конской сбруи позволило использовать лошадь в качестве тягловой силы и для верховой езды. Резкое увеличение поголовья скота привело к сокращению пастбищ вокруг стоянок. В этих условиях жители степи перешли к другому способу хозяйствования – кочевому скотоводству. Постепенно – начиная с раннего железного века – скотоводы переходили к кочевому образу жизни. Однако в районах Жетысу и Южного Казахстана, где климат был благоприятен для занятия земледелием, наряду с полукочевым скотоводством получило развитие и земледелие, в том числе поливное.

На соотношение видов скота влияло много факторов: наличие богатой растительности, озер и рек, продолжительность зимы и лета, выпадение снега. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. На севере страны, где растительность была намного богаче, больше держали коров. Для юга страны характерно преобладание овец. На видовую структуру стада влияло наличие растительности. Так, в пустынных зонах нашей страны произрастает 288 видов трав. Из них лошади и коровы поедают 109 видов, верблюды – 148, а овцы – 167. Из 180 видов солянок овцы поедают 132 вида, коровы же – лишь 24.

Скотоводы соблюдали веками выработанную скотоводческую культуру, которая предполагала кочевание по 4 типам пастбищ. Весеннее пастбище – коктеу – обычно располагались на сопках и возвышенностях. Весной наступало время праздников. Древнейшим праздником, дошедшим до нас, является Наурыз. Некоторые ученые считают, что его отмечали еще более 3 000 лет назад. Летом скот перегоняли на жайляу. В это время старались проводить свадьбы, праздники, состязания. В аулах шла заготовка на зиму продуктов. Осенью скотоводы уходили на осенние пастбища – кузеу. Осенью проходили народные собрания, где решались важные для всего рода, племени вопросы. Зимой скот отгонялся на знакомую зимовку – кыстау.

Кочевание имело свои особенности в различных регионах. В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Восточном Казахстане, по отрогам гор Алтая и Тянь-Шаня, в Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. В Южном Казахстане, по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес развивалось оседлое земледелие.

Переносное жилище кочевников – юрта – состоит из двух компонентов – кошмы для покрытия и деревянного каркаса. Материалом для кошмы служит овечья шерсть. Деревянный каркас делится на три части: кереге – основа юрты. Решетчатая стенка. Кереге поддерживается через уыки – специальные жерди. Купольное навершие юрты – шанырак – имеет круглую или конусообразную форму. В центре любого жилища находился очаг, к которому кочевники относились с большим уважением.

Источники о сакских племенах. В истории нашей страны железный век охватывает период с VIII в. до н.э. по VI в. н.э. Ранний железный век охватывает период с VIII по III вв. до н.э., а поздний железный век – с III в. до н.э. по VI в. н.э. В этот период укрепляются родоплеменные отношения. Рост численности населения, необходимость организации защиты от врагов заставляли роды и племена вступать между собой в тесные контакты. Роды объединялись в племена, племена в союзы племен, и затем государства. В 1-м тысячелетии до н.э. Казахстан и Среднюю Азию населяли племена саков.



Ученым известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках. Это клинописные наскальные надписи персидских царей и сочинения греко-римских авторов. В текстах, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, упоминаются названия племен Казахстана. Среди источников на греческом и латинском языках можно выделить сочинения Геродота и Страбона. Судя по древним источникам, в Греции, Римской империи, Персии, Египте, Индии хорошо знали кочевников.

Источники по-разному называют древних жителей Казахстана. Персы называли жителей степи саками, греки – азиатскими скифами. Геродот в своей книге «История», написанной в 430 – 425 гг. до н.э., утверждает, что «персы всех скифов называют саками». Слово «сак» по сведениям персов означало «великие мужи», а иногда «туры с резвыми конями». Древнегреческий историк Геродот, живший в 484 – 425 гг. до н.э., прозванный «отцом истории», называл саков массагетами. В древнегреческих источниках встречается еще одно название кочевников – даи. Согласно древнегреческим источникам саки «к врагам – беспощадны, к друзьям - верны». Про сакских женщин интересные сведения оставил древнегреческий писатель Ктесий: «Женщины саков сильны, во время войн помогают своим мужьям, вступая вместе с ними в битву». Древнегреческий писатель, историк Ксенофонт, проживший долгое время при персидском дворе, приводит случай, позволяющий судить о методах воспитания молодежи у саков. Персидский царь устроил конные ристалища (состязания), в которых одержал победу молодой сак. На предложение персидского царя обменять царство на коня сака тот отказался, заявив, «что отдал бы коня лишь в обмен на благодарность храброго человека». Древнегреческий географ Страбон с уважением писал о саках, что «все они прямодушны и верны договорам». Он отмечал, что саки были прекрасными наездниками. По его данным, они «вооружены луками, мечами, панцирями и бронзовыми боевыми топорами; в сражениях они носят золотые пояса и головные повязки». Историк Александра Македонского Арриан описал особенность воинских доспехов кочевников: «сами скифы (дахи) и лошади их были тщательно защищены броней». Это подтверждает и Геродот: «Лошадям на грудь они надевают медные панцири». На городище Чирик-Рабат обнаружены железные доспехи сакского воина.

Расселение сакских племен.Ученые установили места расселения древних жителей Казахстана. Одна группа жила в Жетысу (Семиречье), в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи. Их персы называли саками-тиграхауда, подчеркивая, что они носили остроконечные шапки. Другая группа племен обитала в Приаралье и в низовьях Сырдарьи. Персы назвали их саки—парадарайя – заморские саки. Южнее их расселялись саки-хаомоварга. Ученые предполагают, что

Такое название им дано из-за напитка хаома, который они умели готовить. Саки-тиграхауда расселялись в районе современного Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и в Жетысу. Последнее является местом наибольшего скопления саков с «остроконечными шапками». Сакские племена, населявшие земли северо-восточнее Арала, получили название даи, аргиппеи, исседоны. Эти племена кочевали в Южном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане. Современные ученые установили, что на северо-западе Сарыарки жили аргиппеи, в центре – исседоны, на востоке – аримаспы. Вот что писал Геродот об аргиппеях: «они живут у подножия высоких гор (Уральские). Каждый из них живет под деревом, зимою окутывая его плотным белым войлоком, а летом без войлока. Сим людям никто не делает обид, ибо они почитаются священными, да и воинских оружий не имеют…». Языковеды слово «аргиппеи» переводят с латинского языка как «обладатели белогривых, быстроногих коней». Сведения древнегреческих историков Геродота и Страбона подкрепляются с археологами. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы – это названия одного народа. По сообщению Геродота, соседями сарматов были аргиппеи. Далее их жили исседоны и дальше в горах аримаспы – «стерегущие золото». Значение слова «аримаспа» Геродот переводит так: «арима» - один, «спа» - глаз или диск.

Общественное устройство саков. В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии. Велика была роль народного собрания. Народное собрание выбирало вождей, обладавших большой властью. Старейшина рода возглавлял перекочевку на новое место. Сакское общество в основном состояло из трех групп – воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Воины назывались на индоиранском языке «ратайши», т.е. «колесничие». Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые головные уборы. Среди земледельцев были и такие, которых называли «восьминогие». Так называли тех, кто пахал землю плугом с помощью запряженных в них двух быков. Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цветов, жрецы одевали одежду белого цвета, а земледельцы и скотоводы носили одежду желтого или синего цветов.

Историки говорят о том, что у саков женщины часто были правителями. Так, одной из цариц у них была Томирис. Также в древних источниках мы находим такие сведения: «Если сакский юноша пожелает жениться на понравившейся девушке, то он должен сперва померяться с ней силой. Если юноша не одолеет девушку, то становится ее рабом. Только в случае победы юноши девушка становится его женой». Древние греки высоко ценили нравы и обычаи саков и считали их самым справедливым и честным народом среди всех известных им.

Общественное различие между знатью и рядовыми общинниками можно заметить по обрядам погребения. Представителей знати хоронили в более высоких и богатых курганах.

Хозяйство саков.«Отец истории» Геродот писал о саках следующее; «По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Аракс. Пьют молоко». Саки занимались кочевым скотоводством. Главное значение у саков имело развитие коневодства и овцеводства. Крупный рогатый скот держали мало. Часть саков занималась земледелием. Археологи нашли оросительные каналы возле скотоводческих поселений и городища Чирик-Рабат (Кызылординская обл.). остатки арыков, относящиеся к II – III вв., обнаружены возле города Талгар возле Алматы, а также на территории современной Жамбылской обл. В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. На севере Казахстана периодически были джуты – массовые падежи скота от бескормицы и голода.

Летом кочевники жили в юртах. На зимовках, по сведениям Геродота, жили в деревянных жилищах или домах из саманных кирпичей. Во время охоты или войн саки использовали куйме (юрту на повозке), своеобразные дома-кибитки.

В истории человечества железный век занимает особое место. С началом использования железных орудий труда невероятно повысилась производительность труда. В древности железо вырабатывалось примитивным способом – путем плавки руды в самодельных печах. В них создавалась температура 1200 градусов. Для получения расплавленного железа необходимо было достичь 1530 градусов. Поэтому железо получали крупинками, и на наковальне получали железный лист. В раннем железном веке в Казахстане широкое развитие получило искусство плавки и обработки цветных металлов. Готовые металлические изделия вывозились даже за пределы Казахстана. Например, предметы. Сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе и на Кавказе. Обнаруженные в Северном Казахстане железные изделия датируются на 2 – 3 века ранее, чем аналогичные металлические предметы, изготовленные в соседних регионах (в Западной Сибири, на Урале). Все это доказывает, что Казахстан раньше своих соседей стал центром древней металлургии. Северный Казахстан стал связующе-перевалочным регионом между мощными металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой.

Борьба саков за независимость.Две с половиной тысячи лет назад во главе персидских племен стал талантливый полководец царь Кир. Персия при Кире стала могущественной державой. В 530 году до н.э. персидские войска во главе с царем Киром вторглись на земли саков. Во главе саков тогда стояла царица Томирис. Подойдя с войском к Сырдарье, Кир отправил к Томирис послов, пытаясь склонить саков к покорности. Однако, «Томирис не испугалась, как это можно было бы ожидать от женщины, вражеского нашествия», писал римский историк Помпей Трог. После известия о смерти сына Спаргаписа от рук персов, попавшем в засаду, Томирис дала персам сражение, в котором одержала победу. Геродот описывает: «Массагеты победили. Большая часть персидского войска пала на месте сражения, а сам Кир был убит». Помпей Трог описывает: «Томирис уничтожила 200 000 персов вместе с царем. Эта победа была еще тем замечательна, что не оставила даже вестника, который сообщил бы персам о таком страшном поражении. Царица приказала бросить отрезанную голову Кира в бурдюк, наполненный человеческой кровью, и такими словами осудила его жестокость: «Насыться же теперь кровью, которой ты всегда жаждал и которой никогда не мог насытиться».

Через одиннадцать лет после гибели Кира в 519 году до н.э. персы вновь вторглись на территорию Казахстана. На этот раз поход против саков возглавил царь Дарий. «Я отправился с войском в страну Сака; против саков, которые носят островерхие шапки…» - написано в Бехистунской надписи Дария. Борьбу саков возглавил вождь Скунха, однако он потерпел поражение. Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг простого сака-пастуха Ширака, который завел войска персов в безводную пустыню. Дарий потерял большую часть своего войска и вынужден был вернуться в Персию, отказавшись от дальнейшей войны. Однако часть территории саков осталась под властью персов. Саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Известно, что сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н.э. Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Египтом, Грецией.

В 336 году до н.э. царем Македонии стал 20-летний Александр, получивший прозвище Македонский (в восточных источниках более известен как Ескендир Зулкарнай). После установления своей власти над Грецией он разбил Персидской царство и начал вторжение в Среднюю Азию. Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сак Спитамен. Почти три года он вел партизанскую войну против македонской армии. Древнегреческий историк Арриан писал о том, как Александр Македонский, переправившись через Сырдарью, атаковал саков, но чуть не потерпел поражение. Саки осадили Мараканду (ныне Самарканд), где был греческий гарнизон. Арриан сообщает, что греки потерпели поражение. По другим источникам, Александр в этом сражении был ранен в ногу сакской стрелой. Таким образом, жившие за Сырдарьей кочевые племена так и не были покорены завоевателями. Сакские войска преградили греко-македонцам путь на Восток.

Сакские памятники.Сакские памятники встречаются на берегах рек Сырдарья, Талас, Шу, Или, в предгорьях Алатау, на территории Кыргызстана. В 300 км от областного центра Кызылорда археологи провели раскопки города Чирик-Рабад. В центре города находилась крепость – цитадель, со сторожевыми вышками, амбразурами в крепостных стенах, рвом вокруг города. Изделиям, найденным в цитадели, примерно 2 500 лет, т.е. город был заселен в IV – II вв. до н.э. еще один город , где археологи провели раскопки – Бабиш-Молда. Остатки проса и основания ручных мельниц, найденные археологами, свидетельствуют о занятии жителей города земледелием.

Начиная с VIII – VII вв. до н.э. в степных районах Евразии получил распространение так называемый «звериный стиль». Этот стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей. Звериный стиль характеризуется двумя особенностями: 1) изображаются образы зверей и животных; 2) зверей изображают в движении. Различными изображениями зверей украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь. С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни». Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды зверей. «Звериный стиль» является отражением традиции анимизма, согласно которому каждый человек имеет предком какого-либо зверя. Изображение зверя считалось амулетом, тумаром, охранявшим сака от злых духов.

Наряду со звериным стилем в Центральном Казахстане, начиная с VII – V вв. до н.э., получает развитие полихромный стиль. Кочевники умели инкрустировать предметы. То есть вставлять в них цветные драгоценные и полудрагоценные камни. Также украшали предметы зернью. В III – V полихромный стиль достиг своего расцвета.

Бесшатырские погребения эпохи сакских племен расположены у подножия гор Желшалгыр, на правом берегу реки Или. Они состоят из 31 малого, среднего и большого кургана, сооруженного из гальки и дерна. Бесшатырские погребения вытянулись с севера на юг на 2 км, а с востока на запад на 1 км. Большой Бесшатырский курган называют «царским», т.к. в нем хоронили царей и знатных саков. Вокруг кургана строилось ограждение высотой полметра. Рядом ставились одиночные камни – менгиры. Саки устанавливали саркофаг, специальное сооружение, выстроенное из бревен, в которое помещали умершего. В Бесшатыре имеется три крупных кургана. Это Первый, Второй и Шестой курганы. Диаметр первого Бесшатырского кургана 52 м., высота 7,6 м. Под курганом имелся специальный лаз – дромос – от подножия кургана до саркофага. Ученые путем анализа обнаруженных в Бесшатырских курганах кинжалов-акинаков, стрел с бронзовыми наконечниками, заколок для волос, агатовых бус установили хронологию Бесшатыра V – IV вв. до н.э.

Среди всех сакских памятников наиболее известны Иссыкские курганы, расположенные в 50 км. к востоку от Алматы, на равнине у подножия гор Алатау. Здесь более 40 курганов. Самый знаменитый из них – Иссыкский. Его диаметр 60 м., а высота 6 м. по определению антропологов, похороненный в Иссыкском кургане молодой человек – царевич 17-18 лет. По богатству и обилию найденных золотых предметов данное захоронение молодого царевича получило название «Золотого человека» (4 тысячи золотых фигурок и бляшек в виде изображения зверей и птиц покрывали его одежду). Среди посуды особый интерес ученых вызвала серебряная чаша с надписью из 26 знаков. Ученый-археолог К. Акишев считает, что эти знаки являются доказательством того, что сакам была присуща письменность.

Территория Центрального Казахстана (Сарыарки) составляют земли Карагандинской, Акмолинской, частью Павлодарской областей. Памятники раннего железного века Центрального Казахстана представлены курганными могильниками. Для этого региона характерны так называемые курганы с «усами». По мнению некоторых ученых, они играли роль маяка в степи, так они построены под определенным углом. Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре. Название дано по местности Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области, где впервые был раскопан курган данной культуры. Особенность курганов тасмолинской культуры в том, что в них имеются 2 захоронения. В большом кургане хоронили человека, в малом – лошадь. Другой особенностью является то, что в быту скотоводов Центрального Казахстана широкое применение имела деревянная и металлическая посуда. В курганах глиняная посуда почти не встречается. Археолог К.А. Акишев считает, что тасмолинская культура относится к исседонам. Встречаются четыре вида курганов с «усами». «Усы» - каменные цепочки, всегда отходили с восточной стороны от кургана. Видимо, это свидетельствует о поклонении тасмолинцев Солнцу. В одном из курганов хоронили человека, в другом – его верховую лошадь. Этот древний обычай сохранился у казахов Восточного Казахстана, где существует традиция – оставлять на могиле умершего голову принесенной в жертву лошади. Курганы с «усами» являются наиболее часто встречающимися памятниками эпохи раннего железа в Центральном Казахстане.

Культура племен Северного Казахстана имеет много общего с культурой сакских племен юга Казахстана. Некоторые ученые считают, что курганы в местности Улыбай в Северном Казахстане

схожи с памятниками тасмолинской культуры. Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру. Из курганов первоначального периода сакского времени в данном регионе хорошо исследованы курганы: Бирлик, Алыпкаш, Покровка, Бектениз. Из раннего периода эпохи саков были исследованы три поселения: Карлыга, Борки и Кеноткел. Археологи исследовали остатки укрепления-городища раннежелезного века на правом берегу Есиля – Актау.

В степных районах Восточного Казахстана, в частности, на территории современного Зайсанского района, имеются грандиозные царские курганы. Место их наибольшего скопления – Шиликтинская долина. К Шиликтинскому могильнику относится 51 курган. Курганы-великаны в диаметре составляют 100 м., а в высоту достигают 8 – 10 м. Эти курганы, как и курганы Жетысу – Бесшатыр, Иссык – были разграблены еще в глубокой древности. В 1960 году был исследован самый большой шиликтинский курган – «Золотой курган». Ученые, изучив вещи и предметы из «Золотого кургана», пришли к выводу, что курган был возведен в VIII – VII вв. до н.э. В Зайсанском районе Восточного Казахстана расположено около 200 крупных курганов. 50 наиболее грандиозных из них носят название «царские». Самое древнее на земле Казахстана царское погребение, относящееся к VIIIв. до н.э., находится в кургане №1 Шиликтинского памятника. Он был открыт известным казахстанским ученым-этнологом, археологом, профессором А.Т. Толеубаевым. Эта археологическая сенсация в исторической науке республики была воспринята как третий «Золотой человек» Казахстана. Общее количество золотых пластин и бляшек, украшавшей одежду, составило 4325 штук. Большинство из них выплавлено в виде фигурок степных зверей. Самая интересная находка кургана – пятиконечная звезда, которая в древние времена считалась символом власти. При раскопках кургана №5 в Шиликтинской долине было обнаружено более 500 золотых пряжек и бляшек. Ученые считают, что Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай были не просто местами захоронения царей, знатных людей, знаменитых героев, а священными местами, где совершались массовые ритуальные обряды и молитвы.

Период V – IV вв. до н.э., эпохи раннежелезного века Восточного Казахстана получил название берельского периода. Название связано с местонахождением Берельского могильника в Катон-Карагайском районе. Могильник состоит из 40 курганов. Высота самого большого из них 9 м. богатым на находки оказался Большой Берельский курган. В кургане, кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей. В кургане было много изделий из золота и бронзы: сказочные птицы, золотые фигурки животных. В малых курганах Береля были найдены захоронения людей в деревянных сооружениях – саркофагах. Одна из особенностей берельской культуры – наличие большого количества глиняной посуды типа кувшина. В 1998 – 1999 гг. археологическая экспедиция под руководством З. Самашева произвела раскопки в слое вечной мерзлоты и изучила курган №11. Перекрытие могилы было забито бронзовыми гвоздями. На каждом были позолоченные грифоны – фантастические животные, изображенные в полете. Методом радиологического анализа ученые установили, что захоронение было произведено в 294 г. до н.э. В кургане были найдены останки 13 лошадей, полностью сохранившихся. На черепах лошадей были обнаружены кожаные маски, украшенные рогами горного козла. Одна из масок была сделана в образе зверя из рода кошачьих, с птичьим клювом, завихренным рогом, с крыльями, скорее всего, это было изображение барсообразного самрука – легендарного сказочного персонажа.

Антропологический облик людей сакского времени имеет свои особенности. Саки были европеоидами, однако по сравнению с андроновцами эти черты у них стали размываться. Во внешнем облике саков больше стало появляться монголоидных черт. Особенно сильно монголоидные черты выражены у саков Северного и Восточного Казахстана. У саков, живших в Жетысу и в Южном Казахстане, монголоидные черты были менее выражены и заметны.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.