Создание государственной системы раннего выявления детей с различными нарушениями в развитии. Приказом Министерства образования России от 18.10.99 г. №575 создано государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии». Совместно с Министерством здравоохранения России создана межведомственная рабочая группа по разработке программы создания государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи (2000-2010 гг.). Заметно увеличилось количество диагностических и реабилитационных центров, осуществляющих вместе с комиссиями комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное диагностическое сопровождение индивидуального развития ребенка. Система такого сопровождения есть в Санкт-Петербурге и ряде других регионов. Специальная помощь детям имеет коррекционно-развивающую направленность. Все занятия проходят в индивидуальных и групповых формах организации образовательного процесса по программам, скорректированным для каждого ребенка с учетом его интеллектуальных и физических возможностей. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, художественному и музыкальному воспитанию, развитию физической культуры и спорта. С целью исправления недостатков устной и письменной речи, формирования коммуникативных и когнитивных навыков в образовательных учреждениях открыты свыше 5 тысяч логопедических пунктов, в которых получают помощь более 270 тысяч детей в течение года, а также имеются логопедические кабинеты и кабинеты психологической разгрузки. Министерство образования России уделяет большое внимание совершенствованию муниципальных специальных образовательных учреждений. Детей с нарушением зрения учат ориентироваться в малом и большом пространстве, формируют у них навыки бытовой ориентировки, обучают работе на компьютерной технике с брайлевским принтером, прослушиванием книг. Для этой категории детей выпускают учебную литературу шрифтом Брайля, книги с крупным шрифтом, рельефно-наглядные пособия и технические средства для слабовидящих детей. В работе с детьми, имеющими нарушение слуха, получило распространение применение в обучении билингвистической методики, которая позволяет развивать остаточный слух и пользоваться им жестовой речью. Для исправления нарушений движения у детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей используются «костюмы космонавтов», сухие бассейны, другое социальное оборудование. Для обучения и развития детей с нарушением интеллекта широко используются методика М. Монтессори. Дети участвуют в игротерапии, ипотерапии и арттерапии, анимотерапии. В специальных и оздоровительных образовательных учреждениях и специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют свыше 54 тысяч учителей, в том числе педагогов-психологов, 6 тысяч медицинских работников, в том числе 2,2 тысячи врачей различных специальностей. Специфика оказываемой детям с ограниченными возможностями специальной помощи, прежде всего, заключается в ее комплексности (психолого-педагогичес- кая и медико-социальная). В этих целях разрабатываются авторские программы и методики с учетом психофизических возможностей детей, направленные на различные формы их социальной адаптации, формирование необходимых навыков для жизни, включение детей в общие праздники, выставки, другие массовые действия. Возрастает роль в работе с такими детьми христианских культурно-образовательных центров. В настоящее время большое внимание уделяется системе дополнительного образования в творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Коллективы специалистов коррекционных и особенно оздоровительных учреждений санаторного типа (санаторно-лесные школы, школы-интернаты, детские дома для детей с туберкулезной инфекцией, сколиозом, психоневрологическими и другими заболеваний) реализуют задачи ослабления ухудшения здоровья каждого ребенка, создания оптимальных условий для обучения и воспитания. Большинство таких учреждений стали «школами здоровья» – экспериментальными площадками по внедрению новых технологий образования и медицины, работают по индивидуальным планам, авторским программам. Имеется единственный в России с высокой эффективностью оздоровления (70-80%) санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот, страдающих различными формами туберкулеза на 240 мест (г. Евпатория). Важное место занимает работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка их к семейной жизни, жизни в обществе. Особая роль отводится трудовой подготовке, постоянному увеличению ее профилей. Незрячие и слабовидящие дети, например, успешно осваивают макраме, ручное и машинное вязание, массаж, настройку инструментов, художественную резьбу по дереву и т.д. Дети с нарушением интеллекта успешно работают в учебных мастерских и производственных цехах школ и профессиональных училищ. Для выпускников, не сумевших найти работу, нередко создаются при образовательных учреждениях реабилитационные цеха, подсобные хозяйства, своими силами строятся для них жилые дома. Правительство Российской Федерации приняло постановление от 14.01.2000г. №36 «О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы», которой предусматривает создание и оснащение пяти модельных центров среднего и высшего профессионального образования и другие меры по профессиональной реабилитации инвалидов. Таким образом, в Российской Федерации существуют организации и образовательные учреждения специализированной помощи детям с проблемами в развитии: 1. Под ведомством Министерства специального и общего образования РФ: специальные дошкольные учреждения или специализированные группы в дошкольных учреждениях общего типа; специальные (коррекционные) школы; специальные школы-интернаты; специальные детские дома; специализированные классы в общеобразовательных массовых школах; коррекционные кабинеты; логопедические пункты; специальные закрытые образовательные учреждения. 2. Под ведомством Министерства здравоохранения РФ: специализированные ясли; дома ребенка; детские поликлиники; отделения детских больниц; детские санатории; центры комплексной патологии. 3. Под ведомством Министерства труда и социального развития РФ: дома-интернаты для инвалидов; реабилитационные центры. Кроме вышеперечисленной системы могут быть организованы объединения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии; центры коррекции и реабилитации, созданные общественными организациями. В настоящее время из 38,8 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5 %, т.е. 1,7 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Первый этап реформирования системы специального образования завершился определенными позитивными изменениями в этой сфере. Второй этап реформирования предполагает несколько направлений: - создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических консультаций единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства, ранней коррекции, что обеспечит в дальнейшем получение значительного экономического эффекта, поскольку около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), стоимость которых намного дороже; - научно-теоретическая разработка основ дошкольной коррекционно-педагогической работы с детьми; - совершенствование приемов выявления и медико-психолого-педагогического изучения детей с разными отклонениями, начиная с самого раннего возраста (1-3 года), с целью выбора оптимальных условий и содержания коррекционно-педагогической помощи ребенку в каждом конкретном случае; - создание системы психолого-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями); - создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения, на всех ее ступенях, во всех видах и типах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов), а также обеспечение условий для коррекцион-но-развивающего обучения в семье; - стабилизация деятельности существующих и развитие инновационных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, условий их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и др.); - создание там, где это целесообразно, достаточного числа малокомплектных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса; - создание психологической службы в системе специального образования и постоянно действующей системы психолого-медико-педагогического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Реализация второго этапа реформирования системы специального образования осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который устанавливает экономические основания этого этапа реформирования, предполагает ряд нормативно-правовых актов. Экономическое обеспечение очередного этапа реформирования предполагает также дальнейшее совершенствование механизмов многоканального финансирования этой сферы. Информационное обеспечение процесса реформирования системы специального образования предполагает наличие федерального банка данных, а также создание и поэтапное внедрение модели информационной компьютерной сети для административных работников в целях полной координации их деятельности в области принятия управленческих решений. Вопросы и задания 1. Какова цель, задачи и содержание медико-социально-педагогического патронажа как составной части системы специального образования? Какие службы и специалисты участвуют в этой работе? 2. Что такое медико-социальная профилактика? 3. Каковы функции психолого-медико-педагогической консультации? 4. Расскажите о сущности, содержании и опыте организации ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. |