| ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА.
 
 
 
   3.1 Входное устройство компрессора.   Входное устройство должно обеспечивать получение минимума гидравлических потерь при безотрывном течении воздуха, что достигается плавным изменением площади поперечных сечений и кривизны стенок канала. Плохая организация течения воздуха на входе неблагоприятно сказывается на процессе сжатия воздуха в рабочем колесе, поэтому входное устройство существенно влияет на КПД компрессора hк и коэффициент напора  . Это влияние растёт при высоких степенях сжатия  к . В основном применяются три типа входных устройств: осевое, радиально-осевое и коленообразное. Равномерное распределение скоростей даёт осевой вход, обычно применяемый при консольном расположении колеса компрессора. Турбокомпрессоры с расположением подшипников по концам ротора имеют радиально – осевой вход в компрессор, который создаёт неравномерность поля скоростей и давлений перед колесом и, как следствие, - большие гидравлические потери. Поэтому профилирование входного устройства в таких турбокомпрессорах должно производиться с учётом изменения скоростей входа по радиусу. Существенное влияние на работу компрессора оказывают расположения и форма ребер входных устройств. Ребра не должны располагаться близко к входным кромкам лопаток колеса. Расстояние между ними должно быть не менее (0,2 ... 0,3)Dк. Здесь Dк – наружный диаметр рабочего колеса компрессора. Толщина ребер должна быть не более (0,03  0,05) Dк. Удаление ребер от входных кромок уменьшает возмущение потока на входе в колесо. В результате улучшаются показатели компрессора, уменьшается шум, особенно высокочастотный, снижается вероятность поломок из-за вибрации. Коленообразные входные патрубки применяются в том случае, когда по условию компоновки двигателя подвод воздуха необходимо произвести сбоку перпендикулярно оси ротора. Обычно потери в таких патрубках несколько больше, чем в радиально – осевых. При применении перед входным устройством глушителя шума, воздушного фильтра и всасывающего трубопровода, давление и температура воздуха перед компрессором понижается. Ра = Ро -D Ра ; Та = То -  , (3.1)   где D Ра - падение давления в фильтре или глушителе шума; Са - скорость воздуха на входе в компрессор. Эффективность входного устройства определяется коэффициентом сопротивления z1 , представляющий собой отношение потерь полного давления к кинетической энергии воздуха на входе в колесо   z1 = 2  . (3.2) Для оценки потерь во входном устройстве пользуются также коэффициентом сохранения полного давления.   s1 =  . Для выполненных конструкций турбокомпрессоров s1 = 0,975  0,995. Коэффициент z1 зависит от площадей поперечных сечений на входе во входное устройство и на входе в рабочее колесо, а также от длины и формы канала. Чем больше конфузорность и меньше кривизна стенок каналов, тем меньше потери энергии. В турбокомпрессорах для наддува дизелей закрутка потока на входе воздуха в компрессор обычно отсутствует, т.е. a1 = 90° и С1 = Сm. Поэтому скорость воздуха перед колесом определяется из условия С1=  Uк .(3.3) где  - коэффициент расхода компрессора (обычно  = 0,20  0,35 ); Uк - окружная скорость на наружном диаметре Dк.   Термодинамический процесс изменения параметров во входном устройстве считаем политропным с трением. Показатель политропного процесса в процессе проектирования принимают в пределах n = 1,35  1,39 . 
 
 Внутренний диаметр входа в рабочее колесо принимают в пределах Do =( 0,25  0,35 ) Dк. Наружный диаметр входа в рабочее колесо определяется по выражению   Dн =  ;(3.4) где F1 – площадь поперечного сечения на входе в колесо, определяемая из уравнения расхода. Средний диаметр на входе в рабочее колесо находится по уравнению   D1 =  (3.5)     3.2 Рабочее колесо компрессора.   Совершенство рабочего колеса характеризуются величинами КПД h2 и коэффициента напора  ,которые зависят от коэффициента расхода  . КПД колеса определяются по уравнению   h2 =  (3.6) В этом уравнении Н2 адиабатная работа колеса, которая находится по выражению   Н2 =  ; L2 - действительная работа колеса, которую можно найти по выражению   L2 =  здесь n – показатель политропного процесса в колесе; Z2 – потери энергии в колесе. Максимальный КПД колеса с лопатками загнутыми назад составляет 0,94  0,95, для колеса с радиальными лопатками 0,90  0,93. Величина окружной скорости колеса определяется по уравнению   Uк =  , (3.7) где Нк – адиабатная работа компрессора;  - коэффициент напора компрессора;
 a - коэффициент трения диска колеса. Коэффициент m для полуоткрытых колёс компрессора с радиальными лопатками достаточно точно определяется по формуле     m =  (3.8) где Z2 – число лопаток колеса. Обычно при Z2 = 12  23 и m = 0,8  0,9 и a = 0,04  0,08. Угол лопатки на входе в колесо  выбирается в соответствии с направлением относительной скорости воздуха на входе wи угла атаки  :    =    ,  =    , (3.9)
 где  и  - угол относительной скорости, и угол атаки на входе в колесо с учётом стеснения. Угол атаки  выбирается в пределах 2  5° при  = 0,25  0,30 и 4  10° при  = 0,30  0,35. Правильность выбора геометрических размеров колеса проверяется по величине площади входа    , (3.10)
     где  ;  - относительная скорость и плотность воздуха в горловинах канала колеса. На расчётном режиме работы компрессора  = 0,9  1,0. КПД компрессора и вид его характеристик существенно зависят от числа и формы лопаток колеса. Оптимальное число лопаток при осевой длине колеса  = 0,25  0,35 равна 12  23. Большее число лопаток применяется в крупных турбокомпрессорах, меньшее – в малых. Для улучшения характеристик компрессора, особенно для малых колёс, часто делают подрезку лопаток колеса на входе через одну на длине D  = (0,06  0,10) Dк. Технологически изготовление таких колёс более сложно. Осевая длина колеса связана, в первую очередь, с типом турбокомпрессора и величиной  . В турбокомпрессорах с подшипниками по концам ротора, с целью уменьшения расстояния между опорами, осевую длину колеса В2 стремятся сделать возможно меньшей. Это позволит уменьшить критическую частоту вращения ротора и несколько уменьшить габаритную длину турбокомпрессора. Обычно у таких турбокомпрессоров  = 0,25……0,30. У турбокомпрессоров с консольным расположением колес ограничение осевой длины колеса определяется стремлением уменьшить его вес и увеличить критическую частоту вращения ротора. Обычно у этих турбокомпрессоров  = 0,26…..0,34. Зазор между лопатками колеса и стенкой корпуса компрессора влияет на КПД. При уменьшении относительного зазора  при  = const КПД компрессора растёт. Однако при  0,05 КПД компрессора падает. При проектировании проточной части рабочего колеса стремятся обеспечить равномерные поля скоростей и давлений в меридиональной плоскости во всех сечениях канала и плавное изменение скоростей и давлений воздуха в любой элементарной струйке вдоль канала. Профилирование колеса в цилиндрическом сечении осуществляется таким образом, чтобы, прежде всего, обеспечить плавное изменение кривизны межлопаточного канала и приемлемую величину угла его раскрытия n, определяемого по формуле  , (3.11)
   где  и  - поперечные размеры в начале и конце канала для данного цилиндрического сечения на диаметре D;  - длина канала.
 Рекомендуется принимать n  8….10°. Экспериментальные исследования показали, что снижения угла n положительно влияет на работу колеса. Очевидно, что наибольший угол раскрытия канала соответствует цилиндрическому сечению на диаметре D1, где имеется наименьший угол  . Уменьшения угла n достигается применением рабочих колес с большими значениями  или путем увеличения осевой протяженности колеса. Повысить КПД компрессора можно в результате использования рабочих колес с загнутыми назад лопатками, а также колес закрытого типа. Но при использовании колес с загнутыми назад лопатками существенно уменьшается напорность. По этой причине, а также в связи с усложнением технологии изготовления, такие колеса в турбокомпрессорах пока не нашли применения. Как показали результаты исследований, применение в компрессоре колес закрытого типа позволяет повысить КПД на 2…4 %.   3.3 Диффузоры. В турбокомпрессорах применяются безлопаточные и лопаточные диффузоры. КПД безлопаточного диффузора не превышает 0,6…0,8. Это объясняется потерями на трение из-за большой длины траектории движения воздуха. В выполненных конструкциях компрессоров отношение наружного диаметра безлопаточного диффузора к наружному диаметру колеса составляет 1,6…1,8. Применение лопаточного диффузора позволяет повысить КПД и коэффициент напора компрессора за счёт увеличения степени преобразования кинетической энергии в давление на 5…6 % . В то же время лопаточный диффузор имеет более крутые характеристики. Выбор типа диффузора определяется требованиями к величине КПД компрессора и пологости характеристики. Повышение статистического давления в безлопаточном диффузоре зависит от разности кинетической энергии потока на входе и выходе и от потерь энергии в нем.  D  . (3.12)
 Потери трения в безлопаточном диффузоре определяются по выражению  , (3.13)
 где  - коэффициент трения; Р - периметр поперечного сечения канала; F - площадь поперечного сечения канала.   В безлопаточном диффузоре принимают  =0,8…1,0. Обычно для крупных турбокомпрессоров  = 0,15…0,030, для малых  = 0,025…0,040. Преобразование кинетической энергии воздуха в давление в лопаточном диффузоре описывается уравнением:   D  , (3.14) где Z4 потери трения в лопаточном диффузоре  Обычно коэффициент трения  = 0,15…0,35. Степень диффузорности лопаточного диффузора определяется по выражению:  , (3.15)
 где  . В этом выражении  - коэффициент загромождения на выходе из диффузора (  = 0,86…0,94).  -коэффициент, учитывающий отставания потока, по опытным данным  = 1,05…1,07.
 В современных турбокомпрессорах  = 1,7…2,5. Ширина лопаточного диффузора на входе принимается равной  =(0,9…1,0)  , на выходе принимается  или  Угол наклона стенки диффузора в меридиональной плоскости выбирается в пределах  = 4…6°.
 Число лопаток диффузора  выбирается из условия получения требуемого угла раскрытия эквивалентного диффузора  . Для уменьшения вероятности вибрации лопаток колеса принимают  = 13, 17, 19, 23, 29, 31 и т.д., то есть выбирают простые числа. Угол раскрытия эквивалентного диффузора выбирается в пределах  = 6…8° , чему соответствует отношение диаметров  1,3…1,4. Углы потока на входе в лопаточный диффузор  и на выходе    , а также лопаточные углы  и  определяются по выражениям   
   
 Величину горловин на входе в лопаточный диффузор можно определить из уравнения  , (3.16)
 где  = 1,0…1,1.     Спиральная камера Спиральная камера служит для организации равномерного отвода воздуха от рабочего колеса. Преобразование кинетической энергии воздуха в спиральной камере определяется разностью кинетических энергий потока на входе и выходе и потерями энергии в ней:  D  . (3.17)
 Скорость потока в конце спиральной части камеры принимается равной скорости потока на выходе из компрессора.  (3.18)
 Потери энергии в спиральной камере складываются: 1) из потерь на внезапное расширение потока; 2) из потерь трения на движение потока в камере; 3) из потерь энергии в выходной части спиральной камеры; Обычно коэффициент потерь энергии в спиральной камере  0,16…0,30. Выходные устройства концевой ступени центробежного компрессора по конструкции могут быть разделены на два типа: 1) спиральные камеры (улитки), характеризующиеся увеличением сечений с возрастанием угла охвата; 2) кольцевые камеры, имеющие постоянное сечение вдоль выходной окружности. Простейшие спиральные камеры выполняются в меридиональном сечении симметричными относительно линии, походящей через середину ширины  нормально к оси вращения ротора. Наиболее часто встречающиеся формы сечения: трапециевидная, прямоугольная и круговая. Сечения могут быть расположены асимметрично. Существующие исследования течения в спиральных камерах показывают его весьма сложный характер, особенно вблизи языка улитки. При расчёте сечения спиральной камеры обычно принимают два исходных допущения: 1) поток на входе в улитку является осе симметричным; 2) влиянием вязкости можно пренебречь и принять      
 
 
 
 |