Современные концепции реабилитации Содержание курса Тема 1. Понятие реабилитации, основные современные концепции реабилитации Содержание программы Предмет и задачи курса «Основы социальной реабилитации и профессиональной ориентации». Понятие «реабилитация» и «абилитация» в специальном образовании. Общий подход к психолого-педагогической и социальной реабилитации. Современные концепции реабилитации. Роль общества в реабилитации. Российская Федеральная программа «Дети-инвалиды». Понятие о профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями. План 1. Понятие «реабилитация» и «абилитация» в специальном образовании. 2. Задачи и принципы реабилитации. 3. Основные условия реабилитации. 4. Современные концепции реабилитации. 5. Роль общества в реабилитации. 6. Российская Федеральная программа «Дети-инвалиды». Литература 1. Аксёнова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2005. 2. Вопросы социокультурной реабилитации детей-инвалидов / Сост. О.С. Андреева, С.Н. Лаврова – М.: ФБМСЭ, 2005. 3. Всероссийская конференция по проблемам детей-инвалидов: Партнёрство во имя развития. 15 – 17 декабря 1998 г. – М., 1998. Понятие «реабилитация» и «абилитация» в специальном образовании Реабилитация - восстановление утраченной функции. Понятие реабилитация включает: 1) медицинские меры – восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортопротезирование; 2) социальные меры – социально-бытовая и социально-средовая адаптация детей-инвалидов; 3) психолого-педагогическую коррекцию и адаптацию; 4) профессиональную абилитацию и реабилитацию, в том числе и профессиональную ориентацию, профессиональное образование и трудоустройство. Процесс реабилитации подразделяется на этапы: 1. Восстановительное лечение. 2. Адаптация — развитие возможностей приспособления инвалида к условиям внешней среды; ведущая роль здесь принадлежит психосоциальным воздействиям, направленным на стимуляцию социальной активности личности пострадавшего. 3. Собственно реабилитационный этап — восстановление прежних отношений инвалида с окружающей действительностью. Абилитация - становление отсутствующих на данный возраст функций. В дословном переводе с латыни абилитация — это приобретение способности к чему-либо. В отношении детей с врожденными и рано приобретенными нарушениями развития речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном ее формировании. Задачи и принципы реабилитации Принципы реабилитации: · принцип партнерства и апелляции к личности инвалида; · принцип разносторонности усилий, вовлечения в реабилитационный процесс разных сторон жизни инвалида; · единство психосоциальных и биологических методов воздействия; · ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий. Задачи реабилитации: 1. Ускорение процесса восстановления нарушенной функции. 2. Ускорение выработки компенсации утерянной функции. 3. Разработка адаптации ребенка при наличии неустранимого дефекта. 4. Предупреждение развития у инвалида госпитализма и иждивенчества. Основные условия реабилитации Условия эффективности методов абилитации и реабилитации физических и психических функций у детей-инвалидов включают: 1) раннюю диагностику основного заболевания или нарушения у ребёнка, контроль динамики изменений отдельных функций; 2) выявление вторичных нарушений вследствие первичного дефекта; 3) современное и своевременное проведение клинической и функциональной диагностики; 4) обоснованное назначение диетического, медикаментозного лечения, физиотерапии, санаторного лечения; 5) психологическую и социальную поддержку семьи; 6) возможность обеспечения техническими средствами абилитации, реабилитации и компенсации функций; 7) оценка потенциала зоны ближайшего развития и обучаемости ребёнка; 8) комплексный подход к реабилитации и реабилитации; 9) использование возможности макро и микро среды ребёнка; 10) адаптация родителей к состоянию ребёнка, при необходимости психологическая коррекция и реабилитация родителей. Современные концепции реабилитации Концепция современной социально-культурной реабилитации В современном мире все очевиднее проявляется роль и значение духовно-воспитательных аспектов в жизнедеятельности каждого человека, члена общества. Приоритетными качествами человека становятся: развитость его интеллекта, гуманистическое отношение к окружающим, участие в образовательных и культурных процессах общества. От степени включенности каждого гражданина в социально-культурные взаимодействия (его социально-культурной интеграции в общество) во многом зависит качество его жизни, социальный статус. В научной сфере признана эффективность терапевтического воздействия культуры и искусства как на здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями. Социально-культурная деятельность во всем ее многообразии занимает достойное место в комплексе мер реабилитации инвалидов. Это позволяет рассматривать социально-культурную реабилитацию как самостоятельное направление в социальной работе с инвалидами для решения задачи их социально-культурной интеграции в общество. В основу концепции социально-культурной интеграции инвалидов могут быть взяты положения теории социально-культурной деятельности (СКД). Данная деятельность представляет собой исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры, культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Данное определение отражает процессы трансформации духовных ценностей и потребностей общества как социально-культурной системы, новый более высокий уровень педагогического осмысления огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере, определяет ее теорию и практику в виде самостоятельного педагогического направления. Данная концепция основывается на системе принципов, к основным из которых следует отнести принципы: всеобщего массового культуротворчества, гуманизма, диалектического единства и преемственности, социальной значимости, инвариантности и многомерности, содержательности и репродуктивности, законности, равноправия, системного подхода, сотрудничества, самореализации, самопознания и самодеятельности, мультиконтактности, оценивания и критичности. В современной системе социально-культурной интеграции реабилитация охватывает не все население, а лишь те группы людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации – инвалидов и других. Включение таких групп населения в интеграционную систему невозможно без предварительной, специально организованной подготовки – комплексной реабилитации. В ее содержание различные компоненты (виды реабилитации): медицинская, профессионально-трудовая, бытовая, социальная (в том числе социально-культурная), педагогическая, психологическая, политическая, экономическая. Концепцию современной социально-культурной реабилитации, ориентированной на успешную интеграцию инвалидов в общество, можно обозначить следующей формулой: от усилий государства для улучшения жизни населения (в нашем случае его группы – инвалидов) – к самостоятельности и инициативе самого населения (инвалидов), к сознательному культурному росту масс, который достигается, прежде всего, за счет оптимизации коммуникативной деятельности. Практика применения положений данной концепции свидетельствует: для многих инвалидов занятие видами социально-культурной деятельности, вхождение в коммуникативные связи кроме удовольствия, отдыха и развития творческих способностей является средством жизнеобеспечения, поскольку производство материальных ценностей и продуктов культуры помогает выживать. Сегодня в различных направлениях (реабилитационных, психолого-педагогических и других) социальной работы уже используются экспериментальные социально-культурные методики и технологии. Это игровые, рекреационные, развивающие, культуротерапевтические, проективные, креативные технологии. Однако социальные учреждения испытывают острую необходимость в научно-методическом обеспечении и овладении социально-культурными технологиями. Решение множества коммуникативных проблем интеграции в досуговой среде (методических, организационных и других) зависит во многом от финансовых, материальных, кадровых возможностей органов местного самоуправления. Успех социально-культурной реабилитации инвалидов во многом определяется тем, насколько полно и точно реализуются принципы ее организации и осуществления. Основными принципами социокультурной реабилитации являются: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния инвалида, условий осуществления реабилитационных мероприятий. В настоящее время система принципов социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями уточняется и дополняется. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, изменением политической и экономической жизни российского общества, динамикой потребностей и интересов инвалидной категории и здорового населения. Это процесс естественный, органичный, развивающийся в соответствии с диалектическим законом. Обоснование Концепции совершенствования комплексной (медико-социальной, педагогической и психологической) реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства В настоящее время здоровье детей-инвалидов и взрослых инвалидов с детства в Российской Федерации представляет серьезную медико-социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением возрастной структуры и увеличением частоты хронических. Повышение уровня детской инвалидности за последние десять лет обусловлено, наряду с ростом заболеваемости детей, недостаточным уровнем ранней диагностики тяжелых инвалидизирующих заболеваний, расширением медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом. Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями воспитываются в семье, 1/3 - находятся в специализированных и интернатных учреждений. Главными причинами, негативно влияющими на конечный результат комплексной реабилитации и социальной адаптации детей инвалидов и инвалидов с детства, являются недостаток квалифицированных кадров и отсутствие общепринятых методик в комплексной реабилитации. Кроме того, медицинскими работниками недооцениваются психолого-педагогические и социальные аспекты реабилитации, а социальными служащими - необходимость и значимость медицинского этапа реабилитации. Требуют совершенствования стандарты реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства с учетом современных реабилитационных технологий. На основе проведения комплексных медико-социальных и психолого-педагогических реабилитационных мероприятий возможна выработка как теоретических принципов, так и практической методологии процесса комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства. Служба реабилитации инвалидов призвана скоординировать усилия специалистов различного профиля обеспечить необходимый уровень диагностического обслуживания, комплексный подход к организационному и научно-методическому обеспечению реабилитационных мероприятий детям-инвалидам. Важной проблемой в системе реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства является развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений для осуществления ранней диагностики не только основного заболевания, но и сопутствующей соматической патологии и оказания своевременной реабилитационной помощи. В настоящее время оснащение Все вышесказанное является свидетельством назревшей необходимости создания службы реабилитации детей-инвалидов и службы реабилитации инвалидов с детства независимо от возраста в Российской Федерации. Разделы Концепции I.Введение. II.Основные направления государственной политики в области оказания комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста. III.Цель и задачи Концепции совершенствования комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства в Российской Федерации. IV.Механизмы реализации Концепции совершенствования медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства в Российской Федерации. V.Научные исследования в области детской и взрослой реабилитологии, в частности, нейрореабилитологии. VI.Структура службы комплексной реабилитации детей-инвалидов инвалидов с детства независимо от возраста в Российской Федерации. VII.Система подготовки, переподготовки и усовершенствования кадров в области комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста. VIII.Работа по повышению информированности общества в вопросах инвалидности и реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства. |