МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Современные концепции реабилитации





Содержание курса

Тема 1. Понятие реабилитации, основные современные концепции реабилитации

Содержание программы


Предмет и задачи курса «Основы социальной реабилитации и профессиональной ориентации». Понятие «реабилитация» и «абилитация» в специальном образовании. Общий подход к психолого-педагогической и социальной реабилитации. Современные концепции реабилитации. Роль общества в реабилитации. Российская Федеральная программа «Дети-инвалиды». Понятие о профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями.

 

План

1. Понятие «реабилитация» и «абилитация» в специальном образовании.

2. Задачи и принципы реабилитации.

3. Основные условия реабилитации.

4. Современные концепции реабилитации.

5. Роль общества в реабилитации.

6. Российская Федеральная программа «Дети-инвалиды».

 

Литература

1. Аксёнова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2005.

2. Вопросы социокультурной реабилитации детей-инвалидов / Сост. О.С. Андреева, С.Н. Лаврова – М.: ФБМСЭ, 2005.

3. Всероссийская конференция по проблемам детей-инвалидов: Партнёрство во имя развития. 15 – 17 декабря 1998 г. – М., 1998.

 

Понятие «реабилитация» и «абилитация» в специальном образовании

 

Реабилитация - восстановление утраченной функции.

Понятие реабилитация включает:

1) медицинские меры – восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортопротезирование;

2) социальные меры – социально-бытовая и социально-средовая адаптация детей-инвалидов;

3) психолого-педагогическую коррекцию и адаптацию;

4) профессиональную абилитацию и реабилитацию, в том числе и профессиональную ориентацию, профессиональное образование и трудоустройство.

Процесс реабилитации подразделяется на этапы:

1. Восстановительное лечение.

2. Адаптация — развитие возможностей приспособления инвалида к условиям внешней среды; ведущая роль здесь принадлежит психосоциальным воздействиям, направленным на стимуляцию социальной активности личности пострадавшего.

3. Собственно реабилитационный этап — восстановление прежних отношений инвалида с окружающей действительностью.

Абилитация - становление отсутствующих на данный возраст функций.

В дословном переводе с латыни абилитация — это приобретение способности к чему-либо. В отношении детей с врожденными и рано приобретенными нарушениями развития речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном ее формировании.

Задачи и принципы реабилитации

 

Принципы реабилитации:

· принцип партнерства и апелляции к личности инвалида;

· принцип разносторонности усилий, вовлечения в реабилитационный процесс разных сторон жизни инвалида;

· единство психосоциальных и биологических методов воздействия;

· ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий.

Задачи реабилитации:

1. Ускорение процесса восстановления нарушенной функции.

2. Ускорение выработки компенсации утерянной функции.

3. Разработка адаптации ребенка при наличии неустранимого дефекта.

4. Предупреждение развития у инвалида госпитализма и иждивенчества.

 

Основные условия реабилитации

 

Условия эффективности методов абилитации и реабилитации физических и психических функций у детей-инвалидов включают:



1) раннюю диагностику основного заболевания или нарушения у ребёнка, контроль динамики изменений отдельных функций;

2) выявление вторичных нарушений вследствие первичного дефекта;

3) современное и своевременное проведение клинической и функциональной диагностики;

4) обоснованное назначение диетического, медикаментозного лечения, физиотерапии, санаторного лечения;

5) психологическую и социальную поддержку семьи;

6) возможность обеспечения техническими средствами абилитации, реабилитации и компенсации функций;

7) оценка потенциала зоны ближайшего развития и обучаемости ребёнка;

8) комплексный подход к реабилитации и реабилитации;

9) использование возможности макро и микро среды ребёнка;

10) адаптация родителей к состоянию ребёнка, при необходимости психологическая коррекция и реабилитация родителей.

 

Современные концепции реабилитации

 

Концепция современной социально-культурной реабилитации

В современном мире все очевиднее проявляется роль и значение духовно-воспитательных аспектов в жизнедеятельности каждого человека, члена общества. Приоритетными качествами человека становятся: развитость его интеллекта, гуманистическое отношение к окружающим, участие в образовательных и культурных процессах общества. От степени включенности каждого гражданина в социально-культурные взаимодействия (его социально-культурной интеграции в общество) во многом зависит качество его жизни, социальный статус. В научной сфере признана эффективность терапевтического воздействия культуры и искусства как на здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями. Социально-культурная деятельность во всем ее многообразии занимает достойное место в комплексе мер реабилитации инвалидов. Это позволяет рассматривать социально-культурную реабилитацию как самостоятельное направление в социальной работе с инвалидами для решения задачи их социально-культурной интеграции в общество.

В основу концепции социально-культурной интеграции инвалидов могут быть взяты положения теории социально-культурной деятельности (СКД). Данная деятельность представляет собой исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры, культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Данное определение отражает процессы трансформации духовных ценностей и потребностей общества как социально-культурной системы, новый более высокий уровень педагогического осмысления огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере, определяет ее теорию и практику в виде самостоятельного педагогического направления.

Данная концепция основывается на системе принципов, к основным из которых следует отнести принципы: всеобщего массового культуротворчества, гуманизма, диалектического единства и преемственности, социальной значимости, инвариантности и многомерности, содержательности и репродуктивности, законности, равноправия, системного подхода, сотрудничества, самореализации, самопознания и самодеятельности, мультиконтактности, оценивания и критичности.

В современной системе социально-культурной интеграции реабилитация охватывает не все население, а лишь те группы людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации – инвалидов и других. Включение таких групп населения в интеграционную систему невозможно без предварительной, специально организованной подготовки – комплексной реабилитации. В ее содержание различные компоненты (виды реабилитации): медицинская, профессионально-трудовая, бытовая, социальная (в том числе социально-культурная), педагогическая, психологическая, политическая, экономическая.

Концепцию современной социально-культурной реабилитации, ориентированной на успешную интеграцию инвалидов в общество, можно обозначить следующей формулой: от усилий государства для улучшения жизни населения (в нашем случае его группы – инвалидов) – к самостоятельности и инициативе самого населения (инвалидов), к сознательному культурному росту масс, который достигается, прежде всего, за счет оптимизации коммуникативной деятельности.

Практика применения положений данной концепции свидетельствует: для многих инвалидов занятие видами социально-культурной деятельности, вхождение в коммуникативные связи кроме удовольствия, отдыха и развития творческих способностей является средством жизнеобеспечения, поскольку производство материальных ценностей и продуктов культуры помогает выживать.

Сегодня в различных направлениях (реабилитационных, психолого-педагогических и других) социальной работы уже используются экспериментальные социально-культурные методики и технологии. Это игровые, рекреационные, развивающие, культуротерапевтические, проективные, креативные технологии. Однако социальные учреждения испытывают острую необходимость в научно-методическом обеспечении и овладении социально-культурными технологиями.

Решение множества коммуникативных проблем интеграции в досуговой среде (методических, организационных и других) зависит во многом от финансовых, материальных, кадровых возможностей органов местного самоуправления.

Успех социально-культурной реабилитации инвалидов во многом определяется тем, насколько полно и точно реализуются принципы ее организации и осуществления.

Основными принципами социокультурной реабилитации являются: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния инвалида, условий осуществления реабилитационных мероприятий.

В настоящее время система принципов социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями уточняется и дополняется. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, изменением политической и экономической жизни российского общества, динамикой потребностей и интересов инвалидной категории и здорового населения. Это процесс естественный, органичный, развивающийся в соответствии с диалектическим законом.

Обоснование Концепции совершенствования комплексной (медико-социальной, педагогической и психологической) реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства

В настоящее время здоровье детей-инвалидов и взрослых инвалидов с детства в Российской Федерации представляет серьезную медико-социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением возрастной структуры и увеличением частоты хронических.
Повышение уровня детской инвалидности за последние десять лет обусловлено, наряду с ростом заболеваемости детей, недостаточным уровнем ранней диагностики тяжелых инвалидизирующих заболеваний, расширением медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом.
Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями воспитываются в семье, 1/3 - находятся в специализированных и интернатных учреждений.

Главными причинами, негативно влияющими на конечный результат комплексной реабилитации и социальной адаптации детей инвалидов и инвалидов с детства, являются недостаток квалифицированных кадров и отсутствие общепринятых методик в комплексной реабилитации. Кроме того, медицинскими работниками недооцениваются психолого-педагогические и социальные аспекты реабилитации, а социальными служащими - необходимость и значимость медицинского этапа реабилитации.
Требуют совершенствования стандарты реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства с учетом современных реабилитационных технологий.
На основе проведения комплексных медико-социальных и психолого-педагогических реабилитационных мероприятий возможна выработка как теоретических принципов, так и практической методологии процесса комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства.
Служба реабилитации инвалидов призвана скоординировать усилия специалистов различного профиля обеспечить необходимый уровень диагностического обслуживания, комплексный подход к организационному и научно-методическому обеспечению реабилитационных мероприятий детям-инвалидам.
Важной проблемой в системе реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства является развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений для осуществления ранней диагностики не только основного заболевания, но и сопутствующей соматической патологии и оказания своевременной реабилитационной помощи. В настоящее время оснащение
Все вышесказанное является свидетельством назревшей необходимости создания службы реабилитации детей-инвалидов и службы реабилитации инвалидов с детства независимо от возраста в Российской Федерации.

Разделы Концепции

I.Введение.

II.Основные направления государственной политики в области оказания комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста.

III.Цель и задачи Концепции совершенствования комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства в Российской Федерации.

IV.Механизмы реализации Концепции совершенствования медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства в Российской Федерации.

V.Научные исследования в области детской и взрослой реабилитологии, в частности, нейрореабилитологии.

VI.Структура службы комплексной реабилитации детей-инвалидов инвалидов с детства независимо от возраста в Российской Федерации.

VII.Система подготовки, переподготовки и усовершенствования кадров в области комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста.

VIII.Работа по повышению информированности общества в вопросах инвалидности и реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.